СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 10-12 классов вечерней школы в соответствии с ФГОС СОО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по русскому языку  может быть использована для реализации обучения школьников в соответствии с ФГОС СОО в 10 классе в 2020-2021 учебном году и 11-12 классах вечерней школы ещё на два  последующих учебных года при разработке и дополнении  поурочного (календарно-тематического) планирования занятий для предлагаемого Вашему вниманию документа. Преподавание ведётся по учебникам Н.Г. Гольцовой и др. авторов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 10-12 классов вечерней школы в соответствии с ФГОС СОО»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖЕНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА № 2»




Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании ШМО зам. директора по УВР приказом директора

Протокол № ___ ______________ _________Т.А. Бачюлене

« _ » ______ 2020 г. «__» ___________2020 г. «__ » __________ 2020 г.










Рабочая программа

по русскому языку

на 2020-2023 учебный год

в 10-12 классах (ФГОС)

(срок реализации 3 года)





Составители:

Гаппасова С.С.,

Езимова И.И.,

учителя русского языка

и литературы ВКК


г. Екатеринбург

2020 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10-12 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от «17» мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями от «29» декабря 2014 г., «31» декабря 2015 г., «29» июня 2017 г.

- Учебный план ГКОУ СО «Екатеринбургская вечерняя школа № 2» на текущий учебный год.

- Примерная программа среднего (полного) общего образования с учётом авторской Программы курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Н.Г. Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.

- Положение о рабочих программах и учебных курсах ГКОУ СО «Екатеринбургская вечерняя школа № 2».

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на текущий учебный год.


Настоящая программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский языки литература. Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 частях 10-11 классы. – М.: ООО «Русское слово», 2017.

Названный учебник обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

  • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

  • соответствует стандарту среднего общего образования;

  • построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  • обеспечивает условия для реализации практической направленности.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым учебным рассчитана на реализацию в течение 3-х лет (10-12 классы) для очно-заочного обучения. Учебный план ОУ № 2 в соответствии с базисным учебным планом предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования в объеме 35 часов (1 час в неделю в 10-11 классах); 34 часа в неделю (1 час в неделю в 12 классе). Предлагаемый курс должен обеспечить оптимальный уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Настоящая Рабочая программа разработана с учетом специфики работы в классах очно-заочного обучения в вечерней школе.

«Екатеринбургская вечерняя школа № 2» находится при ФКУ ИК-10. Учащиеся имеют отрицательный социальный опыт. Контингент обучающихся характеризуетсяразным возрастным диапазоном, разным уровнем подготовленности и значительным перерывом в обучении. Некоторые обучающиеся не имеет навыков грамотного письма, именно поэтому в Рабочей программе отведено большое количество часов на работу по выработке умений и навыков грамотного письма (уроки-практикумы).

Таким образом, содержание учебного материала максимально приближено к возможностям учащихся, внесены коррективы в содержание курса русского языка, что должно значительно облегчить восприятие материала, а придание ему эмоциональной окраски будет способствовать проявлению интереса к предмету. Культуроведческий аспект пронизывает всю работу по изучению языка и речи.

Одной из важных особенностей программы является интегрирование с курсом литературы, а именно: проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания учащихся не только на словесном материале, на тропах и стилистических фигурах, но и на других структурных элементах художественного про изведения, создаваемых словом; на образах-персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен и для полноценного восприятия художественного произведения, и для более глубокого понимания роли слова в художественном произведении.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык и язык межнационального общения народов Российской Федерации, язык великой русской литературы. Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА НА БАЗОВОМ УРОВНЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СОО


Целями изучения предмета «Русский язык» являются:


• формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка и литературы;

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

• сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих

ценностей;

• способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

• владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

• сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;

• сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;

• сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;

• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

• владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

• сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;

• сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);

• владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;

• сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.




Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литературе в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 10-12 КЛАССАХ


Изучение русского языка в 10-12 классах предполагает достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому являются:

  1. Бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

  2. Уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке.

  3. Осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

  4. Осознание своего места в поликультурном мире.

  5. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур.

  6. Потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания.

  7. Готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности.

  8. Готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества.

  9. Эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей.

  10. Нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.


Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД.


Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:


  1. Использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации.

  2. Использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов.

  3. Создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения).

  4. Выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах.

  5. Подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения.

  6. Правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста.

  7. Создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста.

  8. Сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения.

  9. Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации).

  10. Анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль.

  11. Извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат.

