Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей __русского яз. И литературы______________ Протокол № 1 от « » августа 2020 года Руководитель ШМО: __________ | СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР _________. от « » августа 2020 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №1_________ от « » августа 2020 г ПРИНЯТО Приказ № от «» августа 2020 года |
Рабочая программа
Родной язык(базовый уровень)
Класс 5
Количество часов по учебному плану: 0, 5 часов в неделю (всего 17 часов)
Составители:
учитель русского языка и литературы высшей категории;
2020–2021 уч. г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели, составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научиться самостоятельно учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
1) представлению об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) пониманию места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоению основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
3) освоению базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
1) овладению основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использованию их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
2) опознаванию и анализу основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместному употреблению языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
3) проведению различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
4) пониманию коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование в собственной речевой практике.
Содержание программы «Родной русский язык» 17 ч.
Разделы | Содержание |
Язык и история(1 ч) | Взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа; национально-культурная специфика русского языка; овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского народа России, овладение культурой межнационального общения. |
Культура речи (5 ч) | Использование русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими. |
Речь. Речевая деятельность. Текст (11ч) | Виды речевой деятельности в их взаимосвязи устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. |
Календарно-тематическое планирование курса «Родной русский язык» для 5 класса
№ урока | Наименование раздела с указанием часов, тема урока | Планируемые сроки прохождения темы | Корректировка |
Язык и история(1 ч) |
1 | Краткая история русской письменности | 11.01-15.01 | |
Культура речи (5 ч) |
2 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Формы речи. | 18.01-22.01 | |
3 | Роль звукописи в художественном тексте. | 25.01-29.01 | |
4 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 01.02-05.02 | |
5 | Речевой этикет: нормы и традиции. Диалог. | 08.02-12.02 | |
6 | Язык художественной литературы. Рассказ. | 15.02-19.02 | |
Речь. Речевая деятельность. Текст (11ч) |
7 | Орфоэпия. | 22.02-26.02 | |
8 | Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора. | 01.03-05.03 | |
9 | Научно-учебный подстиль. | 08.03-12.03 | |
10 | Публицистический стиль. Устное выступление. | 15.03-19.03 | |
11 | Текст как единица языка и речи. Как строится текст. | 29.03-02.04 | |
12 | Функциональные разновидности языка. Особенности языка фольклорных текстов. | 05.04-09.04 | |
13 | Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы | 12.04-16.04 | |
14 | Язык и речь. Средства выразительной устной речи. | 19.04-23.04 | |
15 | Речь правильная. Основные грамматические нормы | 26.07-30.04 | |
16 | Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи | 03.05-07.05 | |
17 | Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи | 10.05-14.05 | |
18 | Язык –зеркало мира и национальной культуры | 17.05-25.05 | |