СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа составлена на основе предложенной программы МО РТ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5 класса»

Рассмотрено

Руководитель МО

/ Н.С. Шайхиева /

Протокол № 1

от «29» 08 2018

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ №5» НМР РТ

/ А.Ф. Алёшина /

от «29» 08 2018

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №5» НМР РТ

/ Д.Р. Юнусов /

Приказ № 186

от «29» 08 2018













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному языку для 5 А, Б классов

Исмагиловой Алины Альбиновны,

учителя родного языка и литературы

МБОУ «СОШ №5» НМР РТ

























г. Нижнекамск, 2018 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

  • способность извлекать информацию из различных источников;

  • свободно пользоваться словарями различных типов;

  • умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;

  • способность правильно излагать свои мысли;

  • соблюдение в речи норм современного русского литературного языка;

  • способность участвовать в речевом общении.


Предметные:

  • освоение базовых понятий исторической лингвистики;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, знание их этимологии;

  • умение работать с этимологическим и историческими словарями.

  • умение проводить параллель между современными реалиями языка и их историей, видеть причинно-следственную связь.


СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Язык и культура (20 ч.)

Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык — язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за три- девять земель, цветущая калина — девушка, тучи — несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня — об изнеженной, избалованной девушке; сухарь — о сухом, неотзывчивом человеке; сорока — о болтливой женщине и т.п., лиса — хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея — злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости — в тюркских языках и т.п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.

Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

Раздел 2. Культура речи (20 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.).

Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).

Роль звукописи в художественном тексте.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, крат- кий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить — говорить — сказать — брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) — корпусы (туловища); образа (иконы) — образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) — кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) — мехи (кузнечные); соболя (меха) — соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы имени- тельного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари — токаря, цехи –— цеха, выборы — выбора, тракторы — трактора и др.).

Речевой этикет

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (21 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Текст как единица языка и речи

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.). Резерв учебного времени — 9 ч.















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема раздела

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

1

Язык и культура

24

Л. Овладевают начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире. Формируют устойчивую мотивацию к самокоррекции и самоконтролю. Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности. Формируют групповое взаимодействие, с опорой на помощь консультанта. Развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

К. Учатся владеть монологической и диалогической речью. Устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной ко- операции. Учатся представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Овладевают навыками управления поведением партнера. Учатся добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Р. Проектируют траекторию развития через включение в новые виды деятельности. Определяют новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности, осознают самого себя как движущую силу своего научения. Учатся формировать ситуацию саморегуляции.

Поз. Учатся объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Пред. Учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Овладевают навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала. Учатся участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Определяют место ударного слога, наблюдают за перемещением ударения при изменении формы слова, употребляют в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. Учатся характеризовать морфемный состав слова, уточняют лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. Определяют значения слов при помощи этимологического словаря. Опознают лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение). Учатся определять поэтизмы и слова-символы в поэтической речи, редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета, различать значимые и незначимые единицы языка.

2

Культура речи

21

Л. Развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. Формируют навыки организации и анализа своей деятельности в составе группы, устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Восполняют проблемные зоны в обучении.

К. Формируют навыки речевых действий: аудирование, использование адекватных языковых средств. Организовывают и планируют учебное сотрудничество. Учатся устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Поз. Учатся объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Пред. Учатся владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Классифицируют и группируют ударение в словах по заданным признакам. Учатся правильно произносить слова, правильно ставить ударения в словах. Находят звукопись в художественном тексте. Учатся использовать стилистические, грамматические нормы в своей речи. Определяют род географических названий и аббревиатур.

3

Речевой этикет

4

Л. Формируют навыки саморегуляции в практической деятельности, самоконтроля.

К. Устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной ко- операции.

Поз. Учатся объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Пред. Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

4

Речь. Речевая деятельность. Текст

21

Л. Формируют умения акцентировать внимание слушателя на высказываемом. Применяют навыки саморегуляции в практической деятельности. Формируют групповое взаимодействие с опорой на помощь консультанта.

К. Добывают недостающую информацию с помощью вопросов. Учатся использовать адекватные языковые средства, организовывать и планировать учебное сотрудничество.

Поз. Учатся объяснять языковые явления, процессы, связи, проектировать траектории развития, осознавать самого себя как движущую силу своего научения.

Пред. Учатся средствам выразительной устной речи, использовать при общении мимику, жестикулировать. Овладевают грамотным общением, составляют монологи и диалоги. Учатся строить текст, адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, связывать предложения в тексте. Находят особенности разговорного стиля. Применяют на практике навыки позиционного конструирования предложений официально-делового, учебно-научного стилей. Учатся строить связный текст, самостоятельно проводить проверку написанного и редактирование текста.

