1. Цели и задачи изучения учебного предмета«Русский язык»
Цель:
Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
Формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
Формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
2. Количество учебных часов
Количество учебных часов в год | Количество учебных часов в неделю | Количество контрольных диктантов | Количество проверочных работ | Количество изложений и сочинений | Количество проектов | Количество резервных часов |
140 | 4 | 5 | 4 | 11 | 1 | 4 |
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
4. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Изучается во всех разделах курса.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса {постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия) Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
- сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
- соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имен существительных (ключик - ключика, замочек - замочка);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- запятая при обращении в предложениях;
- запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
5. Тематическое поурочное планирование по русскому языку
№ урока | № п/п | Тема урока | Всего часов | Примечание |
1. Повторение. (9 часов) |
1 | 1 .1 | Наша речь и наш язык. | 1 | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст(о речи или языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждения. Сопоставлять тексты разного стиля. |
2 | 1.2 | Текст. Признаки текста. Составление планов к данным текстам. | 1 |
3 | 1.3 | Подробное изложениеповествовательного текста. | 1 |
4 | 1.4 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. | 1 |
5 | 1.5 | Знаки препинания в конце предложений. | 1 |
6 | 1.6 | Обращение | 1 |
7 | 1.7 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
8 | 1.8 | Основа предложения. | 1 |
9 | 1.9 | Словосочетание. Проверочная работа. | 1 |
2. Предложение. (7 часов) |
10 | 2.1 | Представление о предложениях с однородными членами. | 1 | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Составлять предложения различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логические (смысловые) ударения и интонацию конца предложения. Разбирать предложение по членам . Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловах вопросов связь между словами в словосочетании . Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения. Распознавать предложения с однородными членами ,находить их в тексте . Определять каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены , имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечесления в предложениях с однородными членами. |
11 | 2.2 | Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. | 1 |
12 | 2.3 | Запятая между однородными членами, соединенными союзами. | 1 |
13 | 2.4 | Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». | 1 |
14 | 2.5 | Различение простых и сложных предложений. | 1 |
15 | 2.6 | Союзы в сложном предложении. Знаки препинания. Проверочная работа. | 1 |
16 | 2.7 | Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 |
3. Слово в языке и речи. (16 часов) |
17 | 3.1 | Лексическое значение слова. Понимание слова как единства звучания и значения. | 1 | Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип посторения толкового словаря. Определять (выписывать)значение слова , пользуясь толковым словарем (сначала с помощью учителя , затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики внося в них слова значения которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте , выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Распознавать многозначные слова , слова в прямом и переносном значениях . Анализировать употребление в тексте слова в прямолм и переностном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов , подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов , пришедших к нам из других языков. Работать с лингвинистическими словарями учебника , находить в них нужную информацию о слове . Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова , синонимы и однокоренные слова ,однокоренные слова и слова с омонимичными корнями . Классифицировать наречия по значению и вопроса . Образовывать наречия от имен прилагательных. |
18 | 3.2 | Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. | 1 |
19 | 3.3 | Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы | 1 |
20 | 3.4 | Значимые части слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. | 1 |
21 | 3.5 | Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | 1 |
22 | 3.6 | Правописание слов с безударным гласным в слове. | 1 |
23 | 3.7 | Правописание слов с непроизносимым согласным и двойных согласных в словах. | 1 |
24 | 3.8 | Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов – ик и – ек. | 1 |
25 | 3.9 | Правописание ъ и ь разделительных знаков | 1 |
