СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку 4класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному русскому языку. Программа разработана к учебнику О.М. Александровой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку 4класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» на основе примерной рабочей программы «Русский родной язык 1—4 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М.Александрова и др.]. —

М. : Просвещение, 2020.

Нормативную правовую основу программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).


Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.



Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Целевыми установками данного курса являются:

  • совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

  • изучение исторических фактов развития языка;

  • расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

  • включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.


3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Исходя из базисного плана МБОУ СОШ им.Н.А.Некрасова на данный предмет в 4 классе дано 17 часов (в I полугодии), 1 час в неделю.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Темы

Часы

Русский язык: прошлое и настоящее

6 ч.

Язык в действии

4 ч.

Секреты речи и текста

7 ч.


Всего:

17 ч.



Количество контрольных работ


четверть

Вид контроля

Кол-во часов

6

I четверть

Итоговая промежуточная аттестация

1 ч.

17

II четверть

Итоговая промежуточная аттестация

1 ч.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»


Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • осознание своей гражданской и национальной принадлежности;

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;

  • эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;

  • личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;

  • способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;

  • способности понимать чувства других людей и сопереживать им;

  • ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.


Предметные

Учащиеся научатся:

  • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;

  • различать и называть:

а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

б) части речи, включая личные местоимения;

в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

  • применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

  • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.


Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

  • самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;

  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

  • ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания;

  • планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;

  • регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.


Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;

  • предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;

  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;

  • строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными членами предложения);

  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно делать выводы;

  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.



Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;

  • передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;

  • владеть диалоговой формой речи;

Учащиеся получат возможность научиться:

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

  • при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;



Содержание учебного предмета

«Русский родной язык»


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».


Раздел 2. Язык в действии (4 часа)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.


Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

(17 часов, 1 час в неделю, I полугодие)


Программа: О.М. Александрова. Русский родной язык. - М: Просвещение, 2019.


Учебник: Русский родной язык. 4 класс: учеб. Пособие для образоват.организаций/О.М.Александрова и др./.- М: Просвещение, 2019.



Дата

Темы уроков

Количество часов

Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.)


Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Слова, связанные с обучением.

1 ч


Вся семья вместе, так и душа на месте. Слова, называющие родственные отношения. Пословицы, поговорки на тему « Семья».

1 ч.


Красна сказка складом, а песня – ладом. Русские традиционные эпитеты. Слова, связанные с качествами и чувствами людей.

1 ч.


Красное словцо не ложь. Фразеологические обороты со словами, называющими домашних животных.

1 ч.


Язык языку весть подаёт. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

1 ч.


Обобщающий урок по разделу: «Русский язык: прошлое и настоящее».

Итоговая промежуточная аттестация.

1 ч.

Язык в действии (4 ч.)


Трудно ли образовывать формы глагола? Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов .

1 ч.


Можно ли об одном и том же сказать по-разному? Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений

1 ч.


Как и когда появились знаки препинания? История возникновения и функции знаков препинания . Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

1 ч.


Обобщающий урок по разделу: «Язык в действии».

1 ч.

Секреты речи и текста (6 ч.) + 1 ч. контроль


Задаём вопросы в диалоге.Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

1 ч.


Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста.Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

1 ч.


Учимся составлять план текста.Составление плана текста, не разделенного на абзацы.

1 ч.


Учимся пересказывать текст. Пересказ с изменением лица.

1 ч.


Учимся оценивать и редактировать тексты.

1 ч.


Обобщающий урок по разделу: «Секреты речи и текста».

1 ч.


Итоговая промежуточная аттестация.

1 ч.




8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебные пособия

1. Русский родной язык. 4 класс: учеб. пособие для образоват. организаций/О.М.Александрова и др./.- М: Просвещение, 2019.


Учебно-методическая литература

Программа: Русский родной язык. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций /под ред. О.М. Александрова идр./. - М: Просвещение, 2019.


Технические средства

  1. Магнитная доска.

  2. Персональный компьютер с принтером.

  3. Интерактивная доска.









12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!