СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку ( Автор В.П. Канакина) УМК "Школа России" 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по русскому языку ( Автор В.П. Канакина) УМК "Школа России" 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку ( Автор В.П. Канакина) УМК "Школа России" 2 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Курманаевская средняя общеобразовательная школа»


(полное наименование образовательного учреждения)


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании ШМО зам. директора по УР Директор МАОУ

протокол № 1 от 28.08.2018 «Курманаевская СОШ» _________рук ШМО Захарова Е.В. __________ Васякина С.Н. _______Скороходова Е.В.

« 28» августа 2018г « 29» августа 2018г « 01» сентября 2018г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

( Автор В.П. Канакина)



Классы: 2А

Учитель: Сухарева Татьяна Александровна, учитель начальных классов

Количество часов: 170 часов



Планирование составлено на основе ФГОС НОО

с. Курманаевка, 2018г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 класс (Канакина В.П.)

с интеграцией учебного предмета

«Родной (русский)».


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования N 373, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.

  3. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»

  4. Авторская программа «Авторская программа ««Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Рабочая программа 1 – 4 классы. Канакина В.П., Горецкий В.Г./ М. –Просвещение. 2014.

  5. Основная образовательная программа НОО МАОУ «Курманаевская СОШ».

  6. Положение об учебной рабочей программе МАОУ «Курманаевская СОШ» .

  7. Учебный план МАОУ «Курманаевская СОШ» на 2018-2019 учебный год.

  8. Календарный учебный график МАОУ «Курманаевская СОШ» на 2018-2019 учебный год.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ граж­данской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нрав­ственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап си­стемы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Ведущая идея интегрированного курса «Родной (русский) язык» – изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.

Цели курса «Родной язык»:

-совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения;

-обучение русскому языку детей младшего школьного возраста как средству укрепления русского языка (как родного).

Достижение поставленных целей изучения курса «Родной язык» обеспечивается решением следующих задач:

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану МАОУ «Курманаевская СОШ» на изучение русского языка во 2 классе отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). Учебный предмет «Родной (русский) язык» предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» интегрируется в учебный предмет «Русский язык» предметной области «Русский язык и литературное чтение» на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. № 1/15),Основной образовательной программы НОО МАОУ «Курманавекая СОШ».

Курсивом и звёздочкой * выделены темы предмета «Родной(русский) язык» из предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Из предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» предмет «Родной(русский) язык» интегрируется в предмет «Русский язык» при изучении следующих разделов:

- «НАША РЕЧЬ» - 2 часа

- « ТЕКСТ» - 3 часа

- «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» - 2 часа.

- «СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…» -5 часов

- «ЗВУКИ И БУКВЫ» - 1 час.

- «ЧАСТИ РЕЧИ» - 3 часа

- «ПОВТОРЕНИЕ» - 1 час


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; понимание своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к другим народам (патриотическое воспитание);

  • первоначальные представления о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих правах и правах других людей; готовности к проявлению взаимопомощи; конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявление сопереживания, доброжелательности, толерантности, неприятие любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);

  • позитивный опыт участия в творческой деятельности, интерес обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительное отношение и интерес к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);

  • понимание важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивный опыт познавательной деятельности, умение организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);

  • готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережное, отношение к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимание важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);

  • понимание ценности труда в жизни человека и общества; уважение к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимание важности добросовестного и творческого труда; интерес к различным профессиям (трудовое воспитание);

  • первоначальные представления о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережное отношение к природе; основах экологической культуры; нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание)..

Метапредметные результаты:

1) овладение познавательными универсальными учебными действиями:

использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;

проводить по предложенному плану опыт/небольшое простое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;

устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации; классифицировать изучаемые объекты;

использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

2) овладение регулятивными учебными действиями:

понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;

контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;

устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

3) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);

осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

готовить небольшие публичные выступления;

соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных электронных устройств;

4) овладение умениями работать с информацией:

выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники, словари различного типа, Интернет);

анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

использовать схемы, таблицы для представления информации;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;

5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;

распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;

проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.


Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

В результате второго года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:

  • составлять небольшие высказывания на заданную тему (после предварительной подготовки), а также по рисунку (после анализа содержания рисунка), вопросам, опорным словам;

  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений, анализировать тексты с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

  • определять тему и главную мысль текста, подбирать заглавие к тексту;

  • давать характеристику звуков (в объёме изученного): гласный–согласный, гласный ударный–безударный, согласный твердый–мягкий, парный–непарный, согласный глухой–звонкий, парный–непарный;

  • выделять корень слова (простые случаи), различать группы однокоренных слов, подбирать родственные (однокоренные) слова к предложенному слову;

  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание, интонацию;

  • применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;

  • написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт;

  • употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);

  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

  • знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки,

  • а также:

  • правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);

  • написание проверяемых безударных гласных в корне слова;

  • написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;

  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

  • правила употребления разделительного мягкого знака (ь);

  • раздельное написание предлогов с именами существительными;

  • безошибочно списывать текст объемом 40–50 слов;

  • писать под диктовку тексты объемом 30–40 слов с учетом изученных правил правописания.


В результате второго года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:

  • различать признаки текста, определять тему и главную мысль текста, подбирать заглавие к тексту и типы текстов (повествование, описание);

  • составлять небольшие высказывания на заданную тему (после предварительной подготовки), а также по рисунку (после анализа содержания рисунка), вопросам, опорным словам;

  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений, анализировать тексты с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

  • понимать – предложение – это основная единица речи;

  • различать главные члены предложения;

  • понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

  • различать словосочетание и предложение;

  • давать характеристику звуков (в объёме изученного): гласный–согласный, гласный ударный–безударный, согласный твердый–мягкий, парный–непарный, согласный глухой–звонкий, парный–непарный;

  • выделять корень слова (простые случаи), различать группы однокоренных слов, подбирать родственные (однокоренные) слова к предложенному слову;

  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание, интонацию;

  • применять изученные правила правописания:

- раздельное написание слов в предложении;

- написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт;

- употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);

- написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

- знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки,

  • а также:

– правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);

- написание проверяемых безударных гласных в корне слова;

- написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;

- написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

- правила употребления разделительного мягкого знака (ь);

- раздельное написание предлогов с именами существительными;

  • безошибочно списывать текст объемом 40–50 слов;

  • писать под диктовку тексты объемом 30–40 слов с учетом изученных правил правописания.

  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

Личностные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»:

- осознавать роль речи в жизни людей;

- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);

- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

- анализировать тактичность речевого поведения в семье;

- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов;

- оценивать свою вежливость;

- определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);

- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;

- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

- отличать истинную вежливость от показной;

- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»:

- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

- реализовывать простое высказывание на заданную тему;

- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;

- формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

- отличать подробный пересказ от краткого;

- знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

- реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

- при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

- формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

- продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

- знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-,видео -) сопровождением;

- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении;

- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

- анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

- классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

- реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

- различать описания разных стилей - делового и художественного;

- продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

- анализировать словарные статьи;

- реализовывать словарные статьи к новым словам;

- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

- редактировать текст с недочётами.

К концу обучения обучающийся научится:

- распознавать и вести этикетный диалог;

- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

- находить по абзацным отступам смысловые части текста;

- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

- определять тему, основную мысль несложного текста;

- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);

- анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;


Предметные результаты освоения курса «Родной (русский) язык»

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Фонетика и графика

Различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.

Определение парных и непарных по твердости/мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости/глухости согласных звуков.

Разделительный мягкий (ь). Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквам е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука. Деление слов на слоги (без стечения согласных).

Использование алфавита при работе со словарями.

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

Лексика

Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных слов (простые случаи). Представление о прямом и переносном значении слова (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Подбор к предложенным словам 1-2 синонимов или антонимов.

Состав слова (морфемика)

Корень как обязательная часть слова. Родственные (однокоренные) слова. Различение групп однокоренных слов. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова.

Морфология

Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки предметов, – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия предметов, – глаголы.

Слово и предложение

Различение предложения, слов. Сравнение предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Применение правил правописания, изученных в 1 классе:

  • раздельное написание слов в предложении;

  • употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);

  • написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;

  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника).

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);

  • написание проверяемых безударных гласных в корне слова;

  • написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;

  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

  • правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;

  • раздельное написание предлогов с именами существительными.

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.

Развитие речи

Построение предложений для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения).

Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Выражение в тексте законченной мысли.

Последовательность предложений в тексте. Части текста (абзацные отступы). Последовательность частей текста.



Наша речь (4 ч.)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство об­щения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

-Язык, речь – средство общения людей.

-понятия «устная и письменная речь»;

-Текст и предложения - единицы речи

-Правила оформления предложения на письме, в устной речи

Уметь:

-Строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме

-Умение передавать содержание рассказа, пользуясь готовым планом;

-Выделять предложение в устной речи и оформлять его на письме

Использовать в практической деятельности для:

-создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике

-адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.


