СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе.По ФГОС.Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 ч. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. 5-е изд., дораб. - М.: 2015. Ч. 1 - 191с., Ч.2 - 175с.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе.По ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 6 классе.По ФГОС.Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 ч. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. 5-е изд., дораб. - М.: 2015. Ч. 1 - 191с., Ч.2 - 175с.»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА








«Рассмотрено

на заседании МО»

Протокол № ____

от «____»__________ 2018г

Руководитель МО

____________




«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МОУ «Горенская ООШ»

_______________

«» августа 2018года



«Утверждаю»

Директор

МОУ «Горенская ООШ » _______________


Приказ № ___

от «» августа 2018 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование курса: Русский язык

Класс: 5

Уровень общего образования: основное общее образование

Учитель русского языка и литературы: Ромайкина Людмила Петровна, высшая квалификационная категория.

Срок реализации программы: 2018– 2019 учебный год






Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы,

протокол № 1 от « » августа 2018 года








с.Горенка

2018 – 2019 учебный год.



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «русский язык» составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), на основе Примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2012 г.).

Программа ориентирована на учебник для общеобразовательных учреждений М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (в 2-х частях) – стандарт основного общего образования, М., «Просвещение», 2015 г.. Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014 г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459

Предмет русский язык реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Мордовия, учебного плана МБОУ «Горенская ООШ» на 2018-2019 учебный год, который отводит на изучение предмета 210 часов за один год обучения в 6 классе, в неделю – 6 часов.


Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского состояния, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения материально-этических норм, принятых в обществе;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.


II.Общая характеристика учебного предмета

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.



III. Место учебного предмета (курса) в базисном учебном плане МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа».

Количество часов по учебному плану МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа» на 2018-2018 учебный год – 210часов (5 часов в неделю). Уровень – базовый.




IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.


Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

-  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- владение разными видами монолога (и диалога;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса


В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 6 класса учащиеся должны уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста

  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;

  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;

  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • создавать письменные высказывания разных типов речи;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;

  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;

  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;

  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;

  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;

  • определять вид связи предложений в тексте;

  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

  • использовать транскрипцию для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;

  • находить в художественном тексте явления звукописи;

  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;

  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарём морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи и отличать данную часть речи от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обо­значения;

• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по за­данной схеме;

  • анализировать разные виды простых и сложных предложений (простые случаи);

  • определять синтаксическую роль изученных частей речи;

  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.










VII. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Количество

часов

В том числе

КР

РР

Язык. Речь. Общение

2


2

Повторение изученного в 5 классе

16

1

1

Текст

10


7

Лексика. Культура речи

17

1

6

Фразеология. Культура речи

8

1

1

Словообразование. Орфография. Культура речи

28

2

6

Имя существительное

24

3

1

Имя прилагательное

30

2

7

Имя числительное

16

1

3

Местоимение

21

1

5

Глагол

30

1

7

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи

8

2


Итого

210

15

46


VIII.Содержание учебного предмета


1. Русский язык – один из развитых языков мира (1ч.)


2. Повторение пройденного в 5 классе. (8ч + 2ч. Р.Р.)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.


3. Лексика и фразеология. Культура речи. (10ч. + 3ч. Р.Р.)

  • Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

  • Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам. Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

  • Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.


4. Словообразование. Орфография. Культура речи. (24ч. + 4ч. Р.Р.)

  • Повторение пройденного по морфемике в 5 классе

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных основ, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор-/ –гар-, -кос-/-кас-. Правописание гласных в приставках пре-/при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

  • Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

  • Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.


5. Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное. (18ч. +3ч. Р. Р.)

  • Повторение сведений об имени существительном, полученным в 5 классе.

Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок(-ек), -онк, -онок..Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

  • Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на

-мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода.

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное)

  • Различные сферы употребления устной публичной речи.


6. Имя прилагательное. (18ч. +3ч. Р.Р.)

  • Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

НЕ с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-,

-онн-, -енн- в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

  • Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества)

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

  • Описание природы, структура данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описание природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.


7. Имя числительное (12ч. + 2ч. Р.Р.)

  • Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

  • Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного.

  • Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. пересказ исходного текста с цифровым материалом.


8. Местоимение. (19ч. +3ч. Р.Р.)


  • Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3 лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, - нибудь и после приставки кое-.

НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

  • Умение употреблять личные местоимения 3 лица в соответствии со смыслом предложения. Умение правильно использовать местоимение как средство связи предложений и частей текста.

  • Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.


9. Глагол. (24ч. +6ч Р.Р.)

  • Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах –ова, -ева и –ыва, -ива.

  • Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

  • Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.


10. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе. (8ч. + 2ч. Р.Р.)




IX. Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 6 классе



п\п

Дата

Тема урока

Количество часов

Плановая

Скорректированная

I четверть

1

01.09


ВВОДНЫЙ УРОК

Русский язык - один из развитых языков мира

1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

2

02.09


Язык, речь, общение

1

3,4

05.09-06.09


Ситуация общения

2

5

07.09


Фонетика. Орфоэпия. Графика

1

6

07.09


Фонетика. Орфоэпия

1

7

08.09


Морфемика. Орфограммы в корнях слов

1

8

09.09


Морфемика.Орфограммы в приставках

1

9

12.09


Части речи

1

10

13.09


Орфограммы в окончаниях слов

1

11

14.09


Р.р.Сочинение «Интересная встреча»

1

12

14.09


Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

1

13

15.09


Простое предложение

1

14

16.09


Сложное предложение

1

15

19.09


Синтаксический разбор предложений

1

16-17

20.09-21.09


Прямая речь. Диалог

2

18

21.09


Контрольная тестовая работа (входная диагностика)

1

19

22.09


Анализ контрольного тестирования. Текст, его особенности

1

20

23.09


Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

1

21

26.09


Р.р.Сочинение поданному началу. Упр. 68

1

22

27.09


Начальные и конечные предложения текста

1

23

28.09


Р.р.Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. (у.72)

1

24

28.09


Ключевые слова. Словарный диктант.

1

25

29.09


Основные признаки текста

1

26

30.09


Текст и его стили

1

27

03.10


Официально-деловой стиль

1

28

04.10


Анализ текста

1

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

29

05.09


Слово и его лексическое значение

1

30

31

05.10-06.10


РР. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

2

32

33

07.10-

10.10


Общеупотребительные слова. Профессионализмы.

2

34

11.10


Диалектизмы

1

35

36

12.10-12.10


Р.р. Сжатое изложение.

2

37

13.10


Исконно русские и заимствованные слова

1

38

14.10


Новые слова

1

39

17.10


Устаревшие слова

1

40

18.10


Словари

1

41

19.10


Повторение по теме «Лексика»

1

42

19.10


Контрольная тестовая работа по лексике

1

43

20.10


Фразеологизмы

1

44

21.10


Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи

1

45

24.10


Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология.»

1

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

46

25.10


Анализ контрольного диктанта. Морфемика

1

47

26.10


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1

48

49

26.10

27.10


Р.р.Сочинение-описание помещения

2

50

28.10


Основные способы образования слов в русском языке.

1


II четверть

51

07.11


Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические

1

52

08.11


Этимология слов.

1

53

09.11


Р.р.Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

54

09.11


Р.р.Контрольное сочинение-описание помещения

1

55

10.11


Буквы о и а в корне –кос---кас-

1

56

11.11


Буквы о и а в корне –кос---кас-

1

57

14.11


Буквы О-А в корнях с чередованием

1

58

15.11


Буквы о и а в корне –гор---гар-

1

59

16.11


Буквы о - а в корне –зар----зор

1

60

16.11


Буквы Ы-И после приставок.

1

61

17.11


Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ.

1

62

18.11


Значение приставки ПРИ-

1

63

21.11


Значение приставки ПРЕ-

1

64

22.11


Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ- . Словарный диктант.

1

65

23.11


Контрольный диктант по теме «Морфемика.Орфография.»

1

66

23.11


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

67

24.11


Соединительные О-Е в сложных словах

1

68

25.11


Сложносокращенные слова

1

69

70

28.11 29.11


Р.р.Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

2

71

30.11



Морфемный и словообразовательный разбор слов

1

-73

30.11


Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к к.р.

1

74

01.12


Контрольная работа по теме «Словообразование»

1

75

02.12


Работа над ошибками по итогам контрольной работы.

1

76

05.12


МОРФОЛОГИЯ. Повторение изученного о морфологии

1

77

06.12


Имя существительное как часть речи

1

78

07.12


Падежные окончания имени существительного

1

79

07.12


Р.р.Как писать письма

1

80

08.12


Разносклоняемые имена существительные

1

81

09.12


Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя

1

82

12.12


Р.р.Как тебя зовут? Происхождение имен

1

83

13.12


Несклоняемые имена существительные.

1

84

14.12


Род несклоняемых имен существительных

1

85

14.12


Род несклоняемых имен существительных

1

86

15.12


Имена существительные общего рода

1

87

16.12


Морфологический разбор существительных.

1

88

89

19.12

20.12


Р.р.Сочинение-описание по личным наблюдениям

2

90-91

21.12

21.12


НЕ с существительными.

2

92

22.12


Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК.

1

93

23.12


Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК

1

94

26.12


Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК

1

95

27.12


Гласные О-Е после шипящих.

1

96

28.12


Повторение изученного материала по теме «Имя существительное»

1

97

29.12


Итоговая контрольная работа за I полугодие.

1


III четверть

98


09.01


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

99

10.01


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Повторение изученного в 5 классе об имени прилагательном

1

100

11.01


Прилагательное как часть речи

1

101-102

11.01

12.01


Урок развития речи

Сочинение-описание природы

2

103

13.01


Степени сравнения имен прилагательных.

1

104

16.01


Степени сравнения имен прилагательных

1

105

17.01


Разряды имен прилагательных.

Качественные прилагательные

1

106

18.01


Относительные прилагательные

1

107

18.01


Притяжательные прилагательные

1

108

19.01


Морфологический разбор имени прилагательного

1

109

110

20.01

23.01


Урок развития речи.

Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина

2

111

24.01


Не с прилагательными.

1

112

25.01


Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1

113

25.01


Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Тест

1

114

26.01


Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных

1

115

116

27.01

30.01


Урок развития речи.

Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

2

117

31.01


Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

1

118

01.02


Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

119

01.02


Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Тест

1

120

02.02


Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК

1

121

03.02


Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

122

06.02


Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

123

07.02


Проверочный тест по теме «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту

1

124

08.02


Контрольный диктант по теме «имя прилагательное»

1

125

08.02


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

126

09.02


Имя числительное как часть речи.

1

127

10.02


Простые и составные числительные

1

128

13.02


Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

129

14.02


Порядковые числительные

1

130

15.02


Разряды количественных числительных.

1

131

15.02


Числительные, обозначающие целые числа

1

132

16.02


Числительные, обозначающие целые числа

1

133

17.02


Дробные числительные

1

134

20.02


Склонение дробных числительных

1

135

21.02


Собирательные числительные.

1

136

22.02


Морфологический разбор имени числительного

1

137

22.02


Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».

1

138

139

24.02

27.02


Урок развития речи.

Публичное выступление на экологическую тему.

2

140

28.02


Повторение изученного по теме «Имя числительное».

1

141

01.03


Контрольный дикт. по теме «Имя числительное»

1

142

01.03


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

143

02.03


Местоимение как часть речи.

1

144

06.03


Личные местоимения.

1

145

07.03


Особенности склонения личных местоимений

1

146

09.03


Возвратное местоимение. Словарный диктант.

