Рабочая программа по русскому языку в 3 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку в 3 классе проводится в форме письменных работ:
.
• определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
• составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
• различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
• различать простые и сложные предложения.
• применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
• применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
• использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
• определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
• определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее
в последующих письменных работах.
• различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
• обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
• составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
• владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
• составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
• находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
• писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
1. Чуракова Н.А. Русский язык.3 класс: Учебник. В 3 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2014
2.Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011
№ | Разделы. Темы. | Кол-во часов | по плану | факт. | Примечание |
1 | Р.р.1. Для чего нужна речь? Что такое орфограмма. | 1 | 03.09.2018г. | | |
2 | Повторение знакомых орфограмм. Безударные гласные в корне. | 1 | 4 | | |
3 | Парный согласный на конце и в середине слова. | 1 | 5 | | |
4 | Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | 6 | | |
5 | Р.р. 2. Какие бывают предложения | 1 | 7 | | |
6 | Группировка орфограмм Изученные орфограммы | 1 | 10 | | |
7 | Входной диктант. | 1 | 11 | | |
8 | Работа над ошибками . Звукобуквенный разбор слова | 1 | 12 | | |
9 | Ошибки при звукобуквенном разборе слова. | 1 | 13 | | |
10 | Р.р.3. Работа с картиной. Устное сочинение | 1 | 14 | | |
11 | Начальная форма имени существительного. | 1 | 17 | | |
12 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | 18 | | |
13 | Существительное как член предложения. | 1 | 19 | | |
14 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». Обобщение. | 1 | 21 | | |
15 | Р.р.4.Работа с картиной. Устное сочинение | 1 | 24 | | |
16 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 25 | | |
17 | Изменение имени прилагательного по родам, числам и команде вопросов | 1 | 26 | | |
18 | Части речи. Глагол. | 1 | 27 | | |
19 | Образование существительных от глаголов. | 1 | 28 | | |
20 | Р.р. 5. Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин | 1 | 01.10 | | |
21 | Многозначные слова. | 1 | 2 | | |
22 | Прямое и переносное значения слов | 1 | 3 | | |
23 | Р.р. 6. План текста | 1 | 4 | | |
24 | Части речи. Местоимение | 1 | 5 | | |
25 | Личные местоимения. | 1 | 8 | | |
26 | Проверочная работа «Самостоятельные части речи» Обобщение | 1 | 9 | | |
27 | Предлоги и приставки | 1 | 10 | | |
28 | Р.р. 7. Порядок абзацев в тексте | 1 | 11 | | |
29 | Научное название главных членов предложения | 1 | 12 | | |
30 | Второстепенные члены предложения. | 1 | 15 | | |
31 | Синонимы | 1 | 16 | | |
32 | Изменение существительного по числам | 1 | 17 | | |
33 | Р.р. 8. Устное изложение «Новый голосок» | 1 | 18 | | |
34 | Изменение имен существительных по падежам | 1 | 19 | | |
35 | Падежи имен существительных. Именительный падеж | 1 | 22 | | |
36 | Родительный падеж | 1 | 23 | | |
37 | Дательный падеж | 1 | 24 | | |
38 | Контрольный диктант за 1 четв. | 1 | 25 | | |
39 | Работа над ошибками. Винительный падеж. | 1 | 26 | | |
40 | Р.р.9.Письменное изложение «Где ежик?» | 1 | 05.11. | | |
41 | Работа над ошибками в изложении. | 1 | 6 | | |
42 | Творительный падеж. | 1 | 7 | | |
43 | Предложный падеж. | 1 | 8 | | |
44 | Что знаем о падежах. Обобщение | 1 | 9 | | |
45 | Р.р. 10. Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. | 1 | 12 | | |
46 | Антонимы | 1 | 13 | | |
47 | Многозначные слова и антонимы. | 1 | 14 | | |
48 | Р.р. 11.Типы текстов: описание и повествование | 1 | 15 | | |
49 | Различение падежей | 1 | 16 | | |
50 | Падежные окончания имен существительных. | 1 | 19 | | |