  12. Преобразовывать текст в другие виды передачи информации.

  13. Выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления.

  14. Соблюдать культуру публичной речи.

  15. Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка.

  16. Оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам.

  17. Использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.


Выпускник получит возможность научиться:


  1. Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними.

  2. Анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

  3. Комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка).

  4. Отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.

  5. Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.

  6. Иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания.

  7. Выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи.

  8. Дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте.

  9. Проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию.

  10. Сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля.

  11. Владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

  12. Создавать отзывы и рецензии на предложенный текст.

  13. Соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма.

  14. Соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

  15. Соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения.

  16. Осуществлять речевой самоконтроль.

  17. Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка.

  18. Использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств.

  19. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов (в том числе художественной литературы).


Формы организации учебной деятельности:

  • специальные обобщающие уроки по повторению орфографии, выработке орфографической зоркости;

  • групповые, индивидуально-групповые, работа в парах, индивидуальная), фронтальные;

  • различные виды разбора, списывания с творческими заданиями и заданиями в соответствии с КИМами ЕГЭ;

  • творческие работы;

  • наблюдение над языковым явлением с заданием;

  • самостоятельная работа, сочинение.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ (10-12 КЛАССЫ)


СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации* 1.

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.


СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Текст и его место в системе языка и речи.

Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка*.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.


СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Особенности русского речевого этикета.








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ

(35 ЧАСОВ)


ВВЕДЕНИЕ

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.


ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.Лексикография1.


1 Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.


ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ2

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.


МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ


Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.


МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И иЫ после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.


ЧАСТИ РЕЧИ.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.


Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Ни ННв суффиксах имен прилагательных.


Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.


Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.


Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов


Причастиекак особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН впричастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.


Деепричастиекак глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.


Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.


Слова категории состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.


ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ:


  • диагностические работы с использованием самооценки и отметки учителя;

  • контрольные диктанты , тестовые работы, комплексный анализ текста;

  • самостоятельные работы, задания дифференцированного характера,

  • изложение художественного и публицистического текстов и ответы на вопросы о их содержании и проблематике;

  • информационная обработка текста;

  • контрольные работы, зачёты.




ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.


  1. Учебно-методический комплекс по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. (Авторский коллектив УМК «Русский язык. 10-11 классы» удостоен премии Правительства Российской Федерации в области образования).


  1. Русский язык. 10-11 классы (базовый уровень) в 2-х частях Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Учебник. 2017 г.

  2. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русское слово»,2009 и др. годы.

  3. Русский язык. 10-11 классы. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. Пособие для учащихся. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русское слово», 2010.

  4. Единый государственный экзамен. Русский язык. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Пособие для учащихся.

  5. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Пособие для учащихся. «Русское слово»,2012.

  6. ФИПИ школе. ЕГЭ -2019, 2020. Русский язык: типовые экзаменационные варианты; 36 вариантов/под редакцией И.П. Цыбулько. – тМ., Издательство «Национальное образование», 2019 г., 2020 г.


  1. Программно-методическое обеспечение.


  1. Русский язык. 10-11 классы. Программа курса. Гольцова Н.Г. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.

  2. Русский язык. 10-11 классы. Поурочное планирование. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Профильный уровень. Базовый уровень. Книга для учителя. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. «Русское слово», 2009 и др. годы.

  3. Поурочные разработки по русскому языку. 10 кл. Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. 2-е изд., испр. и дополнен. – М.: ВАКО, 2015.

  4. Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Гольцовой Н.Г., М.: ВАКО, 2018

  5. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение, 2016.

  6. Березина С.Н., Борисов Н.Н. русский язык в схемах и таблицах. –М.: Эксмо, 2009.

  7. Гайбарян О.Е. Сборник изложений с творческими и грамматическими заданиями. Золотой стандарт. – Москва-Ростов-на-Дону, изд. центр «МарТ», 2010.

  8. Еремина Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. 5 – 11 классы. – СПб.: «Паритет», 2010.

  9. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – СПб.: изд. дом «Литера», 2015.

  10. Тельпуховская Ю.Н. Русский язык в определениях, таблицах и схемах. 5 – 11 классы. – Харьков: Издательство «Ранок», 2013

  1. Контрольно-измерительные материалы.


  1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 11 кл./Сост. Егорова Н.В. – издание 2-е перераб.- М.: ВАКО, 2015.

  2. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Новикова Л.И.- М.: издательство «Экзамен», 2013. (Серия «Абитуриент»).

  3. Компакт-диски: «Подготовка к ЕГЭ», «Сборник диктантов и изложений».

