МБОУ СОШ № 3 г. Десногорска
(авторы курса: Л.В. Кибирева, О. А. Клейнфельд, Г. И. Мелихова)
по УМК «Начальная инновационная школа»
Рабочая программа по русскому языку и литературному чтению для периода обучения грамоте составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе Примерной программы по русскому языку и Примерной программы по литературному чтению, учебной программы (авторов: Л.В.Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой) для 1 класса общеобразовательной школы.
Русский язык выступает как действенное средство развития личности, ее духовно-нравственного начала и важное средство социализации, а впоследствии – самореализации личности.
В процессе обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора, соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.
– ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
– формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи;
– обогащение нравственного опыта детей средствами литературного текста.
Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие. Ознакомление с историей возникновения речи.
Осознание цели и ситуации устного общения. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и пр. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Выбор языковых и внеязыковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения. Инсценировки.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя. Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твердых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь). Ознакомление с позиционным способом обозначения звуков буквами. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Буквы гласных как показатели твердости_мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Звонкие и глухие непарные согласные звуки. Ознакомление с клавиатурным письмом. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Формирование аналитико-синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших прозаических и стихотворных текстов. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами,
составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, «чтение»
со схемами, планами и пр.
Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Ознакомление с клавиатурным письмом. Упражнение психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, графический диктант, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, составление схем слов и предложений под диктовку и пр.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса
Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией (на примере мотивированных названий). Представление о многозначных словах. Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению. Различение предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений при сравнении со словом.Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложения _ соответствующие знаки в письменной речи). Ознакомление с оформлением предложения: большая буква в начале предложения, знаки (.?!) в конце. Объединение слов в предложения, выделение предложения из текста. Сравнение смысла предложений при изменении форм
отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов. Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие
написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их много вариантность.
Ориентировка в Букваре и тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные: художественные, научные, научно-популярные. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои. Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки. Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и пр. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов. Составление небольших рассказов повествовательного типа с опорой на рисунок (рисунки), по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове. Знакомство с правилами правописания и их применение:
№ | Тема, количество часов | Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся |
1 | «Добро пожаловать!» (вступительный урок) (1 ч) | «Букварь» – первая и самая главная учебная книга первоклассника. Знакомство с «Букварем», его содержательной и сюжетной основой. Расширение представлений о школе, ее назначении и роли в формировании личности, ее социализации. Увеличение лексического запаса учащихся по темам «Школа», «Школьная жизнь», «Школьные принадлежности» и др. Активизация познавательной деятельности учащихся, создание положительной мотивации к учению, обучению грамоте и т.п. | Участие в обсуждении прослушанных текстов, ответ на вопросы по их содержанию, выражение отношения к тому, о чем в них говорится и др. Составление рассказа по сюжетной картинке. Отгадывание ребуса |
