СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов.-М.: Просвещение, 5 часов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа  составлена в соответствии с ФГОС и на основе авторской программы Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова.из расчёта 5 часов в неделю. .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов.-М.: Просвещение, 5 часов»




2020-2021

Раздел I. Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена в соответствии с :

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 ( с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. 31 декабря 2015 г.)

  2. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ

  3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".

  4. Учебного плана МБОУ СОШ № 25 г.Новошахтинска. на 2020-2021 учебный год.

  5. Основная образовательная программа (начального, основного, среднего) общего образования, МБОУ СОШ № 25 города Новошахтинска на 2020-2021 учебный год, утверждённая приказом директора от 31.08.2020 г. от 31.08.2020 г. № 109/1.

  6. Авторской программы: Учебно-методический комплект:

Русский язык. 5 класс. учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов.-М.: Просвещение, 2016




В соответствии с ФГОС и Примерной программой содер­жание разработанного курса направлено на реализацию сле­дующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссий­ского гражданского сознания; человека, любящего свою ро­дину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного от­ношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в по­вседневной жизни и учебной деятельности: развитие готов­ности и способности к речевому взаимодействию и взаимо­пониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержа­тельным компромиссам; потребности в речевом самосовер­шенствовании;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельно­сти, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формули­ровать цели деятельности, планировать её, осуществлять ре­чевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиогра­фический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и законо­мерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, класси­фицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами рече­вой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенство­вание способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельно­сти и повседневной жизни;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему:

  • дать учащимся определенный программой круг знаний по русскому языку, выработать умение применять полученные знания на практике;

  • сформировать у школьников прочные пунктуационные навыки и умения (в пределах программных требований);

  • сформировать у учащихся умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме; обучить учащихся нормам русского литературного языка, обогатить словарный запас и грамматический строй речи учеников.




Место учебного предмета


В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет русский язык в 5 классе отводится __5_ часов в неделю.

Календарный учебный график МБОУ СОШ №25 на 2020 -2021 учебный год предусматривает в 5 классе 35 учебных недель. В соответствии с ФГОС и учебным планом школы на 2020 -2021 уч. год для основного общего образования на учебный предмет русский язык _в __5_ классе отводится _5_ часов в неделю, т.е._175 часов в год.


Данная рабочая программа является гибкой и позволяет в ходе реализации вносить изменения в соответствии со сложившейся ситуацией:

- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками ( годовой календарный учебный график

- прохождение курсов повышения квалификации ( на основании приказа РОО);

-отмена учебных занятий по погодным условиям ( на основании приказа РОО);

- по болезни учителя;

и другими.

Итого: 163 часа









РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых основ лингвистики;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

 чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменятьчасти речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.


Личностные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

  • Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

  • Понимать значение русского языка в процессе получения школьного образования.

  • Различать основные нравственно-эстетические понятия.

  • Выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

  • Понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа.

  • Уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него.

  • Оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

    • Удерживать цель деятельности до получения её результата.

    • Анализу достижения цели.

Ученик получит возможность научиться:

    • Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Познавательные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

    • осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

    • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

    • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

    • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

    • осуществлять синтез как составление целого из его частей;

    • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основания (критериям);

    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

    • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

    • первоначальному умению смыслового восприятия текста;

    • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

    • Воспроизведение текста.

Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.

    • Создание текста.

Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.

    • Совершенствование текста.

Находить и исправлять недочёты в построении текста, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.



РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета


Раздел программы

Основное содержание по темам


Язык и общение – 3 ч.

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приемы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем – 26 ч.

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

II. Части речи.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Наречие (ознакомление). Раздельное написание предлогов со словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль.Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи – 31 ч.

I.Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение-повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография Культура речи – 16 ч.

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор. Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи – 15 ч.

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Сочинение-рассуждение. Подробное изложение от 3-го лица, членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи – 23 ч.

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове.Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умениесоблюдать правила орфографии в рамках изученного материала. . Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Имя существительное – 20 ч.

