Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Листопадовская средняя общеобразовательная школа Грибановского муниципального района Воронежской области 397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: [email protected] ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150
Принята решением педагогического совета «28 » августа 2020 года ( протокол № 1) | «Утверждаю» Директор школы Чернавина Л.А. |
Рабочая программа по родному русскому языку
7 класс
УМК: О.М.Александрова и др. Русский родной язык 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2020
Составила: Слабженинова Людмила Викторовна,
учитель русского языка и литературы
с.Листопадовка
2020-2021 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых актов и распорядительных документов:
1.Закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Санитарно-эпидемиологических правил СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4.Основной образовательной программы МКОУ Листопадовской СОШ, рассмотренной педагогическим советом 28 августа 2020г (протокол№1) и утвержденной приказом директора школы от 1 сентября 2020г (приказ №1)
5.Программы курса «Русский родной язык»5-9 классы, авторов: О.М.Александровой и др.– М.: Просвещение, 2020 и учебника для общеобразовательных учреждений Русский родной язык. 7класс./ О.М. Александрова и др./ - М.: Просвещение, 2020
Согласно учебному плану на изучение родного русского языка отводится в 7 классе 17 часов в год (0,5 ч. в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»:
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
СОдержание учебного предмета«РОДНОЙ язык (Русский)»
7 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (7 час)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Речевой этикет.
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | | |
2 | Факторы, влияющие на развитие языка. Значение национально-бытовых реалий. | 1 | | |
3 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 1 | | |
4 | Историзмы. Архаизмы. | 1 | | |
5 | Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Лексические заимствования последних десятилетий. | 1 | | |
6 | Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. | 1 | | |
7 | Лексические заимствования последних десятилетий. Компьютерный сленг, названия денежных единиц в русском языке, Интернет-сленг. Подготовка тематического словарика. | 1 | | |
8 | Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | |
9 | Нормы ударения в деепричастиях и наречиях. | 1 | | |
10 | Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости паронимов. | 1 | | |
11 | Варианты грамматической нормы. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. | 1 | | |
12 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. | 1 | | |
13 | Русская этикетная речевая манера общения. Этикет приветствия в русском и иностранном языках. | 1 | | |
14 | Этикетные формулы, бытующие среди детей и подростков на примере обучающихся МКОУ. Подготовка тематического словарика. | 1 | | |
15 | Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. | 1 | | |
16 | Итоговая контрольная работа (тест). | 1 | | |
17 | Итоговое занятие. | 1 | | |
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийный проектор, компьютер
Таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)
Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки)
Экранно-звуковые пособия (видеофильмы)
Список литературы
1.О.М.Александрова и др. Русский родной язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. органиаций. – М.: Просвещение,2020-
2.Василенко М.В., Лагутина Е.В., Денисова М.А. Грамматика русского языка 5-9 класс (в таблицах). – М.: Издат-школа, 1997
3.Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы. – М.: «Дрофа», 1998
4.Таблицы и раздаточный материал для 7 класса.
5.Словари и справочники по правилам орфографии и пунктуации для школьников.