СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Родному русскому языку" для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по "Родному русскому языку" для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Родному русскому языку" для 10 класса»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов приказ № 136 от 25.08.2022г


………………………… Г. Д. Збыковская





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

русскому родному языку

по ___________________________________________________________


Уровень общего образования 10«В» класс

среднее общее

_______________________________________________________________________________________


Количество часов 34


Учитель __Денисенко Тамара Ивановна



Программа разработана на основе Примерной  программы по учебному предмету (Русский родной язык) ФГОС второго поколения,   авторы-составитель О.М.Александрова]; Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2019.  





2022-2023 учебный год





Аннотация к рабочей программе по родному (русскому) языку 10 класс


Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 3 августа 2018 года), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года № 1897 с изменениями от 31 декабря 2015 года N 1577), утвержденного федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 ).Рабочая программа разработана на основе программы курса по русскому языку для учащихся 10- 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень) (Автор: Гольцова Н.Г.), Москва «Русское слово» 2010 г. и обеспечивается линией учебников: Ч 1. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учеб, для общеобразоват, учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2015; Ч 2. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учеб, для общеобразоват, учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2014. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения еѐ к культурно-историческому опыту человечества. Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.







Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому родному языку в 10 классе на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов с учѐтом Примерной программы начального общего образования по русскому языку и Примерной  программы среднего общего образования по русскому языку и авторской программы: О.М.Александрова. М.: Просвещение, 2019

Программа по учебному предмету родной язык включает в себя следующие разделы: Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; Содержание учебного предмета, курса; Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе, с учетом рабочей программы воспитания; Приложение: Календарно-тематическое планирование; оценочные средства.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения №442 от 28.08.2020;

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;(с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577, приказом Министерства просвещения от 11.12.2020№712);

Рабочая программа ориентирована на учебники О.М.Александрова. М.: Просвещение, 2019



Согласно учебному плану на изучение русского родного языка отводится

В 10 классе 34 часа в год, количество проверочных работ-2


Срок реализации рабочей программы – 1 год





Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Родной язык». В результате изучения предмета в 10 классе у обучающихся будут сформированы следующие умения:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты изучения предметной области Родной язык включают предметные результаты учебных предметов: "Родной язык», (базовый и углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса родного языка и родной литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

Учащиеся научатся: 

  • осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни человека; 

  • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений; 

  • понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; 

  • понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать историю происхождения фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; 

  • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного); 

  • владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; 

  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка; 

  • использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; 

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;•  

Учащиеся получат возможность научиться: 

  • понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; 

  • определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; 

  • правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях; 

  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.; 

  • использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии. 


Содержание курса

Язык и культура (12 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Развитие языка как объективный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.

Культура речи (12 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу). Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

3.Тематическое планирование по родном языку в 10 классе

Тема

Кол-во часов

Воспитательные задачи

1

Раздел 1. Язык и культура 

12

Осознание языка как формы

выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики родного языка, владение нормами

русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

2

Раздел 2. Культура речи

12

Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

3

Раздел 3. Речевая деятельность. Текст

10

Овладение всеми видами речевой

деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения,

соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся


Итого

34

















Календарно – тематическое планирование

(русский родной язык)

на 2022 – 2023 учебный год


Класс 10

Учитель Денисенко Т.И.

Общее количество часов на предмет по учебному плану 34 часов

Из них на:

I четверть 8 часов

II четверть 7 часов

III четверть 10 часов

IV четверть 9 часов


По 1 часу в неделю.

Всего учебных недель 35

Учебник: О.М.Александрова. М.: Просвещение, 2020




Дата

Количество часов

Тема урока

Форма обучения

(очная или с применением дистанционных образовательных технологий)




Раздел 1. Язык и культура (12 ч) 




1.

7.09

1

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. 

очная




2.

14.09

1

Ключевые слова (концепты) русской культуры, их национально-историческая значимость. 

очная




3.

21.09

1

Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». 

очная




4.

28.09

1

Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления. 

очная




5.

5.10

1

Крылатые слова и выражения в русском языке. 

очная




6.

12.10

1

О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. 

очная




7.

19.10

1

Развитие русского языка как объективный процесс. 

очная




8.

26.10

1

Основные тенденции развития современного русского языка. 

очная




9.

9.11

1

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. 

очная




10.

16.11

1

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. 

очная




11.

23.11

1

Переосмысление значений слов в современном русском языке. 

очная




12.

30.11

1

Проверочная работа. Представление проектов, результатов исследовательской работы. 

очная






1

Переосмысление значений слов в современном русском языке. 

13

7.12

1

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. 

очная




14

14.12

1

Активные процессы в области произношения и ударения. Современные орфоэпические словари. Тест по итогам 1 полугодия

очная




15

21.12

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. 

очная




16

28.12

1

Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. 

очная




17

18.01

1

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Современные толковые словари. 

очная




18

25.01

1

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. 

очная




19

1.02

1

Правильное построение словосочетаний по типу управления. Нормы употребления предлогов. 

очная




20

8.02

1

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. 

очная




21

15.02

1

Типичные ошибки в построении сложных предложений.  

очная




22

22.02

1

Речевой этикет. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. 

очная




23

1.03

1

Этика и этикет в электронной среде общения. 

очная




24

15.03

1

Проверочная работа. Представление проектов, результатов исследовательской работы. 

очная







Раздел 3. Речевая деятельность. Текст (10 ч) 





25

22.03

1

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. 

очная




26

5.04

1

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.  

очная




27

12.04

1

Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. 

очная




28

19.04

1

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. 

очная




29

26.04

1

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. 

очная




30

3.05

1

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. 

очная




31

10.05

1

Публицистический стиль. Проблемный очерк. 

очная




32

17.05

1

Промежуточная аттестация. Представление проектов, результатов исследовательской работы. 

очная




33

24.05

1

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.  

очная




34

31.05

1

Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. Итоги года

очная






Оценочные материалы по родному русскому языку 10 класс

Текущие контрольные работы по родному русскому языку 10 класс

Контрольная работа №1. Контрольная работа по теме «Основные орфоэпические и лексические нормы».

1. Подберите к предложенному слову синоним (или близкое по значению слово) другого грамматического рода.

«Калорифер» женского рода.

«Диван» женского рода.

«Безделье» женского рода.

«Фантик» женского рода.

«Мираж» женского рода.

«Спор» женского рода.

«Суп» женского рода.

2. Спишите. Расставь ударение, соблюдая орфоэпические нормы русского языка.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включен. На столах стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

3. Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Врачи давно заметили, что люди, работающие в шахтах на добыче каменной соли, калийных солей, почти не страдают лёгочными заболеваниями. (2) Так возникла спелеотерапия, основанная на положительном влиянии на организм человека среды соляных естественных и искусственных пещер. (3) Эта среда отличается специфическим микроклиматом (важно прежде всего его постоянство), стерильной чистотой воздуха, в котором отсутствуют аллергены, но зато есть полезные для человека ионы калия, магния и других микроэлементов.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ, -ая,-ое; -лен, -льна.

1) Выражающий согласие, одобрение, утвердительный. Положительное решение. Положительная оценка. П. ответ

2) Полезный, существенный, заслуживающий одобрения. П. результат. П. факт. Положительное явление.

3)полн. фы. В математике: представляющий собой величину, взятую со знаком «плюс» (+), большую, чем ноль. Положительное число.

4) полн.ф. Относящийся к тому виду электричества, материальные частицы которого называются протонами (спец.) П. электрический заряд.

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Внимательный приём и ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ беседа являются залогом установления прочных деловых отношений.

Готовые тосты можно украсить базиликом, который нужно предварительно вымыть, хорошо СТРЯХНУТЬ и нарезать полосками.

Хозяин, не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, поспешно вышел из гостиной и первым протянул необычному гостю руку для крепкого рукопожатия.

Информацию о НАЛИЧИИ билетов на детские спектакли можно получить в кассах драматического театра.

Во время наступления танковой дивизии удалось сломить ВРАЖЕСКУЮ оборону противника.

5. Из предложений 36–42 выпишите слово со значением «уволиться с военной службы в запас».

(36)В этом смысле мне повезло. (37)Я догнал в росте своего отца уже в восьмом классе, а поскольку он был кадровым командиром Красной Армии, то его старая форма перешла ко мне. (38)Гимнастёрка и галифе, сапоги и командирский ремень, шинель и будёновка из тёмно-серого сукна. (39)Я надел эти прекрасные вещи в один замечательный день и не снимал их целых пятнадцать лет. (40)Пока не демобилизовался. (41)Форма тогда уже была иной, но содержание её не изменилось: она по-прежнему осталась одеждой моего поколения. (42)Самой красивой и самой модной.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. В Баренцевом море преобладают плавучие льды, среди которых встречаются ледяные айсберги.

