СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному русскому языку 8 класс  к учебнику Русский родной язык.  Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, О.В. Загоровская  др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новополтавская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Курченко»

Ключевского района Алтайского края



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла

Рон Н.П._____

Протокол № ______

от «__»___________ 2020 г.

«Согласовано»

Заведующая Зеленополянской СОШ им.В.В. Корнева филиалом МБОУ «Новополтавская СОШ им. Н.В. Курченко»

_________И.А. Нейбауэр

«__»__________ 2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Новополтавская СОШ

им Н.В. Курченко»

__________Е.А. Осипенко

Приказ №______

от «__»__________ 2020 г.


Рабочая программа по

РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

для обучающихся 8 класса

(17 часов в год, 0,5 часа в неделю)

Уровень основного общего образования

Срок реализации: 2020/2021 учебный год


Рабочая программа составлена на основе


Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, О.В. Загоровская, И. Н. Добротина. – М.: Просвещение, 2020. – 160с.




Русский родной язык. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, О.В. Загоровская др. – 3-е изд. - М., Просвещение. 2020. – 112 с.







Составитель: Улько Ж. А, учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории











Зелёная Поляна 2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский родной язык»


Предметные результаты изучения учебного предмета «русский родной язык» на уровне ООО ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце третьего года изучения русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

«Язык и культура»:

  • Приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  • Приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

  • Выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

  • Характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения (с использованием словарей);

  • Понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

  • Характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые первые и более поздние) (в рамках изученного с использованием словарей), сфере функционирования;

  • Комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

  • Определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

  • Комментировать исторические особенности современного русского речевого этикета (обращение);

  • Характеризовать основные особенности современного русского речевого этикета;

  • Объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

  • Регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений, учебные этимологические словари, словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»:

  • Соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

  • Различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

  • Употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

  • Понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

  • Правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

  • Употреблять нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;

  • Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

  • Корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

  • Опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

  • Употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;

  • Анализировать и различать типичные речевые ошибки;

  • Редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

  • Выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

  • Распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления грамматических и синтаксических ошибок;

  • Анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

  • Корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

  • Редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;

  • Соблюдать русскую этикетную манеру общения;

  • Использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  • Соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

  • Использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

  • Использовать словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста;

  • Использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

  • Использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативов написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

  • Использовать различные виды слушания (детальное, выборочное, ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • Пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • Владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; использовать графики, диаграммы, план, схемы для представления информации;

  • Уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

  • Анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как жанра публицистического стиля;

  • Создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

  • Строить устные научно-учебные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад, принимать участие в учебно-научной дискуссии;

  • Анализировать и создавать тексты публицистических жанров (письмо);

  • Владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.













































Основное содержание учебного предмета

«Русский родной язык»


Раздел 1. Язык и культура (4 ч)

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.


Раздел 2. Культура речи (5 ч)



Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична-инична;произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ.

Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).

Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)


Язык и речь. Виды речевой деятельности

Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Текст как единица языка и речи

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.
































Тематический план

учебного предмета «Русский родной язык»


п/п

Наименование

разделов

Всего

часов

Из них

проверочные работы

Язык и культура

5


Культура речи

4


Речь. Речевая деятельность. Текст.

7+1

1


ИТОГО:

17


Тематический поурочный план

учебного предмета «Русский родной язык»

(0,5 часа в неделю; 17 учебных недель)


п/п

Тема урока

Кол-во часов


Язык и культура

5

1

Исконно русская лексика и её особенности

1

2

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка

1

3

Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике

1

4

Речевой этикет в русской культуре и его особенности

1

5

Русский человек в обращении к другим

1


Раздел 2. Культура речи

4

6

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

1

7

Нормы употребления терминов

1

8

Трудные случаи согласования в русском языке

1

9

Особенности современного речевого этикета.

1


Раздел 3. Речь. Текст

7+1

10

Информация: способы и средства её получения и переработки

1

11

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания


12

Аргументация. Правила эффективной аргументации

1

13

Доказательство и его структура. Виды доказательств

1

14

Разговорная речь. Самопрезентация

1

15

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия

1

16

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма

1

17

Промежуточная аттестация. Тестирование.



ИТОГО

Из них п/р


17

1

Лист изменений и дополнений


Дата

Изменение, причина




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!