Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– осознавать личностный смысл учения;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
– самостоятельно организовывать свое рабочее место;
– определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
– учиться высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работатьпо предложенному учителем плану;
– соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
– корректировать выполнение задания в дальнейшем;
оценивать задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД:
– ориентироватьсяв учебнике ;
– находить ответына вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;
–сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу;
– определять, в каких источниках можно найти необходимую
информацию для выполнения задания.
Коммуникативные
– оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события;
–выразительно читать и пересказыватьтекст;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
Называть:
изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; их лексические и грамматические признаки;
однокоренные слова, корень слова.
Различать и сравнивать:
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
однокоренные слова и разные формы одного и того слова;
звуки и буквы; признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, парных и непарных, твёрдых и мягких согласных.
Решать практические учебные задачи:
выделять предложения из сплошного текста;
составлять предложения из слов и словосочетаний;
письменно отвечать на вопросы;
находить главные члены предложения;
ставить необходимые знаки препинания в конце предложения;
по двум признакам определять части речи;
определять число изученных частей речи;
раздельно писать предлоги со словами;
подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;
проверять безударные гласные и парные согласные в корне;
писать слова с непроверяемыми написаниями;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, кличках животных;
писать слова с двойными согласными, с разделительным "Ь";
каллиграфически правильно списывать текст;
писать под диктовку тексты (35-45 слов)
с изученными орфограммами и пунктограммами;
производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв;
определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
делить сплошной текст на предложения;
устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
писать (по вопросам) изложение текста (30–45 слов);
составлять и записывать текст из трех-пяти предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
употреблять при записи текста красную строку.
2. Содержание учебного курса.
Повторение( 5ч)
Слово, предложение, текст- единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.
Речь.(4ч)
Язык как средство общения людей. Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная.
Звуки и буквы (9ч)
Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв «Е», «Е», «Ю», «Я».
Слова с буквой «Э».
Буквы и, а, у, после букв шипящих. Сочетания чн, ЧК. (12ч)
Шипящие согласные звуки в сочетаниях ча-ща, чу-щу, жи-ши. Сочетания ЧК,ЧН,ЧТ.
Алфавит(2ч)
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Слово и слог . Перенос слов.(6ч)
Слог. Деление слов на слоги .Правила переноса слов.
Предложение и текст.(12ч)
Предложение- единица языка речи. Роль предложения в общении. Ударение. Тема текста. Красная строка в тексте.
Мягкие и твердые согласные звуки (8ч)
Обозначение мягкости и твердости согласных звуковва. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине сло
Звонкие и глухие согласные звуки(5ч)
Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Проверка согласных на конце слова.
Ударение. Обозначение гласных звуков. (11ч)
Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные.
Разделительный «Ь» . (6ч)
Сопоставление «Ь»- показателя мягкости согласных и разделительного «Ь».
Двойные согласные.(3ч)
Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.
Слово и предложение. Имя существительное.(14ч)
Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Имя существительное. Общее значение.
Глагол.(9ч)
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делал и? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Имя прилагательное. (8ч)
Имя прилагательное(ознакомление).Общее значение. Вопросы.
Предлог.(7ч)
Глагол (ознакомление). Общее значение
Раздельное написание предлогов со словами
.Вопросы. Роль глаголов в речи.
Родственные слова (9ч)
Корень слова. Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.
Безударные гласные в корне. (5ч)
Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах.
Парные согласные в корне (6ч)
Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Предложение (5ч)
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).
Повторение в конце учебного года (24ч)
Речь устная и письменная. Звуки и буквы. Алфавит. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Обозначение мягкости согласных звуков буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь. Разделительный Ь. Двойные согласные. Главные члены предложения. Слова, обозначающие предмет, признаки предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.
3. Тематическое планирование
Согласно учебному плану МБОУ – Юдиновская СОШ на 2017-2018 учебный год во 2 классе на изучение предмета «Русский язык» предусмотрено 34 учебных недель при нагрузке 5 час в неделю, но в соответствии с постановлением РФ «О переносе выходных дней в 2018 году выходными днями принято считать 23 февраля, 8 и 9 марта, 1,2,3 мая, поэтому на изучение предмета «Русский язык» во 2 классе в 2017-2018 году отводится 164 часа.