2. Старенькая старушка решительно направилась к гроту.

3. - Вот видишь, оказывается, можно прожить и без чудесного волшебства, - завершила рассказ Августа.

4. Вся страна о тебе узнает, станешь известной знаменитостью.

5. Приняв душ и наскоро переодевшись, она примчалась наВишнёвую, где её ждал неожиданный сюрприз.

6. Прямо возле легендарной глыбы откуда ни возьмись возникли рыжая девчонка и сухонькая пожилая старушка.

7. Хотя поднятая вверх цветочная стрелка подорожника малопривлекательна, каждый крошечный цветок на стебельке неярок, но красив.

8. Посмотришь издали – под ветром стебли склоняются вниз, и кажется, что по полю ходят волны, как по морю.

9. - Не может быть! – воскликнул старый старик и, сверившись с часами, удивлённо поднял брови.

10. - Неужели ты подтянулся? – удивлённо изумился Никанор Иванович.

11. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.

7. Укажие слово, употреблённое в переносном значении. Выпишите его.

(5)Он шёл по ветру навстречу мне, подняв воротник шинели и тем самым лишний раз наплевав на все правила ношения военно-морской формы.

(7)Из-за отворота шинели выглядывали «Алые паруса» Грина.

(15)Я плавал на аварийно-спасательных кораблях и должен был уметь спасать подводные лодки. (33)Когда лодку подняли, старшего помощника нашли на самой нижней ступеньке трапа к выходному люку.

Ответы.

1.Ответы: (Батарея.) (Софа, тахта, кушетка, оттоманка.) (Лень.) (Обёртка.) (Иллюзия.) (Дискуссия.) (Похлёбка.)

3.Ответ: 2

4.Ответ: встряхнуть

5.Ответ: демобилизовался

6.Ответы: ледяные, старенькая, чудесного, известной, неожиданный, пожилая, вверх, вниз, старый, удивлённо, двигательной

7.Ответ: выглядывали

Оценивание

Количество правильных ответов Оценка

Менее 3 ответов «2» (неудовлетворительно)

3-4 «3» (удовлетворительно)

5-6 «4» (хорошо)

7 «5» (отлично)

Контрольная работа №2. Контрольная работа «Грамматические нормы русского литературного языка»

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более пятиста человек

2) инженеры

3) наисложнейший

4) в день именин

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) до полных потемок

2) двое татаров

3) менее доступный

4) младше их

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) высыпи мусор

2) пригляделся к ней

3) свиные окорока

4) моих раздумьев

4. Укажите пример с ошибкой в употреблении предлога.

1) капли от насморка

2) средство от комаров

3) порошки от кашля

4) таблетки от головы

5. Укажите пример с ошибкой в согласовании предлога со словом.

1) по окончании школы

2) согласно приказа

3) по возвращении из отпуска

4) по прибытии в город

6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Возражая против отдельных положений доклада,

1) началась дискуссия.

2) большую роль играет культура спора.

3) присутствующие в целом согласились с докладчиком.

4) выступление в целом произвело хорошее впечатление.

7. В каком предложении допущена грамматическая ошибка.

1) Этот поступок вызвал не только бурю негодования, но и удивление.

2) На встречу с пилотом пришли те, кто любит небо.

3) Этот художник – один из признанных идеологов движения и сыграл важную роль в общественной жизни.

4) В романе «Обломов» несколько главных героев.

8. В каком предложении допущена грамматическая ошибка.

1) В «Ровеснике» печатают интересные статьи.

2) Общение с ребенком, захватившее меня всего, позволило по-другому взглянуть на привычные вещи.

3) Собеседник оказался жизнерадостный и веселым человеком.

4) На песке отчетливо были видны как детские, так и взрослые следы.

9. В каком предложении допущена грамматическая ошибка.

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы 20 века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

3) М.Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем.

4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1) Герои В.Шукшина пришли из той «шукшинской жизни», которую мог бы прожить сам писатель.

2) В текстах- характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определенным принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.

3) Физика, по мнению многих, ведет свое начало с опыта, который был проведен Галилеем несколько веков назад.

4) Репутация Репина как художника, который соединил в своем творчестве лучшие черты русского реализма, сложились еще при его жизни.

11. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1) Седой старик, которому в дни войны было двадцать лет, рассказывает подробности этого сражения.

