СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку (русскому) 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  составлена для изучения родного языка (русского) в 4 классе в объёме 17 часов в год (в течение одного полугодия). Может использоваться при изучении в объёме 34 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку (русскому) 4 класс.»

Пояснительная записка

Рабочая общеобразовательная программа по родному языку (русскому) для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области, примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования О. М. Александровой, Л. А. Вербицкой, С. И. Богданова, Е. И. Казаковой, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой, Л.А. Рябининой, О.В. Соколовой.

Программа по русскому языку для 4 класса изучается в объеме 17 часов в год (0,5 часа в неделю) на основании учебного плана МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области.

Рабочая программа может реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагога с учащимися определяется школой в соответствии с образовательной программой с учетом потребностей учащихся и условий осуществления образовательной деятельности.

ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагога с учащимися для решения задач персонализации образовательного процесса.

Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Планируемые результаты обучения и освоения содержания предмета «Родной язык (русский)» 4 класс

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос­сии; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценно­стей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обу­чающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительно­сти, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образователь­ной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия наро­дов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе других социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у учащихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Предметные результаты:

  • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

  • использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

  • расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


Ученик научится:

понимать взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

  • осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа;

  • осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;

  • осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;

  • понимать значения фразеологических оборотов, пословиц и поговорок, а также устаревших слов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта;

овладеет основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретет опыт использования языковых норм в речевой практике:

  • осознает важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

  • научится соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка:

  • произносить слова с правильным ударением (расширенный перечень слов);

  • осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;

соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка:

  • выбирать из нескольких возможных слов то, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

  • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка при записи собственного текста;

пользоваться словарями:

  • толковыми - для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

  • орфографическими - для определения нормативного написания слов;

  • фразеологическими, учебными словарями синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

  • орфоэпическими - для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

соблюдать основные нормы русского речевого этикета:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

Ученик получит возможность научиться:

  • употреблять фразеологические обороты, пословицы и поговорки в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

  • редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;

  • соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе русского речевого этикета.


Содержание  учебного предмета  «Родной язык (русский)»  4 класс


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».


Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.


Раздел 3. Секреты речи и текста

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).




Тематическое планирование


Наименование темы

Количество часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

6

2

Язык в действии

3

3

Секреты речи и текста

6

4

Резерв

2


ИТОГО

17 часов







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!