СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по  родному русскому языку  (базовый уровень), 1-4 классы, авторов: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова). М.: Просвещение, 2020г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку для 3 класса»







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области



«Утверждаю»

Директор МБОУ лицей №1

Приказ от 29.08.20 № 188

___________Шмелева Н.С.









Рабочая программа



по Родному русскому языку___________________________________


Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование, 3 «А» класс


Количество часов 34

Учитель: Удодова Елена Михайловна




Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по родному русскому языку (базовый уровень), 1-4 классы, авторов: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова). М.: Просвещение, 2020г.









2020 год






Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Родной русский язык» для 3 класса разработана на основе нормативных документов и учебно-методического обеспечения реализации программы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

  5. Сборник рабочих программ УМК «Школа России».

  6. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицей №1 г. Пролетарска на 2020-2021 уч. год; базисного учебного плана лицея на 2020-2021 уч. год,


Цели и задачи

Программа учебного предмета «Родной русский язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.

Цели курса родного русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс родного русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи :

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Место курса «Родной русский язык» в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой лицея, рабочая программа по русскому родному языку в 3 классе составляет 34 часа в год при 1 часе в неделю (34 учебные недели).

Планируемые предметные результаты освоения курса «Родной русский язык» за 3 класс

ФГОС НОО устанавливает следующие требования к предметным результатам учебного предмета «Родной русский язык »:

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии программы для 3 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Русский язык: прошлое и настоящее.

  2. Язык в действии: слово, предложение.

  3. Секреты речи и текста.

Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Содержание программы

Тематическое планирование

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (18 часов)


Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).


Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).


Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).


Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).


Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,


Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.


Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.



Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Наблюдать за речью окружающих людей и осознавать значимость русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Высказывать собственное мнение. 

Накапливать опыт постановки логического ударения.

Различать слово, словосочетание и предложение.

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.

Узнавать в тексте пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением.

Узнавать в тексте пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с родственными отношениями.

Узнавать в тексте русские эпитеты, связанные с чувством людей.

Списывать текст по заданному

Урок развития умений и навыков.

Урок формирования умений и навыков.

Урок повторения и систематизации знаний.

Комбинированный урок.

Урок обобщения и систематизации

знаний.

Контроль знаний, умений и навыков.

Урок изучения нового материала.

Урок – исследование.

Урок – закрепление.

Контрольно – обобщающий урок.

Урок – проект.

Раздел 2. Язык в действии (10 часов)


Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне).

Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Работать с синонимическими словосочетаниями и предложениями.

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении.

Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.


Урок развития умений и навыков.

Урок формирования умений и навыков.

Урок повторения и систематизации знаний.

Комбинированный урок.

Урок обобщения и систематизации

знаний.

Контроль знаний, умений и навыков.

Урок изучения нового материала.

Урок – исследование.

Урок – закрепление.

Контрольно – обобщающий урок.

Урок – проект

Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)


Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).


Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Составлять план текста, не разделённого на абзацы.

Отличать диалогическую речь от монологической, осознавать их значение в жизни людей. 

Развивать навык смыслового и выразительного чтения при чтении диалога и монолога, определять роль вежливых слов в речи.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца.

Корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точные синонимы.

Редактировать свой текст с использованием словарей.

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении.

Урок развития умений и навыков.

Урок формирования умений и навыков.

Урок повторения и систематизации знаний.

Комбинированный урок.

Урок обобщения и систематизации

знаний.

Контроль знаний, умений и навыков.

Урок изучения нового материала.

Урок – исследование.

Урок – закрепление.

Контрольно – обобщающий урок.

Урок – проект


Календарно-тематическое планирование

по родному русском языку

Дата

Тема урока

1 четверть (8 ч)

Русский язык: прошлое и настоящее (18 часов)

1

4.09

Где путь прямой, там не езди по кривой

2

11.09

Кто друг прямой, тот брат родной

3

18.09

Кто друг прямой, тот брат родной

4

25.09

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

5

2.10

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

6

9.10

Сошлись два друга – мороз да вьюга

7

16.10

Сошлись два друга – мороз да вьюга

8

23.10

Ветер без крыльев летает

2 четверть (8 часов)

9

6.11

Какой лес без чудес

10

13.11

Какой лес без чудес

11

20.11

Дело мастера боится

12

27.11

Дело мастера боится

13

4.12

Заиграйте, мои гусли…

14

11.12

Заиграйте, мои гусли…

15

18.12

Что ни город, то норов

16

25.12

Что ни город, то норов

3 четверть (10 часов)

17

15.01

У земли ясно солнце, у человека - слово

18

22.01

У земли ясно солнце, у человека - слово

Язык в действии (10 часов)

19

29.01

Для чего нужны суффиксы?

20

5.02

Для чего нужны суффиксы?

21

12.02

Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке?

22

19.02

Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке?

23

26.02

Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам?

24

5.03

Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам?

25

12.03

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

26

19.03

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

4 четверть (8 часов)

27

2.04

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

28

9.04

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Секреты речи и текста (6 часов)

29

16.04

Создаем тексты-рассуждения

30

23.04

Создаем тексты-рассуждения

31

30.04

Учимся редактировать тексты

32

7.05

Учимся редактировать тексты

33

14.05

Создаем тексты-повествования

34

21.05

Создаем тексты-повествования













Выполнение программы


Кол-во недель

Часы

I

8

6

II

8

6

III

10

10

IV

8

8

год

34

34




СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

Методического совета



МБОУ лицей №1

От 26.08.2020 1


(подпись рук. МО)

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

Лысак Т.И.

(ФИО)


_________20___года



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!