Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом МО РФ ОТ 6 декабря 2009 г. Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, т 29.12.2014 №1643, от 31.12.15 №1576)), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом примерной программы учебного предмета «Русский язык», автора С. В. Иванова, издательства «Вентана Граф», 2011 г. и основных направлений программ, включенных в структуру Основной образовательной программы МБОУ «СОШ п. Волжский» с использованием авторской программы, реализуемого УМК.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета в 1 классе отводится 17 часов, во 2 – 17 часов, в 3 – 17 часов, 4 классе – 17 часов. Уроки проводятся один раз в две недели в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
Цели изучения родного (русского) языка:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Изучение данной предметной области должно обеспечить:
– воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
– приобщение к литературному наследию своего народа;
– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Нацеленность курса на соприкосновение с историей родного языка, на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе общего образования как выразитель и хранитель культуры народа. Ценность курса состоит в большом объеме надпрограммного и практически значимого материала, который позволит ребенку эффективнее взаимодействовать в социуме и решать личностно значимые задачи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать метапредметные универсальные учебные действия, которые базируются, в частности, и на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие обще -учебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку). Текстоцентричность курса связана с возросшей ролью умений оперативно и корректно интерпретировать устную и письменную информацию.
Основные образовательные технологии
Основные образовательные технологии, которые применяются на уроках литературного чтения на родном (русском) языке: проектные, ИКТ, игровые, проблемное обучение, коммуникативные, технология групповой работы.
Формы контроля:
-Опрос.
-Тестирование.
-Проект.
-Итоговой формой оценки деятельности учащегося является комплексная работа в конце 2, 3, 4 классов.
Обоснование выбора учебно-методического комплекта.
Выбор УМК обеспечит реализацию практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
— развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
— формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфологии и синтаксисе;
— формирование навыков культуры речи во всех еѐ проявлениях, умений правильно писать и читать;
— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Результаты освоения предмета
В результате изучения курса родного языка обучающиеся научатся осознавать язык, как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. У школьников начнѐт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, стремление к грамотному использованию. Родной язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования и программу учебного предмета «Родной (русский) язык», будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» должны быть ориентированы на формирование:
уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений;
проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);
Метапредметные результаты освоения учебного предмета должны отражать:
1) овладение познавательными универсальными учебными действиями:
использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;
проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты;
использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного).
2) овладение умениями работать с информацией:
выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);
анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
использовать схемы, таблицы для представления информации;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.
3) овладение регулятивными учебными действиями:
понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;
устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);
осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
готовить небольшие публичные выступления;
соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных электронных устройств.
5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
Предметные результаты изучения учебного предмета должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, отражать сформированность языковой компетенции и обеспечить:
1) осознание роли языка, как основного средства человеческого общения и явления национальной культуры в понимании роли языка, как основного средства человеческого общения; в осознании языка, как одного из главных духовно-нравственных ценностей народа; в понимании значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа;в необходимости овладения родным языком; в проявлении познавательного интереса к родному языку и желанию его изучать;
2) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России: понимание, что родной край - есть часть России, составление высказывания о малой Родине с примерами традиций и обычаев, объединяющих народы России; составление небольших рассказов о взаимосвязях языков, культуры и истории народов России; осознание роли родного языка, как носителя народной культуры, средства еѐ познания, освоения морально-этических норм, принятых в российском обществе; понимание эстетической ценности родного языка, стремление к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;
3) освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);
4) формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке (слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо):
слушание (аудирование) и говорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.); определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания; формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников); решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия); описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций;
чтение и письмо: читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного; составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко); стихи на родном языке; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).
Содержание курса
1 класс
Звуки: Звуки речи. Слово звучащее и написанное. Гласные звуки. Особенности гласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков. Мягкие и твѐрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Сколько звуков и сколько букв в слове. Количество звуков и букв в словах с е, ѐ, ю, я и мягким знаком (ь).
Слова: Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. «Если слово непонятно….»; Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова»; Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик; Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. Говорим тихо – громко.
Речь, текст, предложение: Язык как средство общения. Для чего нужна речь; Устная и письменная речь. Говорим и пишем; Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения; Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простое слово «извините». Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важныеслова; Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Говорим медленно – быстро. Устная речь: Рассказ о месте, в котором живѐшь.
2 класс
Звуки: Звуки речи и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове.Согласные звуки. Звонкие согласные звуки на конце слова.
Слово: Слова, называющие предметы. Слова, называющие признаки действия. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. Неизменяемые слова. Однокоренные слова. Слово и его значение.
