СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (русскому) языку. 11_класс_ 2022-2023

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку. 11_класс_ 2022-2023»





Раздел I. Пояснительная записка

Программа по предмету «Родной язык (русский)» разработана для учащихся 11 класса и реализуется на основании следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями.

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  4. Методические рекомендации СКИРО ПК и ПРО по организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края в 2022– 2023 учебном году. Автор Н. Г. Масюкова

  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУЛ №3.

  6. Учебный план МБОУЛ №3 на 2022– 2023 учебный год.

  7. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3.

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и составлена с учётом основных направлений программы воспитания МБОУЛ №3.

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

  • подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;

  • выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;

  • полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой воспитательной духовно-нравственной направленности;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

  • применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию; дидактического театра, где знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит командной работе и взаимодействию, игровых методик;

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и групповых проектов.

Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Согласно учебному плану учреждения на 2022– 2023 учебном году в 11 классе 34 часа (1 час в неделю).

Раздел II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Родной (русский) язык»

Личностные результаты:

  1. Осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

  2. Представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

  3. Воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за сохранение традиций в области культуры речи;

  4. Формирование убеждения в том, что именно овладение языком открывает надежный путь для того, чтобы стать языковой личностью, для самореализации, для достижения успехов в разных областях деятельности;

  5. Понимание, что любовь к родному языку развивается постепенно, и в старших классах, когда на основе работы с текстом, на основе внимания к тому, как живет слово в «безукоризненных образцах», появляется возможность осознать красоту и гармонию языковой системы, взаимосвязи и взаимообусловленности языковых уровней и прийти к убеждению, что, изучая язык, совершенствуя свою речь, ученик проходит сложный, очень важный и во многом радостный путь самопознания, открывая в себе способности к творчеству;

  6. Осознание взаимосвязи таких понятий, как «язык» и «речь», «язык» и «культура», «любовь к родному языку» и «любовь к родине»;

  7. Формирование убеждения в необходимости постоянно совершенствовать свою речь, умение общаться;

  8. Осознание эстетической ценности русского языка, потребности бережно относиться к слову, необходимости постоянно обращаться к словарям, к чтению (перечитыванию) «безукоризненных образцов» русской классической литературы;

  9. Опора при изучении родного языка не только на знания, на теорию, но и на чувство слова, на языковую интуицию, а для развития чувства языка — особенно внимательное отношение к такому виду речевой деятельности, как чтение;

  10. Понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, что это надежный путь познания окружающего нас мира и, главное, это путь самопознания, духовно-нравственного совершенствования, это тот путь, который помогает нам стать языковой личностью;

  11. Осознание того, что успешное овладение родным языком открывает путь к достижению успехов во всех сферах учебной и профессиональной деятельности

Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные

  • Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные

  • Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

  • Совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • Владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • Овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;

  • Развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Предметные результаты:

  • Умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • Понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание и истолкование значения крылатых выражений; фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

  • Характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов россии и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;

  • Осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

  • Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

  • Соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

  • Использование различных словарей, в том числе мультимедийных;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • Определять тему, основные мысли текста;

  • Объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия);

  • Находить ключевые слова в тексте; Определять стиль текста, тип речи;

  • Находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;

  • Определять способ связи между предложениями в тексте;

  • Производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.);

  • Производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;

  • Объяснять орфограммы и знаки препинания;

  • Владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова: уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более продолжительные.

Система оценивания проектной и исследовательской деятельности

При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:

1) содержательный компонент;

2) деятельностный компонент;

3) результативный компонент.

При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:

1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;

2) правильность выбора используемых методов исследования;

3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;

4) доказательность принимаемых решений;

5) наличие аргументации выводов и заключений.

При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:

1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;

2) характер взаимодействия участников проекта.

При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:

1) качество формы предъявления и оформления проекта;

2) презентация проекта;

3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;

4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;

5) новизна представляемого проекта.

Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:

0 баллов

отсутствие данного компонента в проекте

1 балл

наличие данного компонента в проекте

2 балла

высокий уровень представления данного компонента в проекте


Оценка метапредметных результатов

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Приложение № 1


№ урока

Вид контроля

Дата

Урок 33

Итоговая контрольная работа: защита проекта по предложенной теме



Раздел III. Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)

Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания.  Практическая работа с текстами русских писателей (по тексту Л.Н. Толстого «Что помогает человеку стать лучше?», Л.Н. Толстой о способности мыслить). Л.Н. Толстой о душе «Кто ты? – Человек. – Какой человек? Чем отличаешься от других?»

Раздел 2. Культура речи (18 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения  и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Речевой этикет

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Речевые жанры монологической речи:  доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.

Текст как единица языка и речи

Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.

Обобщение. Повторение – 2 ч.


Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Язык и культура

5

Культура речи

18

Речевая деятельность. Текст

9

Обобщение. Повторение

2

ИТОГО

34



Тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 11 классе


№ п/п

Тема урока

Колич. часов

Дата

Язык и культура (5 ч)


1

Язык и речь. Язык и художественная литература

1


2

Тексты художественной литературы как единство формы и содержания

1


3

Р.Р. Практическая работа с текстами русских писателей (по тексту Л.Н. Толстого «Что помогает человеку стать лучше?»)

1


4

Р.Р. Практическая работа с текстами русских писателей (Л.Н. Толстой о способности мыслить)

1


5

Р.Р. Подготовка к сочинению по тексту Л.Н. Толстой о душе «Кто ты? – Человек. – Какой человек? Чем отличаешься от других?»

1


Культура речи (18 ч)


6

Основные нормы современного литературного произношения  и ударения в русском языке.

1


7

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии

1


8

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

1


9

Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей

1


10

Р.Р. Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе»

1


11

Р.Р. Творческая работа «Средства выразительности русского языка»

1


12

Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста.

1


13

Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества»

1


14

Публичное выступление по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка»

1


15

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами.

1


16

Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

1


17

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.

1


18

Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

1


19

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении

1


20

Этапы делового общения

1


21

Протокол делового общения.

1


22

Телефонный этикет в деловом общении.

1


23

Публичное выступление по теме «Грамматические нормы русского языка»

1


Речевая деятельность. Текст (9 ч)


24

Речевые жанры монологической речи:  доклад, поздравительная речь, презентация

1


25

Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты

1


26

Признаки текста. Виды связей предложений в тексте

1


27

Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

1


28

Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

1


29

Тезисы. Выписки. Аннотация.

1


30

Конспект. Реферат

1


31

Р.Р. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом



32

Публичное выступление по теме «Функциональные разновидности языка»

1


Обобщение. Повторение (2 часа)


33

Итоговая контрольная работа: защита проекта по предложенной теме

1


34

Обобщение и повторение.

1


Примерные темы проектных и исследовательских работ

  1. Жанр интервью в современных газетах

  2. Искусство вести беседу

  3. Телевидение и литература: что окажется сильнее

  4. Как влияют социальные сети на язык.

  5. Край родной в легендах и преданиях.

  6. Научные открытия А.А. Шахматова.

  7. Причины заимствования в современном русском языке.

  8. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.

  9. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

  10. Структурные особенности русских метафор.

  11. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций).

  12. Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.

  13. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.

  14. Сетевой знак @ в разных языках.

  15. Слоганы в языке современной рекламы.

  16. Являются ли жесты универсальным языком человечества?

  17. Роль "ников" в интернете.

  18. Язык как отражение национального характера.

  19. Место русского языка среди других предметов в нашей школе.

  20. Языковой портрет ученика нашей школы.

  21. Как влияют социальные сети на язык?

  22. Особенности языка СМС сообщений.

  23. Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!