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное – 11 ч.

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Морфологический разбор имен прилагательных.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол – 13 ч.

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Время глагола.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторение и систематизация изученного – 5 ч.

Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.



РАЗДЕЛ 4. Тематическое планирование

п/п

Раздел.

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

Система оценки

1

Язык и общение

3

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приемы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Работают с пословицами, поговорками; подбирают тексты о языке; определяют функции языка; особенности письменной и устной речи; выделяют главное в высказывании.

Понимают информацию устного и письменного сообщения, осознают значение родного языка в жизни человека и общества;

соблюдают нормы русского речевого этикета, извлекают информацию из различных источников, понимают основное содержание текста.


2

Вспоминаем, повторяем, изучаем

26

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

II. Части речи.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Наречие (ознакомление). Раздельное написание предлогов со словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль.Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Повторяют изученное в начальных классах: опознают признаки орфограммы; работают с деформированным текстом; морфемный, морфологический разборы; комментируемое письмо, шарады, вставить пропущенные буквы, выборочный, распределительный диктанты

Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в

начальных клас сах»

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

31

I.Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение-повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.

Выделяют словосочетания из предложений, заменяют глагольные словосочетания на именные и наоборот, синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложения, строят схемы предложений; конструируют предложения, работают над интонацией; функционирование в предложении слов разных частей речи; определяют признаки членов предложения; выполняют лингвистический анализ текста

Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения»



Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография Культура речи

16

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор. Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Решают лингвистических задач,

различают паронимы,

работают с аллитерацией, ассонансом;

различают звуки и буквы;

составляют транскрипции;

работают по алгоритму (фонетический разбор);

работают со словарями (орфоэпическими);

работают над правильным произношением

Контрольная работа по теме

«Фонетика. Орфоэпия. Графика»

5

Лексика. Культура речи

15

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Сочинение-рассуждение. Подробное изложение от 3-го лица, членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Работают со словарями; различают многозначные слова и омонимы, находят омонимы, синонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова; слова в прямом и переносном смысле; анализируют текст (в частности, поэтического)


Контрольная работа по теме

«Лексика. Культура речи»

6

Морфемика. Орфография Культура речи

23

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове.Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умениесоблюдать правила орфографии в рамках изученного материала. . Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Выполняют морфемный разбор, состав слова; назначение морфем; объясняют орфограммы в морфемах, условия выбора букв, применяют правила на практике; составляют «словообразовательные деревья»; составляют слова по схемам

Контрольная работа по теме «Морфемика»

7

Имя существительное

20

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Повторяют морфологические признаки имени существительного: одушевленность – неодушевленность, собственные – нарицательные и т.д.; повторяют правила правописания гласных в падежных окончаниях существительных; окончания существительных на –ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах;

правописание гласных и падежных окончаний имен существительных; правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; работают по алгоритму (морфологический разбор); пользуются теоретическими правилами на практике.

Контрольная работа по

теме «Имя существительное»

8

Имя прилагательное

11

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Морфологический разбор имен прилагательных.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Повторяют морфологические признаки и синтаксическая роль имен прилагательных в тексте;

употребляют в речи имена прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе, падеже;

работают по алгоритму морфологического разбора имен прилагательных; определяют морфологические признаки имен прилагательных, опознают прилагательные в тексте; безошибочно пишут имена прилагательные, правильно употребляют их в речи

Контрольная работа. Диктант по теме «Имя прилагательное»

9

Глагол

13

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Время глагола.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторяют морфологические признаки глагола, правописание глаголов; определяют глагол; его морфологические признаки и синтаксическую роль; различают неопределенную и личную форму глагола, правильно пишут глаголы в неопределенной форме; владеют способом действия по распознаванию вида глагола, отличают глаголы совершенного и несовершенного вида; определяют вид и время глагола; морфологические признаки глаголов, опознают глаголы в тексте; определяют спряжение глаголов по алгоритму; изучают алгоритм морфологического разбора глагола


Контрольная работа по теме

«Глагол»

10

Повторение и систематизация изученного

5

Синтаксис. Пунктуация. Орфограммы в корне слова. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Орфограммы в корне

Слова. Фонетика. Морфемика. Орфография. Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов

Определяют изученные части речи; различают орфограммы и правильно употребляют слова в речи; опознают части речи, находят в них орфограммы в окончаниях, применяют изученные правила на письме; опознают части речи, находят в них орфограммы, применяют изученные правила на письме; правильно пишут слова и ставят знаки препинания в простых и сложных предложениях;

проводят анализ выполненной работы, устраняют ошибки.

