Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новополтавская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Курченко»
Ключевского района Алтайского края
«Рассмотрено» Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла Рон Н.П._____ Протокол № ______ от «__»___________ 2020 г. | «Согласовано» Заведующая Зеленополянской СОШ им.В.В. Корнева филиалом МБОУ «Новополтавская СОШ им. Н.В. Курченко» _________И.А. Нейбауэр «__»__________ 2020 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Новополтавская СОШ им Н.В. Курченко» __________Е.А. Осипенко Приказ №______ от «__»__________ 2020 г. |
Рабочая программа по
РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
для обучающихся 7 класса
(17 часов в год, 0,5 часа в неделю)
Уровень основного общего образования
Срок реализации: 2020/2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, О.В. Загоровская, И. Н. Добротина. – М.: Просвещение, 2020. – 160с.
Русский родной язык. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, О.В. Загоровская др. – 3-е изд. - М., Просвещение. 2019. – 176 с.
Составитель: Улько Ж. А, учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории
Зелёная Поляна 2020
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский родной язык»
Предметные результаты изучения учебного предмета «русский родной язык» на уровне ООО ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце третьего года изучения русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
Пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;
Приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
Приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
Выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
Распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;
Определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
Объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
Регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений, учебные этимологические словари, словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
Соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
Различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
Употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
Употреблять нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
Корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
Употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;
Анализировать и различать типичные речевые ошибки;
Редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
Выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
Анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
Корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
Редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;
Соблюдать русскую этикетную манеру общения;
Использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
Использовать толковые, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
Использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
Использовать словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста;
Использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
Использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативов написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
Анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;
Распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;
Анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;
Анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;
Уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
Уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
Создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
Строить устные научно-учебные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад, принимать участие в учебно-научной дискуссии;
Владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
;
Основное содержание учебного предмета
«Русский родной язык»
Раздел 1. Язык и культура (4 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Раздел 2. Культура речи (5 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Сильные позиции текстов, их типы. Информативная функция заголовков.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Тематический план
учебного предмета «Русский родной язык»
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них |
проверочные работы |
| Язык и культура | 4 | |
| Культура речи | 5 | |
| Речь. Речевая деятельность. Текст. | 7+1 | 1 |
| ИТОГО: | 17 | |
Тематический поурочный план
учебного предмета «Русский родной язык»
(0,5 часа в неделю; 17 учебных недель)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Язык и культура | 4 |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
2 | Устаревшие слова - живые свидетели истории. Историзмы. | 1 |
3 | Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. Употребление устаревшей лексики в новом контексте | 1 |
4 | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | 1 |
| Раздел 2. Культура речи | 5 |
5 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях‚ наречиях. | 1 |
6 | Трудные случаи употребление паронимов в речи. | 1 |
7 | Типичные грамматические ошибки. | 1 |
8 | Традиции русской речевой манеры общения. | 1 |
9 | Нормы русского речевого и невербального этикета. | 1 |
| Раздел 3. Речь. Текст | 7+1 |
10 | Традиции русского речевого общения. | 1 |
11 | Текст. Виды абзацев | |
12 | Заголовки текстов, их типы. | 1 |
13 | Разговорная речь. Спор и дискуссия. | 1 |
14 | Публицистический стиль. Путевые заметки. | 1 |
15 | Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | 1 |
16 | Язык художественной литературы. Притча. | 1 |
17 | Промежуточная аттестация. Тестирование. | |
| ИТОГО Из них п/р | 17 1 |
Лист изменений и дополнений