СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по спецкурсу Деловой русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по спецкурсу Деловой русский язык»



Пояснительная записка


Спецкурс «Деловой русский язык» разработан на основе Примерных программ по русскому языку, требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы. Он складывается из следующих тематических разделов:

    1. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

    2. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

    3. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности официально-делового языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; официально-деловой стиль.

В соответствии с тремя функциями, присущими учебной деятельности: информационно-ориентировочной, операционно-исполнительной и контрольно-коррекционной, - в качестве приоритетных выделяются три блока умений:

  1. Воспринимать учебный материал: наблюдение, слушание, чтение.

  2. Классификации и обобщения.

  3. Самоконтроль.

Основные задачи курса:

  • закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;

  • формирование языковых, социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста (виды общения, вербальные и невербальные средства коммуникации);

  • развитие речевого мастерства для подготовки к профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.);

  • повышение культуры деловой речи и уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;

  • совершенствование общеучебных интеллектуальных, информационных умений и навыков в области деловой речи и делового общения;

  • формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды речи).

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю): 34 часа в 9 классе и 34 часа в 11 классе


Рабочая программа курса имеет следующие цели обучения:

  • обучить навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения;

  • раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях (прежде всего в официально деловой речи);

  • повысить общую речевую культуру;

  • дать представление о нормах устной и письменной деловой речи;

  • расширить активный словарный запас учащихся;

  • показать значение специальной лексики, фразеологии, используемой в официально-деловом стиле

Учебно-методический комплекс по курсу делового русского языка нацелен также на формирование и развитие у будущего специалиста – участника профессионального общения – комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта а профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности

Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также и развитыми социально-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности.

Для будущего специалиста имеет значение:

  • социально-коммуникативная компетенция (проявляется в способности участников совместной деятельности посредством языка и социокультурных знаний устанавливать межличностную коммуникацию для достижения конкретных задач – публичное выступление с научным докладом, презентация и т.д.);

  • профессионально-деловая компетенция (представляет собой умение посредством языка, предметных и социокультурных знаний организовать и оптимизировать тот или иной вид профессионально-делового взаимодействия личностей).

Образовательные результаты программы

Предполагается, что, усвоив программу курса «Деловой русский язык», учащиеся будут иметь опыт:

  • говорить и писать, владея навыками деловой речи;

  • уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении;

  • уметь подобрать необходимую литературу на определенную тему;

  • знать организацию речи в соответствии с видом и ситуацией общения, правила речевого этикета;

  • усвоить нормы делового письменного и устного языка, средства создания деловой письменной и устной речи;

  • следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

  • определять цель и понимать ситуацию общения;

  • учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

  • прогнозировать развитие диалога, реакции собеседника;

  • направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

  • трансформировать вербальный и невербальный материал в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владеть основными видами публичных выступлений (дискуссии, дебаты, полемика и т.д.);

  • осмысливать цель чтения, находить нужную информацию по заданной теме, свободно ориентироваться и воспринимать тексты официально-делового стиля;

  • развить способность задавать содержательные вопросы касательно курса делового русского языка.






Формы организации занятий и контроля за знаниями учащихся

Основной единицей учебной работы является теоретико-практическое занятие. Предлагается следующий баланс времени на освоение материала:

30-40 % времени – на освоение теоретического материала; 70-60 % времени – на выполнение практических заданий, тренингов, деловых и ролевых игр, практикумов. Для формирования практических навыков и умений введена система обучающих игр (имитационных, поисковых, исследовательских).

промежуточный и итоговый контроль проводится в различной форме: «Портфель курса», эссе, различные творческие задания, тесты с использованием техники множественного выбора, открытые тестовые задания, тесты на установление соответствия, исключения лишнего и т.д.
































ОУН по спецкурсу «Деловой русский язык» в 9, 11 классах



Раздел

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности


1

1. Деловая коммуникация


коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

2

2. Устное и письменное деловое общение


коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

3

3. Официально-деловой стиль. Жанры деловой речи


коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

4

4. Нормы деловой речи


коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).















Календарно-тематическое планирование уроков спецкурса «Деловой русский язык» в 9 классе



п/п


Дата, план/факт


Тема, тип урока, форма проведения


Элемент содержания


Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная деятельность

Домашнее задание

Средства обучения

Иметь представление

Знать


Уметь, иметь опыт, применять на практике

Вид


Форма



демонстрации

Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Деловая коммуникация

1



2


3

06.09



13.09


20.09



Деловое общение: устное – письменное. Диалогическое - монологическое. Межличностное - публичное.

