РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
2 КЛАСС
Учитель: Чернова Л.В.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
Протокол № от г.
Рабочая программа
Образовательная область: Технология
Предмет: Технология
Класс: 2
Учитель: Чернова Л.В.
Количество часов по школьному учебному плану: 35ч.
Количество часов по программе: 35ч.
Количество часов по четвертям:
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
| | | | | |
Количество часов | 9 | 7 | 10 | 9 | 35 |
К/р | - | - | - | 1 | 1 |
НРЭО | 4 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Рабочая программа по технологии составлена на основе: Основной образовательной программы начального общего образования.
Базовый учебник :
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева. Технология. 2 класс. Учебник. Москва: Просвещение, 2016 г.
Рабочая программа учебного предмета «Технология»
(начальное общее образование)
1. Планируемые результаты учебного предмета «Технология»
Таблица 1
№ | Критерии сформированности | Коды и личностные результаты обучающихся 1–4 классов |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности | 1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях | 1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности | 1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края |
1.2. Преобладание внешнего мотива к осознанию своей этнической и национальной принадлежности | 1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа | 1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего народа | 1.2. Осознанность своей этнической и национальной принадлежности |
1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя | 1.3. Демонстрация творчества в проявлении ценностных установок | 1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий | 1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества |
1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме | 1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым | 1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения | 1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром | 1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов, природе | 1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде | 1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
1.6. Действия согласно установленным учителем правилам | 1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности | 1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений | 1.6. Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье | 1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках | 1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях | 1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям |
1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены | 1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены | 1.8. Сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья | 1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни |
2 | Смыслообразование | 2.1. Осознание себя в роли первоклассника | 2.1. Принятие социальной роли школьника | 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося | 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося |
2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности | 2.2. Преобладание внутренней учебной мотивации над внешней | 2.2. Наличие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности | 2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения |
3 | Нравственно-этическая ориентация | 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке | 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых, в том числе педагогов | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей | 3.2. Доброжелательность в отношении к одноклассникам, членам семьи | 3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | 3.2. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей |
3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности | 3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности | 3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности | 3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения | 3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения | 3.4. Осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение к деятельности других людей | 3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения | 3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности | 3.5. Информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума | 3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных |
3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Уважительное отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств |
3.7. Освоение правил общения в классном коллективе | 3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях | 3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях | 3.7. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
3.8. Способность быть доброжелательным | 3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение | 3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы | 3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Личностные планируемые результаты освоения
ООП НОО по классам
Данные личностные планируемые результаты представлены двумя группами:
1. Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике. Данные результаты в соответствии с идеей Л. С. Выготского о зонах умственного развития находятся в зоне актуального развития.
2. Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе. Эти результаты находятся в зоне ближайшего развития и будут сформированы в процессе обучения в следующих классах (таблица 2).
Таблица 2
Личностные планируемые результаты, которые будут сформированы
и получат возможность для формирования, по классам
№ | Критерии сформированности | Код результата | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
11 | 2** | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
1 | Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. | | + | + | + | | + | + | + |
1.2. | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.3. | | | | | | + | + | + |
1.4. | | | | | | + | + | + |
1.5. | | | | + | + | + | + | + |
1.6. | + | + | + | + | | + | + | + |
1.7. | + | + | | + | + | + | + | + |
1.8 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Количество диагностируемых результатов по критерию 1 «Самоопределение» | 4 | | 4 | | 4 | | 8 | |
2 | Смыслообразование | 2.1. | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.2. | | + | + | + | + | + | + | + |
Количество диагностируемых результатов по критерию 2 «Смыслообразование» | 1 | | 2 | | 2 | | 2 | |
3 | Нравственно-этическая ориентация | 3.1. | | | | + | | + | + | + |
3.2. | | + | + | + | + | + | + | + |
3.3. | | | | + | + | + | + | + |
3.4. | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.5. | | + | + | + | + | + | + | + |
3.6. | | | | + | + | + | + | + |
3.7. | | + | + | + | + | + | + | + |
3.8. | | | | + | + | + | + | + |
Количество диагностируемых результатов по критерию «Нравственно-этическая ориентация» | 1 | | 4 | | 7 | | 8 | |
Количество диагностируемых личностных результатов в классе | 6 | | 10 | | 13 | | 18 | |
Учитывая социальную ситуацию развития младшего школьника, определены блоки сформированности личностных образовательных результатов начального общего образования. Они отражают особенности развития личности младшего школьника в следующих социальных кругах: «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».
Социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (Л.С. Выготский). В младшем школьном возрасте она определяется особенностями школьного обучения.
В этот период происходит рождение «социального Я». Формируется важное системное новообразование – «внутренняя позиция», выражающее новый уровень самосознания и рефлексии. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. В этой связи выделен первый блок в социальной ситуации ребенка – «Я».
Учитывая, что основным агентом социализации ребенка являются семейные отношения, в качестве второго блока выделен блок «Семья». Семейные взаимоотношения закладывают основы адаптации ребенка к новым условиям, формируют базовые ценности. Поэтому детско-родительские отношения сказываются на общем психофизическом и духовно-нравственном развитии младшего школьника и определяют его отношение к учебной деятельности.
Учебная деятельность является ведущей в данный период. Кардинально меняется среда ребенка и его отношение к этой среде. Формирование социальной позиции школьника выступает главным возрастным новообразованием. Школьное обучение является основным видом занятий младшего школьника. Поэтому третьим блоком в данных социальных отношениях выступает «Школа». Эмоциональное благополучие младшего школьника зависит от того, насколько он соответствует требованиям, предъявляемым к ученику, активно выстраивает взаимодействие с педагогами и сверстниками.
Однако младший школьник не ограничивается рамками «семья» – «школа». Он выходит в более широкие пространства. Поэтому далее выделены блоки«Родной край» и «Россия и мир». Знать историю и особенности своего родного края важно для того, чтобы видеть траекторию своего личностного и профессионального самоопределения. Причем с каждым возрастом идет расширение социального пространства обучающегося, что стимулирует его выход за границы малой родины в государственное и мировое пространство.
В таблице 3 показано, как личностные результаты соотносятся с выделенными блоками «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».
Таблица 3
Блоки личностных планируемых результатов
Критерии сформированности | Блок «Я» | Блок «Семья» | Блок «Школа» | Блок «Родной край» | Блок «Россия и мир» |
Код результата |
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.2, 1.8 | 1.7 | 1.6 | – | 1.1, 1.3, 1.4, 1.5 |
Смыслообразование | – | – | 2.1, 2.2 | – | – |
Нравственно-этическая ориентация | 3.2, 3.3, 3.6 | 3.7, 3.8 | 3.4 | 3.1, 3.5 | – |
Блок «Я» связан, прежде всего, с характеристиками личности младшего школьника с точки зрения собственного «Я». Обучающемуся важно осознавать, какими качествами он обладает (доброжелательность, отзывчивость, ответственность, сознательность). Формирование идентичности происходит путем сравнения и осознанния своей этнической и национальной принадлежности. Происходит активное формирование самооценки, которая сказывается на коммуникации младшего школьника со взрослыми и сверстниками. Самооценка также определяет характер учебной деятельности младшего школьника. В этой связи первым блоком в данной структуре социальных отношений выделен блок «Я».
Блок «Я» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Осознанность своей этнической и национальной принадлежности.
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Блок «Семья» отражает нравственные ценности, связанные с семейными отношениями и значимостью семьи для ребенка младшего школьного возраста. Ценность семьи является также одной из базовых национальных ценностей, отраженных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Данный блог учит ребенка бесконфликтному общению, сотрудничеству, уважению других.
Блок «Семья» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Блок «Школа» имеет тесную связь с блоком «Я» и характеризует личность младшего школьника с точки зрения успешности его адаптации в образовательной организации, принятия и освоения им новой социальной роли – роли обучающегося, а также наличия у него мотивов учебной деятельности. Наличие данных результатов определяется сменой ведущего вида деятельности при переходе от дошкольного образования к начальному и возрастным кризисом развития семи лет.
Блок «Школа» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Блок «Родной край» отражает сочетание знаниевых и ценностных компонентов личности младшего школьника с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей, как конкретного региона, так и Челябинской области в целом.