26 | 3.10 | Контрольный диктант. | 1 |
27 | 3.11 | Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 |
28 | 3.12 | Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. | 1 |
29 | 3.13 | Наречие. | 1 |
30 | 3.14 | Значение и употребление в речи. | 1 |
31 | 3.15 | Проверочная работа. | 1 |
32 | 3.16 | Сочинение – отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке» | 1 |
4. Имя существительное. (35 часов) |
33 | 4.1 | Изменение по падежам. | 1 | Различать имена существительные , определять признаки , присущие имени существительному . Изменять имена существительные по падежам. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах. Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имен существительных. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями , находить и исправлять ошибки. Определять границы предложений . |
34 | 4.2 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | 1 |
35 | 4.3 | Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. | 1 |
36 | 4.4 | Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе) | 1 |
37 | 4.5 | 1 –е склонение имен существительных | 1 |
38 | 4.6 | Падежные окончания имен существительных 1 – го склонения. | 1 |
39 | 4.7 | Второе склонение имен существительных. | 1 |
40 | 4.8 | Падежные окончания имен существительных 2 – го склонения. | 1 |
41 | 4.9 | 3- е склонение имен существительных | 1 |
42 | 4.10 | Падежные окончания имен существительных 3 – го склонения. | 1 |
43 | 4.11 | Составление сочинения – отзыва по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница» (сочинение отзыв). | 1 |
44 | 4.12 | Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 |
45 | 4.13 | Именительный и винительный падежи. | 1 |
46 | 4.14 | Родительный падеж | 1 |
47 | 4.15 | Родительный падеж. | 1 |
48 | 4.16 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | 1 |
49 | 4.17 | Дательный падеж | 1 |
50 | 4.18 | Дательный падеж. | 1 |
51 | 4.19 | Творительный падеж | 1 |
52 | 4.20 | Творительный падеж. | 1 |
53 | 4.21 | Предложный падеж | 1 |
54 | 4.22 | Предложный падеж. | 1 |
55 | 4.23 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 |
56 | 4.24 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 |
57 | 4.25 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 |
58 | 4.26 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 |
59 | 4.27 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 |
60 | 4.28 | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 |
61 | 4.29 | Общее представление о склонении имен существительных во множественном числе. | 1 |
62 | 4.30 | Именительный падеж. | 1 |
63 | 4.31 | Родительный падеж. | 1 |
64 | 4.32 | Родительный падеж. | 1 |
65 | 4.33 | Винительный падеж одушевленных имен существительных. | 1 |
66 | 4.34 | Дательный, творительный, предложный падежи. | 1 |
67 | 4.35 | Контрольный диктант. | 1 |
5. Имя прилагательное. (26 часов) |
68 | 5.1 | Значение и употребление в речи. Словообразование имен прилагательных. | 1 | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте . Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов . Опрелделять род и число имен прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам , по родам (в единственном числе). Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении слово сочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Сравнивать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе . |
69 | 5.2 | Род и число имен прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам. | 1 |
70 | 5.3 | Начальная форма имен прилагательных.Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина | 1 |
71 | 5.4 | Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. | 1 |
72 | 5.5 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 |
73 | 5.6 | Именительный падеж | 1 |
74 | 5.7 | Родительный падеж | 1 |
75 | 5.8 | Дательный падеж | 1 |
76 | 5.9 | Именительный, винительный, родительный падежи. | 1 |
77 | 5.10 | Творительный и предложный падежи. | 1 |
78 | 5.11 | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. | 1 |
79 | 5.12 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. | 1 |
80 | 5.13 | Именительный и винительный падежи | 1 |
81 | 5.14 | Именительный и винительный падежи. | 1 |
82 | 5.15 | Родительный, дательный, творительный падежи | 1 |
83 | 5.16 | Родительный, дательный, творительный падежи. | 1 |
84 | 5.17 | Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составления сообщения о достопримечательностях своего города. | 1 |
85 | 5.18 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 |
86 | 5.19 | Подробное изложение повествовательного текста; составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». | 1 |
87 | 5.20 | Именительный и винительный падежи. | 1 |
88 | 5.21 | Родительный и предложный падежи. | 1 |
89 | 5.22 | Дательный и творительный падежи. | 1 |
90 | 5.23 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
91 | 5.24 | Морфологический разбор. | 1 |
92 | 5.25 | Контрольный диктант. | 1 |
93 | 5.26 | Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанныхс восприятием репродукции картиныИ. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 |
6. Личные местоимения. (7 часов) |
94 | 6.1 | Роль личных местоимений в речи. | 1 | Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Называть лицо, число , род у личных местоимений третьего лица. Работать с таблицами склоений личных местоимений ; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений . Раздельно писать предлоги с местоимениями . Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм . Выполнять разбор личного местоимения как части речи ,пользуясь алгоритмом , данным в учебнике |
95 | 6.2 | Личные местоимения 1–го, 2–го, 3–го лица единственного и множественного числа. | 1 |
96 | 6.3 | Склонение личных местоимений 1 – го и 2 – го лица единственного и множественного лица. | 1 |
97 | 6.4 | Склонение личных местоимений 3- го лица единственного и множественного лица. | 1 |
98 | 6.5 | Окончания личных местоимений в косвенных формах. | 1 |
99 | 6.6 | Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. | 1 |
100 | 6.7 | Морфологический разбор личных местоимений.Проверочная работа | 1 |
7. Глагол. (29 часа) |
1011 | 7.1 | Значение глаголов в языке и речи. | 1 | Различать глаголы среди других слов в тексте . Опрелделять изученные грамматические признаки глаголов( число , время , роль в преложении). Трансформировать текст , изменяя время глагола . Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе . Различать неопределеную форму глагола среди других форм глагола и отличать ее от омонимичных имен существительных(знать , печь ). Образовывать от глаголов в неопределенной форме временные формы глагола. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять число и лицо глаголов . Определять спряжение глаголов . Работать с Памяткой «Разбор глагола как части речи» . Пользуясь памяткой , разбирать глагол как часть речи . Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения . |
102 | 7.2 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
103 | 7.3 | Неопределенная форма глагола | 1 |
104 | 7.4 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
105 | 7.5 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
106 | 7.6 | Письменное изложение по самостоятельно составленному плану | 1 |
107 | 7.7 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | 1 |
108 | 7.8 | Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени. | 1 |
109 | 7.9 | 2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2 ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 |
110 | 7.10 | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана«Весна. Большая вода». | 1 |
111 | 7.11 | Спряжение глаголов в настоящем времени. | 1 |
112 | 7.12 | Спряжение глаголов в будущем времени. | 1 |
113 | 7.13 | Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 |
114 | 7.14 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 |
115 | 7.15 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 1 |
116 | 7.16 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 |
117 | 7.17 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 |
118 | 7.18 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 |
119 | 7.19 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 |
120 | 7.20 | Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
121 | 7.21 | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | 1 |
122 | 7.22 | Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста | 1 |
123 | 7.23 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 1 |
124 | 7.24 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. | 1 |
124 | 7.25 | Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся | 1 |
126 | 7.26 | Контрольный диктант | 1 |
127 | 7.27 | Морфологический разбор глагола. | 1 |
128 | 7.28 | Подробное изложение повествовательного текста. | 1 |
129 | 7.29 | Обобщение по теме «Глагол» | 1 |
8. Повторение (11 часов) |
130 | 8.1 | Язык и речь. Текст. | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять , доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами . Называть признаки текста. Называть типы текстов : повествование, описание, рассуждение . Называть виды речи . Объяснять назначение речи. Находить все изхученные части речи в тексте .Называть правила правописания слов на изученные темы. |
131 | 8.2 | Предложение и словосочетание | 1 |
132 | 8.3 | Лексическое значение слова. Состав слова | 1 |
133 | 8.4 | Части речи | 1 |
134 | 8.5 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
135 | 8.6 | Анализ итогового диктанта | 1 |
136 | 8.7 | Повторение изученного за год | 1 |
137 | 8.8 | Резерв | 1 |
138 | 8.9 | Резерв | 1 |
139 | 8.10 | Резерв | 1 |
140 | 8.11 | Резерв | 1 |