СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку для 1 - 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по учебному предмету «русский родной язык» разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «русский родной язык» для образовательных организаций, освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке». 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку для 1 - 4 класса»

Приложение к ООП НОО

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

начальная общеобразовательная школа № 53


Рабочая программа
по родному русскому языку

для 1 - 4 класса


г. Калининград, 2019



Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «русский родной язык» разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 04.03.2019, протокол №1/19) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Программа составлена в соответствии с ООП НОО и учебным планом школы и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2, 3 и 4 классах).

В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи, внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность; расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам по русскому родному языку

Личностные результаты

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры,

  • ценностное отношение к родному языку как отражению культуры;

  • осмысление красоты и величия русского языка как литературного наследия русского народа;

  • осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

  • осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка

Метапредметные результаты:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач,

  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,

  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные высказывания, письменные тексты);

  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;


2



  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Предметные результаты

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

  • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

  • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

  • понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

  1. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

  • соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

  • произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

  • осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

  • выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

  • выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

  • редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

  • употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

  • употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и


3



будущего времени;

  • выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе, роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

  • редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного

русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

  • соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

  • соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями:

  • использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

  • использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

  • использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

  • использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

  • использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.

  1. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

  • владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно­познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

  • умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

  • умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

  • умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

  • уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ­добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

  • создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

  • создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о


4



путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер­классах, связанных с народными промыслами);

  • создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

  • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

  • соблюдение этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

  • различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

  1. Содержание учебного предмета

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Основное содержание обучения в программе представлено крупными блоками, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

«Русский язык: прошлое и настоящее» - включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

«Язык в действии» - включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

«Секреты речи и текста» - связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

  1. класс (33 ч)

Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».


5



Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание: «Словарь в картинках».

Язык в действии (8 часов)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Секреты речи и текста (9 часов)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Резерв учебного времени - 1 ч.

Промежуточная аттестация. Тест.

  1. класс (34 ч)

Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Язык в действии (8 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков.


6



Секреты речи и текста (12 часов)


Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Резерв учебного времени (2 часа)

Контрольная работа за 2 четверть. Промежуточная аттестация.

  1. класс (34 ч)

Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда - ложь, друг - недруг, брат - братство - побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,

называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Язык в действии (8 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа существительных) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).


7



Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Секреты речи и текста (12 часов)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер­классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

Резерв учебного времени (2 часа)

Контрольная работа за 2 четверть. Промежуточная аттестация.

  1. класс (34 ч)

Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за

использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Язык в действии (8 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Секреты речи и текста (12 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.


8



п/п

Тема урока

К-во

уроков

Виды деятельности уч-ся

Русский язык: прошлое и настоящее - 12 часов

1

Вводный урок. Что изучает предмет «Родной язык»

1

Знакомятся с национально­культурными особенностями русского языка, с общими и отличительными чертами в языках и культурах русского и других народов России и мира.

2

Как писали в старину

1

Знакомятся со старинными и современными средствами письма. Получают знания об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов

3

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

1

4

Откуда азбука пошла? Кто придумал славянскую азбуку? Какими были русские буквы старого алфавита?

1

5

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

1

6

Практическая работа: оформление предложенных красных строк и заставок

1

Учатся решать учебную задачу, работая индивидуально и в паре; оформлять творческую работу, используя полученные ранее знания и навыки, строить произвольное речевое высказывание в устной форме

7

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: жилище, одежда, пища, музыкальные инструменты и пр.

1

Знакомятся с лексическим значением слов: изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и пр.

Учатся распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике

8

Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и пр.)

1

9

Во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан,

1

Знакомятся с лексическим значением слов: кафтан, кушак, рубаха, сарафан,


лапти и пр.)


лапти и т. д.

Учатся прослеживать с помощью иллюстраций историю появления одежды и развития моды; различать типы одежды в зависимости от ее назначения; отличать одежду своего народа от одежды других народов.

10

Коллажи: «Русская изба», «Русский костюм».