Текст (5 ч.)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и глав­ная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. За­головок. Общее представление о структуре текста и выраже­ние ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, опи­сание, рассуждение. Обучение составлению повествователь­ного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетно­му рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под ру­ководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

-Отличие текста от набора отдельных предложений не объединённых общей темой, роль текста в общении людей

-Связь по смыслу предложений в тексте

-О видах текста по цели высказывания(повествование, описание, рассуждение), распознавание их

-Структура текста – повествования; (части текста)

-Понятия « красная строка в тексте», «заголовок», «опорные слова»

Уметь:

-определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;

-делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения);

-устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей);

-писать изложение (по вопросам) текста из 30-40 слов;

-сочинения по серии картинок под руководством учителя

-составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;

-употреблять при записи текста красную строку.

-Употреблять в речи «волшебные» слова

Использовать в практической деятельности

-адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)

-соблюдения орфоэпических норм; работы со словарями;

-создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

-овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения


Предложение (12 ч.)

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по це­ли высказывания и интонации (без терминологии), интони­рование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в про­заических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунк­туационное оформление диалогической речи и соответству­ющая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назна­чение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежа­щего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложе­нии. Упражнение в распознавании главных и второстепен­ных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второ­степенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным сло­вам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

-Признаки предложения и использование в речи

-Как оформление предложения на письме. Логическое ударение

-Первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложении

-Понятия «подлежащее», «сказуемое» - главные члены предложения.

Уметь:

-устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;

-составлять предложение из слов, устанавливать между ними связь по вопросам;

-употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;

-распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения;

Использовать в практической деятельности

-создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.


Слова, слова, слова… (21 ч.)

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении сло­ва. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Ан­тонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужно­го и точного слова, соответствующего предмету мысли. Ра­бота со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, ор­фографическим, словарем синонимов и антонимов). Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Фор­мирование умения распознавать однокоренные слова, отли­чать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храб­рый) и форм слов

(тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произно­сительной единице, о слогообразующей роли гласной. Уда­рение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безудар­ных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, рас­познавать ударные и безударные слоги. Упражнение в пра­вильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, баге­ты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим сло­варем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

-Понятия синонимы, антонимы и их роль в речи

-Признаки однокоренных слов, подбор их, выделение корня

-общее представление о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, термины «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова».

-слогообразующая роль гласной в слоге,

-об ударении, ударном и безударном слогах.

Уметь:

-различать однокоренные слова среди других слов,

-отличать однокоренные слова от внешне сходных неоднокоренных слов и форм слов

-определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения.

-определять ударение в слове.

-показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове

-переносить слова с одной строки на другую

Использовать в практической деятельности

-создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике


Звуки и буквы. ( 34 ч.)

Звуки и буквы. Уточне­ние представлений о звуках и буквах русского языка. Услов­ное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфави­те. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смысло­различительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфогра­фическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мяг­ким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосо­четания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обо­значение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи ши, ча ща, чу щу.

Разделительный мяг­кий знак, его роль в слове. Правописание слов с раздели­тельным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и про­верочного слов. Способы проверки написания глухих и звон­ких согласных в конце слова и перед согласным в корне сло­ва. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в без­ударном слоге корня и парных по глухости-звонкости соглас­ных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упраж­нение в правописании гласных и согласных в корне одноко­ренных слов и форм одного и того же слова.


Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (28 ч.)

Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

-названия букв русского алфавита;

-признаки гласных и согласных звуков;

-гласные ударные и безударные;

-согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;

- правила переноса слов;

Уметь:

-правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре

-делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;

-обозначать на письме мягкость согласных буквами е,ё,ю,я,и и мягким знаком (ь)

-писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;

-производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;

-писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота,

-писать слова с разделительным мягким знаком (ь),

-писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса;

-правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз),

-правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);

-правильно произносить слова. уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно»



Части речи. (45)

Слова — назва­ния предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевлен­ные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собствен­ные и нарицательные имена существительные (общее пред­ставление). Заглавная буква в именах собственных (фамили­ях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существи­тельных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать име­на существительные в прямом и переносном значении, име­на существительные близкие и противоположные по значе­нию. Совершенствование навыка правописания имен сущест­вительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (озна­комление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Чис­ло глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном зна­чении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прила­гательное как часть речи (ознакомление с лексическим зна­чением имени прилагательного и вопросами, на которые от­вечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен при­лагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по зна­чению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами су­ществительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительны­ми, в правописании предлогов с именами существительными.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать, иметь представление

-понятие «существительное»; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

-Различать имена собственные.

