Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по технологии для средней общеобразовательной школы для 2 класса составлена на основе:
1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 года №373 (в редакции от 22.09.2011 №2357);
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2013г., регистрационный N 26755) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;
3. Учебного плана МАОУ
4. Программа Технология Москва Издательский центр «Вентана-Граф». 2012г. Под редакцией Е.А Лутцевой.
Рабочая программа по курсу « Технология» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по технологии, авторской программе Е.А.Лутцевой«Технология.» Ступеньки к мастерству» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Общая характеристика учебного предмета
Концепция (основная идея) программы
В XXI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей деятельности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы
В отличие от традиционного подхода к учебному предмету “Трудовое обучение”, данный курс по технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризациии технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями умениями и навыками.
Данный курс реализуется в рамках образовательной области и учебного предмета «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир», как его деятельностный компонент в соответствии с концепцией образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель – чл. - корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова и другими УМК, имеющими развивающую направленность.
Данная программа построена в соответствии с требованиями БУП Государственного стандарта общего образования 2004 года.
Учебная программа разработана на основе программы «Технология» Е. А. Лутцевой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011, - 176с.)
Изменения в авторскую программу не внесены.
Обеспечивается УМК, соответствующим требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования, требованиям к учебному предмету «Технология» для начальной школы:
1. Е. А. Лутцева. Технология. Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2012
2. Е. А. Лутцева. Технология. Учимся мастерству: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2012.- 96с.: ил. – («Начальная школа XXI века»).
Цели содержания учебного курса «Технология» :
-всестороннее развитие ребенка;
-формирование его учебной деятельности;
-становление активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой к творческому взаимодействию с окружающим миром;
-развитие исследовательских возможностей учащихся в познании действительности и решении доступных детям этого возраста технико-технологических поисковых задач.
Курс “Технология ” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Общие закономерности, лежащие в основе любого вида человеческой деятельности, являются сутью понятия “технологичность” и “технология” и отражаются в отдельных видах этой деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
Программа «Технология» общим объемом 34 часа изучается в течение учебного года, 1 час в неделю
.
1. Содержание учебного предмета
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы и темы:
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8)
Элементы материаловедения. Материалы природного происхождения: природные (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Свойства изучаемых материалов. Строение ткани. Продольное и поперечное направления нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость.
Инструменты и приспособления. Линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы работы ими. Безопасное обращение с колющими и режущими инструментами.
Основы конструкторских знаний и умений. Подвижное соединение деталей. Соединительные материалы (проволока, нитки). Получение объемных форм сгибанием. Композиционное расположение деталей в изделии.
Основы технологических знаний и умений. Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение детали из заготовки, сборка изделия, отделка.
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты (15)
Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на чертеж. Простейший чертеж, линии чертежа (основная; вы поеная, размерная, сгиба). Эскиз. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов.
Сборка изделия: проволочное подвижное, ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Условия, необходимые для жизнедеятельности растений. Культурные и дикорастущие растения. Овощные растения, цветочно-декоративные растения открытого и закрытого (комнатные) грунта. Обобщенные приемы выращивания pастений (агротехника): подготовка почвы, посев (посадка), уход, сбор урожая. Размножение семенами, черенками листа, стебля. Инструменты садовода и огородника. Их названия, назначение (наиболее распространенных): лопата, лейка, грабли, ведро, тяпка. Продолжительность жизни растений; однолетники, двулетники, многолетники.
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель.
Ремесленные профессии края, где живут ученики.
Этапы проектной деятельности (разработка замысла и его практическая реализация). Индивидуальный творческий мини-проект, коллективный творческий проект.
Раздел 3. Конструирование и моделирование (9ч)
История приспособления первобытного человека к окружающей среде. Реализация его потребностей в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде.
Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников, современное состояние этих профессий. Технология выполнения их работ во времена Средневековья и сегодня.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.
Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий обоснован следующим:
Ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
Значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных предметных заданий по курсу. В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия.