Диагностическая работа. Итоговый контроль.










РАЗДЕЛ 5. Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе


п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Формы контроля

Дата

по плану

по факту

Язык – важнейшее средство общения 3 = 2+1РР

1

1.Язык человек. Язык и речь. / Язык

- важнейшее сред ство человеческого общения.

1

Фронтальный опрос

1.09


2

2.Язык и его единицы. Общение устное и письменное.

1

Фронтальный опрос

2.09


3

3. Р/Р (1) Стили речи

1

Индивидуальный опрос

3.09


Повторение изученного в начальных классах 26 (1КР+5РР)

4

1.Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

Фронтальный опрос

4.09


5

2.Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне

слова.

1

Фронтальный опрос

7.09


6

3.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

Фронтальный опрос

8.09


7

4.Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

1

Фронтальный опрос

9.09


8

5.Правописание проверяемых согласных в корне слова

1


10.09


9

6.Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

Уплотнённый опрос

11.09


10

7.Правописание непроизносимых и непроверяемых согласных в корне

слова.

1

Фронтальный опрос

14.09


11

8.Буквы И, У, А после шипящих

1

Фронтальный опрос

15.09


12

9.Разделительные Ъ и Ь.

1

Письменный опрос

16.09


13

10.Раздельное написание предлогов с

другими словами

1

Фронтальный опрос

17.09


14

11.Р/Р (2) Текст.

1

Фронтальный опрос

18.09


15

12.Р/Р (3) Обучающее изложение. Упр. 70 «Хитрый заяц»

1

Письменный опрос

21.09


16

13.Части речи.

Глагол. Ь на конце глаголов 2лица ед.ч.

1

Фронтальный опрос

22.09


17

14. Глагол. Раздельное написание НЕ с глаголами.

1

Фронтальный опрос

23.09


18

15.Правописание -тся и -ться в глаголах

1

Фронтальный опрос

24.09


19

16.Р/Р (4)Тема текста

1

Индивидуальный опрос

25.09


20

17.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

Фронтальный опрос

28.09


21

18.Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих.

1

Фронтальный опрос

29.09


22

18.Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих.

1

Фронтальный опрос

30.09


23

19.Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

Фронтальный опрос

1.10


24

21.Местоимение

1

Фронтальный опрос

2.10


25

Р/Р (6) Основная мысль текста

1

Фронтальный опрос

5.10


26

20.Р/Р (5) Обучающее сочинение по картине Пластова «Летом»

1

Фронтальный опрос

6.10


27

Повторение и обобщение изученного в 5 классе

1

Индивидуальный опрос

7.10


28

23.Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в

начальных клас сах»

1

Письменный опрос

8.10


29

24.Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

Уплотнённый опрос

9.10


Синтаксис, пунктуация, культура речи 31(2к/р,7 р/р)

30

1.Синтаксис и пунктуация.

1

Фронтальный опрос

12.10


31

2.Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании

1

Фронтальный опрос

13.10


32

3.Способы выражения грамматической связи в словосочетании

1

Фронтальный опрос

14.10


33

4.Разбор словосочетания

1

Фронтальный опрос

15.10


34

5.Предложение. Простое предложение.

