Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чакырская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального района «Амгинский улус (район)»
Республики Саха (Якутия)
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УМР. Директор МБОУ «Чакырская СОШ»
___________ Иванова З. Н ____________________ Шадрин С.С.
«_____»________________2020г. «_____»________________2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (АЗБУКА)
1 класс
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Принят на заседании МО учителей начальных классов Составитель:
Протокол № _____ от ________________ 2020г. учитель начальных классов
Шадрина Н.В.
2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2005 №373 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), реализующих программы общего образования».
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями.
Распоряжение главы муниципального района «Амгинский улус (район)» от 24.09.2007 г. № 474/а «О введении базисного учебного плана Республики Саха (Якутия) 2005 г. в общеобразовательных учреждениях Амгинского улуса, реализующих программы общего образования.
Устав образовательной организации.
Календарный учебный график образовательной организации
Расписание уроков образовательной организации
Учебный план образовательной организации
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с учебным планом и основным образовательным планом МБОУ «Чакырская СОШ» на 2020-2021 уч.г.
Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно по учебному плану МБОУ «Чакырская СОШ» 2020-2021 уч.г. на обучение грамоте в первом классе отводится 4 ч в неделю, итого 64 часа (1 полугодие). Согласно годовому календарному графику планирование дат совпадает с 1 сентября. Итого 63 часа за 1 полугодие.
Цели и задачи курса
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Структура курса
Курс «Русский язык» в первом классе начинается с обучения грамоте. Его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Планируемые результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопередевания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-симвоических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты постредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание курса
Виды речевой деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. П. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. П.).
Фонетика и орфоэпия
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.
Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Слово и предложение
Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Орфография
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
– раздельное написание слов;
– перенос слов по слогам без стечения согласных;
– знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Календарно-тематическое планирование
1 класс. Обучение грамоте.
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | примечание |
план | факт |
1 четверть (часть 1) |
Добукварный период (7 часов) |
1 | Устная и письменная речь (с. 4-5) | 1 | 2.09 | | |
2 | Предложение и слово (с. 8-9) | 1 | 3.09 | | |
3 | Слово и слог (с. 10-11) | 1 | 4.09 | | |
4 | Слог. Ударение (с. 12-13) | 1 | 8.09 | | |
5 | Звуки в окружающем мире. Гласные и согласные. (с. 14–15) | 1 | 9.09 | | |
6 | Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным (с. 16–19) | 1 | 10.09 | | |
7 | Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков (с. 20-21) | 1 | 11.09 | | |
Букварный период (46 часа) |
8 | Гласный звук [а], буквы А, а (с. 22-25) | 1 | 15.09 | | |
9 | Звук [о], буквы О, о (с. 24–25) | 1 | 16.09 | | |
10 | Звук [и], буквы И, и (с. 28–29) | 1 | 17.09 | | |
11 | Гласная буква ы, звук [ы] (с. 32–35) | 1 | 18.09 | | |
12 | Звук [у], буквы У, у (с. 36–39) | 1 | 22.09 | | |
13 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н (с. 40–43) | 1 | 23.09 | | |
14 | Согласные звуки [с], [c’], буквы С, с (с. 44–45) | 1 | 24.09 | | |
15 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к (с. 48–49) | 1 | 25.09 | | |
16 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т (с. 52–57) | 1 | 29.09 | | |
17 | Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л (c. 58–59) | 1 | 30.09 | | |
18 | Повторение и закрепление изученного материала (с. 62–63) | 1 | 1.10 | | |
19 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р (с. 64–65) | 1 | 2.10 | | |
20 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в (с. 68–69) | 1 | 6.10 | | |
21 | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]. Буква Е – показатель мягкости согласных (с. 72–77) | 1 | 7.10 | | |