-понятие «глагол» , глаголы в единственном и множественном числе , представление о разном времени

-Понятие «прилагательное», прилагательные в единственном и множественном числе

-Роль предлогов, раздельное написание предлогов со словами

-Понятие «местоимение», их роль в тексте

Уметь

-писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных

-правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

-различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?;


Повторение ( 21 ч.)

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значе­ние слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, де­кабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопа­та, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, моло­ток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, ро­дина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, сне­гирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, ян­варь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.

Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:

  • и, ш, И, Ш, п, р, т, г;

  • л, м, Л, М, я, Я, А;

  • у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;

  • с, С, е, Е, о, О, а, д, б;

  • ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;

  • н, ю, Н, Ю, к, К;

  • В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;

  • Ф, У, Т, Р, Б, Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в ко­торых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.


Содержание курса «Родной (русский) язык»

Общение. Что такое успешное общение. Азбука вежливости. Какие бывают предложения. Речевая деятельность.

Устное изложение. Работа с картиной. Слова, у которых несколько значений. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Слова и их дальние родственники. Что такое обращение. Слушание и говорение. О пользе звукобуквенной зарядки. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. Типы текстов. Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Главное переживание текста. Деление текста на части. Описание и повествование. Научный и художественный текст. Письменное изложение.



График проведения контрольно-измерительных работ

Период обучения

Количе­ство часов

Словар­ные диктанты

Контроль­ное списы­вание

Контрольные диктанты

Прове­рочные работы

Проекты

1 четверть

45 часов

1

1

2

3+1 (ВПР)

-

2 четверть

35 часов

2

-

2

2

3

3 четверть

50 часов

2

1

3

3

-

4 четверть

40 часов

2

1

2

4

1

Итого:

170 часов

7

3

9

13

4

Развитие речи

Период обучения

Изложения

Сочинения

1 четверть

1

3

2 четверть

1

2

3 четверть

2

1+1 (уст. рассказ)

4 четверть

1

3

Итого:

5

10

Примечание: изложения и сочинения носят обучающий характер.

Примерное количество слов для словарных диктантов: 8 – 10.

Количество слов в текстах, предназначенных для контроль­ных диктантов: 30– 40.

Количество слов в текстах, предназначенных для изложений: 50– 65.


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Название раздела

Количество часов

1

Наша речь

3 ч

2

Текст

3 ч

3

Предложение

11 ч

4

Слова, слова, слова….

20 ч

5

Звуки и буквы

59 ч

6

Части речи

57 ч

7

Повторение

17


Всего

170 ч


5. календарно-Тематическое планирование

русский язык

Курсивом и звёздочкой * выделены темы предмета «Родной(русский) язык» из предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

п/п

уро-ка

Тема урока

Кол-во чаcов

Дата

Д/З

план

факт

1 четверть ( 45 ч)

НАША РЕЧЬ (3 ч).

Виды речи (2ч)

1

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи. С.6-7

1

03.09.


Упр.1, с.6 (уст)

2

2

Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи. *Что такое успешное общение. С.8-9

1

04.09.


Рассказать эпизод сказки, где герои разговаривают друг с другом.

Диалог и монолог. (1 ч)

3

3

Диалог и монолог. *Что такое обращение. С.10-14

1

05.09.


Правило с. 10 Упр. 11 (с.14)

ТЕКСТ (3 ч)

Текст (2ч)

4

1

Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. *Что такое текст? Тема текста. С. 15-18

1

06.09.


Правило с. 17

5

2

Последовательность предложений в тексте. Выражение в тексте законченной мысли. *Главная (основная) мысль текста. С. 18-19

1

07.09.


Правило с. 18 Упр. 17 (с.19)

Части текста. (1ч)

6

3

Части текста. Последовательность частей текста. *Деление текста на части. С. 20-22

1

10.09.


Написать текст из 3-4 предложений на тему «Сентябрь».

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11 ч)

Предложение (3ч)

7

1

Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

1

11.09.


Упр.24(с.26)

8

2

Связь слов в предложении. Логическое ударение. *Азбука вежливости. Какие бывают предложения. С.26-28

1

12.09.


Упр.28(с.28)

Ответить на вопросы письменно.

9

3

Контрольный диктант №1 (входной)

1

13.09.



Члены предложения. (8ч)

10

4

Главные члены предложения (основа). С.29-30

1

14.09.


Упр.32 (стр. 30) Правило с.29-30

11

5

Второстепенные члены предложения. С.31

1

17.09.


Составить и записать предложение со словом рисунок.

12-13

6-7

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.С.32-34

2

18.09.

19.09.


