ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по русскому языку для 4А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; основной образовательной программы начального общего образования; авторской программы Н.А.Чураковой «Русский язык» УМК «Пе
рспективная начальная школа» .
Используется учебник:
Чуракова Н.А., М.Л.Каленчук, Т.А.Байкова Русский язык 4 класс: учебник в трех частях - М.: Академкнига / Учебник, 2013 г.
По программе Н А.Чураковой на изучение русского языка отводится 170 часов. По учебному плану МБОУ БСОШ №1 на изучение русского языка в 4 классе отводится 175 часов (5 часов в неделю при 35 учебных неделях)
В соответствии с этим в рабочей программе мною изменений не внесено.
Предусмотрены следующие контрольные работы:
Промежуточная аттестация проводится в виде диктанта с грамматическим заданием.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 175 ч
Фонетика и орфография – 25 ч
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове: разноместность и подвижность словесного ударения.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за, про, на).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов –лив- и –ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов –ик- / -ек- с учётом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о /ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв –и-/-ы- после приставки перед корнем, начинающимся на и.
Звукобуквенный разбор слова.
Лексика- 15 ч
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Паронимы (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Морфемика и словообразование – 15 ч
Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии (на уроках литературного чтения).
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология – 45 ч
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение).
Имя существительное. Категориальное значение имён существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имён существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имён прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении ( без введения терминов) типа «выпишите – выпишете». Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союзов в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Синтаксис и пунктуация – 25 часов
Понятия об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Лексикография – 10 ч
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»),обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Развитие речи с элементами культуры речи- 35 ч
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.
Правила употребления предлогов О и ОБ (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом.
Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
планируемые результаты освоения учебного МАТЕРИАЛА
Предметные результаты освоения ООП НОО
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие /глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
определять три типа склонения существительных;
определять названия падежей и способы их определения;
определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
определять однородные члены предложения;
составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов
Личностные результаты :
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
В области регулятивных УУД выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своей деятельности
Познавательные УУД:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио -, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета
В области познавательных УУД (общеучебных) выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
умение работать в материальной информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
В области коммуникативных УУД выпускник научится:
в рамках инициативного сотрудничества - освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);
в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения;
уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п | Тема урока | Виды учебной деятельности | План дата | Факт дата | примечание |
1. | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне слова. | Фронтальный опрос | 01.09 03.09 | | |
2 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в суффиксе слова. | Индивидуальные задания | | |
3. | Безударный гласный, проверяемый ударением, в приставке слова. | | 04.09 04.09 | | |
4. | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке слов. | | | |
5. | Урок развития речи. Знакомимся с текстом-рассуждением. | | 05.09 07.09 08.09 | | |
6 . | Различение суффиксов. | Практическая работа | | |
7. | Значения суффиксов. | Работа по карточкам. | | |
8. | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. | Творческие работы | 10.09 | | |
