г. Нижнекамск, 2018 год
1. Владение всеми видами речевой деятельности:
2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка, истории и других).
3. Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в Ом числе на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием текста, с понимание его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических и грамматических норм СРЛЯ; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты.
4. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц.
5. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.
6. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей оформления, использования выразительных средств языка.
7. Осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Факт |
I четверть (17 ч) |
1. Введение в предмет (1 час) |
1 | Введение в предмет «родной язык» | 1 | 03.09-08.09 | |
2. Общение. Виды общения (3 часа) |
2 | Общение. Виды общения. Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. | 1 | 03.09-08.09 | |
3 | Причины коммуникативных неудач и ошибок. Развитие самоконтроля | 1 | 10.09-15.09 | |
4 | Анализ текстов с разного рода коммуникативными неудачами | 1 | 10.09-15.09 | |
3. Несловесные средства (4 часа) |
5 | Несловесные средства. Виды. Подружимся с голосом. Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Составляем для себя голосовой сценарий | 1 | 17.09-22.09 | |
6 | Невербальные средства общения. Поза, ее коммуникативное значение | 1 | 17.09-22.09 | |
7 | «Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинах. Молчание – золото? | 1 | 24.09-29.09 | |
8 | Практическая работа. Наблюдение и анализ за невербальными жестами известной личности | 1 | 24.09-29.09 | |
4. Устная речь (4 часа) |
9 | Устная речь. Её виды. Особенности устной речи. Ситуативность, избыточность. | 1 | 01.10-06.10 | |
10 | Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д. Приёмы подготовки | 1 | 01.10-06.10 | |
11 | Анализ устных выступлений ораторов-политиков | 1 | 08.10-13.10 | |
12 | Анализ устных выступлений ораторов-дикторов | 1 | 08.10-13.10 | |
5. Учимся отвечать (4 часа) |
13 | Учимся отвечать. Инструктивная речь. Сравнительная характеристика | 1 | 15.10-20.10 | |
14 | Группировка и классификация (обобщающее высказывание) | 1 | 15.10-20.10 | |
15 | Анализ ответов участников дебатов | 1 | 22.10-27.10 | |
16 | Дебаты | 1 | 22.10-27.10 | |
6. Качества речи (4 часа) |
17 | Качества речи. Основные характеристики качественной речи | 1 | 29.10-31.10 | |
II четверть (14 ч) |
18 | Выразительная речь. Способы выразительности | 1 | 06.11-10.11 | |
19 | Анализ текста на исправлении ошибок по качеству речи | 1 | 12.11-17.11 | |
20 | Письменная работа. Составление выразительного текста на выступление | 1 | 12.11-17.11 | |
7. Учимся читать учебную литературу (5 часов) |
21 | Учимся читать учебную литературу Выписки. Приемы осмысления учебного текста | 1 | 19.11-24.11 | |
22 | Конспекты, тезисы учебного текста. План- конспект | 1 | 19.11-24.11 | |
23 | Практическое задание. Составить план- конспект | 1 | 26.11-01.12 | |
24 | Реферативное сообщение. Реферат (письменный) | 1 | 26.11-01.12 | |
25 | Практическое задание. Составить реферативное сообщение | 1 | 03.12-08.12 | |
8. Риторика уважения (4 часа) |
26 | Риторика уважения. Знакомство. Совет | 1 | 03.12-08.12 | |
27 | Вежливое возражение. Утешение | 1 | 10.12-15.12 | |
28 | Анализ ситуаций знакомства, совета | 1 | 10.12-15.12 | |
29 | Анализ ситуаций возражения и утешения | 1 | 17-12-22.12 | |
9. Редактирование (6 часов) |
30 | Редактирование. Этапы редактирования. | 1 | 17-12-22.12 | |
31 | Лингвистические словари. Словарная статья | 1 | 24.12-29.12 | |
III четверть (21 ч) |
32 | Анализ словарной статьи | 1 | 09.01-12.01 | |
33 | Составление словарной статьи | 1 | 14.01-19.01 | |
34 | Культура цитирования | 1 | 14.01-19.01 | |
35 | Практическая работа. Составление цитатника | 1 | 21.01-26.01 | |
10. Речевые жанры (4 часа) |
36 | Речевые жанры Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля) | 1 | 21.01-26.01 | |
37 | Составления личного письма-объявления | 1 | 28.01-02.02 | |
38 | Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.) | 1 | 28.01-02.02 | |
39 | Практическое задание по группам. Составить петицию | 1 | 04.02-09.02 | |
11. Публичная речь (4 часа) |
40 | Публичная речь. Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная | 1 | 04.02-09.02 | |
41 | Анализ разных видов ораторской речи | 1 | 11.02-16.02 | |
42 | Составление плана публичной речи. Выступление по теме | 1 | 11.02-16.02 | |
43 | Риторические фигуры. Практическое задание. Анализ риторических фигур в текстах | 1 | 18.02-22.02 | |
12. Спорить или ссориться (6 часов) |
44 | Учимся спорить. Способы доказательств. Как строится аргументативный текст | 1 | 18.02-22.02 | |
45 | Анализ речей с доказательствами | 1 | 25.02-02.03 | |
46 | Выражение согласия. Констатация сказанного оппонентом | 1 | 25.02-02.03 | |
47 | Культура выражения несогласия | 1 | 04.03-09.03 | |
48 | Деловая игра: спорить или ссориться | 1 | 04.03-09.03 | |
49 | Р/р Сочинение-рассуждение на тему: «Плюсы и минусы споров» | 1 | 11.03-16.03 | |
13. Вторичные тексты (4 часа) |
50 | Вторичные тексты. Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. | 1 | 11.03-16.03 | |
51 | Практическая работа: аннотации | 1 | 18.03-23.03 | |
52 | Отзыв. | 1 | 18.03-23.03 | |
IV четверть (18 ч) |
53 | Предисловие. | 1 | 01.04-06.04 | |
14. Необычные (поликодовые) тексты (4 часа) |
54 | Необычные (поликодовые) тексты | 1 | 01.04-06.04 | |
55 | Классификация поликодовых текстов | 1 | 08.04-13.04 | |
56 | Мультимедийные тексты и их особенности | 1 | 08.04-13.04 | |
57 | Рекламные баннеры | 1 | 15.04-20.04 | |
15. Прецедентные тексты (4 часа) |
58 | Прецедентные тексты | 1 | 15.04-20.04 | |
59 | Функции прецедентных текстов. | 1 | 22.04-27.04 | |
60 | Прямая цитация. Квазицитация | 1 | 22.04-27.04 | |
61 | Построение заголовков газетных и журнальных статей | 1 | 29.04-04.05 | |
16. Бытовые жанры (4 часа) |
62-65 | Бытовые жанры | 4 | 29.04-04.05 06.05-11.05 06.05-11.05 13.05-18.05 | |
17. Газетные жанры (4 часа) |
66 | Газетные жанры Заметка. Репортаж | 1 | 13.05-18.05 | |
67 | Анализ газетных заметок | 1 | 20.05-25.05 | |
68 | Просмотр репортажей на ТВ | 1 | 20.05-25.05 | |
69 | Групповое задание. Составить репортаж | 1 | 27.05-31.05 | |
70 | Итоговая контрольная работа | 1 | 27.05-31.05 | |