2 | Как мы общаемся? (1 ч) | Формирование элементарных представлений об общении, его участниках, целях общения, различных ситуациях общения и др. Практическое овладение формулами речевого этикета путем анализа речевых ситуаций, представленных в сюжетных рисунках. Мимика и жесты как помощники общения. Средства общения. Передача эмоций при общении на расстоянии с помощью смайлов, схематично изображающих настроение | Анализ ситуаций общения, представленных на сюжетных рисунках, и их «озвучивание», инсценировка. Выбор формул речевого этикета, адекватный ситуациям общения. Использование мимики, жестов, сопутствующих общению. Распознавание настроения по мимике, выражению лица. Отгадывание загадок о средствах общения. Обмен опытом общения на расстоянии с помощью Интернета и мобильного телефона |
3 | Какой бывает речь? (1 ч) | Устная и письменная речь и их различие. Какая речь возникла раньше – устная или письменная? В чем преимущества устной речи, а в чем – письменной? Примеры использования устной и письменной речи в повседневной жизни | Осмысление различий устной и письменной речи. Отыскивание на рисунке примеров использования устной и письменной речи, приведение своих примеров. Осознание необходимости овладения письменной речью |
4 | Сколько языков на свете? (1 ч) | Множество и многообразие языков мира. Понятие о родном языке. Русский язык как родной язык русского народа и государственный язык России. Иностранный язык – язык граждан других (иных) стран | Осмысление понятия «родной» язык и размышление о том, какой язык является родным и почему. Сопоставление графического начертания букв разных алфавитов. Ответ на вопрос «Почему русский язык знают все россияне?» с опорой на текст стихотворения о русском языке как государственном |
5 | Как устроен язык? (6 ч) | Первоначальные представления о строе русского языка, звуках речи, слоге, слове, предложении, тексте. Ознакомление с общепринятыми схемами обозначения звуков речи, слова, предложения. Знаки препинания (точка, восклицательный знак, вопросительный знак) и их характеристика. Чтение (произнесение) одного и того же предложения так, как требуют знаки препинания. Понятие о звуках речи. Гласные и согласные звуки и их различие. Согласные мягкие и твердые. Обозначение гласных звуков красным цветом, твердых согласных – синим, а мягких согласных – зеленым. Понятие об ударении. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударений. Обозначение звуков на письме буквами. Различие звуков и букв. Осознание необходимости обучения чтению | Опознавание схем звуков, слов, предложений и «чтение» начала сказки «Лиса, заяц и петух» по схемам предложений с рисунками персонажей сказки над ними. Пересказ конца сказки. Различение знаков препинания и чтение предложений в зависимости от знака препинания, который стоит в конце предложения. Выявление различий гласных и согласных звуков с опорой на стихотворение В. Берестова. «Озвучивание» картинок и характеристика произнесенных звуков по способу образования. Сравнение схем слов, различающихся одним звуком. Наблюдение над цветовым выделением гласных, твердых и мягких согласных в схемах слов. Составление схем слов (на слух) под руководством учителя. Определение ударных слогов в схемах слов с рисунками. Наблюдение над изменением значения слов-омонимов в зависимости от места ударения в них. Осознание различия звуков и букв. Отгадывание загадок о героях детских книг |
6 | Буквы Аа, Оо, Уу, Ээ (4 ч) | Буквы Аа, Оо, Уу, Ээ, обозначающие гласные звуки [а], [о], [у], [э]. Различение начертания изучаемых букв в письменном и печатном вариантах. Четкое артикулирование изучаемых звуков. Правильное соотнесение изучаемых звуков и букв. Закрепление зрительного образа изучаемых букв путём их выкладывания, сравнения с предметами, похожими на них, изображения букв («живые буквы»), запоминания стихов, в которых отражены графические особенности каждой буквы, узнавания букв по отдельным элементам и др. Запоминание звукового образа изучаемых букв с помощью специальных упражнений. Соотнесение звуковой оболочки слов с частично заполненными буквенными схемами этих слов | Составление рассказа по картинке. Выразительное чтение стихотворений об изучаемых буквах. Разгадывание ребусов с изучаемыми буквами. «Озвучивание» рисунков, с помощью которых закрепляется звуковой образ букв. Слушание или чтение (для умеющих читать) отрывков из книг, герои которых пришли представить изучаемые буквы. Пересказ или инсценирование данных отрывков, «чтение» частично заполненных схем предложений с интонацией, соответствующей знаку препинания в конце предложения. Рассказ о мечтах героев детских книг с опорой на рисунки и рассказ о своей собственной мечте |
