Рабочая программа
основного общего образования
учебного предмета «Русский язык»
для 8 класса на 2018 – 2019 уч. год
Составитель
Завьялова Людмила Михайловна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Принята на заседании педагогического совета.
Протокол от 31.08.2018 № 1
c. Нижние Бузули
2018г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования и обеспечена УМК под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2013г.
Русский язык. Практика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Ю.С. Пичугова, А.П.Еремеевой, А.Ю. Купаловой и др. – М.: Дрофа, 2016г
Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2016
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5 – 9 классах. В течение пяти лет обучения книга остаётся в пользовании ученика. Систематический теоретический курс русского языка способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития.
Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Этот тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умения работать с учебной литературой.
Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка. Важное значение, наряду с упражнениями тренировочного характера, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка.
Третий компонент учебного комплекса – «Русский язык. Русская речь» (для каждого класса) обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения.
Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку. 5-9 классы. /Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2014
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку за курс 8 класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений.
Анализ текста. Находить в молодежных газетах проблемные репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем свое понимание проблематики текста и позиции автора, давать письменный анализ текста — стилистический, типологический, включая анализ характерных для стиля и типа речи выразительных средств языка. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
• поморфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
• по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;
»по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
«по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами;
• по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
• по пунктуации: находить пунктограммы и простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
ИКТ-компетентность
создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
редактировать и структурировать текст средствами текстового редактора;
использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста на русском языке;
вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
соблюдать нормы информационной и речевой культуры.
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации образовательного процесса при обучении русскому языку в 8 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как урок-семинар, урок-практикум, урок-деловая игра. Для реализации рабочей программы по русскому языку в 8 классе используются следующие технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные технологии, групповую технологию, игровую технологию, технологии личностно-ориентированного обучения.
Видами и формами контроля при обучении русскому языку в 8 классе являются: текущий контроль в форме тестирования, выполнения самостоятельной работы, в том числе с таблицами, схемами, устного опроса, тестирования, выполнения практических работ, изложения, сочинения; итоговый контроль в форме диктанта.
Технологии обучения
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий: технологии интенсивного обучения правописанию, технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий, технологии личностно-ориентированного обучения.
Содержание рабочей программы
Введение.
Русский язык – родной язык. Повторение изученного в 5-7 классах..
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи.
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования.
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.
Словосочетание.
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.
Строение и грамматическое значение словосочетаний. Цельные словосочетания.
Предложение.
Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Простое предложение.
Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения.
Подлежащее. Способы его выражения.
Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения.
Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение как вид определения. Дефис при приложении.
Дополнение. Его основные значения и способы выражения.
Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.
Многозначные члены предложения. Распространённые члены предложения.
Синтаксические функции инфинитива.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами. А также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Односоставные предложения.
Понятие об односоставных предложениях. .Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.
Особенности использования односоставных предложений в речи.
Синонимика двусоставных и односоставных предложений.
Знаки препинания в конце назывных предложений.
Полные и неполные предложения.
Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении.
Осложнённое предложение.
Предложения с однородными членами.
Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами.
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных деепричастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.
Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др.
Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и обращениями..
Вводные слова как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация водности.
Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения.
Синонимия вводных конструкций. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями.
Выделение на письме вводных предложений.
Вставные конструкции как средство пояснения. Уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.
Обращение. Средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.
Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи. Знаки препинания при обращении.
Слова-предложения.
Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи.
Пунктуационное оформление слов-предложений.
Повторение.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов | из них |
| На повторение орфографии | Контроль-ных работ | развитие речи |
| Устных работ | Письменных работ (сочинений, изложений) |
1 | Вводный урок о русском языке, об особенностях учебников для 8 класса | 1 | | | | |
2 | Повторение изученного в 5-7 классах | 11 | | | 2 | |
3 | Словосочетание | 3 | | | | |
4 | Предложение. Простое предложение | 6 | 2 | | 1 | |
5 | Главные члены предложения | 7 | | 1 | 1 | |
6 | Второстепенные члены предложения | 11 | 2 | 1 | 1 | |
7 | Односоставные предложения | 10 | | | 2 | 1 |
8 | Полные и неполные предложения | 5 | | 1 | 2 | 2 |
9 | Осложнённое предложение | 44 | 4 | 2 | 6 | 4 |
10 | Повторение изученного в 8 классе | 4 | | | | 2 |
ИТОГО | 102 | 8 | 5 | 15 | 9 |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
В календарно-тематическом планировании реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий указание не только темы и основных содержательных единиц урока, но и видов деятельности учащихся. В предлагаемом планировании учебного материала указаны лишь те виды деятельности, которые отражают предметную специфику конкретного занятия. Виды деятельности, связанные с формированием универсальных учебных действий: регулятивных (целеполагание учебной деятельности, самооценка и коррекция), коммуникативных (формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками и т.д.), познавательных (смысловое чтение, осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей и т.д.) — отрабатываются на каждом уроке.
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Содержание урока | Виды деятельности учащихся |
план | факт |
1 | 1 | 3.09 | 3.09 | Вводный урок о русском языке, об особенностях учебников для 8 класса | Русский литературный язык. Культура речи. Отражение в языке истории и культуры народа | Осознавать связь таких понятий, как «язык и культура», «язык и личность». Анализировать афоризмы |
Повторение изученного в 5—7 классах Коммуникативные: Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Самостоятельно выделять и проектировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: Объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе урока Личностные: Формирование знания о взаимосвязи языка с культурой и историей России; |
2 | 1 | 4.09 | 4.09 | Богатство и выразительность русского языка. Лексические средства выразительности. Основные разделы науки о языке | Лексические средства связи между предложениями в тексте. Лексические особенности текстов разных стилей | Производить лексический разбор слова и текста. Работать со словарями. Редактировать текст |
3, 4 | 2 | 6.09 10.09 | 6.09 10.09 | Повторение правописания гласных и согласных в корне слова | Соотношение звука и буквы. Орфограмма и орфографическое правило. Правописание морфем | Освоить алгоритмы использования орфографических правил |
5 | 1 | 11.09 | 11.09 | Освоить алгоритмы использования орфографических правил | Текстообразующая роль частей речи. Изобразительно-выразительные средства. Понятие языковой системы. Связь морфологии, лексики и синтаксиса | Анализировать текст с точки зрения особенностей использования разных частей речи |
6 | 1 | 13.09 | 13.09 | Повторение правописания не и ни с различными частями речи. | Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Разные виды диктантов | Уметь обобщать, систематизировать, сопоставлять |
7 | 1 | 17.09 | 17.09 | Диктант с дополнительными заданиями |
8 | 1 | 18.09 | 18.09 | Р/Р Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная | Ключевые слова в тексте. Порядок слов. Особенности интонации | Выразительное чтение как тест на понимание текста |
9 | 1 | 20.09 | 20.09 | Р/Р Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь как деятельность | Основные виды речевой деятельности. Речевой этикет | Оценивать текст с точки зрения соответствия коммуникативным требованиям |
10 | 1 | 24.09 | 24.09 | Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи | Основные единицы синтаксиса. Сочинительная и подчинительная связь. Роль знаков препинания | Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли и чувства |
11, 12 | 2 | 25.09 27.09 | 25.09 27.09 | Способы подчинительной связи | Согласование, управление, примыкание | Определять виды словосочетаний, употреблять в речи синонимичные словосочетания |
Словосочетание Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: классификация объектов; подведение под понятие; выделение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы |
13 | 1 | 1.10 | 1.10 | Основные виды словосочетаний | Синонимичные словосочетания. Главное и зависимое слово в словосочетании. Нормы сочетания слов | Употреблять в речи синонимичные словосочетания. Определять виды словосочетаний |
14 | 1 | 2.10 | 2.10 | Цельные словосочетания | Виды цельных словосочетаний | Производить синтаксический разбор словосочетаний |
15 | 1 | 4.10 | 4.10 | Урок-семинар на тему «Словосочетание как одна из единиц синтаксиса» | Особенности текста научного стиля | Уметь отобрать материал для научного доклада. Анализировать прослушанные сообщения |
Предложение. Простое предложение Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: классификация объектов; подведение под понятие; выделение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности Коммуникативные: Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения. |
16 | 1 | 8.10 | 8.10 | Предложение как минимальное речевое высказывание | Строение предложения. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске | Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей |
17 | 1 | 9.10 | 9.10 | Основные виды простых предложений. Интонация, её функции | Интонационные и смысловые особенности предложений | Распознавать виды предложений. Производить синтаксический разбор |
18 | 1 | 11.10 | 11.10 | Порядок слов в предложении | Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Логическое ударение. Роль порядка слов в текстах разных стилей и жанров | Редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с порядком слов. Наблюдать за особенностями употребления предложений с обратным порядком слов |
19, 20 | 2 | 15.10 16.10 | 15.10 16.10 | Повторим орфографию. Орфограммы корня | Чередование гласных в корне. Орфографический словарь | Уметь самостоятельно отбирать примеры, обращаясь к словарям |
21 | 1 | 18.10 | 18.10 | Р/Р Что значит — быть талантливым читателем? | Чтение как один из основных видов речевой деятельности. Виды чтения. Диалог с текстом | Подготовить сообщения на тему «Понимание текста как процесс творческий». Владеть культурой чтения. Использовать метод медленного чтения при анализе художественного текста |
Главные члены предложения Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательные: поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств, выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие текстов разных стилей; умение адекватно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач |
22 | 1 | 22.10 | 22.10 | Подлежащее и способы его выражения | Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего | Определять способы выражения подлежащего |
23, 24 | 2 | 23.10 25.10 | 23.10 25.10 | Сказуемое и его основные типы | Виды сказуемого | Определять виды сказуемого и способы его выражения |
25 | 1 | 6.11 | 6.11 | Тире между подлежащим и сказуемым | Знаки препинания и их функции | Уметь использовать предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым, как зачин в тексте (начало абзаца) |
26 | 1 | 12.11 | 12.11 | Р/Р Словесное рисование | Изобразительно-выразительные средства | Создавать и редактировать тексты с учётом требований культуры речи. Анализировать тексты-образцы |
27 | 1 | 14.11 | 14.11 | Контрольная работа по теме «Главные члены предложения» | Особенности текста научного стиля | Рецензировать прослушанные доклады. Производить саморецензирование (самоанализ) |
28 | 1 | 15.11 | 15.11 | Второстепенные члены предложения. Определение | | |
Второстепенные члены предложения Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с определением. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
29 | 1 | 19.11 | 19.11 | Приложение | Способы выражения второстепенных членов предложения | Анализировать и характеризовать структуру простых предложений. Уметь самостоятельно отбирать примеры |
30 | 1 | 21.11 | 21.11 | Приложение. Знаки препинания при приложении. | Согласованные и несогласованные определения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом | Производить синтаксический разбор предложений. Самостоятельно отбирать примеры. Использовать определения в текстах-описаниях |
| | 22.11 | 22.11 | Согласованные и несогласованные определения и приложения. | | |
31 32 | 2 | 26.11 | 26.11 | Доролнение. | Дефис при приложении | Самостоятельно отбирать примеры |
33 | 1 | 27.11 | 27.11 | Основные виды обстоятельств | Основные значения и способы выражения | Производить синтаксический разбор предложений. Сопоставлять синонимичные конструкции |
34 35 | 1 | 29.11 | 29.11 | Основные виды обстоятельств |
36 | 1 | 3.12 | 3.12 | Р/Р Обобщающий урок на тему «Второстепенные члены предложения» (урок-семинар) | Особенности текста-рассуждения | Понимать важность освоения особенностей текста — научного рассуждения в учебной деятельности(на метапредметном уровне) |
37 | 1 | 4.12 | 4.12 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» |
38 39 | 2 | 6.12 10.12 | 6.12 10.12 | Повторим орфографию. Орфограммы в приставках | Принципы русской орфографии | Самостоятельно отбирать примеры. Записывать по памяти выученный наизусть текст |
Односоставные предложения Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения, классификация объектов; подведение под понятие; выделение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. |
40 | 1 | 11.12 | 11.12 | Понятие об односоставных предложениях | Основные группы односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений | Разграничивать двусоставные неполные и односоставные предложения |
41 42 | 1 | 13.12 | 13.12 | Р.Р. Способы толкования лексического значения слова. Определение понятия | Родовые и видовые понятия. Лексическое и грамматическое значение слова. Словарная статья | Работать со словарями. Подготовиться к сочинению на одну из тем: «Об этом слове хочется рассказать», «Загадки знакомых слов», «Читая словарь...» |
43 | 1 | 17.12 | 17.12 | Определённо-личные предложения | Способы выражения сказуемого. Синонимичные конструкции | Сопоставлять синонимичные конструкции. Анализировать тексты |
44 | 1 | 18.12 | 18.12 | Неопределённо-личные предложения | Способы выражения сказуемого. Обобщённо-личные предложения | Анализировать пословицы, поговорки. Отбирать примеры из слова Даля |
45 46 | 2 | 20.12 24.12 | 20.12 24.12 | Безличные предложения | Безличные глаголы. Слова категории состояния. Способы выражения сказуемого | Наблюдать за особенностями употребления безличных предложений в пословицах, в текстах разных стилей и жанров |
47 | 1 | 25.12 | 25.12 | Назывные предложения | Структурные и смысловые особенности назывных предложений | Уметь использовать назывные предложения в качестве зачина текста. Самостоятельно отбирать примеры |
48 49 | 2 | 27.12 10.01 | 27.12 10.01 | Р/Р Урок-семинар на тему «Односоставные предложения и особенности их употребления в речи» | Текст-рассуждение. Научный стиль. Синонимичные конструкции | Рецензировать прослушанные доклады. Отбирать иллюстративные материалы. Производить сопоставительный анализ текстов |
Полные и неполные предложения Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения. Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
50 | 1 | 14.01 | 14.01 | Особенности строения полных и неполных предложений | Тире в неполном предложении. Синонимичные конструкции | Наблюдать за использованием неполных предложений в текстах разных стилей и жанров. Анализировать тексты |
51 52 | 2 | 15.01 17.01 | 15.01 17.01 | Р/Р Изложения (подробное или сжатое). Анализ домашних сочинений | Ключевые слова. План текста. Особенности начала (зачина) и заключительной части текста | Редактировать черновики. Производить саморецензирование (взаиморецензирование) |
53 | 1 | 21.01 | 21.01 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | | |
54 | 1 | 22.01 | 22.01 | Р/Р Тема, основные мысли текста. Замысел автора. Микротема, микротекст | Основные признаки текста. Средства связи между предложениями | Анализировать тексты-образцы. Подготовиться к домашнему сочинению и изложению |
Осложнённое предложение Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств, выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие текстов разных стилей; умение адекватно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач, формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя |
55 | 1 | 24.01 | 24.01 | Углубление понятия об однородных членах предложения | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Наблюдать за использованием однородных членов в текстах разных стилей и жанров. Самостоятельно отбирать примеры |
56 57 | 2 | 28.01 29.01 | 28.01 29.01 | Союзы при однородных членах | Средства связи однородных членов. Многосоюзие. Бессоюзие. Градация | Анализировать текст с точки зрения особенностей использования предложений с однородными членами |
58 59 | 2 | 31.01 4.02 | 31.01 4.02 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Интонационные и пунктуационные особенности предложений | Самостоятельно отбирать примеры. Сопоставлять синонимичные конструкции |
60 | 1 | 5.02 | 5.02 | Однородные и неоднородные определения | Стилистические возможности предложений с однородными членами. Градация. Многосоюзие | Понимать условия однородности членов предложения. Различать и сопоставлять однородные и неоднородные члены предложения |
61 | 1 | 7.02 | | Р/Р Средства выразительности речи | Антитеза. Сравнение. Бессоюзие и многосоюзие | Анализировать тексты (художественные и публицистические) |
62 | 1 | 11.02 | | Обобщение по теме «Предложения с однородными членами» (урок-семинар или урок-практикум) | | Производить синонимическую замену простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Подготовиться к сочинению на тему «Стилистические возможности предложений с однородными членами» |
63, 64 | 2 | 12.02 14.02 | | Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах | Орфограмма и орфографическое правило. Правописание суффиксов в словах разных частей речи. Н и нн в словах разных частей речи | Опираться на знание принципов русской орфографии, на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова |
65 66 | 2 | 18.02 19.02 | | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». Анализ диктанта. | | Работать над ошибками. Самостоятельно отбирать примеры. Использовать словари, справочники |
67 68 | 2 | 21.02 25.02 | | Р/Р Текст и его основные признаки. Средства связи предложений и частей текста. Название текста (заглавие) | Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация | Осознавать взаимодействие названия и ключевых слов текста, особенностей зачина и заключительной части текста |
