СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЫВАНСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

МБОУ «Колыванская СОШ № 2»

633160 РФ, Новосибирская обл. р.п. Колывань, пр-кт Революционный. 21

kolyvansh2@yandex.ru тел/факс 8-38352-51-283


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Колыванская СОШ №2»

_______________________ /А.В.Фаламеева/

31 августа 2022 года


Рабочая программа

по родному (русскому) языку

2-4 классы

2022-2023 учебный год.

Максимова Лариса Николаевна

Высшая квалификационная категория

Пирогова Анастасия Юрьевна

Антонникова Антонида Николаевна

Симонова Лариса Васильевна

Высшая квалификационная категория

Своровская Римма Николаевна

Первая квалификационная категория

Трушкова Оксана Юрьевна

Первая квалификационная категория

Селедкова Алена Валерьевна

Первая квалификационная категория

Гоголева Татьяна Олеговна

Рассмотрена на заседании Согласовано:

школьного методического объединения Зам. директора по НМР

учителей начальных классов __________ /Е.А. Убейко/

протокол № 1 от 30 августа 2022 года 30 августа 2022 года


Председатель МО

______________________ /Своровская Р.Н./

2022 г



Планируемые результаты

Личностные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» должны быть ориентированы на формирование:

1).Уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);

2).Способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений;

3).Проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);

4).Позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);

5). Понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира).

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» должны отражать:

  1. овладение познавательными универсальными учебными действиями: использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;

- проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

-формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;

- устанавливать основания для сравнения;

-формулировать выводы по его результатам;

-объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

-определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты;

-использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

-осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного).

2) овладение умениями работать с информацией:

-выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);

-анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- использовать схемы, таблицы для представления информации;

-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

-соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.

3) овладение регулятивными учебными действиями:

-понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

- планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;

-контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

-оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;

-устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

- осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

-использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

- участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);

-осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

- готовить небольшие публичные выступления;

-соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных электронных устройств.

5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

- понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;

-распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;

-проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность языковой компетенции и обеспечить:

1) осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры: понимать роль языка как основного средства человеческого общения; осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимать значение родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимать необходимость овладения родным языком; проявлять познавательный интерес к родному языку и желание его изучать;

2) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России: понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России; составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народов России; осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средства её познания, освоения морально-этических норм, принятых в российском обществе; понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;

3) освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);

4) формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке (слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо): слушание (аудирование) и говорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.);

-определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста);

различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания;

-формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога;

применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников);

-решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия);

-описывать предмет (название, качества, назначение);

- уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);

-строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).



К концу года второклассник научится:

  • различать слабые и сильные позиции гласных и согласных (парных по звонкости-глухости) звуков;

  • различать позиционное и непозиционное чередование звуков;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • проверять орфограммы слабых позиций (безударные гласные, согласные, парные по звонкости-глухости) в корне слова путем его изменения или подбора однокоренных слов;

  • проверять изученные орфограммы сильных позиций;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

  • безошибочно списывать текст объёмом 50-60 слов высказываниями;

  • писать под диктовку тексты объёмом 35-45 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять ошибки на изученные орфограммы;

  • правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными во 2 классе;

  • подбирать заголовок к тексту, отражающий его тему или основное сообщение (основную мысль);

  • письменно излагать содержание несложного повествовательного текста (с пропуском неизученных орфограмм);

  • восстанавливать деформированный текст;

  • составлять текст по заданному началу или заключительной части;

К концу года второклассник получит возможность научиться:

  • определять фонемный состав слова путем приведения звука в слабой позиции к сильной в той же части слова;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • выполнять работу над орфографическими ошибками, объясняя причины ошибок;

  • анализировать тексты: определять тему, основную мысль, составлять план, выделять ключевые слова;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ на определённую тему;

  • самостоятельно составлять текст повествовательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);

  • составлять письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм);

  • корректировать высказывания и тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

  • оценивать созданные тексты по заданным критериям;

  • редактировать высказывания, тексты с точки зрения речевой правильности.

К концу года третьеклассник научится:

  • определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними;

  • устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из предложения словосочетания;

  • производить элементарный синтаксический разбор предложения; определять тип по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, выделять главные и второстепенные члены, однородные члены предложения;

  • различать типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова и по отношению к закону письма);

  • проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных («названий признаков») путем подстановки в высказывание проверочного слова с окончанием в сильной позиции;

  • проверять орфограммы в окончаниях глагола;

  • правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученные во 2-3 классах;

  • записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами;

  • списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух (70-80 слов).

  • составлять простой план повествовательного и описательного текста;

  • письменно излагать содержание повествовательного и описательного текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм);

  • самостоятельно составлять текст повествовательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);

  • оценивать изложения и сочинения по коллективно выработанным критериям (речевая правильность, сочетаемость слов, выразительность, богатство речи, оригинальность).

К концу года третьеклассник получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее подходящее слово из предложенных для решения коммуникативной задачи;

  • оценивать лексическую сочетаемость слов в тексте;

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • замечать случаи возможного возникновения орфоэпической ошибки;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • составлять собственные задания на изученные орфограммы, работая в позиции учителя;

  • оценивать изложения и сочинения по коллективно выработанным критериям (речевая правильность, сочетаемость слов, выразительность, богатство речи, оригинальность);

  • редактировать чужой и собственный текст, устраняя повторы и другие речевые ошибки.

К концу года четвероклассник научится:

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение, одушевленность - неодушевленность;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

  • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • правильно писать изученные слова в 1-4 классах с непроверяемыми написаниями;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

  • самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);

  • составлять развернутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм).

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

К концу года четвероклассник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

  • определять грамматические значения местоимений (лицо, число, род, падеж);

  • определять наречие (значение признака процесса);

  • образовывать от данного слова другие части речи;

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • пересказывать текст от другого лица;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.



Содержание учебного курса



2 КЛАСС

Наша речь

Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.

Текст

Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.

Предложение

Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова…

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.

Звуки и буквы

Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).

Части речи

Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст рассуждение. Предлоги.

3 КЛАСС

Язык и речь

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Состав слова

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).

Имя существительное

Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

Имя прилагательное

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

Местоимение

Лицо, число, род личных местоимений.

Глагол

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

4 КЛАСС

Предложение

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Имя существительное

Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.

Имя прилагательное

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения

Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Глагол

Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности





2 класс

Содержание программного материала

Количество часов

Характеристика деятельности

1.

Наша речь

1

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Различать устную, письменную речь и речь про себя, осознавать значимость каждого вида речи в жизни людей, в учебной деятельности. Наблюдать за речью окружающих людей и осознавать значимость русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Отличать диалогическую речь от монологической, осознавать их значение в жизни людей.

2.

Текст

3

Определять тему текста, его основную мысль; составлять текст на определенную тему; анализировать текст; озаглавливать текст.

3.

Предложение

3

Различать текст и предложение. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.)

4.

Слова, слова, слова

3

Различать предмет, слово как название этого предмета, лексическое значение этого слова. Определять лексическое значение слова по собственному опыту и по толковому словарю. Определять слово по его лексическому значению. Осознавать, что слово может быть названием многих однородных предметов. Соотносить слово и образное представление предмета, названного этим словом. Классифицировать слова по тематическим группам. Задумываться над этимологией слов, высказывать своё мнение относительно некоторых названий предметов. Различать ударные и безударные слоги, выделять в словах ударение. Наблюдать над смыслоразличительной ролью русского ударения, над подвижностью русского ударения. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов Оценивать результаты своей деятельности. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

5.

Звуки и буквы

3

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать звуки и буквы. Правильно произносить звуки и называть буквы, обозначенные этими звуками. Проводить частичный звуковой анализ слов. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов ( звуковые и буквенные), анализировать их. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова

6.

Части речи

4

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Ставить вопросы к именам существительным, изменять имена существительные по вопросам. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Знакомиться с происхождением русских фамилий (Страничка для любознательных) Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, из Интернета) о происхождении своей фамилии. Распознавать глаголы среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Осознавать местоимение как часть речи. Осознавать предлог как часть речи.

Итого


17ч


3 класс

Содержание программного материала

Количество часов

Характеристика деятельности

1.

Язык и речь

1

Знание единых требований, обладание единой базой знаний для дальнейшего изучения русского языка. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм.

2.

Текст, предложение, словосочетание

2

Определять тему текста, его основную мысль; составлять текст на определенную тему; анализировать текст; озаглавливать текст.

Различать текст и предложение. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.)

3.

Слово в языке и речи

2

Лексическое значение слова. Слово и слог. Звуки и буквы

4.

Состав слова

2

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и

суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

5.

Части речи

2

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.


6.

Имя существительное

2

Анализировать и кратко характеризовать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение

7.

Имя прилагательное

2

8.

Местоимение

2

9.