Блок «Родной край» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Блок «Россия и мир» связан с глобальными представлениями младшего школьника о стране, в которой он проживает, ее культурно- исторических ценностях и традициях многонационального народа.
Блок «Россия и мир» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края.
Сформированность ценностей многонационального российского общества.
Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Аналогично на основе таблицы 3 определяется содержание блоков «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир» обучающихся 1, 2 и 3 классов.
Метапредметные планируемые результаты
освоения основной образовательной программы начального
общего образования
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
В соответствии с положениями Примерной основной образовательной программы начального общего образования метапредметные планируемые результаты являются частью междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся».
Ведущей целевой установкой и основным ожидаемым результатом реализации междисциплинарной программы является формирование у обучающихся важнейшей компетенции личности – умения учиться, т. е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение данного результата обеспечивается целенаправленным формированием у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, включающих чтение, работу с информацией и формирование ИКТ-компетентности.
Перечень метапредметных результатов структурирован с учетом универсальных учебных действий (таблица 1), наряду с этим метапредметные планируемые результаты оцениваются как с позиции организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки этих результатов. В таблице указывается, с какого класса начинается формирование данного планируемого результата (столбец «формирование»), а также определен момент включения данного планируемого результата в оценочные материалы (столбец «оценка»).
Структурирование метапредметных планируемых результатов по группам универсальных учебных действий связано с необходимостью описания механизмов их достижения в содержательном разделе ООП, в соответствии с данным распределением осуществляется оптимальный выбор типовых задач формирования универсальных учебных действий и определяется содержание оценочных материалов для текущего контроля и промежуточной аттестации.
Метапредметные планируемые результаты представлены двумя блоками: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Планируемые результаты второго блока «выпускник получит возможность научиться» выделены курсивом, эти результаты не проверяются в ходе промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости. При организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов данного блока, требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. При этом данная группа результатов не предназначена для достижения всеми учащимися.
В перечне метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования учитываются особенности региона, они связаны с реализацией на территории Челябинской области образовательного проекта «ТЕМП» и развития технопаркового движения. В связи с необходимостью популяризации инженерных и рабочих профессий, создания на уровне начального общего образования предпосылок к формированию у выпускников технологической компетентности в перечень добавляются следующие метапредметные результаты:
- освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля;
- сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям.
Таблица 1
Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия / разделы программы | Метапредметные планируемые результаты | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка |
1. Регулятивные | | | | | | | | | |
1.1. Целеполагание | умение принимать и сохранять учебную задачу | + | | + | | + | + | + | + |
умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале | + | | + | + | + | + | + | + |
умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | + | | + | | + | | + | |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | + | | + | | + | | + | |
1.2. Планирование | умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | + | | + | + | + | + | + | + |
умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи | + | | + | + | + | + | + | + |
умение различать способ и результат действия | | | + | | + | + | + | + |
1.3. Прогнозирование | осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия | + | | + | | + | + | + | + |
1.4. Контроль | умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | + | | + | | + | + | + | + |
умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия. | + | | + | + | + | + | + | + |
умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания | + | | + | | + | | + | |
1.5. Оценка | способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | + | | + | | + | | + | |
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи | + | | + | + | + | + | + | + |
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия | + | | + | | + | | + | |
1.6. Коррекция | умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках | + | | + | + | + | + | + | + |
1.7. Познавательная рефлексия | умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | + | | + | | + | | + | + |
2. Познавательные: | | | | | | | | | |
2.1. Общеучебные | умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель | | | + | | + | | + | + |
умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | | | | | | | + | |
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, решение практических и познавательных задач с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, словарей (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет | + | | + | | + | + | + | + |
способность структурировать полученные знания | + | | + | | + | | + | + |
умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ | + | | + | | + | | + | + |
умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | + | | + | + | + | + | + | + |
владеть рядом общих приемов решения задач | + | | + | | + | + | + | + |
способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач | + | | + | | + | + | + | + |
владение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров | + | | + | + | + | + | + | + |
умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | + | | + | | + | + | + | + |
умение определять основную и второстепенную информацию | + | | + | | + | + | + | + |
освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля | + | | + | | + | + | + | + |
сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям | + | | + | | + | + | + | + |
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий | + | | + | | + | | + | |
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач | + | | + | | + | | + | |
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ | | | + | | + | | + | |
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | | | + | | + | | + | |
2.2. Знаково-символические | умение использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач | + | | + | | + | + | + | + |
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | + | | + | | + | | + | |
2.3. Логические | умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | + | | + | + | + | + | + | + |
умение осуществлять синтез как составление целого из частей | + | | + | | + | + | + | + |
умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | + | | + | + | + | + | + | + |
умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза | + | | + | | + | | + | + |
умение устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений | + | | + | + | + | + | + | + |
умение представлять цепочки объектов и явлений | + | | + | + | + | + | + | + |
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | + | | + | | + | | + | + |
умение устанавливать аналогии | + | | + | | + | | + | + |
умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи | + | | + | | + | + | + | + |
умение выдвигать гипотезы и обосновывать их | + | | + | | + | | + | + |
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей | + | | + | | + | | + | |
умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций | + | | + | | + | | + | |
умение осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты | + | | + | | + | | + | |
2.4. Постановка и решение проблемы | формулирование проблемы | + | | + | | + | + | + | + |
самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | + | | + | | + | | + | |
3. Коммуникативные | | | | | | | | | |
3.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия | + | | + | + | + | + | + | + |
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | + | | + | | + | | + | |
умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | + | | + | | + | | + | |
умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | + | | + | | + | | + | |
3.2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + | | + | + | + | + | + | + |
умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия | + | | + | | + | | + | |
3.3. Разрешение конфликтов | умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | + | + | + | + | + | + | + | + |
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | + | | + | + | + | + | + | + |
умение выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его | + | | + | | + | | + | + |
способность понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы | + | | + | | + | | + | |
умение продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников | + | | + | | + | | + | |
умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | + | | + | | + | | + | |
3.4. Управление поведением партнера | умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера | + | | + | | + | + | + | + |
умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | + | | + | | + | | + | + |
умение формулировать собственное мнение и позицию | + | | + | | + | | + | + |
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | + | | + | | + | | + | |
3.5. Умение выражать свои мысли | умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) | + | | + | | + | + | + | + |
умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + | | + | + | + | + | + | + |
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | + | | + | + | + | + | + | + |
3.6. Владение монологической и диалогической формами речи | владение диалогической формой коммуникации, в том числе с использованием средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения | + | | + | | + | + | + | + |
использование речи для регуляции своего действия | + | | + | | + | | + | + |
умение строить монологическое высказывание | + | | + | | + | + | + | + |
владение диалогической формой речи | + | | + | | + | + | + | + |
умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности | + | | + | | + | | + | |
4. Чтение. Работа с текстом | | | | | | | | | |
4.1. Поиск информации | умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | + | | + | + | + | + | + | + |
умение определять тему и главную мысль текста | + | | + | + | + | + | + | + |
умение делить тексты на смысловые части, составлять план текста | + | | + | | + | + | + | + |
умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию | + | | + | | + | + | + | + |
умение сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделять 2-3 существенных признака | + | | + | | + | + | + | + |
4.2. Понимание прочитанного | понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов) | + | | + | | + | + | + | + |
понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы | + | | + | | + | + | + | + |
понимание текста с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста | + | | + | | + | + | + | + |
умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения | + | | + | | + | | + | + |
умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках | + | | + | | + | + | + | + |
Умение использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации | + | | + | | + | | + | |
умение работать с несколькими источниками информации | + | | + | | + | | + | |
Умение сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников | + | | + | | + | | + | |
4.3. Преобразование и интерпретация информации | умение пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно | + | | + | | + | + | + | + |
умение соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую | + | | + | | + | + | + | + |
умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод | + | | + | | + | + | + | + |
умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию | + | | + | | + | + | + | + |
умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос | | | | | + | + | + | + |
умение делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования | + | | + | | + | | + | |
умение составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | + | | + | | + | | + | |
4.4. Оценка информации | умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте | + | | + | + | + | + | + | + |
умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте | + | | + | | + | + | + | + |
умение на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов | + | | + | | + | | + | + |
умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | + | | + | | + | + | + | + |
умение сопоставлять различные точки зрения | + | | + | | + | | + | |
умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения | + | | + | | + | | + | |
умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию | + | | + | | + | | + | |
5. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося | | | | | | | | | |
5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером | умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ | + | | + | + | | | | |
умение организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере | | | + | | + | + | | |
5.2. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных | умение вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию | | | + | | + | + | + | + |
умение набирать небольшие тексты на родном языке | | + | + | + | | | | |
умение набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов | | | + | | + | + | | |
умение сканировать рисунки и тексты | | | | | + | | + | + |
5.3. Обработка и поиск информации | умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования | | | + | | + | | + | + |
умение использовать сменные носители (флэш-карты) | + | | + | + | | | | |
умение описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ | | | + | | + | | + | + |
умение собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей | | | + | | + | + | | |
умение редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей | | | + | | + | | + | + |
умение пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора | + | | + | + | | | | |
умение следовать основным правилам оформления текста | | | + | | + | + | | |
умение использовать полуавтоматический орфографический контроль | | | + | + | | | | |
умение использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида | | | | | + | | + | + |
умение искать информацию в системе поиска внутри компьютера | | | + | | + | + | | |
умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете | + | | + | + (словари) | + | + (базы данных) | + | + (Интернет) |
умение составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок) | | | | | + | | + | + |
умение заполнять учебные базы данных | | | + | | + | + | | |
5.4. Создание, представление и передача сообщений | умение создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их | | | + | | + | + | | |
умение создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста | | | | | + | | + | + |
умение создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр. | | | + | | + | | + | + |
умение создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера | + | | + | + | | | | |
умение составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация) | | | + | + | | | | |
5.5. Планирование деятельности, управление и организация | умение определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий | | | | | + | | + | + |
умение строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения | | | | | + | | + | + |
Предметные результаты учебного предмета
«Технология»
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Технология» должны отражать:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Раздел | Планируемые результаты | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | - иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности; | | + | | + | + | + | + | + |
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности; - воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия (на примере народных традиционных ремесел Южного Урала) в различных сферах на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве; | | + | | + | + | + | + | + |
- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия при изготовлении изделий в традициях народов Уральского региона; | | + | + | + | + | + | + | + |
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда, оказывать посильную помощь членам своей семьи, соблюдать традиции. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | - на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнох-удожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; - иметь представление о художественныхпредприятиях Челябинской области; - осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России в целом и Уральского региона в частности; | | + | + | + | + | + | + | + |
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия) при изготовлении изделий в традициях народов Уральского региона из природного материала; | + | | + | + | + | | + | |
- применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла), используя знания и навыки, полученные при посещении швейной мастерской; | | + | + | + | | + | + | |
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункамс опорой на знания об объектах архитектуры Уральского региона. | + | | + | + | + | + | + | + |
Конструирование и моделирование | - анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей на примере экспозиции Челябинского областного краеведческого музея (или доступного предприятия); | | | | + | + | + | + | + |
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции по индивидуальному творческому проекту для участия в муниципальных и региональных конкурсах; | | | + | + | + | + | + | + |
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям; - моделирование изделий и конструкций на основе жизненного опыта. | | + | + | + | + | + | + | + |
Практика работы на компьютере | - выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); | | | | + | + | + | + | + |
- пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации; - поиск информации для выполнения творческих проектов (индивидуальных и групповых); | | | | | | + | + | + |
- пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами); - применение информации о природных и культурных объектах Челябинской области при выполнении творческих проектов (индивидуальных и групповых). | | | | + | + | + | + | + |
1 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
– определять роль и место человека в окружающем мире;
– знать профессии близких и окружающих людей;
– уметь обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
– соблюдать правила гигиены труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
– воспринимать созидательную, творческую деятельность человека и природы как источник его вдохновения;
– отражать формы и образы природы в работах мастеров художников о разнообразных предметах рукотворного мира.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– определять материалы (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
– изготавливать несложные изделия на основе формообразования: сгибание, складывание, вытягивание;
– использовать клеевой способ соединения деталей;
– применять способы отделки: раскрашивание, аппликация, выполнять прямую строчку;
– давать названия и определять назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), соблюдать правила безопасной работы.