22 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п (с. 78–80) | 1 | 8.10 | | |
23 | Закрепление пройденного материала (с. 81-83) | 1 | 9.10 | | |
24 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м (с. 84–85) | 1 | 13.10 | | |
25 | Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М (с. 86–87) | 1 | 14.10 | | |
26 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з (с. 90–95) | 1 | 15.10 | | |
27 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б (с. 96–97) | 1 | 16.10 | | |
28 | Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление) (с. 98–99) | 1 | 20.10 | | |
29 | Закрепление пройденного материала (с. 100–103) | 1 | 21.10 | | |
30 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д (с. 104–105) | 1 | 22.10 | | |
31 | Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т (с. 106–109) | 1 | 23.10 | | |
32 | Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]. Буква Я – показатель мягкости согласного (с. 110–113) | 1 | 27.10 | | |
33 | Чтение слов с буквой я. (с. 114–1117) | 1 | 28.10 | | |
34 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г (с. 118–123) | 1 | 29.10 | | |
35 | Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (Ч. 2, с. 4–6) | 1 | 30.10 | | |
Программа пройдена: по плану – 35ч. фактически - 2 четверть (часть 2) |
36 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Буква ь в конце и в середине слова (с. 10–15) | 1 | 10.11 | | |
37 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (с. 16–19) | 1 | 11.11 | | |
38 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (за-крепление) (с. 20–23) | 1 | 12.11 | | |
39 | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж (с. 24–29) | 1 | 13.11 | | |
40 | Буквы Ё, ё, обознача-ющие два звука [й’о] (с. 30–33) | 1 | 17.11 | | |
41 | Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й (с. 34–35) | 1 | 18.11 | | |
42 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Чтение слов с буквой х (с. 38–41) | 1 | 19.11 | | |
43 | Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у] (с. 46–49) | 1 | 20.11 | | |
44 | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц (с. 50–53) | 1 | 24.11 | | |
45 | Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление) (с. 54–55) | 1 | 25.11 | | |
46 | Гласный звук [э]. Буквы Э, э (с. 56–59) | 1 | 26.11 | | |
47 | Чтение слов с буквами Э, э (закрепление) (с. 60–61) | 1 | 27.11 | | |
48 | Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу (с. 62–65) | 1 | 1.12 | | |
49 | Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление) (с. 66–69) | 1 | 2.12 | | |
50 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф (с. 70–71) | 1 | 3.12 | | |
51 | Мягкий и твердый разделительные знаки (с. 74–77) | 1 | 4.12 | | |
52 | Закрепление пройденного материала | 1 | 8.12 | | |
53 | Русский алфавит (с. 78–81) | 1 | 9.12 | | |
Послебукварный период (10ч) |
54 | Как хорошо уметь читать. (с. 82–85) | 1 | 10.12 | | |
55 | К. Д. Ушинский. Наше Отечество (с. 86–87) | 1 | 11.12 | | |
56 | В. Крупин. Первоучители словенские (с. 88–89) Первый букварь (с. 90–91) | 1 | 15.12 | | |
57 | Творчество А. С. Пушкина – сказки (с. 92–93) | 1 | 16.12 | | |
58 | Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский о детях (с. 94-95) | 1 | 17.12 | | |
59 | Творчество К. И. Чуковского (с. 96–97) | 1 | 18.12 | | |
60 | В. В. Бианки. Первая охота (с. 98–99) Творчество С. Я. Маршака (с. 100–101) | 1 | 22.12 | | |
61 | Творчество М. М. Пришвина (с. 102–103) Творчество А. Л. Барто (с. 104–105) Творчество .С. В. Михалкова (с. 106) | 1 | 23.12 | | |
62 | Б. В. Заходер. Два и три (с. 107) Творчество В. Д. Берестова (с. 108) | 1 | 24.12 | | |
63 | Прощание с Азбукой. Проверим свои знания (с. 109–111) | 1 | 25.12 | | |
Программа пройдена: по плану – 28ч фактически |
Всего по программе пройдена: по плану – 63ч фактически: |
Условия реализации программы:
Печатные пособия:
1. Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
2. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2012.
3. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.
4. Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс: к учебнику Горецкого В. Г. и др. «Русская азбука» / Т. В. Игнатьева. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 477 с.
5. Русский язык : Метод. пособие с поурочными разработками. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, - М. : Просвещение, 2012. – 174 с.
1. Материально-технические средства:
Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска