СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку (русскому)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 8,9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку (русскому)»


Рабочая программа по предмету «родной русский язык» реализуется через учебно-методический комплекс под редакцией Т.А.Ладыженской.


На обучение родного русского языка в 8-ом классе отводится 17 часов в год (0,5 часов в неделю), в 9-ом классе 34 часа в год (1 час в неделю).

Планирование составлено на основе авторской программы /М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского – М.; Просвещение, 2012г./


Раздел I Планируемые результаты


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. 

Личностные результаты освоения программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Понимание  родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.

6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

 8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

11. Сформированность основ экологической культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию;

  • подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • определять идею текста;

  • преобразовывать текст;

  • оценивать содержание и форму текста.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

При изучении литературы, обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы.

В ходе изучения произведений родной литературы, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.

 В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Предметные результаты

Ученик научится:

1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

Ученик получит возможность научиться:

1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.








































Раздел II Содержание учебного предмета

8 класс


Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (обще восточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

Раздел 2. Культура речи (5 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с

подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).

Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

Речевой этикет

Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (7 ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Текст как единица языка и речи

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.


9 класс


Раздел I. Введение (1ч.)

Лингвистика как наука. Разделы лингвистики. Связь лингвистики с другими науками. Предмет общего языкознания. Основные проблемы общего языкознания.

Раздел II. Язык и речь (8ч.)

1. Происхождение языка.

Биологические и социальные предпосылки возникновения языка. Гипотезы происхождения языка.

2. Природа и сущность языка.

Взгляды на природу языка. Язык и мышление. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах.

3. Язык – система знаков.

 Знаки – единицы языка. Структура языка. Основные типы знаков. Безусловные и условные знаки. Система знаков. Типы систем. Дифференциальные и интегральные признаки знака. Система языка.

4. Функции языка.

Основные функции языка: коммуникативная и когнитивная.

5. Язык и речь.

Разграничение понятий «язык» и «речь».

6. Социально-функциональная структура языка.

Внутреннее строение языка. Литературный язык и территориальные диалекты.     Признаки литературного языка. Территориальные и социальные диалекты. Просторечие.

7. Классификация языков.

Языковая семья. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейские языки. Другие языковые семьи. Понятие о мировых языках.

8. Происхождение и развитие письма.

Стадии развития письма. Пиктографическое письмо. Идеографическое письмо. Фонографическое письмо.

Раздел III. Фонетика. Выразительные средства фонетики (5ч.)

1. Артикуляционная база языка.

Фонетика. Речевой аппарат человека. Комбинаторные изменения: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация. Редукция.

2. Слог. Ударение и интонация.

 Виды слогов. Строение слога. Дифтонги. Деление слова на слоги и членение слова на морфемы. Ударение. Типы ударения. Функции ударения. Энклитики и проклитики. Интонационные схемы.

3. Понятие о фонеме.

 Фонема, её основная функция. Дифференциальные признаки фонем. Парные фонемы. Слабая и сильная позиция фонем. Варианты фонем. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков.

4.   Звукопись: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. Звукоподражания в загадках. Орфоэпия. Орфоэпия поэтическая. Рифма.

Раздел IV. Лексикология.  Выразительные средства лексики (7ч.)

1. Слово как предмет лексикологии.

 Лексика. Лексикология. Слово как фонетическая, лексическая и грамматическая единица. Двусторонняя природа слова. Основные функции слова. Классификация лексики. Пути пополнения словарного состава языка.

2. Лексическое значение и его типы.

Классификация лексических значений. Явление многозначности. Прямое и переносное значение. Виды переносных значений.

3. Фразеологические единицы.

 Фразеологизмы. Особенность фразеологизмов. Классификация фразеологизмов. Источники фразеологии.

4. Метафора. “Скрытое сравнение”. Инверсия и метафора в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Парус”.

5. Метонимия и синекдоха. Тропы и фигуры в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

6. Эпитет как разновидность тропа.

7. Гипербола и литота.

Раздел V. Морфемика и словообразование (3ч.)

1. Понятие о морфеме.

Морфема. Типы морфем. Основа слова. Функции аффиксов.