1

Фронтальный опрос

16.10


35

6. Р/Р (7) Обучающее сжатое изложение. Упр. 144

1

Индивидуальный опрос

19.10


36

7.Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации

1

Фронтальный опрос

20.10


37

8 .Р/Р (8) Обучающее сочинение- повествование. «Памятный день» упр. 157

1

Индивидуальный опрос

21.10


38

9.Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

Фронтальный опрос

22.10


39

10.Сказуемое

1

Фронтальный опрос

23.10


40

11.Тире между подлежащим и сказуемым

1

Фронтальный опрос

5.11


41

12. Нераспространенные и распространенные предложения.

.Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

Фронтальный опрос

6.11


42

13..Определение

1

Фронтальный опрос

9.11


43

14.Обстоятельство

1

Фронтальный опрос

10.11


44

15.Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Фронтальный опрос

11.11


45

16. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Фронтальный опрос

12.11


46

17.Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Фронтальный опрос

13.11


47

18.Предложения с обращениями, Знаки препинания при обращениях.

1

Фронтальный опрос

16.11


48

19. Р/Р (9) Письмо

1

Письменный опрос

17.11


49

20.Синтаксический и пунктуационный разбор простого

предложения

1


18.11


50

21. Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения»

1

Письменный опрос

19.11


51

22. Анализ контрольной работы. Простые и сложные предложения

1

Уплотнённый опрос

20.11


52

23.Простые и сложные предложения

1

Фронтальный опрос

23.11


53

24.Синтаксический разбор сложного предложения

1

Фронтальный опрос

24.11


54

25. Р/Р (10) Речевой этикет. Прямая речь).Роль предложений с прямой речью в художественном тексте.


1

Индивидуальный опрос

25.11


55

26. Пунктуация при прямой речи


Фронтальный опрос

26.11


56

27. Р/Р ( 12 ) Правила этикета. Диалог. Пунктуация при диалоге

1

Фронтальный опрос

27.11


57

28, Р/Р (13) Контрольное сочинение-описание по картине Решетникова «Опять двойка»

1

Письменный опрос

30.11


58

29. Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1

Индивидуальный опрос

1.12


59

30. Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.

1

Письменный опрос

2.12


60

31.Анализ контрольной работы

1

Уплотнённый опрос

3.12


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи 16 ч. (4р/р, 1 к/р)

61

1.Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук как единица речи. Гласные звуки.

1

Фронтальный опрос

4.12


62

2. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие

1

Фронтальный опрос

7.12


63

3.Р/Р (14,15) Типы речи. Повествование и его структура.

1

Фронтальный опрос

8.12


64

4.Р/Р Подробное изложение

«Шкатулка» (упр.283)

1

Индивидуальный опрос

9.12


65

5.Согласные звонкие и глухие

1

Фронтальный опрос

10.12


66

6.Графика. Алфавит

1

Фронтальный опрос

11.12


67

7. Р/Р (16) Описание предмета(п.59)

1

Индивидуальный опрос

14.12


68

8.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

Фронтальный опрос

15.12


69

9.Двойная роль букв е, ё, ю, я

1

Фронтальный опрос

16.12


70

10. Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях

1

Фронтальный опрос

17.12


71

11.Орфоэпия. Ударение

1

Фронтальный опрос

18.12


72

12.Фонетический разбор слова

1

Фронтальный опрос

21.12


73

13.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика.

Орфоэпия. Графика. Орфография. Куль- тура речи»

1

Фронтальный опрос

22.12


74

14.Контрольная работа по теме

«Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

Письменный опрос

23.12


75

15.Анализ контрольной работы

1

Уплотнённый опрос

24.12


76

16.Р/Р (17) Устное сочинение по кар- тине (упр.329)

1


25.12


Лексика. Культура речи 15ч. ( 4р/р, 1 к/р)

77

1.Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение

1

Фронтальный опрос

11.01


78

2.Однозначные и многозначные слова.


1

Фронтальный опрос

12.01


79

3.Однозначные и многозначные слова. Сходство между разными значениями многозначного слова. 

1

Фронтальный опрос

13.01


80

4. РР (18) Устное сочинение- рассуждение

(упр.345)

1

Индивидуальный опрос

14.01


81

5.Прямое и переносное значение

слов. РР (19) Творческая работа. Рассуждение.