51 | Проверочная работа по теме: «Различение падежей» | 1 | 20 | | |
52 | Работа над ошибками в определении падежей. | 1 | 21 | | |
53 | Р. р. 12.Работа с картиной. Устное сочинение. Портретное описание | 1 | 22 | | |
54 | Что такое устойчивые выражения | 1 | 23 | | |
55 | Предупредительный диктант | 1 | 26 | | |
56 | Склонение имен существительных .Существительные 1 склонения | 1 | 27 | | |
57 | Существительные 2 склонения | 1 | 28 | | |
58 | Р. р. 13.Работа с картиной. К. Моне «Лондон. Парламент». Письменное сочинение | 1 | 29 | | |
59 | Существительные 3 склонения | 1 | 30 | | |
60 | Отработка умения определять склонение существительного. Звукобуквенный разбор. | 1 | 03.12. | | |
61 | Разбор существительных по составу. | 1 | 4 | | |
62 | Разбор существительного как части речи | 1 | 5 | | |
63 | Р.р. 14.Письменное сочинение. Описание животного | 1 | 6 | | |
64 | Проверочная работа: Определение склонения существительного | 1 | 7 | | |
65 | Работа над ошибками. | 1 | 10 | | |
66 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | 1 | 11 | | |
67 | Образование слов при помощи суффикса – янн. | 1 | 12 | | |
68 | Р. р. 15.Составление плана для пересказа текста | 1 | 13 | | |
69 | Различение склонений существительных. | 1 | 14 | | |
70 | Правописание падежных окончаний | 1 | 17 | | |
71 | Контрольное списывание за первое полугодие | 1 | 18 | | |
72 | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний | 1 | 19 | | |
73 | Р. р. 16. Устное изложение «Трясогузкины письма» | 1 | 20 | | |
74 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельства.. | 1 | 21 | | |
75 | Обстоятельства .Смысловые вопросы. | 1 | 24 | | |
76 | Дополнения -падежные и смысловые вопросы. | 1 | 25 | | |
77 | Контрольный диктант за 2 четверть. | 1 | 26 | | |
78 | Работа над ошибками. Вопросы второстепенных членов предложений. Обобщение. | 1 | 27 | | |
79 | Р. р. 18.Составляем рассказ по рисунку Х. Биструпа «Радости садоводства» | 1 | 28 | | |
80 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | 14.01.2019г. | | |
81 | Слова с неподвижным ударением. | 1 | 15 | | |
82 | Письменное изложение «Кошка и еж». | 1 | 16 | | |
83 | Предупредительный диктант | 1 | 17 | | |
84 | Правописание слов с приставками раз -, рас-. | 1 | 18 | | |
85 | Сравнение и правописание слов с приставками без -, бес-. | 1 | 21 | | |
86 | Правописание слов с приставками без -, бес-. | 1 | 22 | | |
87 | Проверочная работа по теме: «Правописание приставок, оканчивающихся на– з и –с» | 1 | 23 | | |
88 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | 24 | | |
89 | Безударные окончания существительных в единственном числе. | 1 | 25 | | |
90 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | 28 | | |
91 | Проверочная работа по теме: «Безударные окончания существительных в единственном» числе | 1 | 29 | | |
92 | Р. р. 20.Азбука вежливости. Просьба. Благодарность. Работа над ошибками | 1 | 30 | | |
93 | Р. р. 19.Письменное изложение «Случай с домашним питомцем» | 1 | 31 | | |
94 | Значения слов | 1 | 04.02. | | |
95 | Безударные окончания существительных I склонения в единственном числе | 1 | 5 | | |
96 | Безударные окончания существительных II склонения в единственном числе | 1 | 6 | | |
97 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | 1 | 7 | | |
98 | Р. р. 21.Научный текст. Сравнение научного и художественного текстов | 1 | 8 | | |
99 | Безударные окончания существительных III склонения в единственном числе | 1 | 11 | | |
100 | Проверочная работа по теме «Безударные окончания существительных» | 1 | 12 | | |
101 | Работа над ошибками. Общая орфограмма в написании некоторых слов. | 1 | 13 | | |
102 | Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | 14 | | |
103 | Слова с окончаниями –ом , -ем в Т.п.. | 1 | 15 | | |
104 | Р. р. 22.Сравниваем художественный текст, научный текст, словарную статью | 1 | 18 | | |
105 | «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» | 1 | 19 | | |
106 | Жизнь корня в составе разных частей речи | 1 | 20 | | |
107 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. | 1 | 21 | | |
108 | Окончания существительных во множественном числе. | 1 | 22 | | |
109 | Р. р. 23.Научно – популярный текст. | 1 | 25 | | |
110 | Окончания существительных во мн. числе в И..п. | 1 | 26 | | |
