МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № ____ от «____»__________ 2018г Руководитель МО ____________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Горенская ООШ» _______________ «» августа 2018года | «Утверждаю» Директор МОУ «Горенская ООШ » _______________ Приказ № ___ от «» августа 2018 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование курса: Русский язык
Класс: 5
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель русского языка и литературы: Ромайкина Людмила Петровна, высшая квалификационная категория.
Срок реализации программы: 2018– 2019 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы,
протокол № 1 от « » августа 2018 года
с.Горенка
2018 – 2019 учебный год.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «русский язык» составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), на основе Примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2012 г.).
Программа ориентирована на учебник для общеобразовательных учреждений М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (в 2-х частях) – стандарт основного общего образования, М., «Просвещение», 2015 г.. Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014 г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459
Предмет русский язык реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Мордовия, учебного плана МБОУ «Горенская ООШ» на 2018-2019 учебный год, который отводит на изучение предмета 210 часов за один год обучения в 6 классе, в неделю – 6 часов.
Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского состояния, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения материально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
II.Общая характеристика учебного предмета
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
III. Место учебного предмета (курса) в базисном учебном плане МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа».
Количество часов по учебному плану МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа» на 2018-2018 учебный год – 210часов (5 часов в неделю). Уровень – базовый.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами монолога (и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста
разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
соблюдать последовательность и связность изложения;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
соблюдать последовательность и связность изложения;
собирать материал к сочинению и систематизировать его;
составлять сложный план и на его основе создавать текст;
использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
текст:
определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
составлять простой и сложный план анализируемого текста;
определять вид связи предложений в тексте;
устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
использовать транскрипцию для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика и словообразование:
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
пользоваться словообразовательным словарем, а также словарём морфемных моделей слов;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи и отличать данную часть речи от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
VII. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| Количество часов | В том числе |
КР | РР |
Язык. Речь. Общение | 2 | | 2 |
Повторение изученного в 5 классе | 16 | 1 | 1 |
Текст | 10 | | 7 |
Лексика. Культура речи | 17 | 1 | 6 |
Фразеология. Культура речи | 8 | 1 | 1 |
Словообразование. Орфография. Культура речи | 28 | 2 | 6 |
Имя существительное | 24 | 3 | 1 |
Имя прилагательное | 30 | 2 | 7 |
Имя числительное | 16 | 1 | 3 |
Местоимение | 21 | 1 | 5 |
Глагол | 30 | 1 | 7 |
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи | 8 | 2 | |
Итого | 210 | 15 | 46 |
VIII.Содержание учебного предмета
1. Русский язык – один из развитых языков мира (1ч.)
2. Повторение пройденного в 5 классе. (8ч + 2ч. Р.Р.)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
3. Лексика и фразеология. Культура речи. (10ч. + 3ч. Р.Р.)
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам. Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
4. Словообразование. Орфография. Культура речи. (24ч. + 4ч. Р.Р.)
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных основ, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор-/ –гар-, -кос-/-кас-. Правописание гласных в приставках пре-/при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
5. Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное. (18ч. +3ч. Р. Р.)
Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок(-ек), -онк, -онок..Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
-мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода.
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное)
6. Имя прилагательное. (18ч. +3ч. Р.Р.)
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
НЕ с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-,
-онн-, -енн- в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества)
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
Описание природы, структура данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описание природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
7. Имя числительное (12ч. + 2ч. Р.Р.)
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного.
8. Местоимение. (19ч. +3ч. Р.Р.)
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3 лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, - нибудь и после приставки кое-.
НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Умение употреблять личные местоимения 3 лица в соответствии со смыслом предложения. Умение правильно использовать местоимение как средство связи предложений и частей текста.
Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
9. Глагол. (24ч. +6ч Р.Р.)
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах –ова, -ева и –ыва, -ива.
Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
10. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе. (8ч. + 2ч. Р.Р.)