1.Выучить правило с.32-33

2. Упр.38 (стр. 34)

14

8

Сравнение предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. С.35-36

1

20.09.


Упр. 42 (с. 36)

Последнее задание письменно.

15

9

Различение предложения, слов. Раздельное написание слов в предложении. Связь слов в предложении. С.37-38

1

21.09.


Сост. 3 предлож. об осени.

16

10

Р/р Сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень» *Работа с картиной. С.39

1

24.09.


Упр. 46 (с. 39)

17

11

Связь слов в предложении. Обобщение по теме «Предложение». Проверочная работа №1 по теме «Предложение и текст».

1

25.09.


Зад. №6 (с.40)

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (20 ч)

Слово и его значение. (4ч)

18

1

Слово и его лексическое значение. *Слова и их дальние родственники. С. 41-44

1

26.09.


Упр.52 (с. 44) правило с.43

19

2

Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. С. 45-47

1

27.09.


Упр.57 (с.46)


20

3

Однозначные и многозначные слова. *Слова, которые имеют несколько значений. С.47-49

1

28.09.


1.Упр.61 (с.49) Правило.

21

4

Прямое и переносное значение многозначных слов. С.49-51

1

01.10.


Упр. 65 (с. 51) Найти стихи со словами в переносном значении.

Синонимы и антонимы. (4ч)

22

5

Синонимы. Наблюдение за использованием в речи синонимов.С.52-54

1

02.10.


Упр.70 (с.54) Правило с.52

23

6

Антонимы. Наблюдение за использованием в речи антонимов. Подбор к предложенным словам 1-2 синонимов или антонимов.

С.54-56

1

03.10.


Упр.74 (с.56) Правило с.54

24

7

Р/р * Письменное изложение текста «Лисички» по данным к нему вопросам. С.57

1

04.10.


Упр.75(с.57)

25

8

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение и обобщение по теме «Синонимы и антонимы».

1

05.10.


Написать 4 пословицы, в которых есть антонимы.

Однокоренные слова. (5ч)

26

9

Родственные слова. *Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. С. 58-60

1

08.10.


Упр.83 (с.60)

27

10

Всероссийская проверочная работа.

1

09.10.



28

11

Родственные слова и синонимы. Родственные слова и омонимы. Однокоренные слова. Корень слова. *Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. С.61-62

1

10.10.


Упр. 88(с.62)

Дописать в каждую группу по два однокоренных слова.

29

12

Корень как обязательная часть слова. Однокоренные слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. С. 63

1

11.10.


Упр. 92 (с.64)


30

13

Различение групп однокоренных слов. Выделение в словах корня (простые случаи). С. 64

1

12.10.


Упр. 94 (с.64)

Слог. Ударение. Перенос слова. (7ч)

31

14

Деление слов на слоги (без стечения согласных). Слог как минимальная произносительная единица. С. 65-67

1

15.10.



Упр. 96 (с. 66)

Поделить слова на слоги

32

15

Ударение. Словарный диктант. С.67-68

1

16.10.


Упр.100(с.68)

Дописать 2 приметы осени.

33

16

Ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Использование орфоэпического словаря для решения практических задач. С.69-70

1

17.10


Упр.104(с.69)

34

17

Правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова). Контрольное списывание №1. С. 71-73

1

18.10.


Упр. 111(с.72)

Повторить упр.107

35

18

Р/р Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам С.74

1

19.10.


Написать 4 строчки любого стихотворения, разделяя слова для переноса

36

19

Проверочная работа №2 по теме «Родственные слова. Слог. Ударение» С.75-76

1

22.10.


Упр.9,10,11(с.76)

37

20

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение.» «Слова».

1

23.10



ЗВУКИ И БУКВЫ. (59 ч)

Звуки и буквы. (1ч)

38

1

Различение звуков и букв. С.78-80

1

24.10.


Упр.119 (с.80) Правило с.79

Русский алфавит или Азбука. (5ч)

39

2

Русский алфавит, или Азбука. С. 81-83

1

25.10.


Упр.120(с.80)

40

3

Использование алфавита при работе со словарями. С. 84-85

1

26.10.


Повторить алфавит.

2 четверть ( 40 ч.)

41

4

Употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных). С.86--87

1

07.11


Упр.132(с.87)

42

5

Р/р Сочинение по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом». С.87

1

08.11


Упр. 133 (с.87) Переписать сочинение с учетом исправлений

43

6

Проверочная работа №3 по теме «Слово и слог. Ударение. Звуки и буквы ». С. 88

1

09.11


Записать имена своих друзей в алфавитном порядке.

Гласные звуки. (15ч)

44

7

Работа над ошибками. Гласные звуки.