111 | Окончания существительных во мн. числе в Р.п. | 1 | 27 | | |
112 | Написание существительных с суффиксом -ИЩ- | 1 | 28 | | |
113 | Р. р. 24.Сочинение по картине И. Шишкина «Дубовая роща» | 1 | 04.03 | | |
114 | Окончания существительных во мн. числе в разных падежах. | 1 | 5 | | |
115 | Окончания существительных во мн. числе в Д. и В.п. | 1 | 6 | | |
116 | Окончания существительных во мн. числе в Т. и П.п. | 1 | 7 | | |
117 | Проверочная работа по теме: «Окончания существительных во мн. числе в разных падежах» | 1 | 11 | | |
118 | Р. р. 25.Устное изложение с введением косвенной речи Работа над ошибками | 1 | 12 | | |
119 | Существительные с суффиксом -ОК- | 1 | 13 | | |
120 | Р. р. 26.Письменное изложение с изменением лица | 1 | 14 | | |
121 | Работа над ошибками. Обобщение об имени существительном. | 1 | 15 | | |
122 | Изменение прилагательных по родам и числам. | 1 | 18 | | |
123 | Определение безударного окончания прилагательного. | 1 | 19 | | |
124 | Контрольный диктант за 3 четверть | 1 | 20 | | |
125 | Работа над ошибками. Изменение прилагательных по падежам | 1 | 21 | | |
126 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п. | 1 | 22 | | |
127 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п | 1 | 01.04. | | |
128 | Р. р. 27.Устное сочинение по картине К. Коровина «Портрет Татьяны Любатович» | 1 | 2 | | |
129 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | 1 | 3 | | |
130 | Падежные окончания прилагательных Что мы знаем о существительном и прилагательном. Обобщение. | 1 | 4 | | |
131 | Р. р. 28.Азбука вежливости. Чтобы тебя услышали и поняли | 1 | 5 | | |
132 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | 1 | 8 | | |
133 | Р. р. 29.Деление текста на части по типу письменной речи | 1 | 9 | | |
134 | Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | 1 | 10 | | |
135 | Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | 1 | 11 | | |
136 | Предупредительный диктант. | 1 | 12 | | |
137 | Склонение прилагательных во множественном числе | 1 | 15 | | |
138 | Р. р. 30.Сочиняем басню по картине | 1 | 16 | | |
139 | Окончания прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п. | 1 | 17 | | |
140 | Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п. | 1 | 18 | | |
141 | Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п. | 1 | 19 | | |
142 | Проверочная работа по теме: «Окончания прилагательных во множественном числе» | 1 | 22 | | |
143 | Р. р. 31.Устное изложение с заменой лица повествования Работа над ошибками | 1 | 23 | | |
144 | Второстепенные члены предложения. Определения | 1 | 24 | | |
145 | Слова с удвоенной буквой согласного. | 1 | 25 | | |
146 | Начальная форма глагола. Суффикс –ть- (-ти-, -чь-) | 1 | 26 | | |
147 | Объяснительный диктант | 1 | 29 | | |
148 | Р. р. 32.Устный рассказ по рисунку Х. Бидструпа «Террорист» | 1 | 30 | | |
149 | Написание частицы - ся | 1 | 02.05. | | |
150 | Другие суффиксы глагола: -а -, -е-, -и-, -о-, -у-, -я- | 1 | 3 | | |
151 | Проверочная работа по теме: « Начальная форма глагола.» | 1 | 6 | | |
152 | Прошедшее время глагола | 1 | 7 | | |
153 | Настоящее время глагола | 1 | 8 | | |
154 | Будущее время глагола | 1 | 10 | | |
155 | Изменение глагола по лицам и родам | 1 | 11 | | |
156 | Р. р. 33.Письменное изложение «Умная птичка» | 1 | 13 | | |
157 | Работа над ошибками в изложении. Изменение глагола по лицам и родам | 1 | 14 | | |
158 | Контрольное списывание за второе полугодие. | 1 | 15 | | |
159 | Работа над ошибками. Обобщение о временах глагола | 1 | 16 | | |
160 | Глаголы 2 лица ед. числа в настоящем и будущем времени.. | 1 | 17 | | |
161 | Написание Ь после шипящих во всех формах глагола | 1 | 20 | | |
162 | Написание глаголов в повелительной форме. | 1 | 21 | | |
163 | Контрольный диктант за год | 1 | 22 | | |
164 | Работа над ошибками. | 1 | 23 | | |
165 | Обобщение по теме «Части речи» | 1 | 24 | | |
166 | Обобщение по теме «Развитие речи» | 1 | 27 | | |
167 | Обобщение по теме «Фонетика и орфография» | 1 | 28 | | |
168 | Обобщение по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | 29 | | |
169 | Обобщение по теме «Синтаксис» | 1 | 30 | | |
170 | Задание для членов клуба «Ключ и заря». Подведение итогов | 1 | 31 | | |