Составление рассказа с использованием устаревших слов (работа в группах)

1

Учатся сотрудничать в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

строить произвольное речевое высказывание в устной форме, искать информацию из рассказа учителя, родителей, из собственного опыта.

11

Имена в малых жанрах фольклора: пословицах, поговорках, загадках, прибаутках

1

Учатся различать малые жанры фольклора, знакомятся со значением некоторых старых русских имен

12

Учебный проект «Словарь в картинках»

1

Осваивают морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества. Учатся решать учебную задачу, работая в группе; оформлять коллективную творческую работу, используя полученные ранее знания и навыки.

Язык в действии - 7 часов

13

Произношение слов. Как нельзя произносить слова

1

Овладеют первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических) и правилах речевого этикета.

Учатся произносить слова с правильным ударением

14

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

1

15

Логическое

(смысловое) ударение в предложении. Выделяем голосом важные слова.

1

16

Как можно играть звуками. Звукопись в стихотворном художественном тексте.

1

Знакомятся с понятием «звукопись», учатся определять настроение автора и чувства героев через содержание художественного текста, передавать авторские переживания другим; учатся выразительному чтению

17

Где поставить ударение. «Сказка про волшебный молоточек».

1

Учатся произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного), осознавать смыслоразличительную роль ударения

18

Учимся ставить ударение

1

19

Как сочетаются слова. Сочетаемость слов и словосочетание.

1

Определяют понятие «лексическое значение слова», сочетаемость слов. Осуществляют анализ лексического значения слова. Определяют значение слова с помощью словаря.

20

Речь в жизни человека. Словесные и несловесные формы приветствия в различных ситуациях

1

Учатся объяснять значение речи, общения в жизни людей, использовать словесные и несловесные формы приветствия в разных ситуациях, моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения.

21

Как люди общаются друг с другом. Виды речевой деятельности. Несловесные средства общения: громкость, темп, тон, мимика, взгляд, жесты, поза

1

22

Компоненты речевой ситуации:

  • кто (адресант);

  • кому (адресат);

  • что (содержание высказывания) Речевые роли в разных ситуациях общения

1

Учатся называть адресанта, адресата высказывания, называть свои речевые роли в разных ситуациях общения

23

Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге.

1

Учатся вежливо попросить, похвалить товарища, правильно поблагодарить Учатся обращаться к знакомому и незнакомому человеку, разговаривать с незнакомцем на улице. Инсценировка телефонного разговора по книге С. А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).

Учатся анализировать примеры общения, влияние слова на людей, их мысли, чувства, настроение

24

Как построить вежливый диалог. Разговор по телефону.

1

25

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом.

1

26

Секреты диалога: учимся разговаривать со взрослыми.

1

27

Учимся задавать вопросы. Вопрос - уточнение.

1

Учатся определять цели и виды вопросов и, в зависимости от этого, моделировать вопрос, выражать просьбу, адресованную незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».

28

Учимся задавать вопросы. Вопрос как запрос на новое содержание.

1

29

Учимся слушать. Как понять смысл сказанного.

1

Учатся выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях; использовать приёмы, помогающие понять звучащий текст

30

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

Учатся определять тему текста, озаглавливать текст, устанавливать связь предложений в деформированном тексте, связь между частями текста, находить опорные слова в тексте, строить произвольное речевое высказывание в устной форме

31

Текст. Связь между предложениями в тексте.

1

32

Опорные слова в тексте. Составление текста по сюжетным картинкам и опорным словам.

1

Резервные уроки - 1 час

33

Промежуточная аттестация

1

Тест

Итого

33 часа

2 класс


п/п

Тема урока

К-во

уроков

Виды деятельности уч-ся

Русский язык: прошлое и настоящее - 12 часов

1

Вводный урок. Русский родной язык как средство постижения культуры своего народа.

1

Знакомятся с национально­культурными особенностями и национальным своеобразием русского языка

2

Как говорили в старину.

Слова, называющие игры, забавы, игрушки

1

Знакомятся со старинными и современными средствами письма. Получают знания о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов; знакомятся с лексическим значением слов: городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька; ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг; тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки: шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти. Узнают, какие из них сохранились до нашего времени

3

Как говорили в старину.