  4. Проверка готовности к ЕГЭ по русскому языку. Козулина М.В..- 2-е изд., исправл. и дополн., Саратов, «Лицей», 2012.

  5. Русский язык. Тренировочные варианты ЕГЭ. Козулина М.В. .- 2-е изд., исправл. и дополн., Саратов, «Лицей», 2016.

  6. Тексты и тесты для комплексного анализа: 10-11 классы. Михайлова Е.В. 2-е изд., испр. и дополнен. – М.: ВАКО, 2015. (Мастерская учителя).

  7. Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: Задания уровня А, В, С / Г.Т. Егораева, С.Ю. Иванова. – М.: издательство «Экзамен», 2018. (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь»).

  8. Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. – Москва: Национальное образование, 2016

  1. Электронные образовательные ресурсы

  1. http://videouroki.net/Видеоуроки в сети Интернет

  2. http://www.alleng.ru/index.htm Всем, кто учится.

  3. http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы

  4. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  5. http://www.school.edu.ru/ Российский образовательный портал

  6. http://www.proshkolu.ru/Сайт для учителей

  7. http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»

  8. http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования

  9. http://www.uchportal.ru/ Учительский портал

  10. http://rus.1september.ru/urok/ Я иду на урок русского языка

  11. http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

  12. http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

  13. http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

  14. http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

  15. http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

  16. http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.



  1. Ресурсы для дистанционных форм обучения


  1. Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru

  2. Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru

  3. Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru

  4. Открытый колледж – http://www.college.ru

  5. ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х, 11-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru

  6. Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9, 11 классах – http://www.ruslit.metodist.ru.


VI. Технические средства обучения:

  1. Телевизор

  2. Ноутбук/компьютер

  3. Проектор

  4. Видеомагнитофон

  5. СД-диски: видеофильмы, аудиофайлы

  6. Цифровые образовательные ресурсы































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

(1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 35 ЧАСОВ В ГОД)



п/п

ур.

Тема урока

Количество часов

Сроки проведения

урока

теория

практика

неделя

(планир.)

дата

(фактич.)

I.

ВВЕДЕНИЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (2 ЧАСА)

1

1

Формы существования русского национального языка. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

1


1 неделя



2

2

Контрольно-диагностическая работа в форме диктанта (вход). Речевое общение.

0,5

0,5

2 неделя



II.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (6 ЧАСОВ)

3

1

Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства языка.

0,5

0,5

3 неделя


4

2

Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение по заданному тексту.


1

4 неделя


5

3

Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.

0,5

0,5

5 неделя


6

4

Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления.

0,5

0,5

6 неделя



7

5

Фразеология. Лексикография.

0,5

0,5

7 неделя


8

6

Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием.


1

8 неделя


III.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (2 ЧАСА)

9

1

Звуки и буквы. Фонетический разборслова.

0,5

0,5

9 неделя


10

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

0,5

0,5

10 неделя


IV.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3 ЧАСА)

11

1

Состав слова. Морфемный разбор слова.

0,5

0,5

11 неделя


12

2

Словообразование. Формообразование.

0,5

0,5

12 неделя


13

3

Аттестация за I полугодие в форме контрольной работы.


1

13 неделя


V.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (21 ЧАС)

  1. Принципы русской орфографии (7 часов)

14

1

Правописание безударных гласных корня.

0,5

0,5

14 неделя


15

2

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

0,5

0,5

15 неделя


16

3

Правописание гласных после шипящих и Ц.

0,5

0,5

16 неделя


17

4

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных.

0,5

0,5

17 неделя


18

5

Правописание гласных и согласных в приставках.

0,5

0,5

18 неделя


19

6

Употребление Ъ и Ь, прописных букв. Правила переноса слова.

0,5

0,5

19 неделя


20

7

РР. Контрольное изложение публицистического текста


1

20 неделя


  1. Имя существительное (3 часа)

21

1

Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного.

0,5

0,5

21 неделя


21

2

Правописание падежных окончаний и суффиксов имен существительных.


1

22 неделя



23

3

Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение по заданному тексту.


1

23 неделя


3. Имя прилагательное (2 часа)

24

1

Имя прилагательное как часть речи. Правописание падежных окончаний.

0,5

0,5

24 неделя

05-10.03


25

2

Правописание суффиксов имён прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных.


1

25 неделя

12-17.03


4. Имя числительное (1 час)

26

1

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.

0,5

0,5

26 неделя


5. Местоимение как часть речи (1 час)

27

1

Правописание местоимений.