1

Индивидуальный опрос

15.01


82

6.Омонимы

1

Фронтальный опрос

18.01


83

7.Употребление омонимов в речи.


Фронтальный опрос

19.01


84

8.Синонимы

1

Фронтальный опрос

20.01


85

9.Использование синонимов в тексте

1

Фронтальный опрос

21.01


86

10.Антонимы

1

Фронтальный опрос

22.01


87

11.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика.Культура речи»

1

Фронтальный опрос

25.01


88

12.Контрольная работа по теме

«Лексика. Культура речи»

1

Письменный опрос

26.01


89

13.Анализ контрольной работы по теме «Лексика. Культура речи»

1

Уплотнённый опрос

27.01


90

14. Р/Р Подготовка к подробному изложению «Первый снег» (упр.375)

1

Фронтальный опрос

28.01


91

15. Р/Р (20,21)

Подробное изложение «Первый снег» (упр.375)

1

Индивидуальный опрос

29.01


Морфемика.Орфография.Культура речи. 23ч. ( 4р/р, 1 к/р)

92

1.Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

1

Фронтальный опрос

1.02


93

2.Окончание и основа самостоятельных частей речи.

1

Фронтальный опрос

2.02


94

3.Корень слова.

1

Фронтальный опрос

3.02


95

4. Исторические изменения в составе слова.

1

Фронтальный опрос

4.02


96

5. Р/Р (22) Рассуждение. Обучающее сочинение- рассуждение

1

Индивидуальный опрос

5.02


97

6.Суффикс

1

Фронтальный опрос

8.02


98

7.Приставка

1

Фронтальный опрос

9.02


99

8.Р/Р (23) Выборочное изложение «Последний лист» упр.419, 420.

1

Индивидуальный опрос

10.02


100

9.Р/Р Анализ ошибок изложения

1

Индивидуальный опрос

15.02


101

10.Чередование гласных и согласных звуков.

1

Фронтальный опрос

16.02


102

11.Полногласные и неполногласные

сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем.

1

Фронтальный опрос

17.02


103

12.Полногласные и неполногласные

сочетания. Беглые гласные. Варианты

морфем.

1

Фронтальный опрос

18.02


104

13.Морфемный разбор слова

1

Фронтальный опрос

19.02


105

14.Правописание гласных и согласных в приставках

1

Фронтальный опрос

22.02


106

15.Буквы з и с на конце приставок.

1

Фронтальный опрос

24.02


107

16.Чередование букв о — а в корне – лаг-/ -лож-

1

Фронтальный опрос

25.02


108

17.Чередование букв о — а в корне – раст - /-рос-

1

Фронтальный опрос

26.02


109

18.Буквы ё—о после шипящих в корне

1

Фронтальный опрос

1.03


110

19.Буквы и ы после ц

1

Фронтальный опрос

2.03


111

20.П.овторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

Фронтальный опрос

3.03


112

21.Контрольная работа по теме «Морфемика»

1

Письменный опрос

4.03


113

22.Анализ контрольной работы.

1

Уплотнённый опрос

5.03


114

23.Р/Р (24) Обучающее сочинение- описание картины с элементами рас- суждения. (Кончаловский «Сирень»)

упр.457

1

Индивидуальный опрос

9.03


Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное 20(4 р/р, 1к/р)

115

1.Имя существительное как часть речи

1


10.03


116

2.Р/Р (25) Обучающее сочинение- рассуждение. Доказательство в рассуждении. П.89

1

Индивидуальный опрос

11.03


117

3.Имена существительные одушев- ленные и неодушевленные.

1

Фронтальный опрос

12.03


118

4.Имена существительные собственные и нарицательные.

1

Фронтальный опрос

15.03


119

5.Род имен существительных

1

Фронтальный опрос

16.03


120

6.Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

Фронтальный опрос

17.03


121

7. Р/Р (26) Сжатое изложение «Перо и чернильница», упр. 513.