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: утварь и орудия труда

1

4

Как говорили в старину.

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: пища, еда, продукты

1

5

Как говорили в старину.

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: детская одежда

1

6

Лексическое значение слова. Новые слова. Устаревшие слова. Архаизмы.

1

Учатся выбирать из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста

7

Фольклор. Пословицы и поговорки, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда

1

Знакомятся с русскими пословицами и поговорками, их ролью в общении. Учатся объяснять пословицы и поговорки, связанные с явлениями традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов, пословиц и поговорок по указанной тематике, например, каши не сваришь, ни за какие коврижки; правильно их употреблять в современных ситуациях речевого общения

8

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки других народов. Общее и различное.

1

9

Крылатые слова.

Значение устойчивого выражения,

1

Учатся определять значение устойчивого выражения, употреблять


употребление его в заданной речевой ситуации.


его в заданной речевой ситуации.

10

Что такое фразеологизмы. Фразеологизмы с общим смыслом в разных языках.

1

Учатся находить общую тему и смысл в фразеологизмах, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму, например, ехать в Тулу со своим самоваром (русск.); ехать в лес с дровами (татарск.)

11

Практическая работа. Редактирование текста.

1

Учатся использовать учебные толковые словари, фразеологические словари, словари синонимов и антонимов для уточнения значения слова в процессе редактирования текста и в современных ситуациях речевого общения

12

Учебный проект «Почему это так называется?». Создание сборника фразеологизмов, зашифрованных в рисунках, иллюстрациях, схемах.

1

Учатся понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, элементы русского традиционного быта и уместно их употреблять в современных ситуациях речевого общения; решать учебную задачу, работая в группе; оформлять коллективную творческую работу, используя полученные ранее знания и навыки.

Язык в действии - 8 часов

13

Как правильно произносить слова.

1

Наблюдают за изменением места

14

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

1

■ ударения в поэтическом тексте. Учатся произносить слова с

15

Работаем со словарем ударений. Выразительная речь.

1

смыслоразличительную роль ударения.

16

Практическая работа «Учимся читать выразительно»

1

Слушают и учатся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.

Учатся коллективно размечать текст для выразительного чтения; обсуждать тембр, темп чтения, расставлять паузы, выделять логически ударные слова и сочетания слов

17

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

1

Осуществляют анализ лексического значения слова.

Учатся определять лексическое

18

Работаем с толковым словарем

1

значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

19

Знакомство орфографическим словарем

Совершенствование орфографических навыков.

1

Учатся использовать орфографические словари для определения нормативного написания слов.

20

Совершенствование орфографических навыков.

1


Секреты речи и текста - 12 часов

21

Как люди общаются друг с другом. Приемы общения.

1

Учатся использовать различные приемы в общении: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.; моделировать своё речевое поведение в разных ситуациях в зависимости от условий общения. Учатся сохранять инициативу в диалоге или уклоняться от инициативы, завершать диалог и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Учатся комментировать ответ или работу одноклассника, составлять мини-доклад; строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление

22

Монолог и диалог как разновидность речи.

1

23

Устный ответ как жанр монологической устной учебно­научной речи.

1

24

Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ­добавление.

1

25

Особенности русского речевого этикета.

1

Учатся анализировать примеры общения, влияние слова на людей, их мысли, чувства, настроение.

Учатся соблюдать нормы этикетного общения, лежащие в основе русского речевого этикета; различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

26

Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

1

27

Предложение и текст. Связь предложений в тексте.

Типы текстов.

1

Учатся устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов; редактировать предложение: исправлять порядок слов или частей, заменять неудачно употреблённые слова; редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, восстанавливать деформированный текст.

Знакомятся с типами текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

28

Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

1

29

План текста. Виды планов.

1

Учатся составлять планы различных видов.

30

Учимся создавать текст - повествование.

1

Учатся коллективно моделировать текст - повествование на темы, связанные с учебной и внеучебной

31

Учимся создавать текст - повествование.

1

деятельностью (заметки о посещении музеев, повествование об участии в народных праздниках)

32

Практическая работа: создание собственного текста - развёрнутого толкования значения слова.

