СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку»


Управление образования и науки Тамбовской области



Тамбовский район



МБОУ "Покрово-Пригородная СОШ"







РАССМОТРЕНО

МО учителей русского языка и литературы

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО

И.О.директора

Федорова Е.В. Муравьева Т.Н.

учитель

Воронина Е.В.

Протокол №6

от "08" июня2022 г.

Протокол №5

от "10" июня 2022 г.

Приказ №125

от "14" июня2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Родной русский язык»



для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год








Составитель: Воронова Ольга Евгеньевна учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» создана на основе:

  • Федерального закона № 273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Образовательной программы МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ»;

  • Учебного плана школы на 2020-2021 учебный год;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по русскому родному языку для 5, 6, 9 классов (авторы Александрова О.М., Загоровская О.В., Вербицкая Л.А., Богданов С. И.). - М.: Просвещение, 2018г.


Цель изучения в современной школе

Целями изучения родного языка (русского) по программам основного общего образования являются:

  1. воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  2. расширение знаний о национальной специфике русскогоязыка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом значения; о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о национальных особенностях русского речевого этикета;

  3. совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  4. совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

  5. совершенствование текстовой деятельности; развитие умений функциональной грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);

  6. развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по родному языку (русскому), воспитание самостоятельности в приобретении знаний.


Место предмета

Согласно учебному плану школы на год, на изучение предмета в 5 классе отводится 0,5 час в неделю, итого за год 17 часов.


Содержание учебного предмета

Раздел 1. Язык и культура (7ч.)

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль народного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно их необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – ненастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, родный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-царевич, сивка-бурка, жар-птица и т.п.) в русский народных и литературных сказках, нардных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему веленью; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Р усские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Национальная спейифика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-художественная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости для тюркских народов и т.п.)

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску.

Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.

Раздел 2. Культура речи (4ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркер смысла слова (пАрить – парИть, рОжки – рожкИ, пОлки – полкИ, Атлас – атлАс).

Произносительные варианты орфоэпической нормы (було[чʹ]ная - було[ш]ная, до[жд]ём - до[жʹжʹ]ём и т.п. Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).

Роль звукописи в художественном тексте.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щеки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому предмету или явлению реальной действительности.

Лексические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная, разговорная, просторечная); употребление имен существительных, прилагательных, глаголов в речи с учетом стилистических норм современного русского языка ( кинофильм – кинокартина – кино – кинолента; интернациональный – международный; экспорт – вывоз; импорт – ввоз; блато – болото; брещи – беречь; шлем – шелом; краткий – короткий; беспрестанный – бесперестанный; глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложносоставных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имен существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(-и),

Различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные, разговорные, устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Раздел 3.Речь. Речевая деятельность. Текст. (6ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи.выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).




Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык»

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты

Общие:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Учащийся научится:

1. понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; уместное употребление их в ситуациях речевого общения;

2. понимать роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из других языков;

3.определять различия между литературным языком и диалектами;

4.использовать словари: толковый словарь, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь, словарь пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебный этимологический словарь; словарь синонимов, антонимов;

5.употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

6.употреблять синонимы, антонимы‚ омонимы с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

7.правильно употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с  учётом вариантов грамматической нормы;

8.соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы  этикетного  общения, лежащие в основе национального речевого этикета;

9.создавать устные и письменные тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;

10.владеть различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

Учащийся получит возможность научиться:

1.понимать роли заимствованной лексики в современном русском языке; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

2.комментировать истории происхождения фразеологических оборотов;

3.осознавать диалекты как части народной культуры; понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов;

4.определять типичные грамматические ошибки в речи;

5.соблюдать русские этикетные вербальные и невербальные манеры общения;

6.уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;  определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5класс

Язык и культура:

  1. характеризовать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; осознавать важность бережного отношения к родному языку;

  2. приводить примеры, доказывающие, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны (в рамках изученного);

  3. распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом; характеризовать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы;

  4. распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением (в рамках изученного); понимать и объяснять национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их;

  5. распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок; пословицы и поговорки, объяснять их значения (в рамках изученного), правильно употреблять их в речи;

  6. иметь представление о личных именах исконно русских (славянских) и заимствованных (в рамках изученного), именах, входящих в состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого определённую стилистическую окраску;

  7. понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);

  8. использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).

Культура речи:

  1. иметь общее представление о современном русском литературном языке;

  2. иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;

  3. иметь общее представление о роли А. С. Пушкина в развитии современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  4. различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

  5. различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного); анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;

  6. соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках изученного); употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;

  7. различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; различать типичные ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;

  8. соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

  9. использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.



Речь. Речевая деятельность. Текст:

  1. использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть элементами интонации; выразительно читать тексты; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения (просьба, принесение извинений); инициировать диалог и поддерживать его, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;

  2. анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных функционально-смысловых типов речи; составлять планы разных видов; план устного ответа на уроке, план прочитанного текста;

  3. создавать объявления (в устной и письменной форме) с учётом речевой ситуации;

  4. распознавать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);

  5. анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, былины, пословицы, загадки);

  6. редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;

  7. создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в устной форме.





Тематическое планирование

по предмету «Русский родной язык»

5 класс. 17 часов

(Учебник под редакцией О.М.Александровой)

Тема урока

Кол.часов

1

Язык и культура.(7ч.) Наш родной русский язык. Из истории русской письменности

1

2

Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры.

1

3

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды, русского быта.

1

4

Образность русской речи: метафора, олицетворение.

1

5

Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы и поговорки.

1


6

О чем могут рассказать имена людей и названия городов.

1

7

Проверочная работа №1. Ключевые слова раздела. Обобщение материала.

Представление результатов проектных, исследовательских работ

1

8

Культура речи.(4ч.) Современный русский литературный язык. Орфоэпические нормы.

1

9

Основные лексические нормы.

1

10

Основные грамматические нормы. Речевой этикет: нормы и традиции.

1

11

Проверочная работа №2. Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Представление результатов проектных, исследовательских работ

1

12

Речь. Текст.(6ч.) Язык и речь. Средства выразительности устной речи.

1

13

Формы речи: монолог и диалог.

1

14

Текст и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения.

1

15

Средства связи предложений и частей текста.

1

16

Функциональные разновидности языка. Стили речи

1

17

Проверочная работа №3. Ключевые слова раздела. Обобщение материала.

Представление результатов проектных, исследовательских работ

1


Итого:

17ч.



Примерные темы проектных и исследовательских работ:

1. Из истории русских имён.

2.Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.

3.Словарик пословиц о характере человека, его качествах.

4.Словарь одного слова.

5.Календарь пословиц о временах года.

6.Карта «Интересные названия городов моего края/России».

7.Понимаем ли мы язык Пушкина?

8.Этикетные формы обращения.

9.Как быть вежливым?

10.Как назвать новорождённого?

11.Этикет приветствия в русском и иностранном языках.

12.Слоганы в языке современной рекламы.

13.Девизы и слоганы любимых спортивных команд.

14.Синонимический ряд: врачдокторлекарь–эскулап–целительврачеватель. Что общего и в чём различие.

15.Подготовка альманаха рассказов.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Русский родной язык, 5 класс/Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.; АО «Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
Родной русский язык. 5 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/[Р.М. Александрова и др.]. - 3-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2022. - 176 с. : ил.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Егорова Н.В.

Поурочные разработки по русскому родному языку. 5 класс : пособие для учителя / Н. В. Егорова. - 3-е изд. - М. : ВАКО, 2022

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://uchi.ru/main = образовательная платформа Учи.ру
resh.edu.ru = Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/13/ = выразительные средства языка
https://russkiiyazyk.ru/tablitsa/vyirazitelnyie-sredstva-yazyika
rustxt.ru/dict = Толковый словарь онлайн
https://etiketclub.ru/pravila-rechevogo-etiketa = Правила речевого этикета
russkogo-yazyka-4787643.html - Лекция о функциональных разновидностях и функциональных стилях русского языка






















КТП 5 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Вид контроля

Дата проведения

предметные

УУД

личностные



Язык и культура (7ч)

1

Наш родной русский язык. Из истории русской письменности.

1

Урок «открытия» нового знания.

Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному    языку     как    одно из необходимых   качеств современного культурного человека.

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

исследования структуры слова.

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Орфографический практикум



2

Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры.

1

Урок общеметодической направленности

Язык как зеркало национальной
культуры. Слово как хранилище
материальной и духовной культуры народа.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности




3

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды, русского быта.

1

Урок усвоения новых знаний

лова,   обозначающие   предметы и явления традиционного русского быта. Ознакомление с историей и
этимологией некоторых слов. Ознакомление      с      историей и этимологией некоторых слов.

Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и т.д.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Формировать уважительное отношение к языку

Орфографический практикум



4

Образность русской речи: метафора, олицетворение.

1

Урок усвоения новых знаний

Метафоричность русской
загадки. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Слова со
специфическим оценочно-
характеризующим значением. Связь определенных наименований с
некоторыми качествами,
эмоциональными состояниями и т. п.
человека

Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова.

Формировать понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности

Орфографический и пунктуационный
практикум



5

Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы и поговорки.

1

Урок общеметодической направленности

Устойчивые обороты в произведениях
фольклора, народно-поэтические
символы, народно-поэтические
эпитеты в русских народных и
литературных сказках, народных
песнях, былинах, художественной
литературе.

Ознакомление с историей и
этимологией некоторых слов.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности




6

О чем могут рассказать имена людей и названия городов.