Исторические изменения морфемного состава слова: опрощение, переразложение, осложнение.

2. Основные способы словообразования.

     Словообразование. Словообразовательный тип. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

3. Паронимы, парономасы. Выразительные средства словообразования в пословицах, поговорках, загадках.

Раздел VI. Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур (1ч.)

1. Юмор, ирония, сарказм, гротеск. Каламбур.

Раздел VII. Грамматика.  Выразительные средства синтаксиса (9ч.)

1. Грамматический строй языка.

Грамматика. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Разделы грамматики.

2. Морфология.

Морфология. Части речи. Парадигма. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Междометия.

3. Синтаксис.

 Синтаксис. Словосочетание: структура, классификация, функция. Предложение: структура, классификация, функция. Понятие предикативности. Члены предложения. Актуальное членение предложения.  

4.   Риторические вопросы и обращения. Риторическое восклицание. Инверсия.

5.   Антитеза (противопоставление). Анализ стихотворения А.А.Блока “Полный месяц встал над лугом...”

6. Оксюморон.













































Раздел III


Тематическое планирование 8 класс

п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Язык и культура.

5

2

Культура речи.

5

3

Речь. Речевая деятельность. Текст.

7


Итого

17





Тематическое планирование 9 класс

п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Введение.

1

2

Язык и речь.

8

3

Фонетика. Выразительные средства фонетики.

5

4

Лексикология. Выразительные средства лексики.

7

5

Морфемика и словоообразование.

3

6

Юмор, ирония, сарказм.

1

7

Грамматика. Выразительные средства синтаксиса.

9


Итого

34





































Календарно-тематическое планирование

8 КЛАСС (17 часов)


п/п

Раздел, тема

Количество часов

Дата по плану


Дата по факту


1

Язык и культура (5ч.)

Исконно русская лексика.

1



2

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка.

1



3

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

1



4

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.

1



5

Речевой этикет и вежливость.

1



6

Культура речи (5ч.)

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1



7

Лексические нормы современного русского литературного языка.

1



8

Грамматические нормы современного русского литературного языка.

1



9

Активные процессы в речевом этикете.

1



10

Речевая агрессия.




11

Речь. Речевая деятельность. Текст. (7ч.)

Эффективные приёмы слушания.

1



12

Основные методы, способы  и средства получения, переработки информации.

1



13

Структура аргументации: тезис, аргумент.

1



14

Доказательство и его структура.

1



15

Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

1



16

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.

1



17

Промежуточная аттестация. Контрольный диктант.


1



Календарно-тематическое планирование

9 КЛАСС (34 часа)

п/п

Раздел, тема


Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение (1ч.)

Лингвистика как наука.


1



2

Язык и речь (8ч.)

Происхождение языка.

1



3

Природа и сущность языка.

1



4

Язык – система знаков.

1



5

Функции языка.

1



6

Язык и речь.

1



7

Социально-функциональная структура языка.

1



8

Классификация языков.

1



9

Происхождение и развитие письма.

1



10

Фонетика. Выразительные средства фонетики (5 ч.)

Артикуляционная база языка.

1



11

Слог.

1



12

Ударение. Интонация.

1



13

Понятие о фонеме.

1



14

Звукопись.

1



15

Лексикология. Выразительные средства лексики (7ч.)

Слово как предмет лексикологии.


1



16

Лексическое значение и его типы.

1



17

Фразеологические единицы.

1



18

Метафора.

1



19

Метонимия и синекдоха.

1



20

Эпитет как разновидность тропа.

1



21

Гипербола и литота.

1



22

Морфемика

и словообразование (3ч.)

Понятие о морфеме.

1



23

Основные

способы словообразования

1



24

Паронимы, парономасы.

1



25

Юмор, ирония, сарказм (1ч.)

Юмор, ирония, сарказм.

1



26

Грамматика. Выразительные средства синтаксиса (9ч.)

Грамматический строй языка.

1



27

Морфология.

1



28

Синтаксис.

1



29

Риторические вопросы и обращения.

1



30

Антитеза.

1



31

Оксюморон.

1



32

Умолчание.

1



33

Эллипсис.