Предложения, текст, речь: Различение предложений по цели высказывания и интонации. Что такое текст. Тема текста. Деление текста на части. Части текста и план. Типы текстов: описание и повествование. Типы текстов: научный и художественный.
3 класс
Звуки: Повторяем фонетику. Фонетический разбор слова. Правила обозначения гласных после шипящих. Правописание безударных гласных в корне слова. Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Повторяем фонетику и состав слова. Части речи. Имя существительное. Правописание имѐн существительных. Имя прилагательное. Правописание имѐн прилагательных. Местоимение. Предложения, текст, речь: Заголовок и начало текста. Пишем изложение. Пишем письма. Пишем изложение с элементами сочинения.
4 класс
Звуки: Фонетика и словообразование. Лексическое значение слова.
Морфологический разбор имени существительного. Признаки имени прилагательного. Глагол как часть речи. Правописание глаголов. Глагол в предложении. Наречие. Речь, текст, предложение: Типы текста. Изложение. Изложение с элементами сочинения. Слово. Словосочетание. Предложение. Связь слов в словосочетании. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.
Родной язык рассматривается как комплексный предмет, включающий следующие разделы:
• обучение грамоте,
• развитие речи,
• обучение грамматике.
Тематическое планирование с 1 по 4 класс.
| Тема урока | Количество часов.Дата | Виды деятельности |
1 класс | Раздел 1. Звуки. 1. Звуки речи. Слово звучащее и написанное 2. Гласные звуки. Особенности гласных звуков. 3. Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков. 4. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. 5. Сколько звуков и сколько букв в слове. Количество звуков и букв в словах с е, ѐ, ю, я и мягким знаком (ь) | 5 | Различать звуки и буквы. Анализировать звуковой состав слов. Различать гласные и согласные звуки, их особенности. Моделировать звуковой состав слов. Анализировать звуковые модели различных слов. Сравнивать слова, различающиеся одним или несколькими звуками. Различать слог как минимальную произносительную единицу и делить слова на слоги. Определять место ударения в слове. |
| Раздел 2.Слова. 1. Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. «Если слово непонятно….» 2. Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Волшебное слово. 3. Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова» 4. Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик 5. Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. Говорим тихо - громко | 5 | Различать предложение, слово; классифицировать предложения по цели высказывания; определять восклицательную и невосклицательную интонацию предложеий; уметь переносит слова; различать слова близкие по значению. Составлять небольшие устные тексты на заданную тему. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Знать вежливые слова и использовать их в речи. Составлять небольшие устные тексты с вежливыми словами (речевой этикет); испльзовать в речевом этикете жесты и выражение лица, интонацию. Знать способы уточнения незнакомых слов. Уметь составлять простой толковый словарик. |
| Раздел 3. Речь, текст, предложение. 1. Язык как средство общения. Для чего нужна речь 2. Устная и письменная речь. Говорим и пишем 3. Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения 4. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простое слово «извините» 5. Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важные слова. 6. Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Говорим медленно – быстро. 7. Устная речь: рассказ о месте, в котором живѐшь | 7 | Различать слово, предложение, текст. Различать виды речи. Объяснять значение речи в жизни человека Знать слова приветствия и различать их; уметь приветствовать друг друга по в зависимости от ситуации общения (общественное место или дома), от адресата (ровесник, младше, старше, родственник); составлять диалог со словами приветствия. Уметь составлять устный рассказ на заданную тему. |
2 класс | Раздел 1.Звуки 1. Звуки речи и буквы. 2. Обозначение звуков речи на письме. 3. Ударные и безударные гласные звуки в слове. 4. Согласные звуки. 5. Звонкие согласные звуки на конце слова. | 5 | Уметь выполнять фонетический разбор слов. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, л-р, ц-ч и т.д.). Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство ( о-а, и-у, п-т, л-м, х-ж, ш-т, в-д). Объяснять функцию буквы ь. |
| Раздел 2.Слова. 1. Слово. 2. Слова, называющие предметы. 3. Слова, называющие признаки действия. 4. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. 5. Неизменяемые слова. 6. Однокоренные слова. Слово и его значение. | 6 | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определить грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их. Уметь изменять форму слова. Различать изменяемые слова и неизменяемые слова. Уметь выделять однокоренные слова в тексте, в предложении, в речи. Уметь определять значение слова. |
| Раздел 3. Предложения, текст, речь. 1. Различение предложений по цели высказывания и интонации. 2. Что такое текст. Тема текста. 3. Деление текста на части. Части текста и план. 4. Типы текстов: описание и повествование. 5. Типы текстов: научный и художественный. | 5 | Уметь различать предложения по цели высказывания и интонации. Различать простой набор предложений и текст. Определять тему текста. Уметь делить текст на части и составлять план. Различать типы текстов: описание и повествование; научный и художественный. |