Теоретико-практические занятия

Деловое общение

Иметь представление о видах делового общения

Знать виды делового общения


Уметь различать виды общения

текущий

тест

Эссе, реферат (тема на выбор)



4


5


27.09


04.10



Особенности деловой речи: Диалог. Монолог. Полилог. Дистантное общение

Теоретико-практические занятия

Особенности деловой речи

Иметь представление об особенностях деловой речи

Знать виды деловой речи


Уметь моделировать речевые ситуации в зависимости от особенностей деловой речи


Ролевая игра

Эссе, сообщение, реферат (тема на выбор)




6


7


8



11.10


18.10


25.10





Письменная и устная деловая речь. Организационно-распорядительная документация. Реклама. Деловые бумаги.


Теоретико-практические занятия

Жанровые разновидности письменного и устного общения

Иметь представление о жанровых разновидностях письменного и устного делового общения

Знать жанровые особенности устного и письменного делового общения


Уметь создавать различные виды письменной деловой речи

текущий

тест

Эссе, сообщение, реферат (тема на выбор)



9



10






11



01.11




08.11







15.11



Формы и культура деловой коммуникации:

Деловая беседа. Структура деловой беседы: 1) начало; 2) передача информации; 3) аргументирование; 4) опровержение доводов собеседника; 5) принятие решений. Деловая беседа по телефону

Теоретико-практические занятия

Формы и культура деловой коммуникации:

Деловая беседа. Структура деловой беседы

Иметь представление о структуре деловой беседы

Знать структуру деловой беседы


Уметь вести деловую беседу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к деловой беседе


Ролевая игра

Эссе, сообщение, реферат (тема на выбор)




12

13


14


22.11


29.11


06.12


Деловое совещание:

Тема. Цель. Перечень обсуждаемых вопросов. Время начала и окончания совещания. Место проведения.

Практическ. занятие по изученному

Деловое совещание

Иметь представление о структуре делового совещания

Знать требования, предъявляемые к структуре делового совещания


Уметь моделировать и проводить деловое совещание


Ролевая игра

Эссе, сообщение, реферат (тема на выбор)




15


16

17



13.12


20.12

27.12


Пресс-конференция:

Структура пресс-конфе-ренции. Программа. Представление выступающих.

Теоретико-практические занятия

Пресс-конференция:

Структура пресс-конференции. Правила проведения пресс-конференции

Иметь представление о структуре и правилах проведения пресс-конференции

Знать структуру и правила проведения пресс-конференции

Уметь моделировать и проводить пресс-конференцию


Ролевая игра

Эссе, сообщение, реферат (тема на выбор)




18


19





10.01



17.01


Инновационные формы делового общения:

Презентация. Брифинг. Выставка и ярмарка товаров

Теоретико-практические занятия

Инновационные формы делового общения:

Презентация. «Круглый стол». Собрание акционеров. Брифинг. Выставка и ярмарка товаров


Иметь представление об инновационных формах делового общения

Знать требо-вания к про-ведению пре-зентации, «кр. стола», выс-тавки и ярмарки товаров

Уметь моделировать речевые ситуации в зависимости от требований деловой речи


Ролевая игра

Эссе, сообщение, реферат (тема на выбор)




20

21



24.01


31.01




Традиционные жанры деловой коммуникации:

Публичные речи. Интер-вью. Комментарий.

Теоретико-практические занятия

Публичные речи. Интервью. Комментарий.

Иметь пред-ставление о традицион-ных жанрах деловой ком-муникации

Знать требования к публичной речи


Уметь моделировать речевые ситуации


Ролевая игра

Эссе, сообщение, реферат (тема на выбор)



22

23


24







07.02



Специфические жанры деловой коммуникации:

Спор. Полемика

Теоретико-практические занятия

Спор. Полемика


Иметь пред-ставление о специфических жанрах деловой коммуникации

Знать требования к проведению спора, полемики


Уметь моделировать речевые ситуации в зависимости от требований деловой речи


Ролевая игра

Эссе, сообщение, реферат (тема на выбор)




