СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ручному труду для обучающихся по АОП НОО с УО вариант 8.1 1-4 классы

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основании Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ, на основе АООП МБОУ НОШ № 3,  с учетом требований к результатам освоения АОП начального общего образования для детей с умственной отсталостью составлена на основе учебной программы по «Трудовому обучению» из сборника «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1-4 классы», под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ручному труду для обучающихся по АОП НОО с УО вариант 8.1 1-4 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №3

сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края


«Утверждена»

Протокол педсовета №__

«___»______201_г

«Утверждаю»

Приказ от«___»______201_г №___

Директор подпись/ФИО

___________/______


«Согласовано»

протокол ШМО№__

от«___»______201_ г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ручному труду

(наименование учебного предмета, курса)


для обучающихся по АОП НОО с УО вариант 8.1

1-4 классы

(уровень обучения, класс)


Жульпа Светлана Анатольевна

Ф.И.О. учителя


















201_ год



Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ, на основе АООП МБОУ НОШ № 3, с учетом требований к результатам освоения АОП начального общего образования для детей с умственной отсталостью составлена на основе учебной программы по «Трудовому обучению» из сборника «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1-4 классы», под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.

Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.

Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены, неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Работа с глиной и пластилином

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― мате­риал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных ра­бот. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пла­стилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: кон­с­тру­ктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;

- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;

- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Картонажно-переплетные работы

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). При­ме­не­ние ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с ни­тками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).

Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).

Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).

Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки

Работа с древесными материалами

Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).

Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).

Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).

Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.

Работа с металлом

Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.

Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».

Работа с проволокой

Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). При­менение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гне­тся). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.

Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.

Работа с металлоконструктором

Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. На­бор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).

Соединение планок винтом и гайкой.

Комбинированные работы с разными материалами

Виды работ по комбинированию разных материалов:

пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

на конец обучения в младших классах (IV класс):


Минимальный уровень:

- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

- знание видов трудовых работ;

- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;

- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

- составление стандартного плана работы по пунктам;

- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной;

- выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный уровень:

- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;

- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- выполнение общественных поручений по уборке класса после уроков трудового обучения.

Таблица для мониторинга предметных результатов (для ПМПк)


минимальный уровень

Усвоение(+ / -)

Дата мониторинга

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

Год.

- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы;






- знание видов трудовых работ;






- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда;






- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;






- составление стандартного плана работы по пунктам;






- использование в работе доступных материалов (глина и пластилин);






- использование в работе доступных материалов природный материал; бумага и картон; нитки и ткань, проволока, древесина;






-выполнениенесложногоремонтаодежды.







Достаточный уровень

Усвоение(+ / -)

Дата мониторинга

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

Год.

- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;






- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;






- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;






- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;






- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;






- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;






- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);






- выполнение общественных поручений по уборке класса после уроков трудового обучения.


















Календарно-тематический план по ручному труду

1 класс – 66 ч. (2 ч. в неделю)

Дата проведения

Тема.

Кол-во часов

Контроль

1

02.09

Вводное занятие. ТБ

1




Работа с пластилином



2

06.09

09.09

Столбики.

2


3

13.09

Лесенка.

1


4

16.09

Вишенки.

1


5

20.09

Яблоко.

1


6

23.09

Огурец, морковь.

1




Работа с природным материалом



7

27.09

30.09

Сбор природного материала.

2


8

04.10

Наклеивание листьев.

1


9

07.10

Наклеивание цветов.

1


10

11.10

14.10

Составление букета.

2




Работа с бумагой



11

18.10

21.10

ТБ, Бумаги и её свойства.

2


12

25.10

Вырезание Треугольника, круга.

1


13

28.10

Вырезание квадрата, прямоугольника.

1


14

08.11

Вырезание самолетика

1


15

11.11

Пилотка.

1


16

15.11

Изготовление стаканчика для семян.

1




Работа с пластилином.



17

18.11

22.11

Груша, лимон.

2


18

25.11

Пирамидка.

1


19

29.11

Рыбка.

1


20

02.12

Утенок.

1


21

06.12

Грибы

1




Работа с природным материалом.



22

09.12

13.12

Еж.

2


23

16.12

Цветок.

1


24

20.12

Мышка.

1




Работа с цветной бумагой.



25

23.12

10.01

Цепочка.

2


26

13.01

Флажки.

1


27

17.01

20.01

Изготовление ёлочных украшений.

2




Работа с пластилином.



28

24.01

27.01

Лепка букв.

2


29

31.01

Лепка цифр.

1


30

03.02

07.02

Стилизованная фигурка человека.

2




Работа с природным материалом.



31

10.02

14.02

Птичка.

2


32

17.02

Кораблик.

1


33

28.02

Сова.

1


34

03.03

Снеговик.

1


35

07.03

Макет к сказке «Репка»

1


36

10.03

Макет к сказке «Колобок».

1




Работа с бумагой.



37

14.03

17.03

Аппликация снеговика.

2


38

21.03

Аппликация домика.

1


39

24.03

Аппликация грузовика.

1


40

04.04

07.04

Орнамент.

2




Работа с нитками.



41

11.04

14.04

Нитки. Свойства ниток.

2


42

18.04

Составление коллекции ниток.

1


43

21.04

Витье шнура.

1


44

25.04

Кисточка к шапочке.

1


45

28.04

02.05

Шов «вперед иголкой».

2


46

05.05

Шитье по клеточкам

1


47

12.05

Шитье по проколам.

1


48

16.05

19.05

Вышивание игрушек.

2


49

23.05

26.05

Вышивание салфетки.

2




Всего

66 ч.























Календарно-тематический план по ручному труду

2 класс – 34 ч. (1 ч. в неделю)

Дата

Тема

Кол-во часов

Контроль

1


Соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических требований.

1


2


Условия хранения природного материала

1


3


Беседа о свойствах материалов (цвет, форма, твёрдость и т.п.)

1


4


Птичка из желудей, перьев и палочек.

1


5


Рыбка, черепаха из скорлупы ореха, пластилина.

1


6


Свинья из еловой шишки, палочек и бумажных деталей.

1


7


Организация рабочего места при выполнении лепки.

1


8


Лепка куба и параллелепипеда.

1


9


Лепка кубиков и брусков разных размеров.

1


10


Автобус

1


11


Применение и назначение картона. Его свойства.

1


12


Изготовление пакета для хранения изделий.

1


13


Украшение пакета аппликацией.

1


14


Счетный материал в форме полосок, квадратов, кругов.

1


15


Швейная мастерская.

1


16


Свойства ниток. Плетение косички

1


17


Изготовление куколки из связанных пучков нитей.

1


18


Стакан для карандашей.

1


19


Цветочный горшок с цветком.

1


20


Чайник для заварки.

1


21


Чашка с блюдцем.

1


22


Новогодняя гирлянда по шаблонам в форме грибочков.

1


23


Божья коровка.

1


24


Закладки по шаблону.

1


25


Лепка цыплёнка и утёнка.

1


26


Лепка утки и гуся.

1


27


Лепка мишки, зайца, лисы.

1


28


Грузовик.

1


29


Изготовление открытки.

1


30


Упражнение в раскрое ткани.

1


31


Коллекция тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной.

1


32


Ознакомление с ручными стежками

1


33


Открытка к 9 мая.

1


34


Модель светофора.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!