1

Контроль овладения учебным материалом

Резервные уроки - 2 часа

33

Контрольная работа за 2 четверть

1

Тест

34

Промежуточная аттестация

1

Тест

Итого 34 часа

3 класс


п/п

Тема урока

Кол-во

уроков

Виды деятельности уч-ся

Русский язык: прошлое и настоящее - 12 часов

1

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми

1

Получают знания о происхождении слов, знакомятся с лексическим значением слов: правда - ложь, друг - недруг, брат - братство - побратим; образные названия ветра, дождя, снега; названия растений; ямщик, извозчик, коробейник, лавочник;

балалайка, гусли, гармонь.

2

Слова, называющие природные явления и растения

1

3

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: занятия людей

1

4

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: музыкальные инструменты

1

5

Русские традиционные сказочные образы

1

Получают первоначальные знания о русском народном представлении мира, знакомятся с русским народным бытом. Знакомятся с пониманием сказочных образов и предметов: Снегурочка, Серый волк, Иванушка - дурачок, Василиса Прекрасная, Змей - Горыныч, скатерть - самобранка, сапоги - скороходы и пр.

уточняют их значение, наблюдают за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

6

Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.

1

Знакомятся и учатся выделять изобразительно - выразительные средства языка в тексте, определять значение и назначение

7

Эпитеты и сравнения

1

Учатся понимать значения эпитетов и сравнений и особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильно уместно употреблять их в речи

8

Крылатые слова и выражения

1

Знакомятся с понятием. Учатся определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации; понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, правильно их употреблять в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного)

9

Фразеологизмы и фразеологические обороты

Знакомство с фразеологическим словарем

1

Знакомятся с понятием.

Учатся понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уточнять их значение по словарю; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного)

10

Названия старинных русских городов Урок - исследование

1

Приобретают опыт поиска информации о происхождении этих названий;

готовятся к проектной работе по выбранной теме

11

Русские имена и фамилии Урок - исследование

1

12

Учебные проекты: «История одного имени», «История одного города»

1

Учатся сотрудничать в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; строить произвольное речевое высказывание в устной форме, искать информацию в различных источниках: из рассказа учителя, родителей, из собственного опыта, из книг и интернета.

Учатся решать учебную задачу, работая в группе; оформлять коллективную творческую работу, используя полученные ранее знания и навыки.

Язык в действии - 8 часов

13

Произношение слов. Как правильно произносить слова.

1

Учатся применять нормы русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические) и правила речевого этикета.

14

Словообразование. Многообразие суффиксов

1

Учатся использовать суффиксы, позволяющие выразить различные оттенки значения и различную оценку:

книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.

15

Грамматические категории русского языка.

Род имени существительного

1

Учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже

16

Грамматические категории русского языка.

Падеж имён существительных

1

17

Множественное число имен существительных

1

Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных Знакомятся с существительными, имеющими только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

18

Родительный падеж множественного числа имен существительных

1

19

Неизменяемые имена существительные

1

20

Употребление имен существительных с предлогами

1

Учатся правильно и точно употреблять предлоги для образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением)

Секреты речи и текста - 12 часов

21

Особенности устного выступления

1

Учатся строить мини-доклад. Знакомятся со структурой выступления; учатся составлять устное выступление на заданную тему

22

Учимся составлять устное выступление

1

23

Текст. Типы и стили текстов.

1

Учатся определять типы и стилистическую принадлежность текстов

24

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова.

1

Учатся составлять текст по опорным словам. Знакомятся со структурой текста, учатся составлять подробный план текста

25

Структура текста. План, виды плана

1

26

Создание текста - повествования

1

Учатся составлять текст о путешествии по городам; об участии в мероприятиях, связанных с народными традициями; составлять повествование с элементами описания

27

Создание текста - повествования Самостоятельная работа


28

Создание текста - рассуждения

1

Учатся создавать текст - рассуждение с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного)

29

Создание текста - рассуждения Самостоятельная работа

1

30

Редактирование текстов

1

Учатся редактировать предложенные и собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе);

сопоставлять черновой и отредактированный тексты.