1

147

10.03


Р.Р.Рассказ по сюжетным картинкам

1

148

13.03


Вопросительные местоимения

1

149

14.03


Относительные местоимения

1

150

15.03


Неопределенные местоимения

1

151

15.03


Дефис в неопределенных местоимениях

1

152

16.03


Отрицательные местоимения

1

153

17.03


Отрицательные местоимения

1

154

20.03


Отрицательные местоимения. Тест

1

155

21.03


Притяжательные местоимения.

1

156

22.03


Притяжательные местоимения

1

157-158

22.03


Р.Р.Сочинение-рассуждение

2

159

23.03


Указательные местоимения

1

160

24.03


Указательные местоимения

1

IV четверть

161

03.04


Определительные местоимения

1

162

04.04


Р.Р.Рассказ по воображению

1

163

05.04


Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений

1

164

165

05.04

06.04


Повторение изученного по теме «Местоимение».

Подготовка к контрольному диктанту

2

166

07.04


Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

167

10.04


Анализ контрольного диктанта Работа над ошибками

1

168

11.04


ГЛАГОЛ. Повторение изученного о глаголе

1

169

12.04


Личные окончания глаголов. Спряжение глаголов

1

170

12.04


Р.Р.Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением

1

171

13.04


Разноспрягаемые глаголы

1

172

14.04


Глаголы переходные и непереходные

1

173

17.04


Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение

1

174

175

18.04

19.04


Р.Р.

Сжатое изложение

2

176

20.04


Условное наклонение

1

177

21.04


Условное наклонение

1

178

24.04


Повелительное наклонение

1

179

25.04


Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения

1

180

26.04


Суффиксы глаголов повелительного наклонения

1

181

26.04


Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

182

27.04


Употребление наклонений глагола

1

183

28.04


Употребление наклонений в речи

1

184

01.05


Безличные глаголы

1

185

02.05


РР. Безличные глаголы в текстах художественной литературы

1

186

03.05


Морфологический разбор глагола

1

187

188

03.05

04.05


Р.Р.

Рассказ на основе услышанного

2

189

05.05


Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

190

08..05


Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

191

09.05.


Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

192

10.05


Повторение изученного по теме «Глагол»

1

193

10.05


Контрольное сжатое изложение

1

194

11.05


Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному тестированию

1

195

12.05


Комплексный диктант по теме «Глагол».

1

196

15.05


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

197

16.05


Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках

1

198

17.05


Орфограммы в корне слова. Словарный диктант.

1

199

17.05


Орфограммы в суффиксах и окончаниях

1

200

18.05


Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение

1

201

202

19.05

22.05


Р.Р.

Контрольное сочинение –рассуждение на самостоятельно выбранную тему.

2

203

23.05


Лексика и фразеология.

1

204

24.05


Словообразование. Морфемный разбор.

1

205

24.05


Морфология. Имя существительное

1

206

25.05


Имя прилагательное. Местоимение

1

207

26.05


Имя числительное. Глагол

1

208

29.05


Итоговая контрольная работа за год.

1

209

30.05


Анализ контрольной работы.. Работа над ошибками

1

210

31.05


Занимательный урок грамматики

1

























X. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.

  3. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

Мультимедийные пособия.

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.

  6. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Справочная

  1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.

  2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

  3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

  4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

  5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

  6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

  7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

  8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка/М.: Русский язык, 1997.

  9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

  10. СD «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», 6 класс


Список литературы.

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

  2. . Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.

  3. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

  4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

  6. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009

  7. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL:http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc

  8. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:

  9. http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc

  10. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.


Образовательные электронные ресурсы

  1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

  2. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  3. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  5. http://www.1september.ru/ - газета «Первое сентября»

  6. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  7. claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов

  8. http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл

  9. Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru

  10. Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru

  11. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php

  12. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

  13. Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы(видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!