2) Бабочки кружились над фонарем, так как их привлекал свет.

3) Небольшая ночная птица, которая мчалась на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня.

4) Солнце бросало лучи на длинное облако, которое остановилось на ясном горизонте.

12. Исправьте ошибки в употреблении причастного оборота. Запишите предложения в исправленном виде.

1) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.

2) Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни.

3) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

13. Спишите, согласуя сказуемое с подлежащим:

1) Большая часть членов экспедиции уже несколько раз бывал… в трудных путешествиях.

2) Целый ряд обстоятельств помешал… осуществлению проекта.

3) Два бойца сид…т в дозоре над холодною водой.

14.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки:

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом;

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;

Г) ошибка связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;

Предложения:

1) Мне захотелось узнать, как разводить и ухаживать за первоцветами в домашних условиях.

2) Согласно плана в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

3) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.

4) Орхидеи, появившись на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад.

5) Некоторые орхидеи выработали ложные приманки, основанные на пищевых инстинктах.

6)Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием.

7) Благодаря языку мы можем познакомиться с теми идеями, которые были высказаны задолго до нашего рождения.

8) По результатам научного исследования будет опубликована статья в журнале «Науке и жизни».

9) Посмотрев фильм известного режиссёра, он очень понравился всем членам жюри.

12 1) В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц. 2) Этой пятерке, полученной мною впервые в жизни, я очень обрадовался,. 3) Солнечный луч освещал листья, падающие с деревьев.

13 1) Большая часть членов экспедиции уже несколько раз бывалА в трудных путешествиях. 2) Целый ряд обстоятельств помешал осуществлению проекта. 3) Два бойца сидЯт в дозоре над холодною водой.

14 А.6 Каждый программист, закреплённый за определённым компьютером, следит за его состоянием Б.2 Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу В.8 По результатам научного исследования будет опубликована статья в журнале «Наука и жизнь» Г.3 В марте те, кто достиг 18 лет, участвовалИ в выборах Президента Российской Федерации Д. 9 Когда члены жюри посмотрели фильм известного режиссёра, он очень им понравился.

Оценивание

Количество правильных ответов Оценка

Менее 9 ответов «2» (неудовлетворительно)

9-11 «3» (удовлетворительно)

12-16 «4» (хорошо)

17-18 «5» (отлично)

Контрольная работа №3. Сочинение-рассуждение по предложенной теме

1.«Положительно прекрасный человек: миф или реальность?»

2. Что влияет на формирование внутреннего мира человека?

3. Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему. Рекомендуемый объём не менее 350 слов. Обращаем ваше внимание, что сочинения длиной менее 250 не оценивается!

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, рассуждая в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Критерии оценивания

1.«Соответствие теме»;

2.«Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3.«Композиция и логика рассуждения»;

4.«Качество письменной речи»;

5.«Грамотность»

Контрольная работа №4. Сочинение по тексту художественной литературы

1.Какие темы волнуют отечественных поэтов конца ХХ – начала ХХI века (не менее двух произведений по выбору).

2.Тема природы и цивилизации в отечественной прозе второй половины ХХ – начала ХХI в. (На примере 1–2 произведений по выбору).

3. Тема внутренней красоты человека в литературе конца XX начала XXI в.

Напишите сочинение объёмом не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не менее трёх стихотворений. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи

Критерии оценивания сочинения по литературе (содержание)

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме.

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические

неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей.

4.Крайне беден словарь.

5. Нарушено стилевое единство текста.

Грамотность:

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 6 ошибок.

Промежуточная комплексная контрольная работа.

Защита индивидуального проекта

Пояснительная записка.

Промежуточная форма аттестации за курс «Родной русский язык» за 10 класс представляет собой защиту индивидуального проекта по одной из тем, выбранной учащимся. Это может быть исследовательский реферат, исследовательская работа, презентация, проект

Индивидуальный проект – это научно-исследовательская работа, поэтому в ней обязательно наличие объекта исследования и предмета исследования (указываются во введении).

В индивидуальном проекте обязательно наличие исследования и его результатов, это не должен быть рассказ по теме или реферат.

Темы проектов.

1. SMS как современный эпистолярный жанр

2. Виды синонимов.

3. Возникновение письменности на Руси.

4. Германизмы в русском языке

5. Деловой русский язык

6. Деловые бумаги в школе

7. Деловые бумаги в школе.

8. Жаргонизмы в нашей речи.

