Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать
и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основныеправила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и гдепроисходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуациейобщения;
•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевогообщения, в том числе при обращении с помощью средствИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речитоварищей (при ответах на поставленный учителем вопрос,при устном или письменном высказывании) с точки зренияправильности, точности, ясности содержания;
•строить предложения для решения определённой речевойзадачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять последовательность частей текста, составлятьплан текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно иливыборочно передавать содержание повествовательного текста,предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранятьосновные особенности текста-образца; грамотно записывать
текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненномуопыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам,на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
•использовать в монологическом высказывании разные типыречи: описание, рассуждение, повествование
Содержание учебного предмета
Язык и речь (2 ч)
Речь, виды речи, значение речи в жизни человека.
Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)
Типы текстов, виды предложений, знаки препинания в простом и сложном предложении; члены предложения; связь слов в словосочетании.
Слово в языке и речи (19ч)
Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Правописание сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу. Правописание разделительного ь.
Состав слова (16ч)
Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Форма слова. Основа слова. Разбор слов по составу. Правописание безударной гласной в корне слова. Правописание парных по глухости- звонкости согласных. Правописание слов с удвоенной согласной. Правописание приставки и суффикса в словах.
Части речи (76ч)
Имена существительное, прилагательное, числительное, глагол и их категории и морфологические признаки.
Повторение (14ч)
тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование раздела, тем. | Количество часов |
По плану | Факт |
1 | | | Язык и речь Наша речь и наш язык.Развитие речи. Составление текста по рисунку. | 2 1 |
2 | | | Наша речь и наш язык.Входная диагностическая работа. | 1 |
| | | Текст.Предложение .Словосочетание | 14 |
3 | | | Работа над ошибками.Текст. | 1 |
4 | | | Типы текстов. | 1 |
5 | | | Предложение.Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины. | 1 |
6 | | | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | 1 |
7 | | | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 |
8 | | | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Словарный диктант №1.Предложение с обращением. | 1 |
9 | | | Развитие речи.Составление рассказа по рисунку. | 1 |
10 | | | Состав предложения. | 1 |
11 | | | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
12 | | | Работа над ошибками. Простое и сложное предложения. | 1 |
13 | | | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | 1 |
14 | | | Словосочетание. | 1 |
15 | | | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». Проверочная работа №1 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». | 1 |
16 | | | Контрольный диктант №1 | 1 |
| | | Слово в языке и речи | 19 |
17 | | | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | 1 |
18 | | | Синонимы и антонимы. | 1 |
19 | | | Омонимы. | 1 |
20 | | | Слово и словосочетание. | 1 |
21 | | | Фразеологизмы. | 1 |
22 | | | Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». | 1 |
23 | | | Части речи. | 1 |
24 | | | Части речи. Имя существительное Развитие речи. Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 |
25 | | | Имя прилагательное | 1 |
26 | | | Глагол | 1 |
27 | | | Имя числительное. Проверочная работа № 2 по теме «Части речи». | 1 |
28 | | | Однокоренные слова. | 1 |
29 | | | Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | 1 |
30 | | | Согласные звуки и буквы. | 1 |
31 | | | Звонкие и глухие согласные звуки Правописание разделительного мягкого знака. | 1 |
32 | | | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 |
33 | | | Словарный диктант №2. Обобщение и закрепление изученного | 1 |
34 | | | Проверочный диктант № 1по теме «Слово в языке и речи». | 1 |
35 | | | Проект «Рассказ о слове». | 1 |
| | | Состав слова | 16 |
36 | | | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 |
37 | | | Как найти в слове корень | 1 |
38 | | | Контрольное списывание №1.Сложные слова | 1 |
39 | | | Работа над ошибками. Формы слова. Окончание. | 1 |
40 | | | Формы слова. Как найти в слове корень? | 1 |
41 | | | Приставка. | 1 |
42 | | | Значение приставок. | 1 |
43 | | | Суффикс .Как найти в слове суффикс? | 1 |
44 | | | Значение суффикса. | 1 |
45 | | | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». | 1 |
46 | | | Что такое основа слова. | 1 |
47 48 | | | Обобщение знаний о составе слова Контрольный диктант №2. | 1 |
1 49 | | | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | 1 |
50 | | | Развитие речи. Редактирование предложений и изложение повествовательного текста. Проверочная работа № 3 по теме «Состав слова». | 1 |
51 | | | Проект «Семья слов». | 1 |
| | | Правописание частей слова | 29 |
52 | | | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 |
53 | | | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 |
54 | | | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 |
55 | | | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 |
56 | | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 |
57 | | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 |
58 | | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 |
59 | | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 |
60 | | | Обучающее изложение | 1 |
61 | | | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 |
62 | | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 |
63 | | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 |