9. | Склонение слов ОБЕ, ОБА. | Индивидуальные задания | 11.09 12.09 | | |
10. | Урок развития речи. Учимся рассуждать. | | |
11. | Однородные члены предложения. | | 14.09 15.09 | | |
12. | Однородные члены предложения. | | |
13 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | | 17.09 18.09 | | |
14 | Урок развития речи. Работа с картиной Васнецова И. «Алёнушка». | | | |
15 | Что такое союз? Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами. | Практическая работа | 19.09 21.09 | | |
16 | Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами. | | | |
17 | Диктант по теме «Однородные члены предложения». | | 22.09 | | |
18 | Глагол. Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания. | | 24.09 | | |
19. | Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям. | | 25.09 26.09 | | |
20. | Урок развития речи. Учимся рассуждать. | | | |
21. | Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям. | | 28.09 | | |
22 | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов. | | 29.09 01.10 02.10 | | |
23 | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов. | Работа по карточкам. Видеофильм | | |
24. | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов. | Комбинированный опрос | | |
25. | Урок развития речи. Учимся делать научное сообщение. | | 03.10 05.10 | | |
26. | Правило употребления предлогов о и об. | | | |
27 | Входной контрольный диктант. | | 06.10 | | |
28. | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | | 08.10 09.10 10.10 | | |
29 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | | | |
30 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | Индивидуальные задания | | |
31 | Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. | Сам. работа | 12.10 13.10 | | |
32 | Глаголы – исключения. Определение спряжения глагола по его начальной форме. | Практическая работа | | |
33 | Определяем спряжение глагола по его начальной форме. | Комбинированные задания . | 15.10 16.10 | | |
34 | Ударные и безударные личные окончания глаголов. | Индивидуальные задания | | |
35 | Как спрягаются глаголы | | 17.10 19.10 | 19.10 | |
36 | Форма глагола. Урок развития речи. Обучающее изложение «Золотой рубль». | Работа с перфокартами | 20.10 | |
37 | Итоговый контрольный диктант за I четверть "Улетают журавли" | Фронтальная работа | 20.10 | 17.10 | |
38 | Диктант по теме «Глагол» | Сам.работа | 22.10 | 22.10 | |
39 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи. | Работа со схемами в парах | 23.10 | 23.10 | |
37 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Урок развития речи. Учимся делать научное сообщение. | Творческие работы | 24.10 | |
38. | Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. | Комбинированные задания | 24.10 26.10 | 26.10 | |
39 | Глагол. Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ. | Сам.работа | 27.10 | |
42. | Глаголы с суффиксом -Я- в начальной форме. | Работа по карточкам | 27.10 29.10 30.10 | 29.10 | |
43. | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени. | Практическая работа | 30.10 | |
45. | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени. | Фронтальная работа | 07.11 | |
46. | Суффиксы повелительной формы глагола. | Работа с необуками | 07.11 09.11 | 09.11 | |
47. | Суффиксы повелительной формы глагола. | Работа по карточкам | 10.11 | |
48. | Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. | Комбинир. задания | 10.11 | 12.11 | |
49. | Урок развития речи. Что такое монолог и диалог. | Практическая работа. | 12.11 | 13.11 | |
50. | Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. | Индивидуальные задания | 13.11 | 14.11 | |
51 | Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени. | Сам.работа | 14.11 | 16.11 | |
52 | Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени. Словарный диктант. | Комбинированные задания. Видеофильм | 16.11 | 17.11 | |
53. | Обобщение и закрепление полученных знаний о глаголе. | Работа в структуре | 17.11 | 19.11 | |
54. | Урок развития речи. Письменное изложение «Одуванчик» | Индивидуальная работа | 19.11 | 20.11 | |
55 | Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь. | Работа по карточкам | 20.11 | 21.11 | |
56 | Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь. | Самостоятельная работа | 21.11 | 23.11 | |
57. | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. | | 23.11 | 24.11 | |
58. | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов. | Самостоятельная работа | 24.11 | 26.11 | |
59. | Урок развития речи. Учимся делать научное сообщение. | | 26.11 | 27.11 | |
60. | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов. | | 27.11 | 28.11 | |