9. Забытая буква "Ё".

10. Заимствования в русском языке.

11. Звуки и буквы.

12. И пальцы просятся к перу…

13. Из истории письменности

14. Имена собственные в русских пословицах и поговорках.

15. Имена, фамилии, отчества в разных языках мира.

16. Искусственные языки

17. Использование буквы "Ф" в творчестве А.С.Пушкина (Языковедческий анализ произведений А.С. 18. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и "Полтава").

19. Источники и причины засорения речи

20. Категория времени в английском и русском языках.

21. Категория числа имени существительного в английском и русском языках.

22. Коммуникативная функция подростковой анкеты

23. Лексика и фразеология как система красноречия языка.

24. Лексика семейного родства (на материале словаря Даля).

25. Лингвистическая география. Сколько языков в мире?

26. Математические задачи на страницах художественных произведений.

27. Названия городских объектов в нашей речи

28. Наш дар бессмертный - речь (по высказываниям русских поэтов о языке и речи).

29. Неличные формы глагола в английском и русском языках.

30. Обращения в русском речевом этикете

31. Принципы русской орфографии.

32. Причастие как самостоятельная часть речи

33. Проблемы современного русского языка «Я русский бы выучил...»

34. Пути изучения русского языка с помощью Интернет.

35. Речь и этикет.

36. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ

37. Русский речевой этикет - приветствия.

38. Русский язык в сети Интернет.

39. Сила слова (язык как средство воздействия).

40. Сферы функционирования английских заимствований в русском языке.

41. Тринадцать самых популярных ошибок в русском языке.

42. Фразеологические обороты, характеризующие человека

43. Энциклопедия одного слова.

44. Языковое манипулирование в сфере рекламы и потребитель.

45. Языковой портрет личности.

План индивидуального проекта

1.Введение

Во введении индивидуального исследовательского проекта указывается цель и задачи проекта, объект и предмет исследования, также может указываться гипотеза, теоретическая и практическая значимость исследования.

2.Раздел 1

Раздел 1 индивидуального проекта - это теоретический раздел, состоящий из двух параграфов.

пишется в форме литературного обзора. Основные задачи литературного обзора – раскрыть степень научной разработанности различных проблем, связанных с темой исследования, сравнить альтернативные точки зрения, сформулировать собственную позицию.

Литературный обзор – это не переписывание литературных и прочих источников, а их анализ, сопоставление позиций различных авторов. Обязательна корректная расстановка ссылок, точное указание фамилий и инициалов ученых, использование как отечественных, так и зарубежных (переводных) источников. Теоретическая глава должна отражать все многообразие мнений по рассматриваемой проблеме.

Параграф 1.1 как правило посвящается уточнению понятия объекта, а параграф 1.2 посвящается предмету исследования.

2.Раздел 2

Раздел 2 индивидуального проекта - это методика и результаты исследования.

Параграф 2.1 Методика исследования.

Параграф 2.2 Результаты исследования в виде таблиц, графиков, диаграмм. Материал этого раздела базируется на тщательном и всестороннем изучении и глубоком анализе статистического и фактического материала по теме исследования, а также включает в себя предложения автора по цели исследования.

Общим правилом основной части для любой научной работы является доказательность высказываемых утверждений. Утверждения, приводимые в индивидуальной работе, необходимо обосновать, подкрепить цифрами, фактами или цитатами.

3.Заключение

В заключение индивидуального исследовательского проекта отражаются выводы по проведенному исследованию; анализируется, достигнута ли цель, выполнены ли поставленные задачи.

Также, можно указать в какой области могут быть применены результаты проведенного исследования, будет ли расширено или продлено исследование в рамках данного индивидуального проекта.

Критерии и показатели, используемые при оценивании индивидуального проекта

Критерии Показатели

1.Новизна реферированного

текста. Макс. - 20 баллов - актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности

проблемы.

Макс. - 30 баллов - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные

положения и выводы.

3. Обоснованность выбора

источников.

Макс. - 20 баллов - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к

оформлению. Макс. - 15 баллов - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность.

Макс. - 15 баллов - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль.

Оценивание индивидуального проекта

Реферат оценивается по 100 - балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

• 86 – 100 баллов – «отлично» - зачет;

• 70 – 75 баллов – «хорошо» - зачет;

• 50 – 69 баллов – «удовлетворительно» - зачет;

• менее 50 баллов – «неудовлетворительн




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!