1

12.11


Упр.138 (с.91) правило с.89.

45

8

Гласные звуки. Слова с буквой э.

1

13.11



46

9

Ударные и безударные гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. С.93-94 (Упр.141-143)

1

14.11


Правило с.93

47

10

Правило обозначения буквой безударного гласного звука. С. 94-95 (Упр.144-145)

1

15.11.


Правило с.95

Упр. 147

48

11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. С. 96-97 (Упр.146-150)

1

16.11


Упр. 150 (2)

49

12

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. С.98-99 (Упр.151-153)

1

19.11


Инд. карточки

50

13

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. С. 100-101 (Упр.154-156)

1

20.11


Упр. 156 (с.101)

51

14

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. С. 101-103 (Упр157-161)

1

21.11


Упр.161 (с.103)

52

15

Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. С.103-104

1

22.11


Упр.165(с.105) Правило с.104

53

16

Правописание словарных слов. С. 105-107

1

23.11


Упр.169(с.107)

54

17

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. С.107-109

1

26.11


Упр.174(с.110)


55

18

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. С.110-111

1

27.11


Списать из словаря учебника слова по теме «Животные»

56

19

Контрольный диктант №3 по теме «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами».

1

28.11



57

20

Р/р Сочинение по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство». С. 111

1

29.11


Переписать сочинение с учетом исправлений

58

21

Словарный диктант. Работа над ошибками, допущенными в диктанте и сочинении.

1

30.11



Согласные звуки. (7ч)

59

22

Согласные звуки. С.112-114

1

03.12


Упр.181(с.113)

60

23

Согласный звук Й, и буква й «и краткое». С.114-116

1

04.12


Упр.187(с.116)

61

24

Слова с удвоенными согласными. С. 117-118

1

05.12


Выписать из орфографического словаря 8 слов с удвоен. соглас.

62

25

Р/р Сочинение по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси». С.118

1

06.12



63

26

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Наши проекты. Проект «И в шутку и всерьёз»


1

07.12


Найти занимат. задания или создать свои, подготовить презентацию проекта.

64

27

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Определение парных и непарных по твердости/мягкости согласных звуков. С.120-121

1

10.12


Упр.196(с. 121)

65

28

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.

С.122-123

1

11.12


Упр. 201 (с. 123).


Мягкий знак (Ь). (4ч)

66

29

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука на письме. С. 124-125

1

12.12


Упр.204 (с.125)

67

30

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. С. 125-126

1

13.12


Упр. 209 (с.128)

68

31

Р/р Изложение текста «Белёк» по вопросам. С. 127

1

14.12



69

32

Проверочная работа №4 по теме «Звуки и буквы». С. 128

1

17.12


Инд. Карточки

70

33

Наши проекты. Проект «Пишем письмо».

1

18.12


Дописать письмо.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. (10ч)

71

34

Буквосочетания с шипящими звуками. (Учебник Часть 2. С.4-5)

1

19.12


Упр. 5 (с. 5)

72

35

Произношение звуков и сочетаний звуков. Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, нч. С. 6-7

1

20.12


Упр.10 (с.7)

73

36

Наши проекты. Проект «Рифма». С.8-9

1

21.12


Зад.6 (с.9)

74

37

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Словарный диктант. С. 10-11

1

24.12


Упр.15 (с.11)

75

38

Проверочная работа №5 по теме «Буквосочетания с шипящими звуками» . С.15

1

25.12.


Зад.3 (с.15)

76

39

Контрольный диктант № 4 по теме «Звуки и буквы».

1

26.12



77

40

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

27.12.



78

41

Обобщающий урок четверти.

1

28.12



III четверть – 50 часов

Звонкие и глухие согласные. (12ч)

79-80

42-43

Правописание в словах буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. С.12-15

2

10.01.

11.01


1. Упр.20 (с.13)

2. Упр.23 (с.14)

81

44

Звонкие и глухие согласные звуки. Определение парных и непарных по звонкости/глухости согласных звуков. *О пользе звукобуквенной разминки. С. 16-18

1

14.01


Упр.28 (с.18)

82

45

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. С. 18-20

1

15.01


Упр.32 (с.20)

Правило с.19-20

83

46

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Особенности проверочного и проверяемого слова. С. 21-22

1

16.01


Правило с.21-22

84-85

47-48

Написание парных звонких и глухих согласных в корне слова. С. 23-25

2

17.01

18.01


1.Упр.39(с.24) правило с.22

2. Упр.43 (с.26)

86-87

49-50-

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. С. 26-28

2

21.01

22.01


1. Упр.46 (с.27)

2. Упр. 49 (с.28)

88

51

Р/рИзложение текста «Оляпка» по вопросам. С. 29

1

23.01.