1

27 неделя


6. Глагол как часть речи (2 часа)

28

1

Правописание личных окончаний глаголов.


1

28 неделя


29

2

Правописание суффиксов глаголов.


1

29 неделя


7. Причастие и деепричастие как глагольные формы(4 часа)

30

1

Образование причастий и деепричастий .

0,5

0,5

30 неделя


31

2

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.


1

31 неделя


32

3

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.


1

32 неделя


33

4

Итоговая аттестация за год в форме контрольной работы.


1

33 неделя


8. Наречие. Слова категории состояния (1 час)

34

1

Коррекция ошибок итоговой работы. Наречие как часть речи. Категория состояния.

0,5

0,5

34 неделя


VI.

Итоги года (1 час)

35

1

Урок рефлексии.


1

35 неделя















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК В 10 КЛАССЕ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ

(1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 35 ЧАСОВ В ГОД)

п/п

уро

ка

Тема урока

К-во час

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся


  1. ВВЕДЕНИЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (2 ЧАСА)

1


1

Формы существования русского национального языка. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.


1

Функции языка в современном мире; происхождение русского языка; формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, формулировать ответ на поставленный вопрос, аргументировать свой ответ, выдвигая контраргументы в дискуссии, корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; понимать позицию другого; продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной групповой деятельности; использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией, создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.

Личностные: понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа; готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

2

2

Контрольно-диагностическая работа в форме диктанта (вход). Речевое общение.

1

Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Определение уровня грамотности учащихся и планирование индивидуальной работы.

Познавательные УУД: объяснять условия выбора грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка, классифицировать слова с орфограммами по заданному признаку.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения задач общения.

  1. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (4 ЧАСА+2РР)

3


1

Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства языка.


1

Лексика – один из разделов науки о языке; основные понятия лексики. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Лексические изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, перифраза)

Познавательные УУД: анализировать лексическое значение слова, устранять нарушения лексической сочетаемости слов; определять способ переноса лексического значения слова; определять типы лексических значений слова, находить в тексте слова, имеющие несвободное лексическое значение; различать многозначные слова и омонимы, предупреждать речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением омонимов.

4


2

Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение по заданному тексту.


1

Информационная переработка текста.

Проблематика текста, авторская позиция, способы аргументации, комментарий

Познавательные УУД: осуществлять информационную переработку текста, анализировать требования, предъявляемые к сочинению в формате ЕГЭ по предложенному тексту, составлять логические цепочки, схемы, рабочие материалы к сочинению. Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать (в сотрудничестве с одноклассниками, учителем или самостоятельно) учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения автора и свою собственную, формулировать ответ на поставленный вопрос, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной групповой деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения задач общения.

5

3

Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы

1

Омонимы и их особенности; паронимы и их особенности Синонимы и их основные типы, антонимы, их основные типы

Познавательные УУД: находить синонимы, антонимы, омонимы и паронимы; определять их роль в предложениях и в текстах. объяснять роль лексических средств как средств выразительности, объяснять высказывания-афоризмы, построенные на основе антонимических понятий; указывать диалектные, профессиональные, жаргонные слова, объяснять роль малоупотребительных слов в тексте.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельно¬сти; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.

Личностные: понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа; готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

6


4

Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления


1

Лексика исконно русская и заимствованная, происхождение исконно русской лексики; пути появления в языке заимствованных слов; старославянизмы – особый пласт ранних заимствований, признаки старославянизмов, особенности стилистической окраски старославянизмов; понятие об общеупотребительной лексике и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления; диалектизмы; профессионализмы; жаргонизмы.

7

5

Фразеология. Лексикография

1

Фразеология; фразеологические единицы, лексикография; основные фразеологические словари русского языка.

8

6

Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием.

1

Информационная переработка текста.

Проблематика текста, авторская позиция, способы аргументации, комментарий

Познавательные УУД: осуществлять информационную переработку текста, анализировать требования, предъявляемые к сочинению в формате ЕГЭ по предложенному тексту, составлять логические цепочки, схемы, рабочие материалы к сочинению. Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать (в сотрудничестве с одноклассниками, учителем или самостоятельно) учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения автора и свою собственную, формулировать ответ на поставленный вопрос, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной групповой деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения задач общения.

  1. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (2 ЧАСА)

9

1

Звуки и буквы. Фонетико-графический разбор слова.


1

Фонетика, графика, орфоэпия - разделы науки о языке; понятие звука и буквы; процессы чередования гласных и согласных звуков (слабые и сильные позиции); фонетическая транскрипция; фонетико-графический разбор слова.

Познавательные УУД: указывать типы норм, характери­зовать нормы с точки зрения обязательности и вариатив­ности, работать со словарями.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельно­сти; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения задач общения.

10

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1

Орфоэпия как раздел науки о языке. Нормы произношения гласных и согласных звуков.

  1. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3 ЧАСА)

11


1

Состав слова. Морфемный разбор слова.

1

Морфемика как раздел науки о языке, состав слова, слова и морфемы, аффиксы словообразующие и формообразующие, основа слова. Основа слова, особенности, классификация, способы выделения в слове; сущность и порядок морфемного разбора слова

Познавательные УУД: слова и морфемы; указывать и объяснять состав слова, сущность и порядок морфемного разбора слова; производить морфемный и словообразовательный разбор, дифференцировать аффиксы словообразующие и формообразующие; определять условия выбора гласной в корнях с чередованием; анализировать учебный текст; объяснять условия выбора орфограммы, классифицировать слова с орфограммами по заданному признаку

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и письменные высказывания для решения разных задач общения

12

2

Словообразование. Формообразование.



1

Сущность словообразования; основные способы словообразования слов в русском языке; различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования; основные способы образования слов в русском языке.

13

3

Аттестация за I полугодие в форме контрольной работы.

1

Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

Познавательные УУД: объяснять условия выбора грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка, классифицировать слова с орфограммами по заданному признаку.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.

  1. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (21 ЧАС)

  1. Принципы русской орфографии (7)


14


1

Принципы русской орфографии.

Правописание безударных гласных корня.

1

Особенности морфологии как раздела науки о языке; сущность и значение орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением


Познавательные УУД: объяснять условия выбора орфо­граммы, классифицировать слова с орфограммами по заданному признаку.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельно­сти; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошиб­ки; оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктив­но общаться и взаимодействовать в процессе совмест­ной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.

Личностные: понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа; готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.












15


2

Правописание чередующихся гласных в корне слова.


1

Орфографические нормы русского языка. Правописание чередующихся гласных в корне слова


16

3

Правописание гласных после шипящих и Ц.


2

Традиционные написания гласных после шипящих и Ц; правописание гласных после шипящих и Ц в корнях и в окончаниях слов, в суффиксах разных частей речи.


17

4

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных.

1

Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; двойные согласные

18

5

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Приставки, пишущиеся в соответствии с морфологическим принципом; приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии; написание приставок, зависящее от ударения и от значения.

19

6

Употребление Ъ и Ь, прописных букв. Правила переноса слова.

1

Функции твердого и мягкого знаков, строчные и прописные буквы, правила переноса.

20

7

РР. Контрольное изложение публицистического текста

1

Информационная переработка текста.

Проблематика текста, авторская позиция, способы аргументации, комментарий

Познавательные УУД: осуществлять информационную переработку текста, анализировать требования, предъявляемые к сочинению в формате ЕГЭ по предложенному тексту, составлять логические цепочки, схемы, рабочие материалы к сочинению. Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать (в сотрудничестве с одноклассниками, учителем или самостоятельно) учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения автора и свою собственную, формулировать ответ на поставленный вопрос; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.

  1. Имя существительное (2+1РР)


21


1


Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного.

1

Лексико – грамматические разряды слов. Категории рода, числа и падежа имён существительных; типы склонения.

Познавательные УУД: определять лексико-грамматические разряды слов, выборочно читать, извлекая нужную информацию из учебного текста, осуществлять знаково-символическую перера­ботку информации, определять стилевую принадлежность текста, специфические стилевые черты, аргументировать свой ответ, определять лексическое значение слова, объяс­нять имеющиеся орфограммы и пунктограммы.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельно­сти; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, формулировать ответ на поставленный вопрос, аргументировать свой ответ, выдвигая контрар­гументы в дискуссии, корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; понимать позицию дру­гого; продуктивно общаться и взаимодействовать в про­цессе совместной групповой деятельности; использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией, создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.

22

2

Правописание падежных окончаний и суффиксов имен существительных.


1

Орфографическая норма. Стилистические нормы. Правописание падежных окончаний имен существительных. Суффиксы –ек/ -ик, -енк/ -инк, -ец/-иц, -ичк/-ечк, -оньк/-еньк, -ышк/ -юшк, -чик/ -щик имён существительных.

Слитные и дефисные написания сложных имен существительных.

23

3

Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение по заданному тексту.

1

Информационная переработка текста.

Проблематика текста, авторская позиция, способы аргументации, комментарий. Типы речи; словарно-стилистическая работа, лексическая работа

Познавательные УУД: осуществлять информационную переработку текста, анализировать требования, предъявляемые к сочинению в формате ЕГЭ по предложенному тексту, составлять логические цепочки, схемы, рабочие материалы к сочинению. Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать (в сотрудничестве с одноклассниками, учителем или самостоятельно) учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения автора и свою собственную, формулировать ответ на поставленный вопрос, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной групповой деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать письменные тексты.

  1. Имя прилагательное (2)


24


1


Имя прилагательное как часть речи. Правописание падежных окончаний.



1

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные; Сравнительная и превосходная степени. Полные и краткие формы. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Склонение качественных и относительных прилагательных. Орфографические нормы современного русского литературного языка

Познавательные УУД: объяснять условия выбора орфо­граммы, классифицировать слова с орфограммами по заданному признаку.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельно­сти; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошиб­ки; оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктив­но общаться и взаимодействовать в процессе совмест­ной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения


25


2

Правописание суффиксов имён прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных.


1

Орфографические нормы современного русского литературного языка. Суффиксы -ан-/-ян-, -ын/-ин, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных. Слитные и дефисные написания сложных прилагательных

  1. Имя числительное (1)

26


Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

1

Имена числительные количественные, порядковые, собирательные; простые, сложные, составные. Склонение имен числительных, слитные, дефисные и раздельные написания имен числительных. Особенности употребления числительных один, оба/обе, собирательных числительных, числительных полтора, два три, четыре. Грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Познавательные УУД: осуществлять информационную переработку текста, анализировать словосочетания, предупреждать типичные ошибки в управлении; выбирать правильный вариант формы сказуемого при подлежащем.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать (в сотрудничестве с одноклассниками, учителем или самостоятельно) учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной групповой деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач

  1. Местоимение (1)


27

1

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.


1

Разряды местоимений. Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Правописание местоимений.

Познавательные УУД: объяснять условия выбора пунктограммы и орфо­граммы, классифицировать слова с орфограммами по заданному признаку.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельно­сти; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошиб­ки; оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктив­но общаться и взаимодействовать в процессе совмест­ной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения


  1. Глагол как часть речи (2 часа)


28


1

Правописание личных окончаний глаголов.

1

Инфинитив; категория вида (совершенный и несовершенный); переходность/непереходность; возвратные глаголы; категория наклонения (изъявительное, условное, повелительное); категория времени; спряжение. Грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Познавательные УУД: объяснять условия выбора грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка, классифицировать слова с орфограммами по заданному признаку.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельно­сти; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошиб­ки; оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктив­но общаться и взаимодействовать в процессе совмест­ной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения


29


2

Правописание суффиксов глаголов.


1

Орфографические нормы современного русского литературного языка. Правописание личных окончаний глаголов, буквы ь в глагольных формах

Правописание суффиксов глаголов.

  1. Причастие и деепричастие как глагольные формы(4 часа)

30.

1

Причастие и деепричастие как глагольные формы. Образование причастий и деепричастий.


1

Причастия действительные и страдательные; переходность, непереходность; возвратность, невозвратность, вид, время, число, падеж. Деепричастия настоящего и прошедшего времени, совмещение признаков глагола и наречия в них.

Познавательные УУД: объяснять условия выбора грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка, классифицировать слова с орфограммами по заданному признаку.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельно­сти; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошиб­ки; оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктив­но общаться и взаимодействовать в процессе совмест­ной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения

31-32


2-3

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных


2

Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Правила правописания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

33

4

Итоговая аттестация за год в форме контрольной работы.

1

Грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Проверка знаний, умений, навыков, полученных в течение учебного года.

Познавательные УУД: осуществлять проверку учебных достижений, анализировать результаты, находить пути восполнения выявленных пробелов в знаниях.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.

  1. Наречие. Слова категории состояния. (1 час)


34

1

Наречие как часть речи. Категория состояния. Коррекция ошибок итоговой работы.

1

Наречия обстоятельственные и определительные; грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. Категория состояниякак обозначение состояния человека, окружающей среды, оценка действий.

Познавательные УУД: объяснять условия выбора грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка, классифицировать слова с орфограммами по заданному признаку.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения задач общения.

  1. ИТОГИ ГОДА (1 ЧАС)

35

1

Урок рефлексии.

1


Личностные: понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа; отслеживание личной готовности и способности к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности и рефлексивности как личностного качества.

Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения задач общения.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!