1

Индивидуальный опрос

18.03


122

8.Имена существительные, которые имеют форму только единственного

числа

1

Фронтальный опрос

19.03


123

9.Три склонения имен существительных

1

Фронтальный опрос

29.03


124

10.Падеж имен существительных

1

Фронтальный опрос

30.03


125

11.Правописание падежных окончаний существительных

1

Фронтальный опрос

31.03


126

12.Падеж и склонение имен существительных. Особенности склонения существительных на – ИЕ, -ИЙ, -ИЯ

1

Фронтальный опрос

1.04


127

13. Р/Р (27) Обучающее подробное изложение (упр.547 «Берёзки»)

1

Фронтальный опрос

2.04


128

14.Множественное число имён сущест- вительных.

1

Фронтальный опрос

5.04


129

15.Правописание о— е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

Фронтальный опрос

6.04



16.Морфологический разбор имени существительного

1

Фронтальный опрос

7.04


130

17.Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном

1


8.04


131

18.Контрольная работа по

теме «Имя существительное»

1

Письменный опрос

9.04


132

19.Анализ контрольного диктанта

1

Уплотнённый опрос

12.04


133

20. Р/Р (28) Сочиние-описание по картине Нисского «Февраль. Подмосковье»

1

Индивидуальный опрос

13.04


Имя прилагательное 11ч. ( 3 р/р, 1 к/р)

134

1.Имя прилагательное как часть речи

1

Фронтальный опрос

14.04


135

2.Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

Фронтальный опрос

15.04


136

3.Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

Фронтальный опрос

16.04


137

4.Описание животного (29). Подготовка к изложению.

1

Индивидуальный опрос

19.04


138

5. Р/Р (30) Подробное изложение

«Кошка Ю-ю»

1

Индивидуальный опрос

20.04


139

6. Р/Р (31)Анализ контрольного из- ложения

1

Уплотнённый опрос

21.04


140

7.Прилагательные полные и краткие

1

Фронтальный опрос

22.04


141

8.Морфологический разбор имени при- лагательного

1

Фронтальный опрос

23.04


142

9.Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном

1

Фронтальный опрос

26.04


143

10.Контрольная работа. Диктант по теме «Имя прилагательное»

1

Письменный опрос

27.04


Глагол 13ч. ( 1 к/р)

144

1.Глагол как часть речи.

1

Фронтальный опрос

28.04


145

2.Не с глаголами

1

Фронтальный опрос

29.04


146

3.Неопределенная форма глагола

1

Фронтальный опрос

30.04


149

4.Правописание – тся и –ться в глаго- лах

1

Фронтальный опрос

4.05


150

5.Виды глагола

1

Фронтальный опрос

5.05


151

6.Буквы е — и в корнях с чередова- нием

1


6.05


152

7.Время глагола.

1

Фронтальный опрос

7.05


153

8.Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

Фронтальный опрос

11.05


154

9.Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1

Фронтальный опрос

12.05


155

10.Морфологический разбор глагола

1

Фронтальный опрос

13.05


156

11.Мягкий знак после шипящих в гла- голах во 2-м лице единственного числа

1


14.05


157

12.Повторение и обобщение изученного материала о глаголе

1


17.05


158

13.Контрольная работа по теме

«Глагол»

1

Письменный опрос

18.05


Повторение и систематизация изученного 5ч. (1 к/р)

159

Анализ ошибок контрольной работы.

Синтаксис. Пунктуация. Орфограммы в корне слова.

1

Уплотнённый опрос

19.05


160

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Орфограммы в корне

слова

1

Фронтальный опрос

20.05


161

Фонетика. Морфемика. Орфография. Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов

1

Фронтальный опрос

21.05


162

Диагностическая работа. Итоговый контроль.

1

Письменный опрос

24.05


163

Анализ диагностической работы.

Подведение итогов года.

1

Уплотнённый опрос

25.05




РАЗДЕЛ 6. Система оценки достижения планируемых результатов

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.



Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения

Пятибалльная система оценивания строится на основе «Положение о промежуточной аттестации школьников» и «Единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» (Методическое письмо МП РСФСР от 01.09. 1980г.)