1



34

Промежуточная аттестация.

Контрольное тестирование.

1





.























Приложение


8 класс

Промежуточная аттестация 

Диктант

 

      Перелет — тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.

     Одна из загадок природы — способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня — все это торопит в дорогу. Другое дело — возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.

    Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. 

(148 слов)

(По Б. Сергееву)

 

Критерии оценивания:


 «5»

 

«4»

«3»

«2»

Нет ошибок или 1 негрубая (орфографическая или пунктуационная)

Орф.     Пункт.

2        +      2

1        +      3

-         +     4

3 однотип. + 2

 

Орф.        Пункт.

4          +     4

3          +     5

-           +     7

6          +     6

Орф.       Пункт.

7         +     7

6         +     8

5         +     9

8         +     6

















9 класс

Промежуточная аттестация

Контрольное тестирование


1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Огарков поехал дальше, (1) всюду натыкаясь на группы идущих к востоку людей. Но и они были не из его дивизии, (2) и это обеспокоило Огаркова. Он хлестнул коня, (3) но конь, (4) видимо, (5) устал и упорно двигался шагом, (6) заметно припадая на левую заднюю ногу. (Казакевич Э.)

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Спутанная трава в саду полегла, (1) и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, (2) цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, (3) ни проехать, (4) и пастухи перестали гонять в луга стадо. (Паустовский К.)

3. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

А пароход подходил все ближе. Черный, (1) кряжистый, (2) точно скала, (3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в ее светлой равнине, (5) хотя рев его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Фраерман Р.)

4. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Сперва Решетников просто рассматривал закат, (1) удивляясь, (2) как это он не заметил раньше всей его красоты. Но вскоре смутные, (3) ускользающие мысли неясной чередой поплыли в его голове под низкий, (4) мощный гул моторов, (5) торжественный, (6) как органный аккорд. (Соболев Л.)

5. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)

6. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении: 

Приманить и поймать тетерева-одиночку довольно трудно: он очень подозрителен. (Дубровский Е.)

1)Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части

2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

7. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Ехал сюда – рожь начинала желтеть. (Пришвин М.)

1)Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.

2)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

4)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

8. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.

1) Разведчики еще днем выяснили, что на кургане засело десятка полтора гитлеровцев с одним ручным пулеметом. (Алексеев М.)
2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован.(Алексеев М.)
3) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька.(Алексеев М.)

4) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (Акимов И.)

9.  Определите вид придаточного предложения  (например:  обстоятельственное условия)

А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.                                                                    

Б ) Город Коломна находится там, где река Москва впадает в Оку.                                                                

В) Все бросились к месту, где приземлился самолет.                                                                

Г) Теплоход остановился у того берега, где раскинулась ярмарка.                                            

Д) Мы не знали, о чем они договорились.                                          

 Е) Ветер дул с такой силой, что стоять на ногах было невозможно.

10. Укажите вид предложения: 

Артамонова вдруг обняла скука, как будто пред ним широко открыли дверь в комнату, где всё знакомо и так надоело, что комната кажется пустой. (Горький М.)

1)Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

11. Укажите вид предложения: 

Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (Иванов А.)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

12. Укажите вид предложения: 

Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Яковлев Ю.)

1) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

13. Укажите предложение, где  на стыке союзов (1) необходимо поставить запятую.

1) Я думаю, что (1) когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать (М. Г.)

2) Он сказал, что (1) если будет свободен, то вечером придёт ко мне.

3) Я уже подумал, что (1) если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки (П.)

4) За огородом следовали крестьянские избы, которые (1) хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но показывали довольство обитателей (Т.)

14. Прочитай текст. 
(1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2) Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3 )Именно в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

А) В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

Б) Какое из данных слов пропущено в предложении №3?

1) Постольку

2) Всегда

3) Сразу

4) Поэтому


КЛЮЧИ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2,3

1,4

5

2

1

1

2

3

А – обстоят. времени

Б – обстоят. места

В – определительное

Г – определительное

Д - изъяснительное

Е –

обстоятельственное степени и следствия

1

3

2

1

А - 3,5

Б - 4






















30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!