Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей __русского яз. И литературы______________ Протокол № ___ Руководитель ШМО: __________ | СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР _________ от « » августа 2020 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №1_________ от «30» августа 2020 года ПРИНЯТО Приказ № от « » августа 2020 года |
Рабочая программа
Родной язык (базовый уровень)
Класс - 7
Количество часов по учебному плану – 0,5 часа в неделю (всего 17 чассов)
Составители:
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2020–2021 уч. г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
Познавательные УУД: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т.д.);
Коммуникативные УУД: коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» обучающийся научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смыловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; е опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание курса
Введение. Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление.
Родной язык. Связь исторического развития языка с историей общества.
Родной язык. Факторы, влияющие на развитие языка.
Родной язык. Факторы, влияющие на развитие языка. Лексические заимствования последних десятилетий. Русская орфоэпия. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения.
Родной язык. Лексические заимствования последних десятилетий. Язык и речь. Традиции русского речевого общения. Русская орфоэпия. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях.
Родной язык. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор. Основные лексические нормы. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Грамматические ошибки в образовании формы глагола, причастий, деепричастий, наречий.
Родной язык. Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения.
Родной язык. Невербальный (несловесный) этикет общения.
Родной язык. Язык и речь. Традиции русского речевого общения. Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.
Родной язык. Публицистический стиль. Путевые записки. Рассказ по данному сюжету.
.Родной язык. Язык художественной литературы. Притча
Календарно-тематическое планирование по родному языку для 7 класса
№ | Наименование раздела с указанием часов, тема урока | Планируемые сроки прохождения темы | Корректировка |
1 | Связь исторического развития языка с историей общества. | 07.09-11.09 | |
2 | Факторы, влияющие на развитие языка. | 21.09-25.10 | |
3 | Лексические заимствования последних десятилетий. | 05.10-09.10 | |
4 | Факторы, влияющие на развитие языка. | 19.10-23.10 | |
5 | Русская орфоэпия. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях. | 09.11-13.11 | |
6 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 23.11-27.11 | |
7 | Грамматические нормы современного русского литературного языка. | 07.12-11.12 | |
8 | Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте | 21.12-25.12 | |
9 | Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения. | 11.01-15.01 | |
10 | Лексические заимствования последних десятилетий. | 25.01-29.01 | |
11 | Язык и речь. Традиции русского речевого общения. | 08.02-12.02 | |
12 | . Русская орфоэпия. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях. | 22.02-26.02 | |
13 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор | 08.03-12.03 | |
14 | Основные лексические нормы. Паронимы и точность речи. | 22.03-26.03 | |
15 | Грамматические нормы современного русского литературного языка. | 05.04-09.04 | |
16 | Грамматические ошибки в образовании формы глагола, причастий, деепричастий, наречий. | 19.04-23.04 | |
17 | Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения. | 10.05-14.05 | |
6