СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (русскому) языку в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5-х классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку в 5 классе»

Рабочая программа составлена на основе:

Автор


Название программы



Издательство, год издания



Учебно-методический комплект

Автор


Название



Издательство, год издания




Количество часов в год 34 ; по 1 часу в неделю.


Плановые контрольные работы:

2-9 классы

Формы проведения контроля

диктант

изложение

сочинение

контр. работа

Р/р

1 четверть






2 четверть






3 четверть






4 четверть






ВСЕГО:







ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: владение всеми видами речевой деятельности; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение, говорение и письмо; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.





2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Раздел 1. Язык и культура (10 ч). Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.

Раздел 2. Культура речи (10 час). Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Роль звукописи в художественном тексте. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.). Речевой этикет Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).

Резерв учебного времени – 1ч.







































3.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Из них

теоретический материал

развитие речи

контрол. работы, диктанты, сочинения, изложения

1

Язык и культура

17

9

7

1

2

Культура речи

16

12

3

1

3

Резервный урок

1

1

-

-

Всего:

34

22

10

2



3.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


5 класс 34часа: 23 часа + 10 часов развития речи + 1 ч резервный

п/п

ТЕМА УРОКА

Кол-во час

Дата по плану

Дата проведения

1. Язык и культура (10 часов + 7 развития речи)

1 четверть

1

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека, общества и государства.

1

09/04/18


2

Р.р. Функциональные разновидности языка.

1

09/11/18


3

Р.р. Виды речевой деятельности. Формы речи: монолог и диалог.

1

09/18/18


4

Р.р. Разговорная речь. Жанры.

1

09/25/18


5

Русский язык – язык русской художественной литературы.

1

02.10.18


6

Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.

1

10/09/18


7

Р.р. Особенности языка сказки

1

10/16/18


8

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

1

23.10.18


2 четверть

9

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, в русских народных и литературных сказках, песнях, былинах, художественной литературе.

1

11/06/18


10

Р.р. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

1

11/13/18


11

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения.

1

11/20/18


12

Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.

1

11/27/18


13

Р.р. Текст и его основные признаки. План. Средства связи предложений и частей текста.

1

12/04/18


14

Р.р. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

1

12/11/18


15

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.

1

12/18/18


16

Контрольное списывание.

1

12/25/18


3 четверть

2. Культура речи (13 часов + 3 часа развития речи)

17

Р.р. Публицистический стиль. Устное выступление.

1

01/15/19


18

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

01/22/19


19

Р.р. Учебно-научный стиль. План ответа на уроке.

1

01/29/19


20

Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.

1

02/05/19


21

Омографы. Ударение как маркёр смысла слова.

1

02/12/18


22

23

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

2

19.02.19

26.02.19


24

Роль звукописи в художественном тексте.

1

03/05/19


25

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

03/12/19


26

Стилистические варианты нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи.

1

03/19/19


4 четверть

27

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

04/02/19


28

Род заимствованных несклоняемых и сложных имен существительных

1

04/09/19


29

Род имен собственных и аббревиатур.

1

04/16/19


30

Р.р. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

1

04/23/19


31

Итоговая контрольная работа в конце года.

1

04/30/19


32

Правила речевого этикета: нормы и традиции.

1

05/07/19


33

История этикетной формулы обращения в русском языке.

1

05/14/19


34

Резервный урок.

1

05/21/19


ИТОГО: 23 часа + 10 развития речи



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!