25

26





Специфические жанры деловой коммуникации: Групповая дискуссия. Прения

Теоретико-практические занятия

Групповая дискуссия. Прения


Иметь представление о специфических жанрах деловой коммуникации

Знать требования к проведению групповых дискуссий, прений


Уметь моделировать речевые ситуации в зависимости от требований деловой речи


Ролевая игра

«Портфолио»



2. Устное и письменное деловое общение

27


28





Деловой этикет: Деловая этика. Виды этикета. Воинский этикет. Дипло-матический этикет. Цер-ковный (православный) этикет. Светский этикет. Служебный (деловой) этикет. Сетикет

Теоретико-практические занятия

Деловая этика. Виды этикета. Воинский этикет. Дипломатический этикет. Церковный (православный) этикет. Светский этикет. Служебный (деловой) этикет. Сетикет


Иметь представление о деловом этикете

Знать отличительные особенности разных видов делового этикета


Уметь моделировать речевые ситуации в зависимости от требований деловой речи


Ролевая игра

Эссе, сообщение, реферат (тема на выбор)



29


30




Этикетная формула. Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложе-ние. Приглашение

Теоретико-практические занятия

Этикетная формула. Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение

Иметь представление об этикетных формулах

Знать этикет-ные формулы приветствия, просьбы, извинения, предложения, приглашения

Уметь моделировать речевые ситуации в зависимости от требований деловой речи


Ролевая игра


Эссе, сообщение, реферат (тема на выбор)




31


32





Риторика – часть культуры делового общения: Эмоциональ-ность речи. Метафора. Ирония. Парадокс. Намек. Градация. Виды вопросов, употребляемых в деловом взаимодействии

Теоретико-практические занятия

Эмоциональность речи. Метафора. Ирония. Парадокс. Намек. Градация.

Иметь представление о видах вопросов, употребляемых в деловом взаимодействии

Знать, что входит в эмоциональность речи


Уметь моделировать речевые ситуации в зависимости от требований деловой речи

текущий

тест

Эссе, сообщение, реферат (тема на выбор)





33




Паралингвистика

Теоретико-практические занятия

Паралингвистика


Иметь представление о паралингвистических средствах

Знать перечень паралингвистических средств


Уметь моделировать речевые ситуации в зависимости от требований деловой речи

текущий

тест

Эссе, сообщение, реферат (тема на выбор)



34


Невербальная коммуникация

Теоретико-практические занятия

Невербальная коммуникация


Иметь представление способах невербальной коммуникации

Знать перечень невербальных средств коммуникации


Уметь моделировать речевые ситуации в зависимости от требований деловой речи


Ролевая игра

Эссе, сообщение, реферат (тема на выбор)




Календарно-тематическое планирование уроков спецкурса «Деловой русский язык» в 11 классе



п/п


Дата, план/факт


Тема, тип урока, форма проведения


Элемент содержания


Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная деятельность

Домашнее задание

Средства обучения

Иметь представление

Знать


Уметь, иметь опыт, применять на практике

Вид


Форма



*

демонстра-

ции

*

Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3. Официально-деловой стиль. Жанры деловой речи (продолжение)

1


2

3


04.09



11.09

18.09


Официально-деловой стиль как язык документов. Трафарет. Анкета. Таблица

Теоретико-практическое занятие

Официально-деловой стиль как язык документов. Трафарет. Анкета. Таблица


Иметь представление об официально-деловом стиле

Знать характерные черты официально-делового стиля4 требования к оформлению отдельных видов документов


Уметь вести организационно-распорядительную документацию

текущий

Ролевая игра «Канцелярит – за и против»

Найти в периодике 2-3 официальных документа.



4


5


25.09



02.10


Язык деловой переписки. Жанры письменной деловой речи. Этикетные тексты

Теоретико-практическое занятие

Язык деловой переписки. Жанры письменной деловой речи


Иметь представление об языковых требованиях к документам делопроизводства

Знать жанровые особенности письменной деловой речи


Уметь пользоваться языком деловой переписки при составлении документов



Составить этикетный текст (поздравление, соболезнование, благодарность)



6


7


8




09.10


16.10



23.10





Деловые письма. Виды деловых писем. Благодарственное пись-мо. Письмо-напомина-ние, приглашение.

Регламентированные письма.

Функциональные признаки деловых писем.

Теоретико-практическое занятие

Деловые письма. Виды деловых писем


Иметь представление о видах деловых писем

Знать функциональные признаки деловых писем


Уметь составлять регламентированные и нерегламентированные деловые письма

Итоговый по разделу

Портфолио «Частные особенности деловых бумаг», «Элементы речевого этикета в деловой переписке»

Составить различные виды деловых писем: письмо-напоминание, письмо-приглашение, благодарственное письмо, сопроводительное письмо и пр.



4. Нормы деловой речи

9


10


11


30.10


13.11



20.11


Языковые аспекты официально-делового стиля. Речевые штампы. Словесные формулы. Общелитературная и стилевая норма.

Теоретико-практическое занятие

Языковые аспекты официально-делового стиля.


Иметь представление о разновидностях и особенностях официально-делового стиля

Знать отличительные черты делового стиля


Уметь использовать речевые штампы, словесные формулы



Повторить понятия «общелитературная и стилевая норма»



12


13


27.11



04.12



Лексические нормы деловой речи. Паронимы. Плеоназм. Тавтология.

Теоретико-практическое занятие






Лексические нормы деловой речи


Иметь представление о лексических нормах деловой речи

Знать, что такое паронимы, плеоназм, тавтология


Уметь исправлять и объяснять лексические ошибки в текстах деловой переписки

Текущий



Лабораторная работа

Семинар по теме «Лексические нормы деловой речи»

Упр. 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 Практикума



14


15


16


11.12


18.12



25.12


Фразеология деловой речи, Фразеологические единицы. Фразеология в устной речи.

Теоретико-практическое занятие

Фразеология деловой речи


Иметь представление о фразеологии деловой речи

Знать перечень основных фразеологических единиц деловой речи


Уметь использовать в письменной и устной форме характерные для деловой речи фразеологические единицы


Текущий



Лабораторная работа


Правила употребления фразеологизмов




17

18

19


15.01


Грамматические особенности письменной деловой речи.


Теоретико-практическое занятие

Грамматические особенности письменной деловой речи


Иметь представление о грамматике письменной деловой речи

Знать особенности письменной деловой речи


Уметь грамматически верно составлять деловые документы

Текущий





Составить таблицу «Грамматические особенности письмен.деловой речи»



20

21

22

23





Деловая диалогическая речь. Нарушение норм устной деловой речи. Грамматические особенности устной деловой речи


Теоретико-практическое занятие

Деловая диалогическая речь.

Нарушение норм устной деловой речи.

Грамматические особенности устной деловой речи


Иметь представление о грамматических особенностях устной деловой речи

Знать особенности

деловой диалогической речи; причины

нарушения норм устной деловой речи

Уметь правильно вести диалог, используя нормы устной деловой речи



Подготовиться к лаб. работе



24

25

26



Синтаксис письменной деловой речи. Синтаксические особенности речи. Нарушение норм письменной речи. Типичные синтаксические конструкции.

Теоретико-практическое занятие

Синтаксические особенности письменной деловой речи


Иметь представление о синтаксических особенностях письменной деловой речи

Знать типичные синтаксические конструкции письменной деловой речи


Уметь составлять деловой текст, используя типовые синтаксические конструкции письменной деловой речи

Текущий



Лабораторная работа


Составить таблицу «Синтаксические особенности письменной деловой речи»



27

28

29



Синтаксис устной деловой речи. Конструкции устной деловой речи. Диалоговая речь. Типовые синтаксические конструкции.

Теоретико-практическое занятие

Синтаксис устной деловой речи


Иметь представление о грамматических особенностях устной деловой речи

Знать типичные синтаксические конструкции устной деловой речи



Уметь строить диалог, используя типовые синтаксические конструкции устной деловой речи



Подготовиться к лаб. работе



30

31



Фонетические нормы деловой речи. Деловой диалог. Фонетические нормы речи.


Теоретико-практическое занятие

Фонетические нормы деловой речи


Иметь представление о фонетических нормах деловой речи

Знать фонетические нормы деловой речи


Уметь стоить деловой диалог согласно фонетическим нормам деловой речи

Текущий




Подготовить деловой диалог, продемонстрировав фонетич. нормы речи



32

33

34


Итоговая работа.

Фонационные средства. Деловой диалог. Фонационные средства устной деловой речи

Фонационные средства устной деловой речи


Иметь представление о фонационных средствах устной деловой речи

Знать фонетические нормы деловой речи


Уметь стоить деловой диалог согласно фонетическим нормам деловой речи



Подготовить диалог, продемонстрировав фонацион. средства речи





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!