СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (азбука) 1 класса для национальных школ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку (азбука) 1 класса для национальных школ (школ с якутским языком обучения) дана по УМК "Школа России" в сжатом варианте по учебнику Горецкого В.Г. Азбука. 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (азбука) 1 класса для национальных школ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чакырская средняя общеобразовательная школа»

Муниципального района «Амгинский улус (район)»

Республики Саха (Якутия)





Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УМР. Директор МБОУ «Чакырская СОШ»

___________ Иванова З. Н ____________________ Шадрин С.С.

«_____»________________2020г. «_____»________________2020г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (АЗБУКА)

1 класс

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД











Принят на заседании МО учителей начальных классов Составитель:

Протокол № _____ от ________________ 2020г. учитель начальных классов

Шадрина Н.В.











2020г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Минобрнауки России 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями.

  3. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2005 №373 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), реализующих программы общего образования».

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями.

  6. Распоряжение главы муниципального района «Амгинский улус (район)» от 24.09.2007 г. № 474/а «О введении базисного учебного плана Республики Саха (Якутия) 2005 г. в общеобразовательных учреждениях Амгинского улуса, реализующих программы общего образования.

  7. Устав образовательной организации.

  8. Календарный учебный график образовательной организации

  9. Расписание уроков образовательной организации

  10. Учебный план образовательной организации

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с учебным планом и основным образовательным планом МБОУ «Чакырская СОШ» на 2020-2021 уч.г.

Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.


Место учебного предмета в учебном плане

Согласно по учебному плану МБОУ «Чакырская СОШ» 2020-2021 уч.г. на обучение грамоте в первом классе отводится 4 ч в неделю, итого 64 часа (1 полугодие). Согласно годовому календарному графику планирование дат совпадает с 1 сентября. Итого 63 часа за 1 полугодие.


Цели и задачи курса

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.

2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.

3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:

– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Структура курса

Курс «Русский язык» в первом классе начинается с обучения грамоте. Его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Планируемые результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопередевания чувствам других людей;

  5. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  6. овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  10. наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. использование знаково-симвоических средств представления информации о книгах;

  6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  7. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  8. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  10. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  11. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  12. готовность конструктивно разрешать конфликты постредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  4. использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  6. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  7. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  8. развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Содержание курса

Виды речевой деятельности:

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. П. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. П.).

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.

Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.

Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово и предложение

Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Орфография

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

– раздельное написание слов;

– перенос слов по слогам без стечения согласных;

– знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.






























Календарно-тематическое планирование

1 класс. Обучение грамоте.

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

примечание

план

факт

1 четверть (часть 1)

Добукварный период (7 часов)

1

Устная и письменная речь (с. 4-5)

1

2.09



2

Предложение и слово (с. 8-9)

1

3.09



3

Слово и слог (с. 10-11)

1

4.09



4

Слог. Ударение (с. 12-13)

1

8.09



5

Звуки в окружающем мире. Гласные и согласные. (с. 14–15)

1

9.09



6

Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным (с. 16–19)

1

10.09



7

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков (с. 20-21)

1

11.09



Букварный период (46 часа)

8

Гласный звук [а], буквы А, а (с. 22-25)

1

15.09



9

Звук [о], буквы О, о (с. 24–25)

1

16.09



10

Звук [и], буквы И, и (с. 28–29)

1

17.09



11

Гласная буква ы, звук [ы] (с. 32–35)

1

18.09



12

Звук [у], буквы У, у (с. 36–39)

1

22.09



13

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н (с. 40–43)

1

23.09



14

Согласные звуки [с], [c’], буквы С, с (с. 44–45)

1

24.09



15

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к (с. 48–49)

1

25.09



16

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т (с. 52–57)

1

29.09



17

Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л (c. 58–59)

1

30.09



18

Повторение и закрепление изученного материала (с. 62–63)

1

1.10



19

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р (с. 64–65)

1

2.10



20

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в (с. 68–69)

1

6.10



21

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]. Буква Е – показатель мягкости согласных (с. 72–77)

1

7.10



22

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п (с. 78–80)

1

8.10



23

Закрепление пройденного материала (с. 81-83)

1

9.10



24

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м (с. 84–85)

1

13.10



25

Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М (с. 86–87)

1

14.10



26

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з (с. 90–95)

1

15.10



27

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б (с. 96–97)

1

16.10



28

Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление) (с. 98–99)

1

20.10



29

Закрепление пройденного материала (с. 100–103)

1

21.10



30

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д (с. 104–105)

1

22.10



31

Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т (с. 106–109)

1

23.10



32

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]. Буква Я – показатель мягкости согласного (с. 110–113)

1

27.10



33

Чтение слов с буквой я. (с. 114–1117)

1

28.10



34

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г (с. 118–123)

1

29.10



35

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч

(Ч. 2, с. 4–6)

1

30.10



Программа пройдена:

по плану – 35ч.

фактически -

2 четверть (часть 2)


36

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Буква ь в конце и в середине слова (с. 10–15)

1

10.11



37

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (с. 16–19)

1

11.11



38

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (за-крепление) (с. 20–23)

1

12.11



39

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж (с. 24–29)

1

13.11



40

Буквы Ё, ё, обознача-ющие два звука [й’о]

(с. 30–33)

1

17.11



41

Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й (с. 34–35)

1

18.11



42

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Чтение слов с буквой х (с. 38–41)

1

19.11



43

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у] (с. 46–49)

1

20.11



44

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц (с. 50–53)

1

24.11



45

Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление) (с. 54–55)

1

25.11



46

Гласный звук [э]. Буквы Э, э (с. 56–59)

1

26.11



47

Чтение слов с буквами Э, э (закрепление) (с. 60–61)

1

27.11



48

Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу (с. 62–65)

1

1.12



49

Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление) (с. 66–69)

1

2.12



50

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф (с. 70–71)

1

3.12



51

Мягкий и твердый разделительные знаки (с. 74–77)

1

4.12



52

Закрепление пройденного материала

1

8.12



53

Русский алфавит (с. 78–81)

1

9.12



Послебукварный период (10ч)

54

Как хорошо уметь читать. (с. 82–85)

1

10.12



55

К. Д. Ушинский. Наше Отечество (с. 86–87)

1

11.12



56

В. Крупин. Первоучители словенские (с. 88–89) Первый букварь (с. 90–91)

1

15.12



57

Творчество А. С. Пушкина – сказки (с. 92–93)

1

16.12



58

Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский о детях (с. 94-95)

1

17.12



59

Творчество К. И. Чуковского (с. 96–97)

1

18.12



60

В. В. Бианки. Первая охота (с. 98–99) Творчество С. Я. Маршака (с. 100–101)

1

22.12



61

Творчество М. М. Пришвина (с. 102–103) Творчество А. Л. Барто (с. 104–105) Творчество .С. В. Михалкова (с. 106)

1

23.12



62

Б. В. Заходер. Два и три (с. 107) Творчество В. Д. Берестова (с. 108)

1

24.12



63

Прощание с Азбукой. Проверим свои знания (с. 109–111)

1

25.12



Программа пройдена:

по плану – 28ч

фактически

Всего по программе пройдена:

по плану – 63ч

фактически:


Условия реализации программы:

  1. Печатные пособия:

1. Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

2. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2012.

3. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.

4. Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс: к учебнику Горецкого В. Г. и др. «Русская азбука» / Т. В. Игнатьева. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 477 с.

5. Русский язык : Метод. пособие с поурочными разработками. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, - М. : Просвещение, 2012. – 174 с.

1. Материально-технические средства:

Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!