Выписать слова из словаря на тему «Зимний лес»

89

52

Проверочная работа №6 по теме «Парные звонкие и глухие согласные» . С.30

1

24.01



90

53

Работа над ошибками, допущенными в изложении и проверочной работе. Обобщение изученного материала.

Словарный диктант.

1

25.01


Упр.1 (с.30) выписать слова с парными по глух-звонк. согласными

91

54

Контрольный диктант №5 по теме «Звонкие и глухие согласные».

1

28.01



92

55

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала по теме.

1

29.01


Самодиктант: написать 10 слов на орфограмму, в которой была ошибка

Разделительный мягкий знак. (4ч)

93

56

Разделительный мягкий знак (ь). С.31-32

1

30.01


Упр.55 (с. 33) правило с.32

94

57

Правила употребления разделительного мягкого (ь) знака. С.33-35

1

31.01


Упр.60 (с. 35)

95

58

Правописание слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами. 36-37

1

01.02


Упр.65 (с. 37)

повторить изученные орфограммы.

96

59

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквам е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука. Правописание слов с разделительным мягким знаком. С.38

1

04.02


Упр.67 (с.38)


ЧАСТИ РЕЧИ. (57 ч.)

Части речи. (2ч.)

97

1

Части речи. с. 40-42

1

05.02


упр. 71 (с.42)

98

2

Употребление частей речи в тексте. С.42-43

1

06.02


Выпис. 5 сущ, все прил и глаг. из словаря.

Имя существительное. (17 часов)

99-100

3-4

Слова с предметным значением – имена существительные. Значение и употребление в речи. С. 44-48

2

07.02

08.02


1. Упр. 76 (с.45)

2. Упр. 79(с.47)

101

5

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. С. 48-49

1

11.02


Упр.82 (с.49.)

102

6

Неодушевлённые имена существительные.

С. 50-51

1

12.02


Выписать из словаря 10 одушевлён. имен существительных.

103

7

Собственные и нарицательные имена существительные. С. 51-53

1

13.02


Упр.90 (с.53.)

104-105

8-9

Правописание собственных имён существительных. С.55-56

2

14.02

15.02


Устный рассказ о происхожд. своей фамилии.

106

10

Р/р Устный рассказ (*устное изложение) по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». С.54

1

18.02


Упр.92 (с.54.)


107

11

Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных. С. 57-59

1

19.02


Устный рассказ о домашних питомцах.

108

12

Правописание собственных имён существительных. Географические названия. С. 60

1

20.02


Упр. 103 (с. 60)


109

13

Единственное и множественное число имён существительных. С.61-62

1

21.02


Упр. 106 (с.62)


110

14

Изменение имён существительных по числам. Окончание как изменяемая часть слова. С.62-63

1

22.01


Упр.110 (с.63)

111

15

Число имен существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе. С. 64-65

1

25.02


Упр.114 (с.65)

112

16

Р.р. Изложение повествовательного текста «Кот и ворона». С. 66

1

26.02


Подготовиться к провероч. работе

113

17

Проверочная работа №7 по теме «Имя существительное» с.67

1

27.02


Упр.5 с.67 написать ответы.

114

18

Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное»

1

28.02



115

19

Работа над ошибками. Обобщение по теме.

1

01.03


Инд. карточки

Глагол. (15ч.)

116

20

Слова, обозначающие действия предметов, – глаголы. С. 68-69

1

04.03


Упр. 118 (с.69)

117

21

Значение глаголов в речи. С.70-71

1

05.03


Упр.123 (с.71)

118

22

Признаки глагола. С.72-73

1

06.03


Упр.126 (с.73)

119

23

Р.р. Сочинение по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели». С. 73

1

07.03



120-121

24-25

Единственное и множественное число глаголов.

2

11.03

12.03


1. Упр.130 (с.75)

2. Упр.134 (с.77)

122

26

Правописание частицы не с глаголами.

1

13.03


Упр.138 (с.79) С.78 правило

123

27

Обобщение знаний о глаголе. Словарный диктант.

1

14.03


Упр. 143 (с.81)

124

28

Контрольный диктант №7 по теме «Глагол».

1

15.03



125

29

Работа над ошибками. Текст-повествование и роль в нём глаголов.

1

18.03


Повторить все о глаголе.

126

30

Проверочная работа №8 по теме «Глагол».

1

19.03.


Списать 4-стишье, подчеркнуть сказуем.

127

31

Контрольное списывание №2.