7 | Буквы Мм, Нн (3 ч) | Буквы Мм, Нн, обозначающие парные твердые и мягкие согласные звуки [м – м’], [н – н’]. Различение письменных и печатных начертаний изучаемых букв. Зрительный образ и звуковой образ изучаемых букв. Отработка техники чтения слогов с изучаемой буквой в разных позициях в забавных рифмовках. Подстановка изучаемых букв в схемы слов. Большая буква в именах собственных. «Чтение» предложений по схемам с рисунками | Разгадывание ребусов с изучаемыми буквами. Чтение по ролям или разыгрывание по памяти диалогов из книг, герои которых представляли изучаемые буквы в начале урока. Разыгрывание сценок, представленных в ситуативных рисунках. Рассказ о способах передвижения сказочных героев и изобретение своего собственного способа передвижения |
8 | Буквы Рр (1 ч) | Буквы Рр, обозначающие парные твердые и мягкие согласные звуки [р-р’]. Закрепление зрительного и звукового образов изучаемой буквы. Отработка техники чтения слов и слогов с изучаемой буквой | Составление рассказа по картинке. Разыгрывание сценок, изображенных на ситуативных рисунках. Нахождение «лишнего» слова среди слов одной тематической группы |
9 | Буквы Лл (1 ч) | Буквы Лл, обозначающие парные твердые и мягкие согласные звуки [л-л’]. Зрительный и звуковой образы изучаемой буквы. Чтение слогов и слов с изучаемой буквой | Составление рассказа по картинке. Употребление формул речевого этикета при разговоре по телефону |
10 | Буквы Рр, Лл (1 ч) | Буквы Рр, Лл (закрепление). Написание имен детей с большой буквы. Отработка техники чтения слов с изучаемыми буквами | «Превращение» одного слова в другое путем замены одной буквы. Толкование значения слов в зависимости от контекста |
11 | Буквы Ии, ы (3 ч) | Буквы Ии, ы, обозначающие гласные звуки [и], [ы]. Различение звуков [и], [ы] и букв Ии, ы. Выявление графических особенностей буквы ы (состоит из двух частей, бывает только маленькая. Буква и как показатель мягкости предшествующего согласного. Буква и как соединительный союз. -и, -ы как показатели грамматической формы именительного падежа множественного числа имен существительных | Разыгрывание сценок, изображенных на ситуативных рисунках. Объяснение значений слова «иголка» с опорой на текст рифмовки и рисунки. Нахождение «лишних» слов среди существительных, которые употребляются только в форме множественного числа. Игры со словами. Инсценирование скороговорок, данных в форме диалога |
12 | Буквы Йй (1 ч) | Буквы Йй, обозначающие мягкий согласный звук [и’]. Зрительный и звуковой образы изучаемой буквы. Отработка чтения слогов и слов с изучаемой буквой. | Толкование значений омографов рой, мой с опорой на рисунки. Нахождение рифмующися слов. Составление рассказа по рисункам – комиксам |
| Обобщающий урок «Читай! Играй! Запоминай!» (1 ч) |
13 | Буквы Гг, Кк (3 ч) | Буквы Гг, Кк, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [г-г’], [к-к’]. Парные звонкие и глухие звуки [г-к]. Правописание согласных г, к на конце слов. Проговаривание скороговорок. Чтение рассказа с заменой рисунков словами. Правильное интонирование предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске | Инсценирование отрывков из книг, герои которых представляли изучаемые буквы. Озаглавливание рассказа (выбор заголовка из ряда предложенных) |
14 | Буквы Зз, Сс (3 часа) | Буквы Зз, Сс, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [з-з’], [с-с’]. Парные звонкие и глухие согласные [з-с]. Правописание согласных з, с на конце слов. Проговаривание скороговорок с изучаемыми буквами. Большая буква в кличках животных и птиц | Составление рассказа по сюжетному рисунку. «Озвучивание» рисунков. Составление слов из слогов. Правильное употребление в речи глаголов одеть – надеть |
15 | Буквы Жж, Шш (3 ч) | Буквы Жж, Шш, обозначающие твердые согласные [ж], [ш]. Парные звонкие и глухие согласные [ж-ш]. Правописание согласных ж, ш на конце слов. Отработка произношения звуков [ж] и [ш] в скороговорках, рифмовках. Выявление неправильного произношения данных звуков в стихотворении П. Синявского «Штранная история». Правописание жи-ши в словах | Инсценирование стихотворения «Штранная история». Подбор слов с противоположным значением (антонимов). Соотнесение подписей с рисунками и установление несоответствий, вызванных неправильным употреблением большой буквы в словах, омонимичностью слов и т.д. Исправление ошибок. Отгадывание кроссворда. Составление продолжения рассказа по заданному началу и с опорой на сюжетные рисунки |
| Обобщающий урок «Читай! Играй! Запоминай!» (2 ч) |
16 | Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя (4 ч) | Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя, обозначающие сочетание звуков [йэ], [йо], [йу], [йа], и звуки [э], [о], [у], [а]. Буквы е, ё, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного. Запоминание зрительного образа и звукового образа изучаемых букв. Обработка чтения слогов и слов с изучаемыми буквами. Местоимения он (мой), она (моя), оно (моё), они (мои) и их употребление в речи | Рассказ о том, что изображено на рисунке. Отгадывание ребусов с изучаемыми буквами. «Озвучивание» рисунков. Проговаривание скороговорок с изучаемыми буквами. Чтение диалогов в комиксах. Рассказ об экскурсии |
17 | Буква ь (2 ч) | Буква ь, не обозначающая звука. Буква ь как показатель мягкости предшествующих согласных. Звуко-буквенный анализ слов | Составление рассказа по картинке. Деление слов на тематические группы |
| Обобщающий урок (2 ч) |
18 | Буквы Бб, Пп (3 ч) | Буквы Бб, Пп, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [б-б’], [п-п’]. Парные звонкие и глухие согласные [б-п]. Правописание согласных б, п на конце слов | Озаглавливание текста предложением из него. Разгадывание ребусов и досказывание пословицы. Объяснение смысла данной пословицы |
19 | Буквы Вв, Фф (4 ч) | Буквы Вв, Фф, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [в-в’], [ф-ф’]. Парные звонкие и глухие согласные [в-ф]. Правописание согласных в, ф на конце слов | Решение кроссворда. Рассказ о своем друге/подруге с использованием слов из кроссворда |
20 | Буквы Дд, Тт (4 ч) | Буквы Дд, Тт, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [д-д’], [т-т’]. Парные звонкие и глухие согласные [д-т]. Правописание парных звонких и глухих согласных д, т на конце слов | Разгадывание ребусов с изучаемыми буквами. «Озвучивание» рисунков. Написание приглашения на день рождения с правильным употреблением вежливого Вы. Озаглавливание рассказа |
| Обобщающий урок (2 ч) | | |
21 | Буквы Хх (4 ч) | Буквы Хх, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [х-х]. Отработка чтения слогов и слов с изучаемой буквой | Разгадывание ребусов. Размышление о том, над чем можно смеяться, а над чем нет. Нахождение «лишнего» слова среди слов тематической группы «профессии». Развернутый ответ на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Выражение отношения к поступкам сказочных героев. Подбор слов, противоположных по значению |
22 | Буквы Цц (4 ч) | Буквы Цц, обозначающие твердый согласный [ц] | Отгадывание загадок. Озаглавливание стихотворений. Толкование фразеологизма. Рассказ о лете |
23 | Буквы Чч (4 ч) | Буквы Чч, обозначающие мягкий согласный [ч’]. Зрительный образ и звуковой образ изучаемой буквы. Исправление неправильного начертания изучаемой буквы. Правописание ча-ща, чу-щу | Толкование значений многозначных слов и омонимов. Отгадывание загадок. Ответ на вопрос, которым озаглавлен текст. Различение прямого и переносного значения слов. Исправление неверно определенного времени. Рассказ о своем распорядке дня |
24 | Буквы Щщ (4 ч) | Буквы Щщ, обозначающие мягкий согласный [щ’]. Правописание ча-ща, чу-щу | Толкование пословицы. Соотнесение рисунков с текстом и выявление несоответствий |
25 | Буква ъ (4 часа) | Буква ъ, не обозначающая звука. Разделительные ъ и ь. Правописание слов с ъ и ь | Составление рассказа по картинке. Составление маршрутного листа с опорой на карту местности |
| Обобщающие уроки (15 ч) |
Примерное поурочно-тематическое планирование программы для периода обучения грамоте
№ урока | Название темы урока по Букварю и Прописям | Количество часов | Страницы учебника/прописи |
1 | Добро пожаловать! Знакомство с учебником. | 1ч | 6-7 |
2 | Пропись часть 1 Справочные страницы. Знакомство с правильной посадкой, положением ручки. Буквы печатные и письменные. | 1ч | 3-5 |
3 | Как мы общаемся? Средства общения. | 1ч | 8-9 |
4 | Справочные страницы. Пальчики – твои главные помощники. Письменные знаки | 1ч | 6-8 |
5 | Какой бывает речь? Речь устная и письменная. | 1ч | 10 |
6 | Справочные страницы. Знакомство с разлиновкой прописи. | 1ч | 9-10 |
7 | Сколько языков на свете? Разные языки народов мира и России. | 1ч | 11 |
8 | Наклонные палочки длинные и короткие. | 1ч | 11 |
9 | Наклонные палочки с закруглением внизу. Звуки речи. Меню в кафе «Колобок». | 1ч | 12-13 |
10 | Как устроен язык? Звук, слог, слово, предложение, текст. Схема предложения. | 6ч | 12 |
11 | Наклонные линии с закруглением внизу и вверху. Слоги. | 1ч | 14-15 |
12 | Предложения, разные по целям и интонации. Знаки препинания в конце предложения. | | 13 |
13 | Знакомство с элементами букв – овал. Звуки мягкие и твёрдые. | 1ч | 16-17 |
14 | Звуки гласные и согласные. | | 14 |
15 | Знакомство с элементами букв: полуовалы левые и правые. Ударение. | 1ч | 18 |
16 | Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударения. | | 15 |
17 | Знакомство с элементами букв: наклонные с закруглением влево и прямая с закруглением влево. Спортивные игры. | 1ч | 19-20 |
18 | Написание наклонной линии с петелькой вверху и внизу. Ботанический сад. | 1ч | 21-22 |
19 | Звук и его письменный знак – буква в русском языке. | | 16 |
20 | Написание изученных элементов. Буквы строчные и прописные. | 1ч | 23-24 |
21 | Карнавал сказочных героев. | | 17 |
22 | Написание изученных элементов. Звуки гласные и согласные. | 1ч | 25-27 |
23 | Проверь себя. | 1ч | 28 |
24 | Знаки звуков – буквы. Звуки (а),(о),(у),(э).Буквы Аа,Оо,Уу,Ээ. | 4ч | 18 |
25 | Пропись часть 2 Письмо строчных букв а,о. Соединения. | 1ч | 3-4 |
26 | Путешествие в мир знаков. Звуки и буквы. К.Чуковский «Айболит». | | 19 |
27 | Письмо строчных букв у,э. Соединения. Распознавание изученных букв. | 1ч | 5 |
28 | Слово – предложение. Слова противоположные по смыслу. | | 20 |
29 | Письмо заглавных букв А,О,У,Э. Соединения. | 1ч | 6 |
30 | Чтение предложений. Интонационная выразительность. Ю.Яковлев «Умка». | | 21 |
31 | Письмо заглавных букв А,О,У,Э. Интонация предложений. | 1ч | 7 |
32 | Написание изученных букв. Замена печатных букв письменными. | 1ч | 8 |
33 | Звуки (м),(м’), (н),(н’). Буквы Мм, Нн. Рифма. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | 3ч | 22-23 |
34 | Письмо строчной и заглавной м,М. Побудительные предложения. | 1ч | 9-10 |
35 | Чтение и моделирование схем слов и предложений. Понятие рода. Рифма. | | 24 |
36 | Написание изученных букв. Большая буква в именах людей. | 1ч | 11 |
37 | Составление сказок. Особенности сказочных героев. | | 25 |
38 | Письмо строчной и заглавной н,Н. Имена собственные и нарицательные. Местоимения. Предложение. | 1ч | 12-14 |
39 | Звуки (р),(р’), буква Рр. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1ч | 26-27 |
40 | Письмо строчной и заглавной р,Р. Составление слов из слогов. | 1ч | 15-16 |
41 | Имена собственные и нарицательные. Предложение. | 1ч | 17 |
42 | Звуки (л),(л’), буква Лл. Осознание словообразующей роли звука в слове. Представление о правилах культурного общения по телефону. Смысловое ударение. А. Волков «Волшебник Изумрудного города». | 1ч | 28-29 |
43 | Письмо строчной и заглавной л, Л.Составление слов из слогов, предложений. | 1ч | 18-20 |
44 | Звуки (и),(ы). Буквы Ии,ы. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Многозначность слов. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 3ч | 30-31 |
45 | Проверь себя! | 1ч | 21-22 |
46 | Письмо строчной и заглавной и,И. Распознавание слогов и составление слов. | 1ч | 23-24 |
47 | Игры со словами. Единственное и множественное число. | | 32 |
48 | Написание изученных букв. Текст. Работа с предложением. | 1ч | 25-26 |
49 | Игры со словами. Школьный театр. Разыгрывание сюжетов. | | 33 |
50 | Письмо строчной буквы ы. Единственное и множественное число. | 1ч | 27-28 |
51 | Звук (й’) – всегда мягкий, буква Йй. Чтение рассказа по картинкам. | 1ч | 34-35 |
52 | Написание изученных букв. Текст. Заголовок текста. Работа с предложением. Изменение слов , которые отвечают на вопрос что делал? по родам и числам. | 1ч | 29-30 |
53 | Читай! Играй! Запоминай! Картинный словарик. | 1ч | 36-37 |
54 | Письмо строчной и заглавной й,Й. Слова , которые отвечают на вопрос какой? Работа с предложением , многозначные слова. | 1ч | 31-33 |
55 | Звуки (г),(г’), (к),(к’). Буквы Гг, Кк. Парные звонкие и глухие согласные. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 3ч | 38-39 |
56 | Письмо строчной и заглавной г,Г. Фамилии людей. Составление и запись предложений. | 1ч | 34-36 |
57 | Практическое пользование изученными буквами. Парные звонкие и глухие согласные, правило проверки. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». | | 40 |
58 | Письмо строчной и заглавной к,К. Составление слов из слогов. Одушевлённые и неодушевлённые предметы. | 1ч | 37-38 |
59 | Написание изученных букв. Составление слов и предложений. Имена собственные. | 1ч | 39-40 |
60 | Практическое пользование изученными буквами. Заглавие рассказа. Скороговорки. | 1ч | 41 |
61 | Проверь себя! | 1ч | 41-43 |
62 | Звуки (з),(з’), (с),(с’). Буквы Зз, Сс. Парные звонкие и глухие согласные. Сравнение и моделирование схем слов. С. Михалков «Дядя Стёпа», Ш. Перро «Золушка». | 3ч | 42-43 |
63 | Пропись часть 3 Письмо строчной и заглавной з,З. Однокоренные слова. Приставка. | 1ч | 3-5 |
64 | Практическое пользование изученными буквами. Парные звонкие и глухие согласные, правило проверки. Слова действия. | | 44 |
65 | Написание изученных букв. Текст. Деление слов на слоги. | 1ч | 6-7 |
66 | Практическое пользование изученными буквами. Имена собственные (клички животных). Чтение схем предложений. | | 45 |
67 | Письмо строчной и заглавной с,С. Текст. Местоимение. | 1ч | 8-10 |
68 | Шипящие, всегда твёрдые согласные звуки (ж),(ш). Буквы Жж, Шш. Парные звонкие и глухие согласные. Ш. Перро «Красная шапочка». | 3ч | 46-47 |
69 | Написание изученных букв. Составление предложений. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слов. | 1ч | 11-12 |
70 | Всегда твёрдые согласные звуки (ж),(ш). Парные звонкие и глухие согласные, правило проверки .Правописание сочетаний жи – ши. Моделирование схем предложений, осознание их многозначности. | | 48 |
71 | Проверь себя! | 1ч | 13-14 |
72 | Письмо строчной и заглавной ж,Ж. Сочетание жи. | 1ч | 15-16 |
73 | Практическое пользование изученными буквами. Составление продолжения рассказа по его началу. | | 49 |
74 | Написание изученных букв. Составление словосочетаний. Деформированный текст. | 1ч | 17-18 |
75 | Читай! Играй! Запоминай! Сложные слова. Оформление предложений в устной и письменной речи. | 1ч | 50 |
76 | Деление слов на слоги. Работа с текстом. | 1ч | 19 |
77 | Оформление предложений в устной и письменной речи. Картинный словарик. | 1ч | 51 |
78 | Письмо строчной и заглавной ш,Ш. Имена собственные и нарицательные. | 1ч | 20-21 |
79 | Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя. Одна буква – два звука. Л.Муур «Крошка Енот». | 4ч | 52-53 |
80 | Написание изученных букв. Сочетание ши. Работа с предложением. | 1ч | 22-23 |
81 | Написание слов с изученными буквами. Изменение слов по числам. Рифма. | 1ч | 24-25 |
82 | Буквы е, ё, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного. Местоимения он (мой), она (моя), оно (моё), они (мои) и их употребление в речи | | 54 |
83 | Написание слов с изученными буквами. Парные звонкие и глухие согласные, правило проверки . | 1ч | 26 |
84 | Практическое пользование изученными буквами. Значение логического ударения. С. Козлов «Ёжик в тумане» | | 55 |
85 | Письмо строчных букв е,ё. Многозначные слова. Значение суффикса – ик. | 1ч | 27-28 |
86 | Практическое пользование изученными буквами. Интонация в предложении. | | 56-57 |
87 | Написание изученных букв. Деление слов на слоги. Значение суффикса – ёнок. | 1ч | 2-30 |
88 | Буква ь не обозначающая звука. | 2ч | 58 |
89 | Письмо заглавных букв Е,Ё. Приставки. | 1ч | 31-32 |
90 | Написание слов с изученными буквами. Имена полные и неполные. Деформированный текст. | 1ч | 33-34 |
91 | Буква ь как показатель мягкости предшествующих согласных. А. Афанасьев «Пузырь, Соломинка и Лапоть». | | 59 |
92 | Письмо строчной и заглавной я,Я. Звукобуквенный анализ слов. Имена людей. | 1ч | 35-37 |
93 | Читай! Играй! Запоминай! Составление слов и предложений, местоимения. | 1ч | 60 |
94 | Письмо строчной и заглавной ю,Ю. Звукобуквенный анализ слов. | 1ч | 38-39 |
95 | Практическое пользование изученными буквами. Картинный словарик. | 1ч | 61 |
96 | Написание слов с изученными буквами. Работа с текстом. | 1ч | 40 |
97 | Звуки (б),(б’), (п),(п’). Буквы Бб, Пп. Парные звонкие и глухие согласные. Многозначность слов. А.К. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». Г. Остер «38 попугаев». | 3ч | 62-63 |
98 | Письмо ь. Обозначение мягкости на письме. Звукобуквенный анализ слов. | 1ч | 41-42 |
99 | Письмо слов с мягким знаком. Единственное и множественное число. | 1ч | 43 |
100 | Практическое пользование изученными буквами. Словообразование. | | 64 |
101 | Письмо строчной и заглавной б,Б. Деление слов на слоги. | 1ч | 44-45 |
102 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова, правило проверки. Словообразование. | | 65 |
103 | Написание слов с изученными буквами. Словосочетание. Клички животных. Деформированный текст. | 1ч | 46-47 |
