Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Николаевская средняя общеобразовательная школа Зейского района
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол № 5 от 24 мая 2022 г. | СОГЛАСОВАНО З аместитель директора по УВР _____ /_Алексеева И.Ю./ Протокол №64 от "19" августа 2022 г | УТВЕРЖДАЮ П риказ № 65 от 22.09. 2022 г. Директор школы ____________/Михеева Л.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному русскому языку
10-11 класс
/базовый уровень/
Учитель: Бачурина Наталья Игоревна.
2022 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ….................................................................................................стр.4-7
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.......................... ...стр.8-9
РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.................стр.10
РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ……………………..………………….стр.11-14
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября , 11 декабря 2020 г., примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по русскому языку для 10 – 11 классов для общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Г. Гольцовой (Рабочая программа. – Москва: « Русское слово», 2011 год), основной образовательной программы МБОУ Николаевская СОШ, учебного плана школы.
УМК: Родной русский язык: 10-й класс: учебное пособие/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева и др. – 2-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022
УМК: Родной русский язык: 11-й класс: учебное пособие/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева и др. – 2-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом школы и Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации Рабочая программа в 10 классе рассчитана на 17 часов в год при 1 часе в неделю (34 учебных недели), в 11 классе рассчитана на 17 часов в год при 1 часе в неделю (34 учебных недели).
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе изучения родного русского языка в 10-11 классе, обучающиеся получат следующие результаты:
Личностные результаты:
сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;
через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города, села;
посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты:
способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;
освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;
приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;
овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;
владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;
формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики.
Предметные результаты:
сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;
понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового общения;
владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;
владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);
умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил — в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;
более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной литературы;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;
осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания.
Выпускник научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения)
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Язык и его функции. Речь. Культура речи. (3ч)
Язык и его функции. Писатели о языке и речи.
Речь. Культура речи. Стихотворение С. Острового «Первородство».
Орфография. Стихотворение В. Шефнера «Это так, а не иначе».
Лексика и лексическая стилистика (4ч)
Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.
Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.
Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).
Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.
Состав слова и словообразование (1ч)
Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари.
Грамматика и грамматическая стилистика (2ч)
Назначение грамматики. Тексты Л.К. Граудиной и В. Белова. Морфология и стили речи.
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К. Дмитриев. Части речи и их происхождение.
Имя существительное (5ч)
Имя существительное и его роль в художественных текстах.
Собственные имена существительные в литературе.
«Журавли» Н. Рубцова и Р. Гамзатова.
Употребление падежных форм имен существительных.
Употребление несклоняемых имен существительных.
Имя прилагательное (2ч)
Трудности в употреблении имен прилагательных. Употребление имен прилагательных в художественной литературе.
11 класс
Орфоэпия (1час)
Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.
Лексика и фразеология (3 часа)
Фразеологические единицы русского языка. Основные признаки фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемика и словообразование (1 час)
Словообразовательные единицы речи.
Морфология.(2 часа)
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки, употребление и правописание.
Синтаксис(5 часов)
Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.
Этимология как раздел лингвистики.(1 час)
Понятие о этимологии слов.
Система функциональных разновидностей современного русского языка(2 часа)
Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Художественный текст как объект лингвистического анализа
Правописание: орфография и пунктуация (2 час)
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по русскому языку для 10-11-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
Развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.
Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человек радость.
10 класс
№п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Язык и его функции. Речь. Культура речи | 3 |
2 | Лексика и лексическая стилистика | 4 |
3 | Состав слова и словообразование | 1 |
4 | Грамматика и грамматическая стилистика | 2 |
5 | Имя существительное | 5 |
6 | Имя прилагательное | 2 |
| Всего | 17 часов |
11класс
№п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Орфоэпия | 1 |
2 | Лексика и фразеология | 3 |
3 | Морфемика и словообразование | 1 |
4 | Морфология | 2 |
5 | Синтаксис | 5 |
6 | Этимология как раздел лингвистики | 1 |
7 | Система функциональных разновидностей современного русского языка | 2 |
8 | Правописание: орфография и пунктуация | 2 |
| Всего | 17 часов |
РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№п\п | Наименование темы | Дата план | Дата факт |
1 | Язык и его функции. Писатели о языке и речи. | | |
2 | Речь. Культура речи. Стихотворение С. Острового «Первородство». | | |
3 | Орфография. Стихотворение В. Шефнера «Это так, а не иначе». | | |
4 | Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка. | | |
5 | Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре. | | |
6 | Словари. «Собиратели слов» (По В. Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе. | | |
7 | Р.р. Лингвистическое сочинение о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы. | | |
8 | Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари | | |
9 | Назначение грамматики. Тексты Л.К. Граудиной и В. Белова. Морфология и стили речи. | | |
10 | Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К. Дмитриев. Части речи и их происхождение. | | |
11 | Имя существительное и его роль в художественных текстах. Собственные имена существительные в литературе. | | |
12 | Р.р. «Журавли» Н. Рубцова и Р. Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу. | | |
13 | Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных. | | |
14 | Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится. | | |
15 | Тестирование по теме «Имя существительное» | | |
16 | Трудности в употреблении имен прилагательных. | | |
17 | Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И. Бунина. | | |
11 класс
№ Урока | Тема урока | Дата план | Дата факт |
1 | Орфоэпия (1час)Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи | | |
2 | Лексика и фразеология (3 часа) Фразеологические единицы русского языка. | | |
3 | Основные признаки фразеологизмов | | |
4 | Лексические ошибки . | | |
5 | Морфемика и словообразование (1 час) Способы формообразования слов. Нормы словообразования | | |
6 | Общие морфологические и синтаксические Морфология.(2 часа) функции знаменательных частей речи | | |
7 | Служебные части речи и их грамматические признаки ,употребление и правописание. | | |
8 | Синтаксис(5 часов) Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль | | |
9 | Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого | | |
10 | Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. | | |
11 | Знаки препинания при междометиях. знаки препинания в предложениях, осложнённых обращениями | | |
12 | Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. | | |
13 | Этимология как раздел лингвистики.(1 час) Происхождение слов | | |
14 | Система функциональных разновидностей современного русского языка (2 часа Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. | | |
15 | Художественный текст как объект лингвистического анализа | | |
16 | Правописание: орфография и пунктуация (2 часа) Н и НН в словах различных частей речи | | |
17 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | | |
| Итого:17 часов | | |
16