Глагол

2

Итого


17ч






4 класс

Содержание программного материала

Количество часов

Характеристика деятельности

1.

Предложение

2

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать за союзами, соединяющими части сложного предложения. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.

2.

Слово в языке и речи

2

Анализировать высказывания о русском языке. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Распознавать устаревшие и заимствованные слова. Работать с таблицей «Заимствованные слова». Наблюдать по таблице за словами, пришедшими к нам из других языков. Работать со словарём иностранных слов.

3.

Части речи

1

Различать имена существительные, определять их признаки. Находить имена прилагательные среди других слов в тексте, уметь определять их признаки. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Определять роль местоимений в речи. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

4.

Имя существительное

3

5.

Имя прилагательное

3

6.

Местоимение

3

7.

Глагол

3

Итого


17ч




Поурочное планирование по русскому языку 2 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся(основные учебные умения и действия)

1.

Наша речь

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Текст (3ч)

2.

Что такое текст?

Создание устных и письменных текстов в соот­ветствии с поставленной учебной коммуника­тивной задачей.

Отличать текст от других записей по его признакам.

Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тек­сту.

Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.


3.

Что такое тема и главная мысль текста?

4.

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Предложение (3ч)

5.

Предложение как единица речи, его назначение и признаки

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выби­рать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интона­цию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно.


6.

Знаки препинания конца предложения.

7.

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении.

Слова, слова, слова (3ч)

8.

Слово как общее название многих одно­родных предметов.

Определять значение слова по толковому словарю.

Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.

9.

Прямое и переносное значения слов.

10.

Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.


Звуки и буквы (3ч)

11.

Различие звуков и букв.

Звуки и их обозначение буквами на письме.



12.

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со слова­рями.



13.

Употребление прописной (заглавной) буквы.


Части речи (4ч)

14.

Имя существительное

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов-имён существительных.

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.


15.

Имя прилагательное

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики ка­честв, присущих людям и животным.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

16.

Глагол

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

17.

Местоимение

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения.

Поурочное планирование по русскому языку 3 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся(основные учебные умения и действия)

1.

Язык и речь

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Текст, предложение, словосочетание (2ч)

2.

Текст, типы текстов

Различать текст. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение.

3.

Что такое предложение? Виды предложений по цели высказывания. Что такое словосочетание?

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Слово в языке и речи (2ч)

4.

Слово и его лексическое значение.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

5.

Однозначные и многозначные слова.

Состав слова (2ч)

6.

Корень слова. Однокоренные слова.

Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

7.

Приставка, суффикс, окончание

Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

Части речи (2ч)

8.

Части речи

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

9.

Повторение

Имя существительное(2ч)

10.

Имя существительное как часть речи

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных.

Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению).Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

11.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.

Имя прилагательное (2ч)

12.

Понятие об имени прилагательном как части речи

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать

13.

Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление)

Местоимение (2ч)

14.

Личные местоимения

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

15.

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений

Глагол (2ч)

16.

Понятие о глаголе как части речи

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов.

17.

Упражнение в определении лексического значения глагола



Поурочное планирование по русскому языку 4 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия)

Предложение (2ч)

1.

Предложение как единица речи.

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложения и знака тире в диалогической речи.

2.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Слово в языке и речи (2ч)

3.

Слово и его лексическое значение.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Определять значение слова, пользуясь толковым словарём.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова.

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

4.

Многозначные слова. Заимствованные слова.

Части речи (1ч)

5.

Морфологические признаки частей речи.

Различать изученные части речи.

Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Имя существительное (3ч)

6.

Имя существительное как часть речи

Различать имена существительные, определять признаки имени существительного.

Изменять существительные по падежам.

Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые вопросы.

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Различать имена существительные в начальной и косвенной формах.

7.

Признаки имен существительных

8.

Распознавание падежей имен существительных.

Имя прилагательное(3ч)

9.

Имя прилагательное как часть речи.

Находить имена прилагательные среди других слов в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов.

Определять род имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с именем существительным при образовании словосочетания «существительное + прилагательное».


10.

Род и число имен прилагательных.

11.

Склонение имен прилагательных.

Местоимение (3ч)

12.

Местоимение как часть речи.

Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений.

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам

Различать начальную и косвенную формы личных местоимений.

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

13.

Личные местоимения.

14.

Изменение личных местоимений по падежам.

Глагол (3ч)

15.

Значение глаголов в языке и речи.

Различать глаголы среди других слов и в тексте

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь)

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?


16.

Время глаголов.

17.

Неопределенная форма глаголов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!