61 | Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. | Работа с тестовым материалом | 28.11 | 30.11 | |
62 | Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. | | 30.11 | 01.12 | |
63. | Правописание О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных. | Практическая работа | 01.12 | 03.12 | |
64. | Урок развития речи. Азбука вежливости. | Работа по карточкам | 03.12 | 04.12 | |
65. | Правописание О и Ё после шипящих в корне слова. | Самост.работа по карточкам | 04.12 | 05.12 | |
66. | Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова. | Творческая работа | 05.12 | 07.12 | |
67. | Образование и правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий. | | 07.12 | 08.12 | |
68 | Контрольное списывание с заданием | | 08.12 | 10.12 | |
69 | Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание. | Сам.работа | 10.12 | 11.12 | |
70 | Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением | | 11.12 | 12.12 | |
71 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова». | Самост.работа | 12.12 | 14.12 | |
71. | Обобщение и закрепление знаний о правописании глаголов. | Фронтальная работа | 14.12 | 15.12 | |
72. | Итоговый контрольный диктант за I полугодие. | Индивидуальные задания | 15.12 | 17.12 | |
73. | Обобщение и закрепление навыка правописания орфограмм в окончаниях разных частей речи. | Практическая работа | 17.12 | 18.12 | |
74. | Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. | Работа со словарем | 18.12 | 19.12 | |
75 | Обобщение и закрепление изученного материала о написании корня, приставки и суффикса.. | | 19.12 | 21.12 | |
76 | Обобщение и закрепление изученного материала о написании окончаний разных частей речи. | Работа по карточкам в парах | 21.12 | 22.12 | |
77 | Где используются однородные члены. Словарный диктант. | Работа со словообразовательным словарем; | 22.12 | 24.12 | |
78 | Где используются однородные члены. | Работа с толковым словарем. | 24.12 | 25.12 | |
79. | Урок развития речи. Учимся писать сочинение. | Работа с обратным словарем | 25.12 | 09.01 | |
80. | Части речи. Имя существительное. | Работа с орфографическим словарем | 09.02 | 11.01 | |
81. | Урок развития речи. Что такое аннотация и как её составить. | Работа по карточкам в парах | 11.01 | 12.01 | |
82. | Имя существительное. | Работа по карточкам в | 12.01 | | |
83. | Имя прилагательное. | Работа со схемами - правилами | 14.01 | | |
84. | Краткая форма прилагательных. | Видеофильм | 15.01 | | |
85. | Синонимы (повторение). | Индивидуальная работа | 16.01 | | |
86. | Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. | | 18.01 | | |
87. | Части речи. Глагол. | Сам.работа | 19.01 | | |
88. | Правописание безударных гласных в корнях и приставках; правописание приставок РАЗ- / РАС- и С-. | | 21.01 | | |
89 | Учимся правильно писать приставки РАЗ- / РАС- и С-. | Работа по карточкам | 22.01 | | |
90 | Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. Определение спряжения. | Работа по карточкам | 23.01 | | |
91 | Устойчивые выражения. | Работа по карточкам | 25.01 | | |
92 | Урок развития речи. Описание предмета. | | 26.01 | | |
93. | Простая и сложная форма будущего времени глаголов. | | 28.01 | | |
94 | Простая и сложная форма будущего времени глаголов. | Работа по карточкам | 29.01 | | |
95. | Различение 2 л. мн. ч. настоящего времени и повелительной формы глагола. | | 30.01 | | |
96. | Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях существительных, прилагательных и глаголов. | Практическая работа | 01.02 | | |
97 | Урок развития речи. Что такое аннотация и как её составить. | Работа с необуками | 02.02 | | |
98. | Личные местоимения. | Работа с нетбуками | 04.02 | | |
99. | Личные местоимения. | Работа по карточкам | 05.02 | | |
100. | Личные местоимения. | | 06.02 | | |
101. | Разбор слова по составу. | Творческая работа | 08.02 | | |
102 | Урок развития речи. Письменное изложение по опорным словам «Утята и стрекоза». | | 09.02 | | |
103. | Разбор по составу глаголов. | Фронтальная работа | 11.02 | | |
104. | Разбор по составу разных частей речи. | Сам.работа | 12.02 | | |
105. | Орфограммы в корнях слов. | Индивидуальная работа | 13.02 | | |
106. | Орфограммы в корнях слов. | Сам.работа | 15.02 | | |
107. | Урок развития речи. Что такое монолог и диалог. | | 16.02 | | |
108. | Орфограммы в корнях слов. | Сам.работа | 18.02 | | |
109. | Орфограммы в суффиксах слов. | | 19.02 | | |
110 | Существительные. Беглый гласный в суффиксе слов. | | 20.02 | | |
111 | Существительные. Беглый гласный в суффиксе слов. | | 22.02 | | |
112. | Беглый гласный в суффиксе существительных | Фронтальный опрос | 25.02 | | |