№ п./п | Тема урока | Коли- чество часов | дата | | |
По плану | факт | | |
| Повторяем то, что знаем. | 5 | | | | |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с учебником. Что мы знаем о тексте и предложении | 1 | | | | |
2 | Предложение и слово. | 1 | | | | |
3. | Слово и слог. | 1 | | | | |
4. | Звуки и буквы | 1 | | | | |
5. | Звуки и буквы. Деление слов на слоги | 1 | | | | |
| Речь. | 4ч | | | | |
6. | Речь в жизни человека | 1 | | | | |
7. | Устная и письменная речь | 1 | | | | |
8. | Выделение предложений в устной и письменной речи | 1 | | | | |
9. | Входной диктант. | 1 | | | | |
| Звуки и буквы. | 9ч | | | | |
10. | Звуки и буквы | 1 | | | | |
11. | Гласные и согласные звуки. Их признаки | 1 | | | | |
12. | Гласные и согласные звуки | 1 | | | | |
13. | Гласные звуки и их обозначение буквами | 1 | | | | |
14. | Слова с буквой Э | 1 | | | | |
15. | Речевой этикет. Слова-приветствия. | 1 | | | | |
16. | Согласные звуки и их обозначение буквами | 1 | | | | |
17. | Согласный звук (й) и буква Й | 1 | | | | |
18. | Контрольное списывание «Лось». | 1 | | | | |
| Буквы и,а,у после шипящих. Сочетания ЧК, чн. | 12ч | | | | |
19. | Шипящие согласные звуки (ж), (ш), (ч), (щ) | 1 | | | | |
20. | Сочетания ЖИ,ШИ | 1 | | | | |
21. | Сочетания ЖИ, ШИ в ударных и безударных слогах | 1 | | | | |
22. | Правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ | 1 | | | | |
23. | Устное сочинение по серии картинок. Списывание текста | 1 | | | | |
24. | Сочетания ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ | 1 | | | | |
25. | Правописание слов с сочетаниями ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ | 1 | | | | |
26. | Упражнения в правописании слов с сочетаниями ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ | 1 | | | | |
27. | Правописание слов с сочетаниями ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ. Закрепление | 1 | | | | |
28. | Сочетание ЧК,ЧН | 1 | | | | |
29. | Сочетание ЧК,ЧН. Закрепление | 1 | | | | |
30. | Всероссийская проверочная работа. | 1 | | | | |
| Алфавит. | 2ч | | | | |
31. | Алфавит, или азбука | 1 | | | | |
32. | Алфавит, или азбука. Звукобуквенный состав слова. | 1 | | | | |
| Слово и слог. Перенос слов. | 6ч | | | | |
33. | Слово и слог | 1 | | | | |
34. | Деление слов на слоги | 1 | | | | |
35. | Деление слов на слоги. Закрепление | 1 | | | | |
36. | Перенос слов | 1 | | | | |
37. | Слова , которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине | 1 | | | | |
38. | Перенос слов | 1 | | | | |
| Предложение и текст. | 12ч | | | | |
39. | Предложение как единица речи | 1 | | | | |
40. | Знаки препинания в конце предложения | 1 | | | | |
41. | Главные члены предложения | 1 | | | | |
42. | Главные члены предложения. Закрепление | 1 | | | | |
43. | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | | | | |
44. | Общее понятие о тексте | 1 | | | | |
45. | Типы текста: повествование, описание, рассуждение | 1 | | | | |
46. | Структурные части текста – повествования | 1 | | | | |
47. | Изложение зрительно воспринятого текста | 1 | | | | |
48. | Работа над ошибками. Типы текста. Повторение | 1 | | | | |
49. | Составление устного рассказа по картинкам. Изложение на ту же тему по плану | 1 | | | | |
50. | Повторение материала по теме « Текст» | 1 | | | | |
| Мягкие и твёрдые согласные звуки и их обозначение на письме. | 8ч | | | | |
51. | Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами | 1 | | | | |
52. | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука | 1 | | | | |
53. | Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова | 1 | | | | |
54. | Обучающее изложение с использованием серии картинок | 1 | | | | |
55. | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком | 1 | | | | |
56. | Контрольный диктант по теме «Мягкие и твёрдые согласные зыуки». | 1 | | | | |
