СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному языку (русскому) предназначена для обучения учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Программа рассчитана на изучение родного языка 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИШНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ



Рассмотрена на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № __

от ___________ 2019г.

Руководитель ШМО: ______

Н. П. Ничипорчук

Согласована с заместителем директора по УВР ________________ 2019 г. ____________Н.И. Бабичева

Утверждена Приказом № ___ от ___________ 2019 г. Директор школы:

________ П.И. Сасин











Рабочая программа

по родному языку (русскому)

для 9 класса

(Срок реализации - 1 года)









Составитель: Скрипко Виктория Васильевна, учитель I квалификационной категории









Вишнево - 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родному языку (русскому) предназначена для обучения учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

  • Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 9 классов образовательных организаций, рекомендованной отделением учителей русского языка и литературы регионального УМО в системе общего образования

Курской области;

  • Основной образовательной программы основного общего образования Вишневской СОШ;

  • Устава Вишневской СОШ;

  • Учебного плана Вишневской СОШ на 2019 – 2020 учебный год;

  • Положения о рабочей программе педагога (Приказ № 22 от 31.03.2016 года).

Программа рассчитана на изучение родного языка 1 час в неделю, всего 34 часа в год.





























ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Речь и речевое общение.

Выпускник научится:

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность.

Выпускник научится:

  • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать и комментировать речь в устной форме.

Чтение.

Выпускник научится:

    • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

    • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

    • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

    • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

    • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,

  • том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение.

Выпускник научится:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

  • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

Письмо.

Выпускник научится:

  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности;

  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • писать рефераты;

  • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.

Текст.

Выпускник научится:

  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка.

Выпускник научится:

  • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,

научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

  • речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке.

Выпускник научится:

  • характеризовать основные социальные функции русского языка в России.

место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

  • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

  • оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Язык и культура.

Выпускник научится:

- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского родного языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя русского родного языка.































СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



пп

Наименование разделов

Кол-во

часов

В том числе

Тест

Творческая работа (защита проекта)

  1. 1.

Язык и культура

7


1

  1. 2.

Культура речи

10

1


  1. 3.

Речь. Речевая деятельность. Текст.

17


2


Всего

34

1

3









































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Язык и культура

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.

Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Русские имена. Имена исконные, краткие сведения по их этимологии.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычныхслов.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательныхместоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарныепометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.






















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание

Примечание

План

Факт.

РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (7 часов)


1.

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Роль родного языка в жизни человека.

1

1






2.

Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.

1





3.

Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

1





4.

Развитие языка как объективный процесс.

1





5.

Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке.

1





6.

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум».

1





7.

Р. р. Творческая работа «Экология языка».

1





РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10 часов)

8.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.

1





9.


Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

1






10.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.

1





11.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.

1





12.


Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

1





13.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений.

1





14.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

1





15.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

1





16.

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1





17.

Р.р. Контрольный тест по разделу «Культура речи».

1





РАЗДЕЛ 3. РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (17 часов)

18.


Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Интонация и жесты.

Формы речи: монолог и диалог.

1







19.


Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

1





20.

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения.

1





21.

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения.

1





22.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

1





23.

Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

1





24.

Основные признаки текста. Виды абзацев. Заголовки текстов. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

1





25.

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации.

Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

1





26.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства.

Способы опровержения доводов оппонента.

1






27.

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

1





28.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь.

1





29.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

1





30.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

1





31.

Публицистический стиль.

1





32.

Язык художественной литературы.

1





33.

Защита проекта по предложенной теме.

1





34.

Защита проекта по предложенной теме.

1






Всего

34









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!