Место учебного предмета в учебном плане
На изучение родного языка (русского) на уровне начального общего образования отводится не менее 67 ч. из расчета 0,5 ч. в неделю с 1 по 4 класс.
Примерная программа по родному языку (русскому) в 1 классе рассчитана на 16 часов (0,5 часа в неделю, 33 учебных недели). Во 2-4 классах примерная программа рассчитана на 51 час (0,5 часа в неделю, 34 недель, 17 часов в год).
Распределение учебного времени представлено в таблице:
Класс | Количество часов в соответствии с учебным планом в неделю | Количество учебных недель в В соответствии с календарным учебным графиком | Всего по учебному плану |
1 класс | 0,5 | 33 | 16 |
2 класс | 0,5 | 34 | 17 |
3 класс | 0,5 | 34 | 17 |
4 класс | 0,5 | 34 | 17 |
Итого: | | | 67 |
Обязательное (минимальное) количество контрольных работ по классам:
Класс | Проверочная тестовая работа | Промежуточная аттестация |
1 класс | 3 | 1 |
2 класс | 3 | 1 |
3 класс | 3 | 1 |
4 класс | 3 | 1 |
Итого | 12 | 4 |
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
Личностные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» должны быть ориентированы на формирование:
уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений;
проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира).
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» должны отражать:
1)овладение познавательными универсальными учебными действиями:
использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;
проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты;
использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного).
2) овладение умениями работать с информацией:
выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);
анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
использовать схемы, таблицы для представления информации;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.
3) овладение регулятивными учебными действиями:
понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;
устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);
осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
готовить небольшие публичные выступления;
соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных электронных устройств.
5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность языковой компетенции и обеспечить:
1) осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры: понимать роль языка как основного средства человеческого общения; осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимать значение родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимать необходимость овладения родным языком; проявлять познавательный интерес к родному языку и желание его изучать;
2) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России: понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России; составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народов России; осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средства её познания, освоения морально-этических норм, принятых в российском обществе; понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;
3) освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);
4) формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке (слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо): слушание (аудирование) и говорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.); определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы,
обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания;
5) формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников); решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия); описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций; чтение и письмо: читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного; составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко); стихи на родном языке; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).
Содержание учебного предмета
1 класс
Секреты речи и текста: Звуки речи. Слово звучащее и написанное. Гласные звуки. Особенности гласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Сколько звуков и сколько букв в слове. Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
Язык в действии: Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. «Если слово непонятно….»; Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова»; Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик; Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. Говорим тихо– громко.
Русский язык: прошлое и настоящее: Язык как средство общения. Для чего нужна речь; Устная и письменная речь. Говорим и пишем; Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения; Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простое слово «извините». Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важные слова; Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Говорим медленно – быстро. Устная речь: Рассказ о месте, в котором живёшь.
В результате изучения курса русского языка, обучающиеся 1 класса должны владеть такими предметными УУД
Учащиеся научатся:
• различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
• интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
• различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;
• использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
• узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
• различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
• производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции;
• применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
• запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;
• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15–20 слов);
• выполнять основные гигиенические требования при письме.
Учащиеся получат возможность научиться:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
• определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
• составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);
• различать слова–названия предметов, слова–признаки предметов и слова–действия предметов;
• различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
• находить родственные слова в группе предложенных слов.
2 класс
Русский язык: прошлое и настоящее: Звуки речи и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки. Звонкие согласные звуки на конце слова.
Язык в действии: Слова, называющие предметы. Слова, называющие признаки действия. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. Неизменяемые слова. Однокоренные слова. Слово и его значение.
Секреты речи и текста: Различение предложений по цели высказывания и интонации. Что такое текст. Тема текста. Деление текста на части. Части текста и план. Типы текстов: описание и повествование. Типы текстов: научный и художественный.
В результате изучения курса русского языка, обучающиеся 2 класса должны владеть такими предметными УУД
Учащиеся научатся:
• осознавать слово как главное средство языка;
• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)
• производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
• различать родственные (однокоренные) слова;
• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
3 класс
Русский язык: прошлое и настоящее: Повторяем фонетику. Фонетический разбор слова. Правила обозначения гласных после шипящих. Правописание безударных гласных в корне слова. Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Повторяем фонетику и состав слова.
Язык в действии: Повторяем состав слова. Части речи. Имя существительное. Правописание имён существительных. Имя прилагательное. Правописание имён прилагательных. Местоимение.
Секреты речи и текста: Заголовок и начало текста. Пишем изложение. Пишем письма. Пишем изложение с элементами сочинения.
В результате изучения курса русского языка, обучающиеся 3 класса должны владеть такими предметными УУД
Учащиеся научатся:
• осознавать слово, предложение как главные средства языка;
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
• осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
• осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
• осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;
• вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
• использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
• распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
• создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
4 класс
Русский язык: прошлое и настоящее: Фонетика и словообразование. Лексическое значение слова.
Язык в действии: Морфологический разбор имени существительного. Признаки имени прилагательного. Глагол как часть речи. Правописание глаголов. Глагол в предложении. Наречие.
Секреты речи и текста: Типы текста. Изложение. Изложение с элементами сочинения. Слово. Словосочетание. Предложение. Связь слов в словосочетании. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении
В результате изучения курса русского языка, обучающиеся 4 класса должны владеть такими предметными УУД
Учащиеся научатся:
• различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
• различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
• применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
• определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
• находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
• различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
• осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
• определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В процессе обучения выпускник научится | В процессе обучения выпускник получит возможность научиться |
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее» |
Выпускник научится: различать звуки и буквы; пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках. различать изменяемые и неизменяемые слова; - различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс | Выпускник получит возможность научиться: пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения; использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач. |
Раздел «Язык в действии» |
Выпускник научится: - распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). | Выпускник получит возможность научиться: проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. |
Раздел «Секреты речи и текста» |
Выпускник научится: оценивать правильность (уместность)выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; выражать собственное мнение и аргументировать его; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста различать предложение, словосочетание, слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; выделять предложения с однородными членами. | Выпускник получит возможность научиться: создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица; различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; различать простые и сложные предложения |
Тематический план
1 класс
№п/п | Название изучаемого раздела | Рекомендуемое количество часов на изучение |
1. | Секреты речи и текста | 5ч |
2. | Язык в действии | 4ч |
3. | Русский язык: прошлое и настоящее | 6ч |
4. | Секреты речи и текста | 2ч |
Итого | 17ч |
2 класс
№п/п | Название изучаемого раздела | Рекомендуемое количество часов на изучение |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 8 ч |
2. | Язык в действии | 6 ч |
3. | Секреты речи и текста | 3 ч |
Итого | 17ч |
3 класс
№п/п | Название изучаемого раздела | Рекомендуемое количество часов на изучение |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 10ч |
2. | Язык в действии | 5ч |
3. | Секреты речи и текста | 2ч |
Итого | 17ч |
4 класс
№п/п | Название изучаемого раздела | Рекомендуемое количество часов на изучение |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 5ч |
2. | Язык в действии | 6ч |
3. | Секреты речи и текста | 6ч |
Итого | 17ч |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | |
|
1 | Как люди общаются друг с другом. | 1 | |
2 | Вежливые слова. | 1 | |
3 | Как люди приветствую друг друга | 1 | |
4 | Зачем людям имена. | 1 | |
5 | Спрашиваем и отвечаем. Проверочная тестовая работа | 1 | |
6 | Выделяем голосом важные слова | 1 | |
7 | Как можно играть звуками | 1 | |
8 | Где поставить ударение | 1 | |
9 | Как сочетаются слова. Проверочная тестовая работа | 1 | |
10 11 | Как писали в старину | 2 | |
12 13 | Дом в старину: что как называлось | 2 | |
14 15 | Во что одевались в старину. Проверочная тестовая работа | 2 | |
16 17 | Сравниваем тексты | 2 | |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Наименование раздела, тем | Кол-во часов | |
1 | По одежке встречают. | 1 | |
2 | Ржаной хлебушко калачу дедушка. | 1 | |
3 | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи | 1 | |
4 | Каша-кормилица наша. | 1 | |
5 | Любишь кататься,люби и саночки возить. | 1 | |
6 | Делу время,потехе час. | 1 | |
7 | В решете воду не удержишь. | 1 | |
8 | Самовар кипит, уходить не велит. Проверочная тестовая работа | 1 | |
9 | Помогает ли ударение различать слова? | 1 | |
10 | Для чего нужны синонимы? | 1 | |
11 | Для чего нужны антонимы? | 1 | |
12 | Как появились пословицы и фразеологизмы? | 1 | |
13 | Как можно объяснить значение слова? | 1 | |
14 | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? Проверочная тестовая работа | 1 | |
15 | Учимся вести диалог. | 1 | |
16 | Составляем развернутое толкование значения слова. Устанавливаем связь предложений в тексте. | 1 | |
17 | Создаем тексты-инструкции и тексты-повествования. Проверочная тестовая работа. | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
п/п | Наименование раздела, тем | |
1 | Где путь прямой, та не езди по кривой. | 1 |
2 | Кто друг прямой, тот брат родной. | 1 |
3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. | 1 |
4 | Сошлись два друга – мороз да вьюга. | 1 |
5 | Ветер без крыльев летает.. | 1 |
6 | Какой лес без чудес. | 1 |
7 | Дело мастера боится. | 1 |
8 | Заиграйте, мои гусли. | 1 | |
9 | Что ни город, то норов. | 1 | |
10 | У земли ясно солнце, у человека слово. Проверочная тестовая работа | 1 |
11 | Для чего нужны суффиксы? | 1 |
12 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | 1 |
13 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 1 |
14 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1 |
15 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? Проверочная тестовая работа. | 1 |
16 | Создаем тексты-рассуждения. Учимся редактировать тексты. | 1 |
17 | Создает тексты-повествования. Проверочная тестовая работа. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
4класс
№ п/п | Наименование раздела, тем | Кол-во часов |
1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. | 1 |
2 | Вся семья вместе, так и душа на месте. | 1 |
3 | Красна сказка складом, а песня ладом. | 1 |
4 | Красное словцо не ложь. | 1 |
5 | Язык языку весть подает. Проверочная тестовая работа. | 1 |
6 7 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 2 |
8 9 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 2 |
10 11 | Как и когда появились знаки препинания? Проверочная тестовая работа. | 2 |
12 | Задаем вопросы в диалоге. | 1 |
13 | Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. | 1 |
14 | Учимся составлять план текста. | 1 |
15 | Учимся пересказывать текст. | 1 |
16 17 | Учимся оценивать и редактировать тексты. | 2 |
Учебно-методическое и материальное обеспечение образовательной деятельности
Оснащение процесса обучения родному языку обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ.
В комплект печатных пособий включены таблицы по русскому языку, в которых представлены основные схемы, правила, памятки, сведения языковых понятий. Различные виды плакатов (разъяснительные, сравнительные, обобщающие) облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.
Информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов.
Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. Учебник: Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский родной язык. 1 класс .– М.: Просвещение. 2018.
2. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык. 2 класс.– М.: Просвещение. 2018.
3. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык. 3 класс.– М.: Просвещение. 2018.
4. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык. 4 класс.– М.: Просвещение. 2018.
Технические средства обучения,
учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование
Для обучения предоставлены 12 кабинетов, все кабинеты снабжены учебниками, методическими материалами:
Интерактивная доска
Ноутбук;
Мультимедиапроектор
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
Дидактический материал
Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.
Карточки для проведения контрольных работ.
Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.
Тесты.
Печатные пособия: • Набор букв и слогов • Предметные картинки • Азбука подвижная • Комплект таблиц по обучению грамоте • Комплект таблиц по русскому языку для 1-4 классов. • Словари по русскому языку: толковый, словарь фразеологизмов, орфографический, морфемный и словообразовательный словари. | Разрезной материал предназначен для практической деятельности учащихся. Включает в себя наборы предметных картинок, букв, слогов, ленты букв. Демонстрационная таблица представляет собой красочно оформленное пособие, которое содержит печатные и рукописные буквы русского алфавита. Таблицы могут быть использованы учителями на уроке для фронтальной работы с детьми, а также в качестве информационно-справочного материала на разных этапах урока: при изучении нового, закреплении материала, обобщении и систематизации. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Касса букв Наборы муляжей овощей и фруктов Набор предметных картинок Наборное полотно. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы. |
Экранно- звуковые пособия Комплект электронных уроков «Кирилл и Мефодий» Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера. • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия СD). • Большая электронная детская энциклопедия (СD).Уроки русского языка. 1-4 классы. • Мультимедийное приложение к урокам. / С.А. Арженовская, О.А. Архипова [и др.]. – М.: Издательство «Глобус» (СD). Интернет-ресурсы 1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru 2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http:// www.gramota.ru 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok 4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info|about|193 | Диски предназначены для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса русского языка представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях и самоконтроль. |