СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит планирование по предмету родной русский язык ( 7 часов)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

ГОРОДА СЛАВЯНСКА - НА - КУБАНИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 24.01.2020 года протокол № 7

Председатель_______ И.И. Яровая

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По русскому языку


Уровень образования (класс) основное общее образование 5 – 9 классы



Количество часов: 35 часов

5 класс – 7 часов;

6 класс – 7 часов;

7 класс – 7 часов;

8 класс – 7 часов;

9 класс – 7 часов

Уровень базовый



Учитель Халилова Фируза Нематовна







Программа разработана в соответствии и на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Протокол от 31 января 2018 года №2/18)

  1. Планируемые результаты учебного предмета «Русский родной язык»


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты освоения программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

5. Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.

6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

11. Сформированность основ экологической культуры.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию;

  • подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • определять идею текста;

  • преобразовывать текст;

  • оценивать содержание и форму текста.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

  • строить позитивные отношения в процессе учебной деятельность;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково).

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.



Предметные результаты

Ученик научится:

1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

Ученик получит возможность научиться:

1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

4) аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» (7 часов)

Первый год обучения ( 7 часов)

Раздел 1. Язык и культура.( 2 ч. )

Русский язык- национальный язык русского народа. Роль русского языка в жизни человека в жизни человека. Русский язык в жизни государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык- язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилищу материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина девушка, тучи-несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, родный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-Бурка, жар-птица и т.п.) в русских литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

1.2. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок: источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.

Загадки. Метафоричность русской загадки.

Раздел 2. Культура речи (2 часа)

2.1Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркер смысла слова.

Произносительные варианты орфоэпической нормы. Произносительные варианты на уровне словосочетаний.

2.2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Синонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления антонимов. Смысловые, стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и лексических омонимов в речи.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.(3 ч.)

3.1. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

3.2. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп, способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

3.3. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально- деловой стиль.



Второй год обучения (7 часов)



Раздел 1. Язык и культура (2 ч)

1.1 Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

1.2 Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).

Раздел 2. Культура речи (2 ч)

2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.

2.2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (3 ч)

3.1 Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приѐмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

3.2 Текст как единица языка и речи.Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

3.3 Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, еѐ строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ,ответ-обобщение,ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека



Третий год обучения (7 ч)

Раздел 1. Язык и культура (2 часа)

1.1 Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

1.2 Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Раздел 2. Культура речи (2 ч)

2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору) Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

2.2 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (3 ч)

3.1 Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

3.2 Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение

3.3Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

Четвёртый год обучения (7 ч)


Раздел 1. Язык и культура (2 ч)

1.1 Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

1.2 Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

Раздел 2. Культура речи (2 ч)

2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

2.2 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (3 ч)

3.1 Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

3.2 Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

3.3 Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.


Пятый год обучения (7 ч)


Раздел 1. Язык и культура (2 ч)

1.1 Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

1.2 Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (2 ч)

2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

2.2 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (3 ч)

3.1 Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

3.2 Текст как единица языка и речи.

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

3.3 Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.





  1. Тематическое планирование «Родной язык (русский)»

5 класс

п/п

Раздел


Кол-во часов

Темы

УУД

1

Раздел 1. Язык и культура

2

Русский язык – национальный язык русского народа.

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Предметные: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета




Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок.

Личностные: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные:

Р. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

К. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

П. строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

Предметные: Предметные: проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

2

Раздел 2. Культура речи

2

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.


Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные:

Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

К. критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

П. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Предметные: определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами




Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Личностные: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные:

Р. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

К. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

П. строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

Предметные: Предметные: проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

3

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

3

Текст как единица языка и речи. Язык и речь.

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка




Язык и речь

Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные:

Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

К. критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

П. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Предметные: опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также
служебные части речи.




Функциональные разновидности языка.

Личностные: развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные:

Р. анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

К. представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

П. соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Предметные: участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;


Итого

7



6 класс

п/п

Раздел


Кол-во часов

Темы

УУД

1

Раздел 1. Язык и культура

2

Краткая история русского литературного языка.

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Предметные: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета




Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Предметные: проводить лексический

2

Раздел 2. Культура речи

2

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Темп речи.


Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Предметные: проводить фонетический и орфоэпический анализ слова




Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы, антонимы и их роль в речи

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Предметные: проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

3

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

3

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

Р. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

П. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Предметные: участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого




Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.


Личностные: развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные:

Р. анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

К. представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

П. соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Предметные: использовать орфографические словари.




Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль.

Личностные: развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные:

Р. анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

К. представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

П. соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Предметные: участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

Итого: 7 часов

7 класс

п/п

Раздел


Кол-во часов

Темы

УУД

1

Раздел 1. Язык и культура

2

Русский язык как развивающееся явление Связь исторического развития языка с историей общества.

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Предметные: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.




Лексические заимствования последних десятилетий

Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные:

Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

К. критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

П. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Предметные: проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение)

2

Раздел 2. Культура речи

2

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях

Личностные: развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные:

Р. анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

К. представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

П. соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Предметные: опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания




Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи.

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Предметные: проводить лексический анализ слова

3

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

3

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения.

Личностные: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные:

Р. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

К. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

П. строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

Предметные: различать значимые и незначимые единицы языка.




Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Предметные: адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка




Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

Р. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

П. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Предметные: анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей

Итого: 7 часов

8 класс

п/п

Раздел


Кол-во часов

Темы

УУД

1

Раздел 1. Язык и культура

2

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Предметные: проводить лексический анализ слова




Речевой этикет

Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные:

Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

К. критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

П. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Предметные: проводить лексический анализ слова

2

Раздел 2. Культура речи

2

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Типичные орфоэпические ошибки в современной речи

Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные:

Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

К. критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

П. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Предметные: определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами




Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи.

Личностные: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные:

Р. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

К. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

П. строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

Предметные: различать значимые и незначимые единицы языка.

3

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

3

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания.

Личностные: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные:

Р. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

К. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

П. строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

Предметные: владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка.




Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Предметные: адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка




Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

Р. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

П. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Предметные: анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей

Итого: 7 часов

9 класс

п/п

Раздел


Кол-во часов

Темы

УУД

1

Раздел 1. Язык и культура

2

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Предметные: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.




Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке

Личностные: развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные:

Р. анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

К. представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

П. соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Предметные: опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

2

Раздел 2. Культура речи

2

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.

Личностные: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные:

Р. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

К. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

П. строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

Предметные: проводить фонетический и орфоэпический анализ слова




Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность.

Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные:

Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

К. критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

П. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Предметные: проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение)

3

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

3

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Русский язык в Интернете

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

Р. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

К. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

П. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Предметные: владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка




Текст как единица языка и речи.

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект

Личностные: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные:

Р. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

К. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

П. строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

Предметные: участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;




Функциональные разновидности языка.

Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные:

Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

К. критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

П. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Предметные: адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

Итого: 7 часов

Заместитель директора по УВР

МАОУ СОШ № 12

Г. Славянска-на-Кубани

__________

«___»_______________2020 г.




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ







По предмету Родной язык (русский)

Класс 5

Учитель: Халилова Фируза Нематовна

Количество часов: всего 7 часов; в неделю 1 час













Планирование составлено на основе рабочей программы

Халиловой Фирузы Нематовны, утвержденной решением педсовета, протокол № _____ от_____.01.2020





урока/занятия

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проект, ИКТ - компетенции, межпредметные понятия

план

факт


Раздел 1. Язык и культура

2





Русский язык – национальный язык русского народа.

1

17.04



Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Предметные: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета

17.04

17.04

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок.

1




Личностные: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные:

Р. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

К. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

П. строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

Предметные: Предметные: проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);




Раздел 2. Культура речи

2





Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.


1

24.04



Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные:

Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

К. критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

П. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Предметные: определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами

24.04

24.04

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1




Личностные: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные:

Р. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

К. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

П. строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

Предметные: Предметные: проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);




Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

3





Текст как единица языка и речи. Язык и речь

1

08.05



Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные:

Р. анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

К. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

П. адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка

08.05

08.05

6

Язык и речь

1

15.05



Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные:

Р. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

К. критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

П. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Предметные: опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также
служебные части речи.

15.05

15.05

7

Функциональные разновидности языка.

1

22.05



Личностные: развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные:

Р. анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

К. представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

П. соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Предметные: участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

22.05

22.05







СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей русского языка МАОУСОШ № 12

от 24.01.2020 года № ______

___________ О.Н. Жолобова



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

___________ И.Ю. Берлякова

27.01. 2020 года





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!