113. | Урок развития речи. Учимся составлять аннотации. | Индивидуальные задания | 26.02 | | |
114. | Диктант по теме «Написание орфограмм в разных частях слов». | | 27.02 | | |
115. | Буквы О/ Е после шипящих. | | 01.03 | | |
116 | Прилагательные. Буквы О/ Е после шипящих и Ц. | | 02.03 | | |
117 | Прилагательные. Буквы О/ Е после шипящих и Ц. | Практическая работа | 04.03 | | |
118. | Урок развития речи. Учимся писать сочинение по картине И.Левитана «Март». | Работа по карточкам. | 05.03 | | |
119 | Прилагательные. Буквы О/ Е после шипящих и Ц. | Творческие работы | 06.03 | | |
120 | Глагольные суффиксы. | Индивидуальные задания | 09.03 | | |
121 | Глагольные суффиксы. | | 11.03 | | |
122. | Орфограммы в окончаниях существительных. | | 12.03. | | |
123. | Урок развития речи. Работа с картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». | | 13.03 | | |
124. | Орфограммы в окончаниях прилагательных. | | 15.03 | | |
125 | Орфограммы в окончаниях глаголов. | | 16.03 | | |
126 | Орфограммы в окончаниях глаголов. | Практическая работа | 18.03 | | |
127. | Урок развития речи. Письменное изложение. | | 19.03 | | |
128. | Орфограммы в окончаниях глаголов. | | 20.03 | | |
129. | Диктант по теме «Глагол как часть речи». | | 22.03 | | |
130. | Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму мн.ч. глагола. | | 01.04 | | |
131 | Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму мн.ч. глагола. | | 02.04 | | |
132. | Урок развития речи. Учимся составлять аннотации. | | 03.04 | | |
133. | Орфограммы в приставках. | | 05.04 | | |
134. | Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я. | Работа по карточкам. Комбинированный опрос | 06.04 08.04 | | |
135. | Работа разделительного Ь. | | |
136. | Урок развития речи. Рассматриваем старые фотографии. | | 09.04 | | |
137. | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | | 10.04 | | |
138. | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | | 12.04 | | |
139. | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | | 13.04 | | |
140. | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | | 15.04 | | |
141. | Урок развития речи. Рассматриваем старые фотографии. | Индивидуальные задания | 16.04 | | |
142 | Слова, которые легко перепутать. | Сам. работа | 17.04 | | |
143. | Диктант по теме «Разделительные Ъ и Ь знаки». | Контрольная работа | 19.04 | | |
144 | Ь после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. | Комбинированные задания . | 20.04 | | |
145. | Прилагательные. Краткая форма. | Индивидуальные задания | 22.04 | | |
146. | Урок развития речи. Учимся писать сочинение»О чем расскажут старые фотографии?» | | 23.04 | | |
147. | Ь после шипящих в глаголах. | Работа с перфокартами | 24.04 | | |
148. | Написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах. | Фронтальная работа | 26.04 | | |
149. | Глагол как часть речи. | Сам.работа | 27.04 | | |
150. | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены. | Работа со схемами в парах | 29.04 | | |
151. | Урок развития речи. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. | Творческие работы | 30.04 | | |
152. | Разбор предложения по членам предложения. | Комбинированные задания | 03.05 | | |
153. | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | Сам.работа | 04.05 | | |
154. | Закрепление знаний о сложном предложении. | Работа по карточкам | 06.05 | | |
155. | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. | Практическая работа | 07.05 | | |
156. | Постановка знаков препинания в сложных предложениях. | Фронтальная работа | 08.05 | | |
157 | Повторение: виды и разбор предложений. | Работа с необуками | 10.05 | | |
158 | Повторение: виды и разбор предложений. | Работа по карточкам | 11.05 | | |
159. | Урок развития речи. Повторение: виды и разбор предложений. | Комбинир. задания | 13.05 | | |
160. | Итоговая контрольный диктант. | Практическая работа. | 14.05 | | |
161. | Обобщение и закрепление изученного материала.. | Индивидуальные задания | 15.05 | | |
162. | Повторение: орфограммы корня. | Сам.работа | 17.05 | | |
163. | Урок развития речи. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. | Комбинированные задания. Видеофильм | 18.05 | | |
164. | Повторение: изменение имён существительных. | Работа в структуре | 20.05 | | |
165. | Повторение: изменение имён прилагательных. | Индивидуальная работа | 21.05 | | |
166. | Повторение: изменение глаголов. | Работа по карточкам | 22.05 | | |
167. | Урок развития речи. Учимся писать сочинение. | Самостоятельная работа | 24.05 | | |
168 | Урок развития речи. Учимся писать сочинение. | | 25.05 | | |
169. | Простое предложение и предложение с однородными членами. | Самостоятельная работа | 27.05 | | |