– качественно выполнять операции и использовать приёмы изготовления несложных изделий;
– экономно производить разметку по шаблону,
– соединять изделия с помощью клея;
– раскрашивать, делать аппликацию,
– использовать для сушки плоских изделий пресс;
– правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
– выполнять практическую работу под руководством учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
– различать материалы и инструменты по их назначению.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– определять детали как составные части изделия;
– различать разборные и неразборные - конструкции;
– склеивать детали;
– под контролем учителя выполнять изделия с опорой на план и образец;
– различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
– конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Обучающийся получит возможность научиться:
– наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения;
- сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.
2 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
–воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия (на примере народных традиционных ремесел России);
–называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.;
–организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;
–с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;
–с инструментами: челнок, пяльцы (вышивание), нож (для разрезания), циркуль;
–соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
– определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работ;
– при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому материалу, назначению.
Обучающийся получит возможность научиться:
–иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
– называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
– познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью, Городецкой росписью, дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания;
– иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
– изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
– комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
– осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
– осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;
– оформлять изделия по собственному замыслу;
– выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
- подбирать материал, наиболее подходящий для выполнения изделия, определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
– ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
– развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;
– применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности
– знакомство с видами изделий из глины,
– ознакомиться с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф;
– выбирать различные материалы в соответствии с заданными критериями;
–иметь представления об особенностях использования различных видов бумаги.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
–называть основные материалы и их свойства;
– использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании, заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
– вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.
– применять приемы безопасной работы с инструментами: использовать правила и способы работы со швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами,: челноком, пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
– использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой;
– осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами, ножом по фальц линейке;
– различать виды природных материалов Уральского региона: выполнять простейшие эскизы и наброски;
– изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам;
– выполнять разметку материала с помощью линейки;
– выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона на ткани;
– различать виды ниток, в зависимости от их свойств (цвет, толщина);
выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
выполнять виды швов: стачные, ручные, шов «через край», «тамбурный шов»;
использовать правила ухода за комнатными растениями, используя инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.
– чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
– применять приемы безопасной работы с инструментами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
– комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
– осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
– осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;
– оформлять изделия по собственному замыслу;
– выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
– подбирать материал, наиболее подходящий для выполнения изделия, определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
– ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
– развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности;
– знакомство с видами изделий из глины;
– ознакомиться с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф;
– выбирать различные материалы в соответствии с заданными критериями;
– иметь представления об особенностях использования различных видов бумаги.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– моделировать на основе выполнения аппликации по мотивам народных костюмов; конструировать игрушки на основе помпона; •выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу; изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии.
Обучающийся получит возможность научиться:
– изменять конструкцию изделия и способы соединения деталей;
– создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу;
– определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
– ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
– развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
–воспринимать книгу как источник информации;
– выполнять простейшие преобразования информации (переводить текстовую информацию в табличную форму;
– заполнять технологическую карту по заданному образцу и/или под руководством учителя;
–осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать значение использования компьютера для получения информации;
– осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого;
– соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к технике.
3 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
– называть и описывать традиционные народные промыслы и ремёсла своего края и России;
– выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
– использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
– организовывать своё рабочее, место в зависимости от вида работы;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
– соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать особенности проектной деятельности;
– осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта. Осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия родного края;
– объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
–комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; – работать над проектом: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием;
– распределять роли; проводить самооценку;
– обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
– ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;
– выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
– прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта;
– оценивать качество своей работы.
– использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
– осваивать технологии выполнения мозаики из крупы,
– выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
– выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов; иметь представление о производстве и видах волокон (натуральные, синтетические);
–овладевать способами обработки изделий (валяние, вязание и ткачество) и обработки волокон натурального происхождения ;
–вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.