57. | Работа над ошибками. Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и переносе слов с мягким знаком в середине | 1 | | | | |
58. | Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» | 1 | | | | |
| Звонкие и глухие согласные звуки. | 5ч | | | | |
59. | Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | | | | |
60. | Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов | 1 | | | | |
61. | Способ проверки парных согласных на конце слова | 1 | | | | |
62. | Способ проверки парных согласных на конце слова. Закрепление | 1 | | | | |
63. | Контрольное списывание «Зима в лесу» | 1 | | | | |
| Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. | 11ч | | | | |
64. | Ударение .Ударный и безударный слог. | 1 | | | | |
65. | Обозначение гласных звуков | 1 | | | | |
66. | Правописание проверяемых гласных в безударных слогах | 1 | | | | |
67. | Правописание проверяемых гласных в безударных слогах | 1 | | | | |
68. | Проверка безударных гласных в корне слова | 1 | | | | |
69. | Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах | 1 | | | | |
70. | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные | 1 | | | | |
71. | Правописание слов с безударными гласными | 1 | | | | |
72. | Изложение «Клесты» | 1 | | | | |
73. | Работа над ошибками. Восстановление деформированного текста. | 1 | | | | |
74. | Контрольное списывание по теме «Ударный и безударный слог» | 1 | | | | |
| Разделительный мягкий знак. | 6ч | | | | |
75. | Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак | 1 | | | |
76. | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | | |
77. | Нахождение орфограмм в словах. | 1 | | | |
78. | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | | |
79. | Контрольный диктант за 1 полугодие. | 1 | | | |
80. | Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | | | |
| Двойные согласные. | 3ч | | | |
81. | Слова с двойными согласными | 1 | | | |
82. | Перенос слов с двойными согласными | 1 | | | |
83. | Перенос слов с двойными согласными | 1 | | | |
| Слово и предложение. Имя существительное. | 14ч | | | |
84. | Слово и предложение | 1 | | | |
85. | Имена существительные | 1 | | | |
86. | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 1 | | | |
87. | Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | | | |
88. | Работа над ошибками. Использование имени существительного в речи | 1 | | | |
89. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | | | |
90. | Обобщение знаний об имени существительном | 1 | | | |
91. | Заглавная буква | 1 | | | |
92. | Употребление заглавной буквы | 1 | | | |
93. | Употребление заглавной буквы. Закрепление | 1 | | | |
94. | Изложение по вопросам с дополнением текста | 1 | | | | |
95. | Работа над ошибками. Связь частей повествовательного текста | 1 | | | | |
96. | Контрольный диктант по теме «Слово и предложение» | 1 | | | | |
97. | Работа над ошибками. Существительное как часть речи | 1 | | | | |
| Глагол. | 9ч | | | | |
98. | Понятие о словах, обозначающих действие предмета. | 1 | | | | |
99. | Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают ? | 1 | | | | |
100 | Глаголы в единственном и во множественном числе | 1 | | | | |
101 | Употребление глаголов в разных временных формах | 1 | | | | |
102 | Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | 1 | | | | |
103 | Структура повествовательного текста | 1 | | | | |
104 | Употребление глаголов в речи | 1 | | | | |
105 | Письмо под диктовку с предварительной подготовкой | 1 | | | | |
106 | Глагол. Закрепление изученного материала | 1 | | | | |
| Имя прилагательное. | 8ч | | | | |
107 | Понятие о словах, обозначающих признак предмета | 1 | | | | |
108 | Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? | 1 | | | | |
109 | Различие прилагательных в единственном и во множественном числе | 1 | | | | |
110 | Противоположные по смыслу прилагательные, их употребление в речи | 1 | | | | |
111 | Употребление прилагательных в речи | 1 | | | | |