Итого

70


























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

факт

I четверть (17 ч)

1. Язык и культура (24 ч)

1

Русский язык — национальный язык русского народа.

1

03.09-08.09


2

Язык как зеркало национальной культуры.

1

03.09-08.09


3

Анализ текста сказки

1

10.09-15.09


4

Крылатые слова и выражения

1

10.09-15.09


5

Развитие речи.

1

17.09-22.09


6

Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа

1

17.09-22.09


7

Загадки. Метафоричность русской загадки.

1

24.09-29.09


8

Урок – викторина. «Пословицы, поговорки, загадки — кладези русской мудрости»

1

24.09-29.09


9

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита

1

01.10-06.10


10

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками

1

01.10-06.10


11

Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов

1

08.10-13.10


12

Урок-инсценировка. Инсценирование отрывков из сказки «Двенадцать месяцев»

1

08.10-13.10


13

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно- ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии

1

15.10-20.10


14

Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох

1

15.10-20.10


15

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов

1

22.10-27.10


16

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик)

1

22.10-27.10


17

Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства

1

29.10-31.10


II четверть (14 ч)

18

Урок – практикум. Нахождение изобразительно выразительных средств в текстах художественного стиля

1

06.11-10.11


19

Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи

1

12.11-17.11


20

Анализ поэтического текста

1

12.11-17.11


21

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека

1

19.11-24.11


22

Русские имена.

1

19.11-24.11


23

Урок – проект. Проектная работа «Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску»

1

26.11-01.12


24

Урок – проект. Проектная работа «Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий»

1

26.11-01.12


2. Культура речи (21 ч.)

25

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.

1

03.12-08.12


26

Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения

1

03.12-08.12


27

Запретительные пометы в орфоэпических словарях

1

10.12-15.12


28

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах

1

10.12-15.12


29

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс

1

17-12-22.12


30

Урок – практикум. Составление текстов с омонимами, омографами, омофонами.

1

17-12-22.12


31

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.)

1

24.12-29.12


III четверть (21 ч)

32

Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микро-волнОвая печь – микровОлновая терапия)

1

09.01-12.01


33

Орфоэпический диктант

1

14.01-19.01


34

Роль звукописи в художественном тексте

1

14.01-19.01


35

Основные лексические нормы современного русского литературного языка


21.01-26.01


36

Основные нормы словоупотребления

1

21.01-26.01


37

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке


28.01-02.02


38

Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи

1

28.01-02.02


39

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных; род сложных существительных

1

04.02-09.02


40

Род имен собственных (географических названий); род аббревиатур

1

04.02-09.02


41

Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу

1

11.02-16.02


42

Анализ художественного текста

1

11.02-16.02


43

Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода

1

18.02-22.02


44

Контрольная работа «Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных в текстах художественного стиля»

1

18.02-22.02


45

Виды общения. Межличностное, групповое, массовое общение

1

25.02-02.03


3. Речевой этикет (4 ч.)

46

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении

1

25.02-02.03


47

Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу

1

04.03-09.03


48

Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционально- го состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он»

1

04.03-09.03


49

Развитие речи. Составление текстов речевых этикетных жанров: знакомство, совет, вежливое возражение.


11.03-16.03


4. Речь. Речевая деятельность. Текст (21 ч.)

50

Язык и речь. Точность и логичность речи

1

11.03-16.03


51

Выразительность, чистота и богатство речи

1

18.03-23.03


52

Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки)

1

18.03-23.03


IV четверть (18 ч)

53

Интонация и жесты

1

01.04-06.04


54

Формы речи: монолог и диалог

1

01.04-06.04


55

Урок-диспут «Как быть вежливым?»

1

08.04-13.04


56

Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки

1

08.04-13.04


57

Как строится текст

1

15.04-20.04


58

Композиционные формы описания, повествования, рассуждения

1

15.04-20.04


59

Повествование как тип речи

1

22.04-27.04


60

Средства связи предложений и частей текста

1

22.04-27.04


61

Функциональные разновидности язык

1

29.04-04.05


62

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи

1

29.04-04.05


63

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное)

1

06.05-11.05


64

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста

1

06.05-11.05


65

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган

1

13.05-18.05


66

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ

1

13.05-18.05


67

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица

1

20.05-25.05


68

Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.)

1

20.05-25.05


69

Итоговая контрольная работа

1

27.05-31.05


70

Работа над ошибками. Урок-игра

1

27.05-31.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!