IX. Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 6 классе
|
№ п\п | Дата | Тема урока | Количество часов |
Плановая | Скорректированная |
I четверть |
1 | 01.09 | | ВВОДНЫЙ УРОК Русский язык - один из развитых языков мира | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ |
2 | 02.09 | | Язык, речь, общение | 1 |
3,4 | 05.09-06.09 | | Ситуация общения | 2 |
5 | 07.09 | | Фонетика. Орфоэпия. Графика | 1 |
6 | 07.09 | | Фонетика. Орфоэпия | 1 |
7 | 08.09 | | Морфемика. Орфограммы в корнях слов | 1 |
8 | 09.09 | | Морфемика.Орфограммы в приставках | 1 |
9 | 12.09 | | Части речи | 1 |
10 | 13.09 | | Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
11 | 14.09 | | Р.р.Сочинение «Интересная встреча» | 1 |
12 | 14.09 | | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. | 1 |
13 | 15.09 | | Простое предложение | 1 |
14 | 16.09 | | Сложное предложение | 1 |
15 | 19.09 | | Синтаксический разбор предложений | 1 |
16-17 | 20.09-21.09 | | Прямая речь. Диалог | 2 |
18 | 21.09 | | Контрольная тестовая работа (входная диагностика) | 1 |
19 | 22.09 | | Анализ контрольного тестирования. Текст, его особенности | 1 |
20 | 23.09 | | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 |
21 | 26.09 | | Р.р.Сочинение поданному началу. Упр. 68 | 1 |
22 | 27.09 | | Начальные и конечные предложения текста | 1 |
23 | 28.09 | | Р.р.Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. (у.72) | 1 |
24 | 28.09 | | Ключевые слова. Словарный диктант. | 1 |
25 | 29.09 | | Основные признаки текста | 1 |
26 | 30.09 | | Текст и его стили | 1 |
27 | 03.10 | | Официально-деловой стиль | 1 |
28 | 04.10 | | Анализ текста | 1 |
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ |
29 | 05.09 | | Слово и его лексическое значение | 1 |
30 31 | 05.10-06.10 | | РР. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» | 2 |
32 33 | 07.10- 10.10 | | Общеупотребительные слова. Профессионализмы. | 2 |
34 | 11.10 | | Диалектизмы | 1 |
35 36 | 12.10-12.10 | | Р.р. Сжатое изложение. | 2 |
37 | 13.10 | | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
38 | 14.10 | | Новые слова | 1 |
39 | 17.10 | | Устаревшие слова | 1 |
40 | 18.10 | | Словари | 1 |
41 | 19.10 | | Повторение по теме «Лексика» | 1 |
42 | 19.10 | | Контрольная тестовая работа по лексике | 1 |
43 | 20.10 | | Фразеологизмы | 1 |
44 | 21.10 | | Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи | 1 |
45 | 24.10 | | Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология.» | 1 |
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ |
46 | 25.10 | | Анализ контрольного диктанта. Морфемика | 1 |
47 | 26.10 | | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | 1 |
48 49 | 26.10 27.10 | | Р.р.Сочинение-описание помещения | 2 |
50 | 28.10 | | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 |
II четверть |
51 | 07.11 | | Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические | 1 |
52 | 08.11 | | Этимология слов. | 1 |
53 | 09.11 | | Р.р.Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 |
54 | 09.11 | | Р.р.Контрольное сочинение-описание помещения | 1 |
55 | 10.11 | | Буквы о и а в корне –кос---кас- | 1 |
56 | 11.11 | | Буквы о и а в корне –кос---кас- | 1 |
57 | 14.11 | | Буквы О-А в корнях с чередованием | 1 |
58 | 15.11 | | Буквы о и а в корне –гор---гар- | 1 |
59 | 16.11 | | Буквы о - а в корне –зар----зор | 1 |
60 | 16.11 | | Буквы Ы-И после приставок. | 1 |
61 | 17.11 | | Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ. | 1 |
62 | 18.11 | | Значение приставки ПРИ- | 1 |
63 | 21.11 | | Значение приставки ПРЕ- | 1 |
64 | 22.11 | | Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ- . Словарный диктант. | 1 |
65 | 23.11 | | Контрольный диктант по теме «Морфемика.Орфография.» | 1 |
66 | 23.11 | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
67 | 24.11 | | Соединительные О-Е в сложных словах | 1 |
68 | 25.11 | | Сложносокращенные слова | 1 |
69 70 | 28.11 29.11 | | Р.р.Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро». | 2 |
71 | 30.11 | | Морфемный и словообразовательный разбор слов | 1 |
-73 | 30.11 | | Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к к.р. | 1 |
74 | 01.12 | | Контрольная работа по теме «Словообразование» | 1 |
75 | 02.12 | | Работа над ошибками по итогам контрольной работы. | 1 |
76 | 05.12 | | МОРФОЛОГИЯ. Повторение изученного о морфологии | 1 |
77 | 06.12 | | Имя существительное как часть речи | 1 |