104 | Звуки (в),(в’), (ф),(ф’). Буквы Вв, Фф. Парные звонкие и глухие согласные. А.А.Милн «Винни – Пух и все – все – все». | 4ч | 66 |
105 | Написание слов с изученными буквами. Рифма. Звукобуквенный анализ слов. | 1ч | 48 |
106 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова, правило проверки. Моделирование схем слов с опорой на рисунок. | | 67 |
107 | Письмо строчной и заглавной п,П. Деление слов на слоги. | 1ч | 49-50 |
108 | Написание слов с изученными буквами. Словосочетание. Имена собственные. | 1ч | 51-52 |
109 | Узнай о сказочном герое. Разгадывание кроссворда. | | 68 |
110 | Написание слов с изученными буквами. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова, правило проверки. Словообразование. | 1ч | 53 |
111 | Узнай о сказочном герое. Совершенный и несовершенный вид глагола. Диалог. | | 69 |
112 | Проверь себя! | 1ч | 54-56 |
113 | Звуки (д),(д’), (т),(т’). Буквы Дд, Тт. Парные звонкие и глухие согласные. Х.К. Андерсен «Дюймовочка» | 4ч | 70 |
114 | Пропись 4 Письмо строчной и заглавной в,В. Ребусы, имена собственные и нарицательные. | 1ч | 3-4 |
115 | Практическое пользование изученными буквами. Понятие год, месяц. | | 71 |
116 | Написание слов с изученными буквами. Звукобуквенный анализ слов. Работа с предложением. | 1ч | 5-6 |
117 | Написание слов с изученными буквами. Имена собственные. Составление предложений и схем к ним. | 1ч | 7 |
118 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова, правило проверки. Этика общения (написание приглашения). | | 72 |
119 | Письмо строчной и заглавной ф,Ф. Звукобуквенный анализ слов. Деление слов на слоги. | 1ч | 8-9 |
120 | Практическое пользование изученными буквами. Предлоги и их роль в предложении. | | 73 |
121 | Написание слов с изученными буквами. Имена собственные. Составление предложений по заданным схемам. | 1ч | 10-11 |
122 | Читай! Играй! Запоминай! Словообразование. Сложные слова. | 1ч | 74 |
123 | Написание слов с изученными буквами. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова, правило проверки. | 1ч | 12 |
124 | Практическое пользование изученными буквами. Словообразование. Картинный словарик. | 1ч | 75 |
125 | Написание слов с изученными буквами. Работа с текстом. | 1ч | 13 |
126 | Письмо строчной и заглавной д,Д. Мягкие согласные звуки. | 1ч | 14-15 |
127 | Звуки (х),(х’), буквы Хх. Л.Лагин «Старик Хоттабыч». | 4ч | 76 |
128 | Написание слов с изученными буквами. Имена собственные. Звукобуквенный анализ слов. | 1ч | 16-17 |
129 | Практическое пользование изученными буквами. Расширение представлений о сказках, её героях и авторах. Тематические группы слов. | | 77 |
130 | Написание слов с изученными буквами. Составление словосочетаний. Имена собственные. | 1ч | 18 |
131 | Практическое пользование изученными буквами. Слова омонимы. Что такое хорошо и что такое плохо. | | 78 |
132 | Письмо строчной и заглавной т,Т. Деление слов на слоги. | 1ч | 19-20 |
133 | Практическое пользование изученными буквами. Антонимы. | | 79 |
134 | Написание слов с изученными буквами. Составление словосочетаний и предложений. | 1ч | 21 |
135 | Написание слов с изученными буквами. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова, правило проверки. Имена собственные. | 1ч | 22 |
136 | Всегда твёрдый согласный звук (ц), букваЦц. | 4ч | 80 |
137 | Написание слов с изученными буквами. Списывание текста. Деление слов на слоги. | 1ч | 23 |
138 | Практическое пользование изученными буквами. В.Катаев «Цветик – семицветик». | | 81 |
139 | Написание слов с изученными буквами. Работа с предложением. | 1ч | 24 |
140 | Практическое пользование изученными буквами. Имена собственные (фамилии). Особенности написания сочетания – цы-. | | 82 |
141 | Письмо строчной и заглавной х,Х. Слова противоположные по смыслу. | 1ч | 25-26 |
142 | Практическое пользование изученными буквами. Рассказ о лете. Особенности написания –ться-. | | 83 |
143 | Написание слов с изученными буквами. Прямое и переносное значение слов. | 1ч | 27 |
144 | Написание слов с изученными буквами. Деформированный текст. | 1ч | 28 |
145 | Звук (ч’) – всегда мягкий, буква Чч. Многозначность слов. | 4ч | 84 |
146 | Письмо строчной и заглавной ц,Ц. Рифма. | 1ч | 29-30 |
147 | Практическое пользование изученными буквами. Различение прямого и переносного значения слов. Правописание сочетаний ча- чу. Дж. Родари «Приключения Чиполлино» | | 85 |
148 | Написание слов с изученными буквами. Единственное и множественное число. Однокоренные слова. | 1ч | 31 |
