СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа ХХI века "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа ХХI века "»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Личностные результаты освоенияпрограммыпо предмету "Русский язык"отражают:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической инациональной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся

мире;

  1. 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  2. 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  3. 7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  4. 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  5. 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  6. 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоенияпрограммы по предмету "Русский язык"отражают:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результатыосвоенияпрограммы по предмету "Русский язык"отражают:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление

национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на уровне начального общего образования:

- научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

- сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

- получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшегоформирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих)универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.

«Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  1. – различать звуки и буквы;

  2. – характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  3. – пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

  4. Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

«Орфоэпия»

  1. Выпускник получит возможность научиться:

– соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной

  1. речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

  2. – находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

«Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  1. различать изменяемые и неизменяемые слова; различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  2. находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

  3. Выпускник получит возможность научиться:

  4. – выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

  5. – использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

  6. «Лексика»

  7. Выпускник научится:

  8. выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

  9. Выпускник получит возможность научиться:

  10. подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); оценивать уместность использования слов в тексте;

  11. выбирать слова, из ряда предложенных, для успешного решения коммуникативной задачи.

«Морфология»

  1. Выпускник научится:

  2. распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как

  3. изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

  1. проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  2. находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и,а,но, частицу не при глаголах.

«Синтаксис»

  1. Выпускник научится:

  2. различать предложение, словосочетание, слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и

  3. предложении; классифицировать предложения по цели высказывания, находитьповествовательные/побудительные/вопросительные предложения; определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  4. находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; выделять предложения с однородными членами.

  5. Выпускник получит возможность научиться:

  6. различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого

  7. предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

  1. Выпускник научится:

  2. применять правила правописания (в объеме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

  3. писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  4. проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

  5. Выпускник получит возможность научиться:

  6. осознавать место возможного возникновения

  7. орфографической ошибки; подбирать примеры с определенной орфограммой;

  8. при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  9. при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

  1. Выпускник научится:

  2. оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми незнакомыми, с людьми разного возраста;

  3. соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  4. выражать собственное мнение и аргументировать его; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста;

  5. сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

  6. Выпускник получит возможность научиться: создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица;

  7. составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  8. анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  9. корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями исочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполненияучебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении


2. Содержание учебного предмета, курса.

1 класс Содержание программы периода обучения грамоте ( письмо)


Письменная речь(чтение,письмо)


иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и не учебные: художественные, научные, научно-популярные.


Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель),персонажи (действующие лица), герои.


Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.


Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка и пр. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.


Составление небольших рассказов повествовательного типа с опорой на рисунок(рисунки), по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.


Фонетика и графика


Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения.


Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих. Определение места ударения.


Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.


Графика и орфография


Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы, не обозначающие звуков (ъ,ь). Ознакомление с позиционным способом обозначения звуков буквами. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибко опасные места при записи слова. Буквы гласных как показатели твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е,ё,ю,я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Непарные твердые согласные (ж,ш,и). Непарные мягкие согласные (ч,щ). Звонкие и глухие непарные согласные звуки.

Ознакомление с клавиатурным письмом.


Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.


Письмо


Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и

строчных букв. Письмо буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.


Ознакомление с клавиатурным письмом.


Упражнение психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, графический диктант, похлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, составление схем слов и предложений под диктовку и пр.


Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.


Синтаксис


Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией (на примере мотивированных названий). Представление о многозначных словах.

Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению.


Различение предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения(пиктограммы) с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений при сравнении со словом.


Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложения - соответствующие знаки в письменной речи). Ознакомление с оформлением предложения: большая буква в начале предложения, знаки (.?!) в конце.


Объединение слов в предложения, выделение предложения из текста. Сравнение смысла предложений при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов.


Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность.


Орфография и пунктуация


Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове. Знакомство с правилами правописания и их применение:


  1. раздельное написание слов;


  1. написание гласных и,а,у после шипящих согласных ж,ш,ч,щ (в положении под ударением);


  1. прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных;


  1. перенос слов по слогам без стечения согласных;

  2. знаки препинания (.?!) в конце предложения.


Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного общения.Выбор языковых средств всоответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).


Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.


Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.


2 класс

Фонетика и графика


Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.


Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков,ударение в словах в соответствии снормами современного русского литературного языка.

Синтаксис


Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.


Состав слова (морфемика)


Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.


Лексика

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.