– выполнять разметку симметричных деталей;
– выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);
–изготавливать изделия на основе папье-маше;
– выполнять приемы работы с нитками (наматывание); иметь представления о способах производства тканей;
– - применять приемы безопасной работы с инструментами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
– использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов в собственной творческой деятельности;
– комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
– комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
– осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
– осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;
–оформлять изделия по собственному замыслу;
–выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
– подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие закономерности в их изготовлении;
– выделять этапы проектной деятельности; определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;
– распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
– ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
– развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;
– применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
– набирать и оформлять небольшие по объему тексты;
– анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия.
Обучающийся получит возможность научиться:
–отбирать информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника;
– соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план).
4 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник будет иметь общее представление:
– о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
– об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
–о правилах безопасного пользования бытовыми приборами;
– защищать природу и материальное окружение и бережно относиться к ним;
–безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайниками, компьютером);
– выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать разрывы по шву - осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность.
Выпускник получит возможность научиться:
– определять место и роль в современной проектной деятельности;
– называтьосновные условия дизайна — единстве пользы, удобства и красоты, композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
–называть традиции декоративно-прикладного искусства в изделиях народов Уральского региона;
– стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
– художественных техниках самостоятельно определять особенности проектной деятельности;
– уважать труд других людей,
– осознавать ценности рабочих и инженерных профессий, востребованных в Уральском регионе.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
– выполнять разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
– выполнять линии чертежа (осевая и центровая);
– соблюдать правила безопасной работы с канцелярским ножом;
– выполнять косую строчку, её варианты;
– восстанавливать и/или составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому и/или текстовому плану;
– проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие закономерности в их изготовлении;
– определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;
– сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования;
– сравнивать свойства пластичных материалов;
– украшать изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками;
– осуществлять плетение в три нитки;
– оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
– выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:
– выполнять приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
– выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный);
– изготавливать образцы в технике «изонить»;
– осваивать технологии построения мозаики из различных материалов, в том числе из яичной скорлупы (кракле);
–создавать композиции на основе мозаики в традициях декоративно-прикладного творчества народов Уральского региона;
– оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги.
– используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков;
– осваивать технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста;
– выполнять технологические приемы при отделке изделия в традициях народов Уральского региона;
– применять приемы безопасной работы с инструментами.
Выпускник получит возможность научиться:
– классифицировать наиболее распространённые искусственные и синтетические материалы;
– экономно расходовать используемые материалы при выполнении заданий; - распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя;
– проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
– проводить долгосрочные опыты по выращиванию растений, наблюдать и фиксировать результаты.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
– конструировать изделия из пластичных материалов;
– создавать конструкцию изделия по заданному образцу с опорой на знания об объектах архитектуры Уральского региона;
– решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу;
– определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
– ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия;
– проводить оценку качества выполнения изделия.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
- создавать небольшие тексты и рисунки;
-– оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
– работать с доступной информацией;
– работать в программах Word, PowerPoint.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать презентации в PowerPoint для защиты проектов.
2. Содержание учебного предмета «Технология»
(с учётом реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России и народов Южного Урала(на примере 2–3 народов).Предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия (на примере народных традиционных ремесел России и Южного Урала).
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера малой родины (региона, муниципального района, города, посёлка, села) и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).Осмысление значимости сохранения этнокультурного наследия родного края. Традиции декоративно-прикладного искусства в изделиях народов Уральского региона.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Воспитание уважения к труду других людей, осознание ценности рабочих и инженерных профессий, востребованных в Уральском регионе.
Технология ручной обработки материалов2. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России и малой родины (растительный, геометрический и другие орнаменты). Создание композиции на основе мозаики в традициях декоративно-прикладного творчества народов Уральского региона.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Выполнение технологических приёмов при отделке изделия в традициях народов Уральского региона.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. Конструирование и моделирование изделий по заданному образцу с опорой на знания об объектах архитектуры Уральского региона.
Практика работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): о природных и культурных объектах Челябинской области при выполнении творческих проектов (индивидуальных и групповых).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,
по учебному предмету «Технология»
Автор / авторский коллектив Роговцева Н.И Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.