69 | 1 | 26.02 | | Понятие об обособлении | Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами | Понимать сущность обособления, общие условия обособления, роль интонации |
70 71 | 2 | 28.02 4.03 | | Обособление согласованных и несогласованных определений. | Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения | Осознавать роль интонации. Работать над выразительным чтением. Сопоставлять синонимичные конструкции. Подготовиться к сочинению на тему «Зачем нужны знаки препинания» |
72 73 | 2 | 5.03 7.03 | | Обособление приложений |
74 | 1 | 11.03 | | Урок-практикум по теме «Обособление определений» |
74 | 1 | 12.03 | | Р/Р Цепная и параллельная связь предложений в тексте | Лексические и грамматические средства связи. Параллелизм синтаксического строя. Абзац | Создавать и редактировать тексты с учётом требований к построению связного текста |
76 77 | 2 | 14.03 18.03 | | Р/Р Изложение (подробное, сжатое или выборочное). Анализ результатов | Ключевые слова. План. Приёмы сжатия текста | Производить языковой анализ текста для подготовки к изложению. Редактировать черновик. Анализировать и исправлять речевые и грамматические ошибки |
78 | 1 | 19.03 | | Р/Р Разновидность рассуждения — сравнение | Основные правила сравнения. Композиция текста-рассуждения | Анализировать тексты. Подготовиться к сочинению |
79 | 1 | 21.03 | | Обособление дополнений | Особенности интонации. Повторение темы «Предлоги» | Самостоятельно отбирать примеры. Производить пунктуационный анализ текстов |
80 81 | 2 | 1.04 2.04 | | Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий | Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления | Правильно конструировать предложения с деепричастными оборотами |
82 | 1 | 5.04 | | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Производные предлоги(повторение) | Самостоятельно отбирать примеры. Производить пунктуационный разбор |
83 84 | 2 | 8.04 9.04 | | Обособление уточняющих членов предложения | Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности | Самостоятельно отбирать примеры |
85 86 | 2 | 11.04 15.04 | | Повторение орфографии. Слитные, раздельные и дефисные написания | Алгоритмы применения правил. Словарные и выборочные диктанты | Работать со словарями и справочниками |
87 | 1 | 16.04 | | Р/Р Рассуждение на литературную тему | Особенности рассуждения как типа речи | Анализировать тексты-образы. Применять приёмы редактирования черновиков |
88 89 | 2 | 18.04 22.04 | | Предложения с вводными словами.Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями. | Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Особенности интонации | Понимать функции вводных слов в речи. Сопоставлять синонимичные конструкции. Использовать в речи вводные слова как средство выражения отношения, оценки и как средство связи частей текста |
90 | 1 | 23.04 | | Вводные предложения. Синонимия вводных конструкций. |
91 | 1 | 25.04 | | Выделение на письме вводных предложений. Вставные конструкции. |
92 | 1 | 29.04 | | Предложения с обращениями. Средства выражения обращения. | Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Риторическое обращение | Наблюдать за особенностями использования обращений в текстах различных стилей и жанров. Использовать предложения с обращением в своей речи в соответствии с ситуацией общения |
93 | 1 | 30.04 | | Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи. |
94 | 1 | 2.05 | | Знаки препинания при обращении. |
95 96 | 2 | 6.05 7.03 | | Р/Р Обобщение по теме «Осложнённое предложение» (уроки-семинары) | Особенности научных докладов | Самостоятельно отбирать примеры. Рецензировать доклады |
97 98 | 2 | 13.05 14.05 | | Промежуточная аттестационная работа и её анализ | | |
Повторим изученное в 8 классе Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. |
99 100 | 2 | 16.05 20.05 | | Повторим словосочетание. Повторим односоставные предложения | Особенности научного и научно-популярного стилей. Текст-рассуждение | Самостоятельно отбирать иллюстративные материалы. Использовать элементы презентации. Уметь вести научную дискуссию |
101102 | 2 | 21.05 23.05 | | Р/Р Изложение и его анализ (или сочинение на одну из тем «Зачем нужны знаки препинания», «Чему я научился, изучая русский язык в 8 классе», «Зачем надо изучать синтаксис», «Как стать языковой личностью») | Средства связи частей текста. Особенности текста-рассуждения. Приёмы сжатия текста | Редактировать черновики |