78 | 07.12 | | Падежные окончания имени существительного | 1 |
79 | 07.12 | | Р.р.Как писать письма | 1 |
80 | 08.12 | | Разносклоняемые имена существительные | 1 |
81 | 09.12 | | Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя | 1 |
82 | 12.12 | | Р.р.Как тебя зовут? Происхождение имен | 1 |
83 | 13.12 | | Несклоняемые имена существительные. | 1 |
84 | 14.12 | | Род несклоняемых имен существительных | 1 |
85 | 14.12 | | Род несклоняемых имен существительных | 1 |
86 | 15.12 | | Имена существительные общего рода | 1 |
87 | 16.12 | | Морфологический разбор существительных. | 1 |
88 89 | 19.12 20.12 | | Р.р.Сочинение-описание по личным наблюдениям | 2 |
90-91 | 21.12 21.12 | | НЕ с существительными. | 2 |
92 | 22.12 | | Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК. | 1 |
93 | 23.12 | | Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК | 1 |
94 | 26.12 | | Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК | 1 |
95 | 27.12 | | Гласные О-Е после шипящих. | 1 |
96 | 28.12 | | Повторение изученного материала по теме «Имя существительное» | 1 |
97 | 29.12 | | Итоговая контрольная работа за I полугодие. | 1 |
III четверть |
98 | 09.01 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 |
99 | 10.01 | | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Повторение изученного в 5 классе об имени прилагательном | 1 |
100 | 11.01 | | Прилагательное как часть речи | 1 |
101-102 | 11.01 12.01 | | Урок развития речи Сочинение-описание природы | 2 |
103 | 13.01 | | Степени сравнения имен прилагательных. | 1 |
104 | 16.01 | | Степени сравнения имен прилагательных | 1 |
105 | 17.01 | | Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные | 1 |
106 | 18.01 | | Относительные прилагательные | 1 |
107 | 18.01 | | Притяжательные прилагательные | 1 |
108 | 19.01 | | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
109 110 | 20.01 23.01 | | Урок развития речи. Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина | 2 |
111 | 24.01 | | Не с прилагательными. | 1 |
112 | 25.01 | | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | 1 |
113 | 25.01 | | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Тест | 1 |
114 | 26.01 | | Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных | 1 |
115 116 | 27.01 30.01 | | Урок развития речи. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | 2 |
117 | 31.01 | | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 1 |
118 | 01.02 | | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |
119 | 01.02 | | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Тест | 1 |
120 | 02.02 | | Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК | 1 |
121 | 03.02 | | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
122 | 06.02 | | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 |
123 | 07.02 | | Проверочный тест по теме «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
124 | 08.02 | | Контрольный диктант по теме «имя прилагательное» | 1 |
125 | 08.02 | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
126 | 09.02 | | Имя числительное как часть речи. | 1 |
127 | 10.02 | | Простые и составные числительные | 1 |
128 | 13.02 | | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 |
129 | 14.02 | | Порядковые числительные | 1 |
130 | 15.02 | | Разряды количественных числительных. | 1 |
131 | 15.02 | | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
132 | 16.02 | | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
133 | 17.02 | | Дробные числительные | 1 |
134 | 20.02 | | Склонение дробных числительных | 1 |
135 | 21.02 | | Собирательные числительные. | 1 |
136 | 22.02 | | Морфологический разбор имени числительного | 1 |
137 | 22.02 | | Повторение изученного материала по теме «Имя числительное». | 1 |
138 139 | 24.02 27.02 | | Урок развития речи. Публичное выступление на экологическую тему. | 2 |
140 | 28.02 | | Повторение изученного по теме «Имя числительное». | 1 |
141 | 01.03 | | Контрольный дикт. по теме «Имя числительное» | 1 |
142 | 01.03 | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
143 | 02.03 | | Местоимение как часть речи. | 1 |
144 | 06.03 | | Личные местоимения. | 1 |
145 | 07.03 | | Особенности склонения личных местоимений | 1 |
146 | 09.03 | | Возвратное местоимение. Словарный диктант. | 1 |
147 | 10.03 | | Р.Р.Рассказ по сюжетным картинкам | 1 |
148 | 13.03 | | Вопросительные местоимения | 1 |
149 | 14.03 | | Относительные местоимения | 1 |
