Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
директорМБОУ с зам.директора по УВР на заседании ШМО
«Александровская СОШ» _________ А.А.Борголова Протокол №__от
___________Т.В.Глушакова «__»_______2018 г
Руководитель ШМО
________Н.И.Яковлева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по счету
Класс: 5 «б»(обучение по АООП НОО обучающихся с умеренной умственной отсталостью)
Учитель: Шоболова Ульяна Ивановна
2018 – 19 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Счет» составлена на основе «Примерного положения о специальном коррекционном классе, группе и группе продленного дня для детей-инвалидов с глубокой умственной отсталостью», утвержденного Главным управлением социальной защиты населения администрации Иркутской области № 299 от 21.10.2003 года и Главным управлением общего и профессионального образования администрации Иркутской области приказом № 1324 от 07.10.2003 года. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 1-4 классах». В 2 ч. Ч 1/ сост.: Т.В. Баширова, С.М. Соколова Иркутский институт повышения квалификации работников образования. - Иркутск, 2011 год.
Рабочая программа согласно школьного учебного плана рассчитана на 170 уч. ч в год (5 часов в неделю).
Целью курса математики является подготовка учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Программа предполагает решение следующих задач:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Планируемые предметные результаты
должны знать:
-счет в пределах 20;
-счет группами по 2 и по 5;
-десятичный состав числа;
-сложение и вычитание в пределах 20;
должны уметь:
-работать со счетами;
-решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
-чертить прямоугольники при помощи линейки;
-ориентироваться в мерах стоимости;
-ориентироваться в мерах времени.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Сравнение двух групп множеств предметов, объемных или плоскостных моделей путем пересчета
Вырезание кружков, полосок, квадратов в количестве, соответствующем заданию учителя или результатам пересчета предметов предъявленного множества
Решение задач-драматизаций и задач-иллюстраций с открытым результатом на сложение и вычитание в пределах пяти-семи
Наблюдение за преобразованием количества, производимого учителем, называние сопряженно или отраженно производимых действий
Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов проверки (приложение и наложение).
Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающихся по весу.
Выделение длины (длинные и короткие предметы).
Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов проверки (приложение и наложение).
Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающихся по весу.
Выделение длины (длинные и короткие предметы).
Определение частей суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками, стихотворениями, потешками и песенками.
Представление о форме
Пространственные тела и геометрические фигуры: шар, круг
Геометрическая фигура: овал
Пространственные тела и геометрические фигуры: куб, квадрат
Конструирование
Конструирование фигур из палочек
Конструирование по объемному образцу – ворота (из 5 деталей)
Конструирование фигур из строительного материала по словесной инструкции – ворота (5 деталей)
Конструирование знаков дорожного движения из геометрических фигур
Представление о величине
Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам
Раскрашивание изображений объектов различной формы и величины
Штриховка изображений объектов различной величины
Количественные представления (12 часов)
Количественные представления: числа и цифры 1,2,3,4,5
Состав числа 2,3,4,5,
Количественные представления: числа и цифры 2,3,4,5
Сравнение чисел 1, 2, 3,4,5
Состав числа 1,2,3,4,5
Решение примеров на сложение в пределах 2,3,4,5
Решение примеров на вычитание в пределах 2,3,4,5
Пространственные представления (6 часов)
Обводка руки учителя, учащегося карандашом соотнесение руки с её контурным изображением.
Игровые упражнения на закрепление навыка перемещения в пространстве, изменения положения тела.
Игровые импровизации под музыку.
Игровые упражнения на перемещение игровых персонажей в пространстве класса.
Временные представления
Закрепление признаков лета и осени
Знакомство с календарем погоды
Представление и форме
Выбор предметов, имеющих чётко выраженную геометрическую форму
Лепка пространственных фигур из пластилина
Конструирование
Конструирование фигур из палочек
Конструирование по объемному образцу – мост (из 5 деталей)
Конструирование фигур из строительного материала по словесной инструкции – мост (5 деталей)
Представление о величине
Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам
Обводка изображений объектов различной величины по трафаретам
Количественные представления
Количественные представления: числа и цифры 0
Сравнение чисел от 6 до 9
Состав чисел в пределах 6,7
Количественные представления: числа и цифры 6,7,8,9
Сравнение чисел от 0 до 9
Состав чисел в пределах 8,9
Решение примеров в пределах 8,9
Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах ,8,9»
Решение арифметических задач – иллюстраций на наглядном материале в пределах 6,7,8,9
Пространственные представления
Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха»
Графический диктант: «В мире животных»
Временные представления
Закрепление признаков зимы
Составление коллажа на сравнение основных признаков времен года: осень и зима
3 четверть 50 часов
Представление и форме (6 часов)
Знакомство с геометрической фигурой – многоугольник (прямоугольник)
Рисование фигур по трафаретам и опорным точкам
Группировка предметов по форме
Конструирование
Конструирование фигур из палочек
Игровые упражнения с разрезными картинками с использованием образца
Постройка по образцу из строительного материала с последующим анализом работы – башенка
Постройка по словесной инструкции из строительного материала с последующим анализом работы – башенка
Представление о величине
Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам
Рисование изображений объектов различной величины по опорным точкам
Сравнение предметов с помощью руки (кисть, от кисти до локтя), ноги (стопа)
Количественные представления
Количественные представления: числа и цифры от 0 до 10
Состав чисел в пределах 10
Решение примеров на сложение в пределах 10
Решение примеров на сложение в пределах 10
Решение примеров в пределах 10
Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 10»
Решение арифметических задач (на сложение) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 10
Решение арифметических задач (на вычитание) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 10
Решение арифметических задач– иллюстраций на наглядном материале в пределах 10
Обобщающий урок: «Решение задач»
Пространственные представления
Выполнение действий в виде указательных жестов и словесных пояснений.
Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха»
Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха»
Графический диктант: «В мире предметов»
Графический диктант: «В мире предметов»
Временные представления
Наблюдение за подготовке к весне на школьной территории.
Составление коллажа на закрепление признаков зимы и весны
Составление коллажа на закрепление признаков зимы и весны
Представление и форме
Знакомство с пространственным телом – прямоугольная призма (брусок)
Соотнесение плоскостных и объемных форм
Конструирование
Конструирование фигур из палочек
Знакомство с палочками Кюинзенера. Сравнение палочек по цвету и величине.
Элементарное конструирование из палочек Кюинзенера.
Представление о величине
Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам
Сравнение предметов по величине различными способами.
Количественные представления
Количественные представления: числа и цифры 20
Сравнение чисел от 10 до 20
Состав чисел в пределах 20
Решение примеров на сложение в пределах 20
Решение примеров на вычитание в пределах 20
Решение примеров в пределах 20
Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 20
Решение арифметических задач (на сложение) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 20
Решение арифметических задач (на вычитание) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 20
Решение арифметических задач– иллюстраций на наглядном материале в пределах 20
Обобщающий урок: «Решение задач»
Пространственные представления
Выполнение действий в виде указательных жестов и словесных пояснений.
Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха»
Графический диктант: «Дикие и домашние животные»
Временные представление
Закрепление признаков лета
Просмотр фильмов о природе в разное время года
Календарно – тематический план
№ п/п | Тема урока | Примерная дата проведения | Примечание (изменения) |
I четверть 40 часов Повторение (11 часов) |
1 | Сравнение двух групп множеств предметов, объемных или плоскостных моделей путем пересчета | | |
2 | Вырезание кружков, полосок, квадратов в количестве, соответствующем заданию учителя или результатам пересчета предметов предъявленного множества | | |
3 | Решение задач-драматизаций и задач-иллюстраций с открытым результатом на сложение и вычитание в пределах пяти-семи | | |
4 | Наблюдение за преобразованием количества, производимого учителем, называние сопряженно или отраженно производимых действий | | |
5 | Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов проверки (приложение и наложение). | | |
6 | Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающихся по весу. | | |
7 | Выделение длины (длинные и короткие предметы). | | |
8 | Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов проверки (приложение и наложение). | | |
9 | Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающихся по весу. | | |
10 | Выделение длины (длинные и короткие предметы). | | |
11 | Определение частей суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками, стихотворениями, потешками и песенками. | | |
Представление о форме (3 часа) |
12 | Пространственные тела и геометрические фигуры: шар, круг | | |
13 | Геометрическая фигура: овал | | |
14 | Пространственные тела и геометрические фигуры: куб, квадрат | | |
Конструирование (7 часов) |
15-16 | Конструирование фигур из палочек | | |
17-18 | Конструирование по объемному образцу – ворота (из 5 деталей) | | |
19 | Конструирование фигур из строительного материала по словесной инструкции – ворота (5 деталей) | | |
20-21 | Конструирование знаков дорожного движения из геометрических фигур | | |
Представление о величине (6 часов) |
22-23 | Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам | | |
24-25 | Раскрашивание изображений объектов различной формы и величины | | |
26-27 | Штриховка изображений объектов различной величины | | |
| Количественные представления (12 часов) | | |
28-29 | Количественные представления: числа и цифры 1,2,3,4,5 | | |
30 | Состав числа 2,3,4,5, | | |
32 | Количественные представления: числа и цифры 2,3,4,5 | | |
33 | Сравнение чисел 1, 2, 3,4,5 | | |
34 | Состав числа 1,2,3,4,5 | | |
35-36 | Решение примеров на сложение в пределах 2,3,4,5 | | |
37-38 | Решение примеров на вычитание в пределах 2,3,4,5 | | |
39 | Контрольная работа по итогам I четверти | | |
40 | Работа над ошибками | | |
2 четверть (40 часов) Пространственные представления (6 часов) |
1-2 | Обводка руки учителя, учащегося карандашом соотнесение руки с её контурным изображением. | | |
3-4 | Игровые упражнения на закрепление навыка перемещения в пространстве, изменения положения тела. | | |
5 | Игровые импровизации под музыку. | | |
6 | Игровые упражнения на перемещение игровых персонажей в пространстве класса. | | |
Временные представления (3 часа) |
7-8 | Закрепление признаков лета и осени | | |
9 | Знакомство с календарем погоды | | |
Представление и форме (3 часа) |
10 | Выбор предметов, имеющих чётко выраженную геометрическую форму | | |
11-12 | Лепка пространственных фигур из пластилина | | |
Конструирование (3 часа) |
13 | Конструирование фигур из палочек | | |
14 | Конструирование по объемному образцу – мост (из 5 деталей) | | |
15 | Конструирование фигур из строительного материала по словесной инструкции – мост (5 деталей) | | |
Представление о величине (2 часа) |
16 | Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам | | |
17 | Обводка изображений объектов различной величины по трафаретам | | |
Количественные представления (14 часов) |
18 | Количественные представления: числа и цифры 0 | | |
19 | Сравнение чисел от 6 до 9 | | |
20 | Состав чисел в пределах 6,7 | | |
21 | Количественные представления: числа и цифры 6,7,8,9 | | |
22-23 | Сравнение чисел от 0 до 9 | | |
24 | Состав чисел в пределах 8,9 | | |
25-26 | Решение примеров в пределах 8,9 | | |
27-28 | Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах ,8,9» | | |
29-30 | Решение арифметических задач – иллюстраций на наглядном материале в пределах 6,7,8,9 | | |
31 | Контрольная работа по итогам II четверти | | |
32 | Работа над ошибками | | |