Оценка письменных работ по русскому языку

Оценка диктантов.

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта представлены в таблице 1.

Требования к тексту диктанта. Таблица 1

класс

Количество в контрольном диктанте

Кол-во слов в словарном диктанте

Слов (самостоятельных и служебных)

Орфограмм

Пунктограмм

Слов с непроверяемыми орфограммами

5

90-100

12

2-3

5

15-20

6

100-110

16

3-4

7

20-25

7

110-120

20

4-5

10

25-30

8

120-150

24

10

10

30-35

9

150-170

24

15

10

35-40



Нормы оценивания диктантов Таблица 2

Нормы оценок (количество ошибок)

Вид диктанта

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

- 2 орфографические +2 пунктуационные;

- 1 орфографическая +3 пунктуационные;

- 0 орфографических + 4 пунктуационные

- 4

орфографические +4 пунктуационные;

- 3орфографические +5 пунктуационных;

- 6 орфографических +6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные)

- 7 орфографических + 7 пунктуационных;

- 6 орфографических + 8 пунктуационных;

- 5 орфографических + 9 пунктуационных;

- 8 орфографических + 6 пунктуационных.

Словарный

0

1-2

3-4

До 7



Оценка дополнительного задания к диктанту

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 3.

Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту Таблица 3

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень выполнения задания

Все задания выполнены верно

Правильно выполнены не менее ѕ всех заданий

Правильно выполнено не менее Ѕ заданий

Не выполнено более половины заданий



Требования к объему сочинений и изложений Таблица 4

Примерный объём текста

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Подробное изложение (кол-во слов)

100-150

150-200

200-250

250-350

350-450

Классное сочинение (кол-во страниц)

0,5-1

1-1,5

1,5-2

2-3

3-4



Критерии оценивания сочинений изложений Таблица 5

Содержание

Речевое оформление

Грамотность

- соответствие содержания работы заявленной теме;

- полнота раскрытия темы;

- наличие фактических ошибок;

- Последовательность изложения.

- разнообразие лексики и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов

Число допущенных ошибок:

- орфографических;

- пунктуационных;

- грамматических.



Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице 6

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений Таблица 6

Фактические ошибки

Логические ошибки

В изложении:

Неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей

В сочинении:

Искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат

- нарушение последовательности в высказывании;

- отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

- неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

- раздробление одной микротемы другой микротемой;

- несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

- перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

- неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица

Нормы оценивания сочинений и изложений Таблица 7

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70 %

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании

Допускается

1 негрубая орфографическая или

1 пунктуационная или

1 грамматическая ошибка

«4»

1.содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются незначительные отклонения от темы.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются:

- 2 орфографические +2 пунктуационные+3 грамматические ошибки;

- 1 орфографическая+3 пунктуационные+3 грамматические ошибки;

- 0 орфографических+4пунктуационных +3 грамматические ошибки.

В любом случае количество г

«3»

1.Имееются существенные отклонения от заявленной темы.

2. работа достоверна в основном в своём содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объём изложения составляет менее 70% исходного теста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.




Допускаются:

- 0 орфографических+5-7 пунктуационных ( с учётом повторяющихся и негрубых);

-1 орфографическая+4-7 пуктуационных+4 грамматические ошибки;

- 2орфографические+3-6 пуктуационных+4 грамматические ошибки;

-3 орфографические+5 пуктуационных+4 грамматические ошибки;

-4 орфографические+4 пуктуационных+4 грамматические ошибки;

«2»

  1. Работа не соответствует заявленной теме.

  2. Допущено много фактических неточностей; объём изложения составляет менее 50) исходного текста.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения ( изложения) не6 соответствует заявленному плану.

  4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

6. Допущено более 6 недочётов в содержании до 7 речевых недочётов.

Допускаются:

- 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

- 8 и более пунктуационных ошибок (с учётом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

«1»

Допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Примечания:

1.При оценке необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки»4» на одну, а для отметки»3» на две единицы. При выставлении оценки « 5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!