149 | Практическое пользование изученными буквами. Понятия: время, час. | | 86 |
150 | Написание слов с изученными буквами. Звукобуквенный анализ слов. Работа с предложением. | 1ч | 32 |
151 | Практическое пользование изученными буквами. Режим дня. | | 87 |
152 | Письмо строчной и заглавной ч,Ч. Сочетание чк. | 1ч | 33-34 |
153 | Написание слов с изученными буквами. Сочетания ча,чу. | 1ч | 35 |
154 | Звук (щ’) – всегда мягкий, буква Щщ. | 4ч | 88 |
155 | Письмо строчной и заглавной щ,Щ. Сочетания ща,щу. Слова, обозначающие предметы и действия предметов. | 1ч | 36-37 |
156 | Практическое пользование изученными буквами. Предлоги и их роль в предложении. В. Бианки «Первая охота». | | 89 |
157 | Написание слов с изученными буквами. Слова, обозначающие действия предметов. Работа с предложением. | 1ч | 38 |
158 | Практическое пользование изученными буквами. Правописание сочетаний ща- щу. Различие слова и слога. | | 90 |
159 | Закрепление написания ранее изученных букв. | 1ч | Работа в рабочих тетрадях. |
160 | Практическое пользование изученными буквами. | | 91 |
161 | Закрепление написания ранее изученных букв. | 1ч | Работа в рабочих тетрадях. |
162 | Закрепление написания ранее изученных букв. | 1ч | Работа в рабочих тетрадях. |
163 | Буква ъ не обозначающая звука. Разделительные ъ и ь знаки. | 4ч | 92 |
164 | Письмо буквы ъ. Письмо слов с разделительным мягким и твёрдым знаками. | 1ч | 39 |
165 | Как поэт использовал чудеса русского языка. Разделительные ъ и ь знаки. | | 93 |
166 | Письмо слов с разделительным мягким и твёрдым знаками. | 1ч | 40 |
167 | Практическое пользование изученными буквами. Маршрутный лист. | | 94 |
168 | Написание слов с изученными буквами. Слова близкие по значению. Алфавит. | 1ч | 41 |
169 | Практическое пользование изученными буквами. Освоение правил работы в паре. | | 95 |
170 | Написание слов с изученными буквами. Запись слов в алфавитном порядке. Звукобуквенный анализ слов. Работа с предложением. | 1ч | 42 |
171 | Проверь себя! | 1ч | 43-44 |
172 | Читай! Играй! Запоминай! Родственные слова. | 1ч | 96 |
173 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | 45 |
174 | Практическое пользование изученными буквами. Разыгрывание сюжетов, чтение по ролям. Картинный словарик. | 1ч | 97 |
175 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | 46 |
176 | Повторяем всё, что знаем! | 12ч | 98 |
177 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | 47 |
178 | Повторяем всё, что знаем! Оформление предложений в устной и письменной речи. | | 99 |
179 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | 48 |
180 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | 49 |
181 | Алфавит. | | 100 |
182 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | 50 |
183 | Алфавит. Практическое пользование изученными буквами. | | 101 |
184 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | 51 |
185 | Так, да не так! Карнавал сказочных героев. | | 102 |
186 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | 52 |
187 | Так, да не так! Карнавал сказочных героев. Расширение представлений о сказках, её героях и авторах. | | 103 |
188 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | 53 |
189 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | 54-55 |
190 | Твори! Выдумывай! Пробуй! Осознание словообразующей роли звука в слове. | | 104 |
191 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | Работа в рабочих тетрадях. |
192 | Твори! Выдумывай! Пробуй! Практическое пользование изученными буквами. | | 105 |
193 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | Работа в рабочих тетрадях. |
194 | Прими участие в конкурсе чтецов! | | 106 |
195 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | Работа в рабочих тетрадях. |
196 | Прими участие в конкурсе чтецов! Практическое пользование изученными буквами. | | 107 |
197 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | Работа в рабочих тетрадях. |
198 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | Работа в рабочих тетрадях. |
199 | Твори! Выдумывай! Пробуй! Практическое пользование изученными буквами. | | 108-109 |
200 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | Работа в рабочих тетрадях. |
201 | Алфавит. Пожелания первокласснику. | | 110-111 |
202 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 1ч | Работа в рабочих тетрадях. |
203-204 | Праздник «Прощание с Букварём». | 2ч | |
205-207 | Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. | 3ч | Работа в рабочих тетрадях. |