Пространственные представления (2 часа) |
33-34 | Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха» | | |
35-36 | Графический диктант: «В мире животных» | | |
Временные представления (3 часа) |
37-38 | Закрепление признаков зимы | | |
39-40 | Составление коллажа на сравнение основных признаков времен года: осень и зима | | |
3 четверть 50 часов Представление и форме (6 часов) |
1-2 | Знакомство с геометрической фигурой – многоугольник (прямоугольник) | | |
3-4 | Рисование фигур по трафаретам и опорным точкам | | |
5-6 | Группировка предметов по форме | | |
Конструирование (8 часов) |
7-8 | Конструирование фигур из палочек | | |
9-10 | Игровые упражнения с разрезными картинками с использованием образца | | |
11-12 | Постройка по образцу из строительного материала с последующим анализом работы – башенка | | |
13-14 | Постройка по словесной инструкции из строительного материала с последующим анализом работы – башенка | | |
| Представление о величине (6 часов) | | |
15-16 | Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам | | |
17-18 | Рисование изображений объектов различной величины по опорным точкам | | |
19-20 | Сравнение предметов с помощью руки (кисть, от кисти до локтя), ноги (стопа) | | |
Количественные представления (21 часов) |
21-22 | Количественные представления: числа и цифры от 0 до 10 | | |
23-24 | Состав чисел в пределах 10 | | |
25-26 | Решение примеров на сложение в пределах 10 | | |
27-28 | Решение примеров на сложение в пределах 10 | | |
29-30 | Решение примеров в пределах 10 | | |
31-32 | Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 10» | | |
33-34 | Решение арифметических задач (на сложение) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 10 | | |
35-36 | Решение арифметических задач (на вычитание) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 10 | | |
37-38 | Решение арифметических задач– иллюстраций на наглядном материале в пределах 10 | | |
39 | Обобщающий урок: «Решение задач» | | |
40 | Контрольная работа по итогам III четверти | | |
41 | Работа над ошибками | | |
Пространственные представления (5 часов) |
42 | Выполнение действий в виде указательных жестов и словесных пояснений. | | |
43 | Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха» | | |
44 | Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха» | | |
45 | Графический диктант: «В мире предметов» | | |
46 | Графический диктант: «В мире предметов» | | |
Временные представления (4 часа) |
47 | Наблюдение за подготовке к весне на школьной территории. | | |
48-49 | Составление коллажа на закрепление признаков зимы и весны | | |
50 | Составление коллажа на закрепление признаков зимы и весны | | |
4 четверть 40 часов |
| Представление и форме (4 часа) | | |
1-2 | Знакомство с пространственным телом – прямоугольная призма (брусок) | | |
3-4 | Соотнесение плоскостных и объемных форм | | |
| Конструирование (6 часов) | | |
5-6 | Конструирование фигур из палочек | | |
7-8 | Знакомство с палочками Кюинзенера. Сравнение палочек по цвету и величине. | | |
9-10 | Элементарное конструирование из палочек Кюинзенера. | | |
| Представление о величине (4 часа) | | |
11-12 | Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам | | |
13-14 | Сравнение предметов по величине различными способами. | | |
| Количественные представления (21 часа) | | |
15-16 | Количественные представления: числа и цифры 20 | | |
17-18 | Сравнение чисел от 10 до 20 | | |
19-20 | Состав чисел в пределах 20 | | |
21-22 | Решение примеров на сложение в пределах 20 | | |
23-24 | Решение примеров на вычитание в пределах 20 | | |
25-26 | Решение примеров в пределах 20 | | |
27 | Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 20 | | |
28-29 | Решение арифметических задач (на сложение) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 20 | | |
30 | Решение арифметических задач (на вычитание) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 20 | | |
31 | Решение арифметических задач– иллюстраций на наглядном материале в пределах 20 | | |
32-33 | Обобщающий урок: «Решение задач» | | |
34 | Контрольная работа по итогам IV четверти | | |
35 | Работа над ошибками | | |
Пространственные представления (3 часа) |
36 | Выполнение действий в виде указательных жестов и словесных пояснений. | | |
37 | Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха» | | |
38 | Графический диктант: «Дикие и домашние животные» | | |
| Временные представления (2 часа) | | |
38-39 | Закрепление признаков лета | | |
40 | Просмотр фильмов о природе в разное время года | | |