170. | Повторение изученного. Разбор предложений. | | 28.05 | | |
171. | Повторение. Словообразование | | 28.05 | | |
172. | Повторение. Правописание орфограмм в разных частях слова | Работа с тестовым материалом | 29.05 | | |
173 | Повторение. Разбор слова по составу. | | 29.05 | | |
174 | Повторение. Все виды разборов. | Практическая работа | 31.05 | | |
175 | Урок развития речи. Учимся писать сочинение на тему «Мои каникулы» | Работа по карточкам | | |
ДЕМОВЕРСИЯ КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Кодификатор
итоговой контрольной работы по русскому языку 4 класс
Авторы учебников:
«Русский язык» Н.А.Чуракова, М.Л.Байкова
Позиция задания в контрольной работе | Декомпозиция содержания |
Задание 1 Текст. Последние денёчки. |
1. | Орфограмма удвоенный согласный (нн). |
2. | Орфограмма непроизносимый согласный в корне. |
3. | Орфограмма безударные гласные в корне. |
4. | Орфограмма согласный по глухости, звонкости в корне и в конце слова. |
5. | Орфограмма ЧК. |
6. | Существительные ед. ч., женского рода, 3скл. |
7. | Падежные окончания в именах существительных. |
Задание 2 Грамматические задания |
1. | Выделить основу предложения. |
2. | Над словами указать части речи. |
3. | Разобрать слово как часть речи. |
Спецификация
итоговой контрольной работы по русскому языку 4 класс
1. Назначение работы: оценить общеобразовательную подготовку по русскому языку обучающихся 4-х классов с целью аттестации за год по курсу русский язык (учебник «Русский язык» авторы Н.А.Чуракова, М.Л. Каленчук).
2. Содержание итоговой работы определяется на основе следующих нормативных документов:
- учебная программа по русскому языку для 4 классов общеобразовательных учреждений;
- стандарт начального общего образования по русскому языку.
3. Условия применения.
Работа рассчитана на учащихся 4 класса средних общеобразовательных учреждений, изучающих курс русского языка, отвечающий обязательному минимуму содержания начального общего образования по русскому языку.
4. Структура работы и характеристика заданий.
Работа состоит из текста и 3-х заданий, различающихся по назначению, а также по содержанию и сложности.
Критерии оценивания результатов освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку, должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку.
70 % верно сделанных заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета «Русский язык» предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во 4 классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижений более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил поверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служит результат итоговой комплексной проверочной работы на межпредметной основе. Одной из целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в 4 классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
При оценивании письменных работ принимается во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков. Оценивая письменные работы по русскому языку и, учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
-повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка;
-две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
-если в тексте несколько раз повторяется слово, и в нем допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
-ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки;
-при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
-повторение одной и той же буквы в слове (например «каартофель»);
-перенос, при котором часть слова написана на одной строке, на другой опущена;
-дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в диктанте не считаются:
-ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
-отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
-единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
-Отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
-нарушение орфографических правил при написании слов;
-неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
-отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
-дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант.
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 4 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
ДЕМОВЕРСИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА
Последние денёчки.
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78 слов)
Грамматическое задание.
1.В последнем предложении выделить основу. Над каждым словом указать части речи.- 1вариант
В восьмом предложении выделить основу. Над каждым словом указать части речи. – 2 вариант
2. Разобрать слова как части речи: укрыли- 1 вариант
бросили- 2 вариант
16