СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку 10-11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Николаевская средняя общеобразовательная школа Зейского района



РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 5

от 24 мая 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

З аместитель директора по УВР

_____ /_Алексеева И.Ю./

Протокол №64

от "19" августа 2022 г

УТВЕРЖДАЮ

П риказ № 65 от 22.09. 2022 г.

Директор школы

____________/Михеева Л.А./







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по родному русскому языку

10-11 класс

/базовый уровень/





Учитель: Бачурина Наталья Игоревна.







2022 год



ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ….................................................................................................стр.4-7

  2. РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.......................... ...стр.8-9

  3. РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.................стр.10

  4. РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ……………………..………………….стр.11-14






















Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября , 11 декабря 2020 г., примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по русскому языку для 10 – 11 классов для общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Г. Гольцовой (Рабочая программа. – Москва: « Русское слово», 2011 год), основной образовательной программы МБОУ Николаевская СОШ, учебного плана школы.

УМК: Родной русский язык: 10-й класс: учебное пособие/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева и др. – 2-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022

УМК: Родной русский язык: 11-й класс: учебное пособие/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева и др. – 2-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с Учебным планом школы и Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации Рабочая программа в 10 классе рассчитана на 17 часов в год при 1 часе в неделю (34 учебных недели), в 11 классе рассчитана на 17 часов в год при 1 часе в неделю (34 учебных недели).












РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В процессе изучения родного русского языка в 10-11 классе, обучающиеся получат следующие результаты:


Личностные результаты:

  • сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;

  • через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города, села;

  • посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

  • через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.


Метапредметные результаты:

  • способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;

  • обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;

  • освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;

  • приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;

  • овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;

  • владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);

  • владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;

  • формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики.


Предметные результаты:

  • сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;

  • понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового общения;

  • владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);

  • умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил — в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;

  • более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной литературы;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;

  • осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания.


Выпускник научится:

– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой

принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения)

– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

– соблюдать культуру публичной речи;

– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.


Выпускник получит возможность научиться:

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).































РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс

Язык и его функции. Речь. Культура речи. (3ч)

     Язык и его функции. Писатели о языке и речи.

     Речь. Культура речи. Стихотворение С. Острового «Первородство».

     Орфография. Стихотворение В. Шефнера «Это так, а не иначе».

Лексика и лексическая стилистика (4ч)

     Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.

     Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.

     Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).

     Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.

Состав слова и словообразование (1ч)

     Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари.

Грамматика и грамматическая стилистика (2ч)

     Назначение грамматики. Тексты Л.К. Граудиной и В. Белова. Морфология и стили речи.

     Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К. Дмитриев. Части речи и их происхождение.

Имя существительное (5ч)

     Имя существительное и его роль в художественных текстах.

     Собственные имена существительные в литературе.

     «Журавли» Н. Рубцова и Р. Гамзатова.

     Употребление падежных форм имен существительных.

     Употребление несклоняемых имен существительных.

Имя прилагательное (2ч)

     Трудности в употреблении имен прилагательных.   Употребление имен прилагательных в художественной литературе. 

11 класс

Орфоэпия (1час)

   Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

Лексика и фразеология (3 часа)

Фразеологические единицы русского языка. Основные признаки фразеологизмов.

Лексические средства выразительности речи.

Морфемика и словообразование (1 час)

 Словообразовательные единицы речи.

Морфология.(2 часа)

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки  знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки, употребление и правописание.

Синтаксис(5 часов)

Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.

Этимология как раздел лингвистики.(1 час)

Понятие о этимологии слов.

Система функциональных разновидностей современного русского языка(2 часа)

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Художественный текст как объект лингвистического анализа

Правописание: орфография и пунктуация (2 час)

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

 

РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по русскому языку для 10-11-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

  • Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного ощущения уверенности в завтрашнем дне.

  • Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.

  • Развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

  • Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.

  • Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,

  • Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человек радость.



10 класс


№п/п

Раздел

Количество часов

1

Язык и его функции. Речь. Культура речи

3

2

Лексика и лексическая стилистика

4

3

Состав слова и словообразование

1

4

Грамматика и грамматическая стилистика

2

5

Имя существительное

5

6

Имя прилагательное

2


Всего

17 часов


11класс


№п/п

Раздел

Количество часов

1

Орфоэпия

1

2

Лексика и фразеология

3

3

Морфемика и словообразование

1

4

Морфология

2

5

Синтаксис

5

6

Этимология как раздел лингвистики

1

7

Система функциональных разновидностей современного русского языка

2

8

Правописание: орфография и пунктуация

2


Всего

17 часов





















































РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



10 класс



п\п

     Наименование темы

Дата


план

Дата

факт

1

Язык и его функции. Писатели о языке и речи.



2

Речь. Культура речи. Стихотворение С. Острового «Первородство».



3

Орфография. Стихотворение В. Шефнера «Это так, а не иначе».



4

Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.



5

Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.



6

Словари. «Собиратели слов» (По В. Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.



7

Р.р. Лингвистическое сочинение о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы.



8

Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари



9

Назначение грамматики. Тексты Л.К. Граудиной и В. Белова. Морфология и стили речи.



10

Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К. Дмитриев. Части речи и их происхождение.



11

Имя существительное и его роль в художественных текстах. Собственные имена существительные в литературе.



12

Р.р. «Журавли» Н. Рубцова и Р. Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу.



13

Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных.



14

Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится.



15

Тестирование по теме «Имя существительное»



16

Трудности в употреблении имен прилагательных.



17

Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И. Бунина.













11 класс

Урока

                             Тема урока

Дата план

Дата факт

1

Орфоэпия (1час)Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи




2

Лексика и фразеология (3 часа)

Фразеологические единицы русского языка.



3

Основные признаки фразеологизмов



4

Лексические ошибки .




5

Морфемика и словообразование (1 час)

Способы формообразования слов. Нормы словообразования



6

Общие морфологические и синтаксические Морфология.(2 часа)

функции                  знаменательных частей речи



7

Служебные части речи и их грамматические признаки

,употребление и правописание.




8

Синтаксис(5 часов)

Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль



9

Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого



10

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.




11

Знаки препинания при междометиях. знаки препинания в предложениях, осложнённых обращениями



12

        Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический

        вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.




13

Этимология как раздел лингвистики.(1 час)

Происхождение слов



14

Система функциональных разновидностей современного русского языка (2 часа

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.




15

Художественный текст как объект лингвистического анализа



16

Правописание: орфография и пунктуация (2 часа)

Н и НН в словах  различных частей речи



17

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении




Итого:17 часов





16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!