112 | Обобщение знаний о словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета | 1 | | | | |
113 | Контрольное списывание по теме «Прилагательное» | 1 | | | | |
114 | Работа над ошибками. Слова противоположные по смыслу | 1 | | | | |
| Предлог. | 7ч | | | | |
115 | Предлог как слово и его роль в речи | 1 | | | | |
116 | Раздельное написание предлогов со словами | 1 | | | | |
117 | Единообразное написание предлогов | 1 | | | | |
118 | Составление устного рассказа по картине. Восстановление деформированного текста | 1 | | | | |
119 | Проверочная работа по теме «Предлог» | 1 | | | | |
120 | Работа над ошибками. Правописание предлогов с другими словами | 1 | | | | |
121 | Речевой этикет | 1 | | | | |
| Родственные (однокоренные) слова | 9ч | | | | |
122 | Общее понятие об однокоренных словах | 1 | | | | |
123 | Признаки однокоренных слов | 1 | | | | |
124 | Признаки однокоренных слов. Закрепление | 1 | | | | |
125 | Обучающее сочинение «Половодье» | 1 | | | | |
126 | Работа над ошибками. Однокоренные слова | 1 | | | | |
127 | Единообразное написание корня в однокоренных словах | 1 | | | | |
128 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. Закрепление | 1 | | | | |
129 | Контрольный диктант по теме «Родственные слова» | 1 | | | | |
130 | Работа над ошибками. Корень слова | 1 | | | | |
| Безударные гласные в корне. | 5ч | | | | |
131 | Способы проверки безударных гласных в корне | 1 | | | | |
132 | Распознавание проверочных слов. Подбор однокоренного проверочного слова | 1 | | | | |
133 | Проверка безударных гласных | 1 | | | | |
134 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | | | | |
135 | Контрольное списывание. Корень слова | 1 | | | | |
| Парные звонкие и глухие согласные в корне. | 6ч | | | | |
136 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне | 1 | | | | |
137 | Проверка парных согласных путём подбора однокоренных слов | 1 | | | | |
138. | Изложение по опорным словам. Проверка парных согласных в корне | 1 | | | | |
139. | Проверка парных согласных и безударных гласных в корне | 1 | | | | |
140 | Контрольный диктант по теме «Парные согласные» | 1 | | | | |
141 | Работа над ошибками. Безударные гласные и парные согласные | 1 | | | | |
| Предложение. | 5ч | | | | |
142 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 | | | | |
143 | Связь слов в предложении | 1 | | | | |
144 | Сочинение по серии картинок | 1 | | | | |
145 | Работа над ошибками | 1 | | | | |
146 | Установление связи слов в предложении | 1 | | | | |
| Повторение. | 24ч | | | | |
147 | Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи | 1 | | | | |
148 | Обобщение знаний об алфавите Обобщение знаний об ударении | 1 | | | | |
149 | Правописание слов с разделительным мягким знаком и с буквой й в середине | 1 | | | | |
150 | Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ | 1 | | | | |
151 | Слова с сочетаниями ЧК, ЧН | 1 | | | | |
152 | Сочинение по серии картинок и готовому плану | 1 | | | | |
153 | Работа над ошибками. Повторение сведений об имени существительном | 1 | | | | |
154 | Повторение сведений об имени прилагательном | 1 | | | | |
155 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | | | | |
156 | Изложение текста по вопросам и коллективно подобранным опорным словам | 1 | | | | |
157 | Работа над ошибками. Части речи. Повторение | 1 | | | | |
158 | Правописание безударных гласных, парных согласных в корне | 1 | | | | |
159 | Контрольное списывание «Утята» | 1 | | | | |
160. | Работа над ошибками. Путешествие по океану Орфографических знаний | 1 | | | | |
161 | Повторение и закрепление. Части речи. Правописание корней слов | 1 | | | | |
162 | Повторение и закрепление слов из словаря | 1 | | | | |
163 | Контрольный диктант за курс второго класса | 1 | | | | |
164 | Работа над ошибками. Повторение и закрепление за курс 2 класса | 1 | | | | |
13