Наименование учебника «Технология» (2 класс)
Издательство «Просвещение»
2 класс (35 часов)
№ п/п | Тема раздела/тема урока | Количество часов | Содержание НРЭО | Текущий контроль успеваемости |
Вводный урок (1 час) |
1 | Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником | 1 | | |
Человек и земля (23 часа) |
2 | Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука». | 1 | Обычаи и традиции коренных народов Южного Урала | |
3 | Посуда. Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Изделие: «Корзина с цветами» | 1 | Изготовление посуды на южноуральском фарфоровом заводе | Практическая работа |
4 | Закрепление приемов работы с пластилином. Изделие: «Семейка грибов на поляне». Практическая работа «Съедобные и несъедобные грибы» | 1 | | |
5 | Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластика. Изделие: «Игрушка из теста» | 1 | | Практическая работа |
6 | Проект «Праздничный стол». | 1 | Кухня моего народа Использование глины из Кыштымского каолинового карьера. | |
7 | Народный промысел хохломская роспись. Изделие: «Золотая хохлома».. | 1 | Народные промыслы Южного Урала. Златоустовская гравюра | |
8 | Особенности народного промысла городецкая роспись. Изделие: «Городецкая роспись». | 1 | | |
9 | Особенности народного промысла дымковская игрушка. Изделие «Дымковская игрушка». | 1 | | Практическая работа |
10 | История матрёшки. Изделие: «Матрёшка» | 1 | | |
11 | Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Изделие: пейзаж «Деревня». | 1 | Конно-спортивные клубы Челябинской области. | Практическая работа |
12 | Домашние животные и птицы. Изделие: «Лошадка». Практическая работа «Домашние животные» | 1 | | |
13 | Аппликация из природного материала. Изделие: «Петушок» | 1 | | Практическая работа |
14 | Проект «Деревенский двор» | 1 | | |
15 | Новый год. Изделие: «Новогодняя маска». | 1 | Традиции и праздники моей семьи. | Практическая работа |
16 | Строительство. Изделие: «Изба», «Крепость». | 1 | Макеты жилищ народов Южного Урала | Практическая работа |
17 | В доме. Изделие: «Домовой».Практическая работа «Наш дом» | 1 | | Практическая работа |
18 | Проект «Убранство избы». Изделие «Русская печь». | 1 | | |
19 | Ткачество. Изделие «Коврик» | 1 | | |
20 | Мебель, традиционная для русской избы. Изделие «Стол и скамья» | 1 | | Практическая работа |
21 | Национальный костюм и особенности его украшения. Изделие: «Русская красавица». | 1 | Костюмы народов, проживающих на территории Челябинской области. | |
22 | Создание национального костюма. Изделие «Костюмы для Ани и Вани». | 1 | | Проектная деятельность |
23 | Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелёк». | 1 | | |
24 | Способ оформления изделий вышивкой. Изделие: «Салфетка». | 1 | | |
Человек и вода (3 часа) |
25 | Рыболовство. Изделие: композиция «Золотая рыбка». | 1 | Разнообразие озёрных рыб Челябинской области. | Практическая работа |
26 | Проект «Аквариум». Композиция из природных материалов. Изделие «Аквариум» | 1 | | |
27 | Полуобъёмная аппликация. Изделие: «Русалка» | 1 | | |
Человек и воздух (3 часа) |
28 | Птица счастья. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья» | 1 | Растительный мир Челябинской области. Флора родного края. | Практическая работа. |
29 | Использование ветра. Изделие: «Ветряная мельница» | 1 | | |
30 | Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Изделие: «Флюгер» | 1 | | |
Человек и информация. Заключительный урок (3 часа + 1 час) |
31 | Книгопечатание Изделие: «Книжка-ширма». | 1 | | |
32 | Поиск информации в Интернете. Способы поиска. Практическая работа «Ищем информацию в Интернете» Правила набора текста | 1 | | Практическая работа |
33 | Комплексная проектная работа (по всем видам деятельности) | 1 | | Комплексная проектная работа |
34 | Подведение итогов за год. Презентация изделий. | 1 | | |
35 | Резерв | | | |
Содержание тем, отражающих национальные, региональные, этнокультурные особенности Челябинской области, представлено в учебно-методическом пособии «В родном крaю. Технология»
1Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике.
**Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе.
2 В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы, используемые в декоративноприкладном творчестве региона, в котором проживают школьники.