1

Урок общеметодической направленности

Русские имена. Имена исконные и
заимствованные, краткие сведения по
их этимологии. Имена, которые не
являются исконно русскими, но
воспринимаются как таковые. Имена
традиционные и новые. Имена
популярные и устаревшие. Имена с
устаревшей социальной окраской.
Имена, входящие в состав пословиц и
поговорок и имеющие в силу этого
определённую стилистическую
окраску.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции – рефлексии сотрудничества в совместном решении задач.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.


Формировать понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности; интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому самосовершенствованию

Орфографический и пунктуационный
практикум



7

Проверочная работа №1. Ключевые слова раздела. Обобщение материала.

Представление результатов проектных, исследовательских работ

1

Урок развивающего контроля

Ключевые слова раздела. Обобщение
материала.

Представление результатов
проектных, исследовательских работ


добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции – рефлексии сотрудничества в совместном решении задач.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Проект



Культура речи.(4ч) )

8

Современный русский литературный язык. Орфоэпические нормы.

1

Урок «открытия» нового знания.

Понятие о литературном языке как
высшей форме национального языка.
Основные показатели культурной
речи.      Правильность      речи - соблюдение     норм литературного

языка.   Значение   родного  языка в жизни человека


Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Регулятивные:

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Формировании е знания о своей этнической принадлежности, о народах и этнических группах России, освоение национальных ценностей, традиций, культуры.

Орфографический и пунктуационный
практикум



9

Основные лексические нормы.

1

Урок общеметодической

направленности.

Понятие о лексикологии, лексической
норме, основных нарушениях
лексической нормы

Коммуникативные:

проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к

мобилизации сил и энергии, волевому усилию к

выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

исследования структуры текста

Формирование навыков анализа,

сопоставления, сравнения. Стремление к речевому совершенствованию.

Редактирование текста



10

Основные грамматические нормы. Речевой этикет: нормы и традиции.

1

Урок общеметодической

направленности.

Основные    грамматические нормы

современного русского литературного

языка. Категория рода: род
заимствованных несклоняемых имён

существительных. Формы существите-

льных мужского рода множественного

числа с окончаниями    -а(-я), -ы(-и),

различающиеся по смыслу.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, включая ситуацию учебного сотрудничества и проектные формы работы.

Регулятивные:

умение находить грамматические и речевые ошибки

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частей речи.

Формировать потребность сохранить чистоту русского языка; интерес к созданию собственного текста

орфографический практикум



11

Проверочная работа №2. Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Представление

результатов проектных, исследовательских работ.

1

Урок развивающего контроля

Ключевые слова раздела. Обобщение
материала.

Представление результатов
проектных, исследовательских работ


Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные:

умение находить грамматические и речевые ошибки

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глагола и его признаков.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Проект



Речь. Текст. (6ч)

12

Язык и речь. Средства выразительности устной речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Соотношение    понятий    «язык» и
«речь»: владение языком; правильная
и выразительная речь. Виды речевой
деятельности:   слушание, говорение,
чтение, письмо. Выразительность речи. Понятие об
интонации: громкость, тон, тембр,
темп, паузы. Интонация как средство
выражения эмоций.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания слова текста.

Формировать осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи

Орфографический и пунктуационный
практикум



13

Формы речи: монолог и диалог.

1

Урок общеметодической

направленности.

Признаки     монолога     и диалога.
Составление монологического
высказывания  на  выбранную тему.
Разыгрывание   диалогов   в разных
ситуациях общения.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила


Формировать осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи

Орфографический практикум



14

Текст и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения.

1

Урок общеметодической

направленности.

Текст и его основные признаки.
Смысловая часть, микротема,
ключевые слова. Композиция
текста:  вступление,  основная часть,
заключение. Смысловая часть и абзац.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, включая ситуацию учебного сотрудничества и проектные формы работы.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:

оформлять свои

мысли в устной и письменной

форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

Формировать стремление к речевому совершенствованию; осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности

Орфографический практикум



15

Средства связи предложений и частей текста.

1

Урок усвоения новых знаний

Средства связи предложений и частей
текста: связь предложений с помощью
союзов,   местоимений,   форм слов,
однокоренных    слов,    языковых и
контекстных  синонимов, антонимов,
лексического повтора. Последовательный,   параллельный и
комбинированный    способы связи
предложений.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глагольных инфинитивов.

Формировать стремление к речевому совершенствованию; осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности

Орфографический и пунктуационный
практикум



16

Функциональные разновидности языка. Стили речи

1

Урок общеметодической

направленности.

Сферы    и    ситуации    общения и
функциональные разновидности
языка.       Общая характеристика
научного, официально-делового,
публицистического стилей,
разговорной          речи, языка
художественной литературы.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Орфографический и пунктуационный
практикум



17

Проверочная работа №3. Ключевые слова раздела. Обобщение материала.

Представление

результатов проектных, исследовательских работ.

1

Урок развивающего контроля

Ключевые слова раздела. Обобщение

материала.

Представление результатов
проектных, исследовательских работ


Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания невыдуманного рассказа о себе.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Проект




Итого:

17ч.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!