1

20.03



128

32

Текст-повествование. Составление текста-повествования на заданную тему.

1

21.03


Упр. 146 (с.84)


129

33

Обобщающий урок четверти.

1

22.03



4 четверть (40ч.)

Имя прилагательное (12 ч).

130

34

Слова, называющие признаки предметов, – имена прилагательные. С. 86-87

1

01.04



Упр.150 (с.87)

131-132

35-36

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. С.88-91

2

02.04.

03.04


1. Упр.154(с.90)

2. Упр.157(с. 91)

133

37

Имя прилагательное. Сравнение как одно из выразительных средств языка.

1

04.04


Упр.160 (с.93)

134-135

38-39

Единственное и множественное число имён прилагательных. С.92-94

2

05.04.

08.04


1.Правило с. 86,92

2. Упр.162 (с.94)

136

40

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. С. 95-98

1

09.04


1.Упр.166 (с.96)

137

41

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. *Описание и повествование.

1

10.04


Упр.169 (с.98)

138

42

Р/р. Сочинение текста-описания по личным наблюдениям. С. 98

1

11.04


Упр.163, последнее задание

139

43

Р/р. Сочинение текста-описания по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». С. 98

1

12.04


Сообщение «Что я знаю об имени прилагательном»

140

44

Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант.

1

15.04


Подготовиться к проверочной раб.

141

45

Проверочная работа №9 по теме «Имя прилагательное». С.99

1

16.04



Местоимение (5 ч).

142-143

46-47

Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи. С.100-104

2

17.04

18.04


1. Упр.173 (с.101)

2. Упр.177(с.103)

144

48

Построение предложений для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Текст-рассуждение. *Научный и художественный текст. С.105-106

1

19.04


Зад.3 (с.107)

145

49

Р/р. Подробное изложение по коллективно составленному плану. С.106

1

22.04


Записать стих с местоимениями.

146

50

Проверочная работа №10 по теме «Местоимение». С.107

1

23.04



Предлоги (7 ч).

147

51

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. С.108-109

1

24.04


Упр.186 (с. 109) Правило с.109

148

52

Правописание предлогов с именами существительными. С.110-112

1

25.04


Упр.189 (с.11)

149

53

Раздельное написание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного текста. С.112

1

26.04


Зад.1 (с.113)

150

54

Проверочная работа №11 по теме «Предлоги». С.113

1

29.04


Повторить словарные слова.

151

55

Наши проекты. Проект «В словари - за частями речи!». С.114-115

1

30.04


Сообщение о проекте.

152

56

Контрольный диктант №8 по теме: «Части речи».

1

02.05



153

57

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

03.05



ПОВТОРЕНИЕ. (17 ч ).

154

1

Повторение по теме «Текст» *Главное переживание текста. С.116

1

06.05


Упр.194(с.116)

155

2

Р/р Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». С. 117

1

07.05.



156-157

3-4

Повторение по теме «Предложение»

С.117-120

2

08.05

13.05


1. Упр. 198 (с. 118)

2. Упр. 202 (с. 120)

158

5

Повторение по теме «Слово и его значение» С.120-122

1

14.05


Упр. 207 (с. 122)

159

6

Контрольное списывание №3.

1

15.05



160-161

7-8

Повторение по теме «Части речи».

С.122-125

2

16.05

17.05


1. Упр. 211 (с. 123)

2. Упр.215(с.125)

162

9

Повторение по теме «Звуки и буквы». Словарный диктант. С.126-127

1

20.05


Упр.217(с.126)

163-164

10-11

Повторение по теме «Правила правописания» С.127-129

2

21.05

22.05


1. Упр. 222 (с. 128)

2. Повторить правила

165

12

Итоговый контрольный диктант №9 за год.

1

23.05



166

13

Итоговая проверочная работа №12.

1

24.05



167

14

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

27.05



168-169-170

15-16-17

Обобщение знаний по теме «Правила правописания».

3

28.05

29.05

30.05





6. ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2018.

Для учителя:

Рабочие программы

Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В., и др. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2015.

Учебники

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2018.

Методические пособия

1. Русский язык. Методическое пособие с поурочнымиразработками. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, Г. Н. Манасова. — 4-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017.

2. Курлыгина О.Е. Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2018.

3. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Проверочные работы. — М. : Просвещение, 2017.

4. Канакина В.П.. Русский язык. Раздаточный материал. — М. : Просвещение, 2017.

5. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных школ. — М. : Просвещение, 2014.

6. Контрольно-измерительные материалы Русский язык 2 класс/ Сост. И.Ф. Яценко. М.: ВАКО, 2017

Компьютерные и информационные средства

Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2класс, авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!