64 | | | Правописание слов с удвоенными согласными .. | 1 |
65 | | | Правописание слов с удвоенными согласными .. | 1 |
66 | | | Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | 1 |
67 | | | Контрольный диктант по теме «правописание корней слов» | 1 |
68 | | | Правописание суффиксов и приставок. | 1 |
69 | | | Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок. | 1 |
70 | | | Правописание приставок. | 1 |
71 | | | Правописание суффиксов и приставок.Словарный диктант № 3. | 1 |
72 | | | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
73 | | | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
74 | | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 |
75 | | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 |
76-77 | | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 |
78 | | | Обучающее изложение. | 1 |
79 | | | Контрольный диктант № 3. По теме «Правописание частей слова» | 1 |
80 | | | Работа над ошибками. | 1 |
| | | Части речи | 76 |
81 | | | Части речи. | 1 |
82 | | | Имя существительное как часть речи. | 1 |
83 | | | Начальная форма имени существительного. | 1 |
84 | | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
85 | | | Устаревшие слова. | 1 |
86 | | | Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 |
87 | | | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 |
88 | | | Контрольное списывание №3. | 1 |
| | | Проект «Тайна имени». | 1 |
89 | | | Работа над ошибками. Число имён существительных. | 1 |
90 | | | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Р.Письмо по памяти. | 1 |
91 | | | Род имён существительных. | 1 |
92 | | | Род имён существительных. | 1 |
93 | | | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | 1 |
94 | | | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | 1 |
95 | | | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Составление рассказа по серии картин. | 11 |
96 | | | Проверочный диктант № 4 по теме «Род и число имён существительных». | 1 |
97 98-99 | | | Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам. Падеж имён существительных | 1 2 |
100 | | | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 |
101 | | | Именительный падеж. | 1 |
102 | | | Родительный падеж. | 1 |
103 | | | Дательный падеж. | 1 |
104 | | | Винительный падеж. | 1 |
105 | | | Творительный падеж. | 1 |
106 | | | Предложный падеж. | 1 |
107 | | | Развитие речи. Изложение текста повествовательного типа. | 1 |
108 | | | Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
109 | | | Обобщение знаний | 1 |
110 | | | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень». | 1 |
112 | | | Проект «Зимняя страничка». | 1 |
111 | | | Проверочный диктант № 5по теме «Имя существительное». | 1 |
113 | | | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
114 | | | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
115 | | | Сложные имена прилагательные. | 1 |
116 | | | Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле. | 1 |
117 | | | Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 |
118 | | | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 |
119 | | | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 |
120 | | | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 |
121 | | | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 |
122 | | | Изменение имён прилагательных по числам. Развитие речи. Составление текста-описания о животном. | 1 |
123 | | | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 |
124 | | | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 |
125 | | | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
126 | | | Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант №4. | 1 |
1127 | | | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 |
128 | | | Обобщение знаний | 1 |
130 | | | Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 |
129 | | | Контрольный диктант № 4. | 1 |
| | | Местоимения | 5 |
131 | | | Работа над ошибками. Личные местоимения. | 1 |
132 | | | Местоимения 3-го лица. | 1 |
133 | | | Роль местоимений в предложении. Развитие речи.Составление письма. | 1 |
134 | | | Морфологический разбор местоимения. | 1 |
135 | | | Проверочная работа № 5 по теме «Местоимение» | 1 |
| | | Глагол | 21 |
136 | | | Глагол как часть речи. | 1 |
137 | | | Глагол как часть речи. | 1 |
138 | | | Значение и употребление в речи глаголов. | 1 |
139 | | | Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам. | 1 |
140 | | | Неопределённая форма глагола. | 1 |
141 | | | Число глагола. | 1 |
142 | | | Изменение глаголов по числам. | 1 |
143 | | | Изменение глаголов по временам. | 1 |
144 | | | Изменение глаголов по временам. | 1 |
145-146 | | | Изменение глаголов по временам. | 1 |
147 | | | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 |
148 | | | Изменение глаголов по временам. | 1 |
149 | | | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 |
150 | | | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 |
151 | | | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 |
152 | | | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | 1 |
153 | | | Развитие речи. Конференция на тему «Части речи в русском языке». | 1 |
154-155 | | | Проверочная работа № 6 по теме «Глагол». | 1 |
156 | | | Контрольный диктант № 5. | 1 |
| | | Повторение | 14 |
157 | | | Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи». | 1 |
158 | | | Повторение по теме «Части речи». Словарный диктант № 5. | 1 |
159 | | | Орфограммы в значимых частях слова. | 1 |
160 | | | Контрольный диктант № 6. | 1 |
161 | | | Работа над ошибками. Орфограммы в значимых частях слова. | 1 |
159 | | | Развитие речи. Составление предложений по рисункам. | 1 |
160 | | | Обобщение знаний по курсу «Русский язык». | 1 |
164 | | | Контрольное списывание №4. | 1 |
165 | | | Работа над ошибками. Обобщение знаний по курсу «Русский язык». | 1 |
166 | | | Итоговая диагностическая работа. | 1 |
167 | | | Повторение изученного за год. | 1 |
168 | | | Викторина «Знаешь ли ты русский язык». | 1 |
169 | | | Повторение изученного за год. | 1 |
170 | | | Игра «Язык родной, дружи со мной». | 1 Итого 170 ч |