| Итоговая контрольная работа. | 1 | Выполнение заданий комплексной работы. |
3 класс | Раздел 1. Звуки. 1. Повторяем фонетику. 2. Фонетический разбор слова. 3. Правила обозначения гласных после шипящих. 4. Правописание безударных гласных в корне слова. 5. Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. 6. Повторяем фонетику и состав слова. | 6 | Уметь выполнять фонетический разбор слов. Уметь применять правила обозначения гласных после шипящих. Уметь применять правило написания безударных гласных в корне слова. Уметь применять правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Уметь разбирать слова по составу. |
| Раздел 2.Слова. 1. Повторяем состав слова. 2. Части речи. 3. Имя существительное. 4. Правописание имѐн существительных. 5. Имя прилагательное. 6. Правописание имѐн прилагательных. 7. Местоимение. | 7 | Уметь разбирать слова по составу. Уметь различаь части речи – существительное, прилагательное, местоимение. Знать основные правила правописания имен существительных и имен прилагательных.. Проект «Имя существительное» («Имя прилагательное», «Местоимение»). |
| Раздел 3. Предложения, текст, речь. 1. Заголовок и начало текста. 2. Пишем изложение. 3. Пишем письма. Пишем изложение с элементами сочинения | 3 | Уметь озаглавливать текст. Уметь продолжать текст по началу. Уметь писать изложение; изложение с элементами сочинения. |
| Итоговая контрольная работа. | 1 | Выполнять задания комплексной работы. |
4 класс | Раздел 1.Звуки. 1.Фонетика и словообразование (2ч.) 2. Лексическое значение слова (2ч.) | 4 | Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать буквенную запись в транскрипцию. Контролировать правильность проведения фонетического разбора и разбора слова по составу, находить допущенные ошибки, исправлять их. |
| Раздел 2. Слова. 1. Морфологический разбор имени существительного 2. Признаки имени прилагательного. 3. Глагол как часть речи 4. Правописание глаголов. 5. Глагол в предложении. 6. Наречие. | 6 | Уметь выполнять морфолоический разбор изученных частей речи. Уметь называть признаки изученных частей речи (существительные , прилагательные, глаголы, наречия). Знать основные правила правописания глаголов. Знать, какую функцию выполняет глагол в предложении. Проект «Глагол»., «Наречие». |
| Раздел 3. Предложения, текст, речь. 1. Типы текста. 2. Изложение. 3. Изложение с элементами сочинения. 4. Слово. Словосочетание. Предложение. 5. Связь слов в словосочетании. 6. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении | 6 | Различать типы текстов: описание и повествование; научный и художественный. Уметь писать изложение; изложение с элементами сочинения. Уметь различать слово, словосочетание, предложение. Уметь устанавливать связь слов в словосочетании. Различать простое предложение от сложного. Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении. |
| Итоговая контрольная работа. | 1 | Выполнять задания в комплексной работе. |
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Контроль над уровнем достижений обучающихся во 2, 3, 4 классах по родному (русскому) языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий, стандартизированных контрольных работ.
Оценивание письменных работ по родному (русскому) языку
Диктант: "5" – за работу, в которой нет ошибок; "4" – за работу, в которой допущены 1–2 ошибки; "3" – за работу, в которой допущены 3–5 ошибок; "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок. Примечание. Ошибка, дважды допущенная в одном и том же слове, считается как одна, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах, считаются как две. Грамматическое задание: "5" – нет ошибок; "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий; "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий; "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание: "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений; "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1–2 исправления; "3" – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки; "2" – за работу, в которой допущено более 4 ошибок. Словарный диктант: "5" – без ошибок; "4" – 1 ошибка и 1 исправление; "3" – 2 ошибки и 1 исправление; "2" – 3–5 ошибок.
Изложение: "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущены 1–2 исправления; "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления; "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибок и 1–2 исправления; "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями,
отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Сочинение: "5" – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущены 1–2 исправления; "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления; "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, от 3 до 6 орфографических ошибок и 1–2 исправления; "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7– 8 орфографических ошибок, от 3 до 5 исправлений. Примечание. Учитывая, что работа в начальной школе имеет обучающий характер, неудо-влетворительные отметки выставляются только за контрольные изложения.
За работы по развитию речи выставляется: во 2 классе - одна отметка, в 3-4 классах- 2 отметки (первая - за содержание, вторая – за грамотность). При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
В 1 классе безотметочное обучение.
В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577.