Орфография и пунктуация (формирование навыков грамотного письма)


Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.


Ознакомление с правилами правописания и их применение: перенос слов; проверяемые безударные гласные в корнях слов;


парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

непроизносимые согласные;


непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);


разделительные твердый и мягкий знаки; правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-


правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость; правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив; раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).


Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.


«Развитие речи»

Устная речь


Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.


Письменная речь


Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.


3 класс


Фонетика и графика Повторение изученного в1и 2классах на основе фонетического разбораслова.


Состав слова (морфемика) Повторение изученного во2классе на основе разбора слова посоставу.


Синтаксис


Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).


Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.


Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имён существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Различение собственных и нарицательных имён существительных. Наблюдение за одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Словообразование имён существительных.


Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных.


Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.


Орфография и пунктуация. (формирование навыков грамотного письма) Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.


Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения

орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.


Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  1. приставки, оканчивающиеся на з, с;

  2. соединительные гласные о, е в сложных словах;


  1. непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);


  1. буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

  2. буквы и, ы после ц в различных частях слов;

  3. суффиксы имён существительных –ок-, -ец-, -иц-, сочетания ичк, ечк, инк, енк;

  4. мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

  5. безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;

  6. безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных на –ий, -ия, -ие;

  7. буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;

  8. безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;

  9. раздельное написание предлогов с личными местоимениями;


  1. знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.


Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.


«Развитие речи»

Устная речь.


Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнёра при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)


Письменная речь.


Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.


Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.


Знакомство с жанром письма.


Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного

во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.


4 класс


Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков,ударение в словах в соответствии с

нормами современного русского литературного языка.


Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу исловообразовательного анализа.


Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имениприлагательного на основе морфологического разбора.


Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов.


Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам


и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.


Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. Имя числительное: общее значение.


Синтаксис


Синтаксический анализ простого предложения. Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения.


Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.


Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация

(формирование навыков грамотного письма)


Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.


Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.


Ознакомление с правилами правописания и их применение:


  1. непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

  2. не с глаголами;


  1. мягкий знак после шипящих на конце глаголов;


  1. мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;


  1. безударные личные окончания глаголов;


  1. суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;

  2. гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;


  1. буквы а, о на конце наречий;


  1. мягкий знак на конце наречий;


  1. слитное и раздельное написание числительных;


  1. мягкий знак в именах числительных;

  2. запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).


Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.


«Развитие речи»

Устная речь


Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в


сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Письменная речь


Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.


Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

Реализация регионального компонента.


Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.


Программа нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.


Эта цель определяет следующие задачи:

  1. Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.


  1. Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя. Использование башкирского фольклора при письме по памяти, орфографических пятиминутках, использование стихотворений башкирских поэтов. Составление предложений о природе Башкортостана, о реках и озерах малой Родины. Нахождение слов с изучаемой орфограммой в текстах башкирских писателей.











3. Тематическое планирование с указанием количества, часов, отводимых на освоение каждой темы



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Письмо

(из них контрольных работ)

80


-

-

-


2.

Графика и орфография

(из них контрольных работ)

20


-

13

-


3.

Фонетика и графика

(из них контрольных работ)

22


15

(1)

5

(1)

7

(1)

4

Состав слова (морфемика)

(из них контрольных работ)

-

31

(2)

6


8

5

Лексика

(из них контрольных работ)

-

21

-

-


-


6

Синтаксис

(из них контрольных работ)

20

7


15

(1)

26

(2)

7

Морфология

(из них контрольных работ)

-

-

43

(5)

29

(1)

8

Орфография и пунктуация

(из них контрольных работ)

-

89

(5)

71

(3)

81

(4)

9.

Развитие речи

(из них контрольных работ)

23


41

(1)

51


53



Итого

(из них контрольных работ)

165

204

(9)

204

(10)

204

(8)



*Орфоэпия (изучается во всех разделах курса)







Приложение №1

Карта контрольно-оценочной деятельности

2класс

Вид контроля

Форма контроля

1 полугодие

Входной

Контрольная работа


Словарный диктант

Текущий

Контрольный диктант по теме: "Правописание жи-ши, чу-щу, ча-ща. Перенос слов"

Текущий

Словарный диктант

Текущий

Диктант по теме: "Правописание согласных в корне слова"

Текущий

Словарный диктант

Текущий

Диктант за первое полугодие


2 полугодие

Текущий

Контрольный диктант по теме: "Состав слова. Приставки. Образование слов"

Текущий

Словарный диктант

Текущий

Списывание

Текущий

Контрольный диктант по теме: "Орфограммы в слове"

Текущий

Словарный диктант

Текущий

Диктант за 3 четверть по теме: "Учимся применять орфографические правила"

Текущий

Словарный диктант

Текущий

Списывание

Текущий

Диктант по теме: «Текст»

Итоговый

Контрольный диктант за 2 полугодие по теме: «Правописание изученных орфограмм».



3класс

Вид контроля

Форма контроля

1 полугодие

Текущий

Контрольное списывание "Счастливо, Ивушкин!"

Текущий

Контрольный диктант "Осень в лесу"

Текущий

Проверочная работа по теме "Текст. Предложение. Словосочетание"

Текущий

Словарный диктант №1

Текущий

Контрольное списывание "С далёкой прогулки"

Текущий

Проверочная работа по теме "Части речи"

Текущий

Словарный диктант №2

Текущий

Проверочный диктант "Осенний лес"

Текущий

Контрольное списывание "Осенняя пора..."

Текущий

Контрольный диктант за 1 четверть "Приход зимы"

Текущий

Контрольное списывание "Про медведей"

Текущий

Словарный диктант №3

Промежуточный

Контрольный диктант "Идёт зима"


2 полугодие

Текущий

Контрольное списывание "Вселенная..."

Текущий

Проверочный диктант по теме: "Род и число имён существительных". "Дорога к озеру"

Текущий

Словарный диктант №4

Текущий

Проверочный диктант по теме:"Имя существительное". "На рыбной ловле"

Текущий

Словарный диктант №5

Текущий

Проверочная работа по теме: "Имя прилагательное"

Текущий

Контрольный диктант за 3 четверть "Весеннее утро"

Текущий

Проверочная работа по теме: "Местоимение"

Текущий

Словарный диктант №6

Текущий

Контрольный диктант по теме: "Части речи". "Летняя пора"

Текущий

Контрольное списывание "Ласточки"

Итоговый

Итоговый контрольный диктант "Май", "Июнь"

4 класс

Вид контроля

Форма контроля

1 полугодие

Входной

Диагностическая работа №1

Текущий

Контрольный диктант №1 "Скучная картина"

Текущий

Контрольное списывание №1 "Лось"

Текущий

Тест по теме: "Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи"

Текущий

Контрольная работа №1

Текущий

Контрольный диктант №2 "Отлёт"

Текущий

Контрольная работа №2

Текущий

Контрольный диктант №3 "На тяге"

Текущий

Контрольное списывание №2 "Вечер"

Текущий

Изложение "Осень"

Промежуточный

Диагностическая работа №2


2 полугодие

Текущий

Контрольный диктант №4 "Вечером в лесу"

Текущий

Контрольная работа №3 "Весенний календарь"

Текущий

Контрольный диктант №5 "Живой подарок"

Текущий

Контрольное списывание №3 "Ёлка"

Текущий

Изложение "Подкормка и охрана зимующих птиц"

Текущий

Контрольная работа №4

Текущий

Контрольный диктант №6 "Липа"

Текущий

Диагностическая работа №3

Текущий

Контрольный диктант №7 "Золотой дождь"

Текущий

Контрольная работа №5

Текущий

Контрольное списывание №4 "Береги эту красоту"

Текущий

Контрольный диктант №8 "Цветочные часы"

Итоговый

Итоговое изложение "Дружба зверей"



Приложение №2

Прохождение практической части программы по предмету

2 класс


Общее кол-во


Всего часов

Списывание

Диктанты

Словарные диктанты

I полугодие

96

-

4

3

II полугодие

108

2

5

3

Итого

204

2

9

6



3 класс


Общее кол-во

Всего часов

Контрольное списывание

Словарные диктанты

Диктанты

Проверочные работы

I полугодие

96

4

3

5

2

II полугодие

108

2

3

5

2

Итого

204

6

6

10

4



4 класс


Общее кол-во

Всего часов

Контрольные диктанты

Диагностические работы

Контрольное списывание

Изложение

Тест

Контрольные работы

I полугодие

96

3

2

2

1

1

2

II полугодие

108

5

1

2

2

-

3

Итого

204

8

3

4

3

1

5

















Приложение № 3

Система оценки результатов, критерии освоения учебного материала

Диктант.
«5» – ставится.если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).

Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.

Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.

Словарный диктант. Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта) для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.

Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!