150 | 15.03 | | Неопределенные местоимения | 1 |
151 | 15.03 | | Дефис в неопределенных местоимениях | 1 |
152 | 16.03 | | Отрицательные местоимения | 1 |
153 | 17.03 | | Отрицательные местоимения | 1 |
154 | 20.03 | | Отрицательные местоимения. Тест | 1 |
155 | 21.03 | | Притяжательные местоимения. | 1 |
156 | 22.03 | | Притяжательные местоимения | 1 |
157-158 | 22.03 | | Р.Р.Сочинение-рассуждение | 2 |
159 | 23.03 | | Указательные местоимения | 1 |
160 | 24.03 | | Указательные местоимения | 1 |
IV четверть |
161 | 03.04 | | Определительные местоимения | 1 |
162 | 04.04 | | Р.Р.Рассказ по воображению | 1 |
163 | 05.04 | | Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений | 1 |
164 165 | 05.04 06.04 | | Повторение изученного по теме «Местоимение». Подготовка к контрольному диктанту | 2 |
166 | 07.04 | | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 |
167 | 10.04 | | Анализ контрольного диктанта Работа над ошибками | 1 |
168 | 11.04 | | ГЛАГОЛ. Повторение изученного о глаголе | 1 |
169 | 12.04 | | Личные окончания глаголов. Спряжение глаголов | 1 |
170 | 12.04 | | Р.Р.Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением | 1 |
171 | 13.04 | | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
172 | 14.04 | | Глаголы переходные и непереходные | 1 |
173 | 17.04 | | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | 1 |
174 175 | 18.04 19.04 | | Р.Р. Сжатое изложение | 2 |
176 | 20.04 | | Условное наклонение | 1 |
177 | 21.04 | | Условное наклонение | 1 |
178 | 24.04 | | Повелительное наклонение | 1 |
179 | 25.04 | | Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | 1 |
180 | 26.04 | | Суффиксы глаголов повелительного наклонения | 1 |
181 | 26.04 | | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
182 | 27.04 | | Употребление наклонений глагола | 1 |
183 | 28.04 | | Употребление наклонений в речи | 1 |
184 | 01.05 | | Безличные глаголы | 1 |
185 | 02.05 | | РР. Безличные глаголы в текстах художественной литературы | 1 |
186 | 03.05 | | Морфологический разбор глагола | 1 |
187 188 | 03.05 04.05 | | Р.Р. Рассказ на основе услышанного | 2 |
189 | 05.05 | | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 |
190 | 08..05 | | Правописание гласных в глагольных суффиксах | 1 |
191 | 09.05. | | Правописание гласных в глагольных суффиксах | 1 |
192 | 10.05 | | Повторение изученного по теме «Глагол» | 1 |
193 | 10.05 | | Контрольное сжатое изложение | 1 |
194 | 11.05 | | Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному тестированию | 1 |
195 | 12.05 | | Комплексный диктант по теме «Глагол». | 1 |
196 | 15.05 | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО |
197 | 16.05 | | Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках | 1 |
198 | 17.05 | | Орфограммы в корне слова. Словарный диктант. | 1 |
199 | 17.05 | | Орфограммы в суффиксах и окончаниях | 1 |
200 | 18.05 | | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение | 1 |
201 202 | 19.05 22.05 | | Р.Р. Контрольное сочинение –рассуждение на самостоятельно выбранную тему. | 2 |
203 | 23.05 | | Лексика и фразеология. | 1 |
204 | 24.05 | | Словообразование. Морфемный разбор. | 1 |
205 | 24.05 | | Морфология. Имя существительное | 1 |
206 | 25.05 | | Имя прилагательное. Местоимение | 1 |
207 | 26.05 | | Имя числительное. Глагол | 1 |
208 | 29.05 | | Итоговая контрольная работа за год. | 1 |
209 | 30.05 | | Анализ контрольной работы.. Работа над ошибками | 1 |
210 | 31.05 | | Занимательный урок грамматики | 1 |
X. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Справочная
Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.
Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка/М.: Русский язык, 1997.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.
СD «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», 6 класс
Список литературы.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.
Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.
Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009
Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL:http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc
Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл
Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru
Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru
Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы(видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki