Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сизовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ____________/ Е.П Голоднюк. Протокол заседания МО От 28 августа 2019 г. № 4 | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Сизовская средняя школа» _____________/Е.Н. Емельянова 29 августа 2019 г. | | УТВЕРЖДЕНО Приказ от 30 августа 2019 г. №165 Директор МБОУ «Сизовская средняя школа» _______________ /Т.И. Гащиц |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: «Основы светской этики»
Учитель: Сулим Галина Валентиновна
Класс: 4
Срок реализации: 1 год
Количество часов:
Всего: 34 ч.; в неделю: 1 ч.
с.Сизовка, 2019г.
Программа разработана на основе авторской программы по модулю Основы светской этики Шемшуриной А И в соответствии
с требованиями ФГОС начального общего образования
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
К концу обучения по данному курсу школьник должен:
*приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
*получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
*получить опыт самостоятельного общественного действия..
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики –экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
5.1. Требования к уровню подготовки обучающихся по модулю «Основы светской этики»
Личностные результаты:
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России, Крыма, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального общества ;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
2. Содержание учебного предмета
Этика-наука о нравственной жизни человека[1ч]
Этика общения [4 ч]
Добрым жить на свете веселей.Правила общения для всех.От добрых правил -добрые слова и поступки. Каждый интересен
Этикет [4 ч]
Премудрости этикета.Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.
Этика человеческих отношений[4 ч]
В развитии добрых чувств- творение души.Природа- волшебные двери к добру и доверию.Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей ю
Этика отношений в коллективе[4 ч ]
Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Итоговое творческое сочинение Скажи себе сам.
Посеешь поступок- пожнешь характер.[4 ч ]
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи...
Простые нравственные истины[4 ч ]
Жизнь священна. Человек рожден для добра.Милосердие-закон жизни.Жить во благо себе и другим
Душа обязана трудиться.[4ч]
Следовать нравственой установки.Достойно жить среди людей.Уметь понять и простить.Простая этика поступков.
Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения.Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой 'со'.
Судьба и Родина едины[4 ч ]
С чего начинается Родина...В тебе рождается патриот и гражданин.Человек-чело века. Слово,обращенное к себе.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
| Вводный урок. Этика – наука о нравственной жизни человека. | | 1 |
1 | Этика общения. | 4 | 4 |
2. | Этикет. | 4 | 4 |
3. | Этика человеческих отношений . | 4 | 4 |
4. | Этика отношений в коллективе. | 4 | 3 |
5. | Простые нравственные истины. | 4 | 5 |
6. | Душа обязана трудиться. | 4 | 4 |
7. | Посеешь поступок – пожнёшь характер. | 4 | 4 |
8. | Судьба и Родина едины. | 4 | 5 |
| Повторение | 2 | - |
| ИТОГО: | 34 | 34 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сизовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ____________/ Е.П Голоднюк. Протокол заседания МО От 28 августа 2019 г. № 4 | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Сизовская средняя школа» _____________/Е.Н. Емельянова 29 августа 2019 г. | | УТВЕРЖДЕНО Приказ от 30 августа 2019 г. №165 Директор МБОУ «Сизовская средняя школа» _______________ /Т.И. Гащиц |
Календарно-тематическое планирование
Предмет: __Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: «Основы светской этики»
Учитель : Сулим Галина Валентиновна
Класс: 4
2019/2020 учебный год
Количество часов:
Всего___34___ч.; в неделю _1___ ч.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по основам светской этики для 4 класса разработанной, Сулим Г.В. утвержденной приказом директора МБОУ Сизовская средняя школа от 30 августа 2019 г. № 165
Сизовка, 2019г.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
п\п | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата | ИКТ , |
П | Ф | оборудование |
1. | Как работать с учебником. Этика – наука о нравственной жизни человека. | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать | | | |
| ЭТИКА ОБЩЕНИЯ | 4 | | | |
2. | Добрым жить на белом свете веселей. | 1 | | | |
3 | Правила общения для всех. | 1 | | | |
4. | От добрых правил – добрые слова и поступки. | 1 | | | |
5. | Каждый интересен. | 1 | | | |
| ЭТИКЕТ | 4 | | | |
6. | Премудрости этикета. | 1 | | | |
7. | Красота этикета. | 1 | | | |
8. | Простые школьные и домашние правила этикета. | 1 | для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали. Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам (теме). |
9. | Чистый ручеек нашей речи. | 1 | | | |
| ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ | 4 | | | |
10. | В развитии добрых чувств – творение души. | 1 | | | |
11. | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | 1 | | | |
12. | Чувство Родины. | 1 | | | |
13 | Жизнь протекает среди людей. | 1 | | | |
| ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ | 4 | | | |
14. | Чтобы быть коллективом. | 1 | | | |
15. | Коллектив начинается с меня. | 1 | | | |
16. | Мой класс – мои друзья. | 1 | | | |
17 | Итоговое сочинение «Скажи себе сам” | 1 | | | |
| ПРОСТЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ИСТИНЫ | 5 | | | |
18. | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 1 | | | |
19. | Жизнь священна. | 1. | | | |
20. | Человек рождён для добра. | 1 | | | |
21. | Милосердие – закон жизни. | 1 | | | |
22 | Жить во благо себе и другим. | 1 | | | |
| ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ | 4 | | | |
23 | Следовать нравственной установке | 1 | | | |
24 | Достойно жить среди людей. | 1 | | | |
25 | Уметь понять и простить. | 1 | | | |
26 | Простая этика поступков. | 1 | | | |
| ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК – ПОЖНЁШЬ ХАРАКТЕР | 4 | | | |
27 | Общение и источники преодоления обид. | 1 | | | |
28 | Ростки нравственного опыта поведения | 1 | | | |
29 | Доброте сопутствует терпение. | 1 | | | |
30 | Действия с приставкой «со» | 1 | | | |
| СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ | 4 | | | |
31 | С чего начинается Родина | 1 | | | |
32 | В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 | | | |
33 | Человек – чело века. | 1 | | | |
34 | .Слово, обращённое к себе | 1 | | | |
| | | | | |
Предмет оценивается вербально. Учащиеся самостоятельно проверяют себя и оценивают.