31

Редактирование текстов

1

32

Языковые особенности текстов

1

Учатся определять языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

Резервные уроки - 2 часа

33

Контрольная работа за 2 четверть

1

Тест

34

Промежуточная аттестация

1

Тест

Итого: 34 часа

4 класс


п/п

Тема урока

Кол-во

уроков

Виды деятельности уч-ся

Русский язык: прошлое и настоящее - 12 часов

1

Почему мы так говорим. Новые слова. Устаревшие слова.

1

Получают знания о происхождении слов, знакомятся с лексическим значением слов: добросердечный,

доброжелательный, благодарный, бескорыстный;

сажень, пядь, косая сажень, вершок, алтын

матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица

2

Слова, связанные с качествами и чувствами людей

1

3

Слова, связанные с обучением.

1

4

Слова, называющие родственные отношения

1

5

Пословицы, поговорки и фразеологизмы в русской речи

1

Знакомятся с пословицами, поговорками и фразеологизмами,




возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.).

6

Пословицы и поговорки других народов.

1

Сравнивают пословицы и поговорки из разных языков, имеющие общий смысл, но различную образную форму.

7

Русские традиционные эпитеты

1

Уточняют значение эпитетов, наблюдают за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

8

Заимствованные слова

1

Знакомятся с лексикой, заимствованной русским языком из языков народов России и мира.

9

Русские слова в языках других народов

1

Наблюдают за употреблением русских слов в лексике других народов

10

Толковый словарь живого великорусского языка

1

Сравнивают толкования слов в словаре В. И. Даля и в современном толковом словаре

11

Сокровища родного языка Этимологический словарь

1

Исследуют этимологию слов

12

Учебный проект «Увлекательное около нас» (история географических названий)

1

Приобретают опыт поиска информации о происхождении названий географических объектов, поиска информации в различных источниках; учатся решать учебную задачу, работая в группе; оформлять коллективную творческую работу

Язык в действии - 8 часов

13

Произношение слов. Как правильно произносить слова.

1

Учатся применять нормы русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические) и правила речевого этикета

14

Словообразование.

Образование формы 1 лица единственного числа настоящего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

1

Учатся употреблять отдельные глаголы в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени

15

Словообразование. Образование формы 1 лица единственного числа будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне)

1

16

Русская пунктуация Принципы русской пунктуации

1

Знакомятся с принципами русской пунктуации и функциями знаков

17

История возникновения и функции знаков препинания

1

препинания. Закрепляют навыки правильного пунктуационного оформления текста (в рамках изученного).

18

Виды знаков препинания. Знаки выделения

1

Учатся обозначать границы синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения: скобки, кавычки;

границы между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие;

обозначать начало нового поворота в повествовании.

19

Виды знаков препинания. Знаки отделения

1

20

Виды знаков препинания. Красная строка

1

Секреты речи и текста - 12 часов

21

Правила ведения диалога

1

Учатся строить диалог на заданную тему; различать корректные и некорректные вопросы.

22

Информативная функция заголовков. Типы заголовков

1

Учатся осознавать смысл текста по заголовку, подбирать заголовок к тексту.

23

План текста

1

Учатся составлять план текста, не разделенного на абзацы

24

Информационная переработка текста

1

Учатся пересказывать прослушанный или прочитанный текст с изменением лица

25

Речевые высказывания

1

Учатся анализировать речевое высказывание с точки зрения точного, уместного словоупотребления.

26

Редактирование текстов

1

Учатся редактировать предложенные и собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе); сопоставлять черновой и отредактированный тексты.

27

Использование учебных словарей в процессе редактирования текста

1

28

Редактирование текстов

1

29

Редактирование текстов Самостоятельная работа

1

30

Текст. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

1

Учатся создавать текст по алгоритму.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности по выбранной теме

31

Текст как результат собственной исследовательской деятельности

1

32

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

1

Учатся составлять синонимичные ряды, правильно употреблять их в речи

Резервные уроки - 2 часа

33

Контрольная работа за 2 четверть

1

Тест

34

Промежуточная аттестация

1

Тест

Итого: 34 часа

21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!