Специальной организацией в курсе «Технология» процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста – умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
Широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
Обучающийся получит возможность научиться
понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на уроке;
выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
Обучающийся получит возможность научиться
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций ( с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
наблюдать конструкции о образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
Обучающийся получит возможность научиться
понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
при помощи учителя исследовать конструкторско-технические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока | Кол-во часов | Разделы | Основное содержание по темам | Характеристика Деятельности учащихся | Планируемые результаты |
1-8 | 8 | Раздел 1. Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания | Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. Традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и чертёжных инструментов. Соблюдение в работе безопасных приёмов труда Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство. Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные). Модели и макеты. Подвижное и неподвижное соединение деталей конструкций Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками) | — Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; — сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. С помощью учителя: — искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов); — при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; — организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; — исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; — оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено | Личностные: формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду как одному из главных достоинств человека. Познавательные: находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; |
| |
9-23 | 15 | Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование). Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем) Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани) Подбор материалов и инструментов. Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля). Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое). Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы) Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема. Линии чертежа. Чтение чертежа (эскиза). Разметка с опорой на чертёж (эскиз) | С помощью учителя: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | Регулятивные: выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы. Познавательные: приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей. |
| |
24-32 | 9 | Раздел 3. Конструирование и моделирование | Изделие с различными конструктивными особенностями Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.) | С помощью учителя: — сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); — конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | Личностные: положительно относиться к учению, проявлять интерес к содержанию предмета технологии. |
Познавательные: наблюдать связи человека с природой и предметным миром: конструкции и образы объектов природы и окружающего мира,. Регулятивные: с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке. |
33-34 | 2 | Раздел 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | Представление о назначении персонального компьютера, его учебных возможностях | С помощью учителя: — наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео); — наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; — выполнять предложенные на цифровых носителях задания | С помощью учителя: — наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео); — наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; — выполнять предложенные на цифровых носителях задания |
Описание материально -технического обеспечения
Методические и учебные пособия:
1. Е. А. Лутцева. Технология. Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2009
2. Е. А. Лутцева. Технология. Учимся мастерству: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2012.- 96 с.: ил. – («Начальная школа XXI века»).
3. Уроки технологии с применением информационных технологий. 1- 4классы: методическое пособие с электронным приложением /В. В. Старикова. - М.: Глобус, 2012. – 123 с. (Современная школа).
4. Уроки труда в начальной школе. 1-2 классы /авт.-сост. Т. А. Николкина, Т. С. Гулуева, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 287 с.
5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011, - 176 с.: Технология. Е. А. Лутцева.
Оборудование и приборы:
-пластилин; цветные карандаши; клей ПВА; цветная бумага, картон; ножницы; краски, гуашь; иглы, булавки.
Приложение к программе.
Календарно – тематичеcкое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Ко- личе- ство часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание/интеграция | Дата проведения |
Предметные УУД | УУД |
По пла ну | По фак ту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 четверть-9 часов |
1 | | Рукотворный мир как результат труда человека Экскурсия | 1 | Проблемная беседа «Что давала древнему человеку природа для его жизни?» Работа по учебнику и рабочей тетради: рассматривание и обсуждение иллюстраций учебника, выполнение заданий в тетради. Практическая работа: поделки из природного материала, собранного на экскурсии. Обсуждение и оценка готовых изделий. Оборудование: образцы поделок, природные материалы, клей ПВА | Знать О возможностях использования природных материалов в повседневной жизни человека, о технологиях обработки природных материалов Уметь наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения | Личностные: формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду как одному из главных достоинств человека; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению; | Сбор природного материала для поделок | Уч, с. 9-11 РТ, с.4 | | |
2 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда Экскурсия в музей.. | 1 | Проблемная беседа: Причины зарождения ремесел. Почему многие ремесла существуют и сегодня? Практическая работа: работа в рабочей тетради: ремесла. Профориентационная работа | Знать Названия ремесел; Уметь Соотносить процесс и результат труда с использованием зрительных опор и аналогий. | формируется осознание своей работы как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания. | Жизнь людей в прошл-ые времена Экскурсия в музей краеведения. | Уч, с. 14-17; РТ, с.6 | | |
3 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | 1 | Проблема урока: от чего зависит выбор материала для изделия? Введение в проблему: беседа по вопросам Обсуждение и обобщение: работа по учебнику. Практическая работа: изготовление изделия по выбору уч-ся. Обсуждение и оценка готовых изделий. | Знать о созидательной, творческой деятельности человека и природе, как источнике вдохновения; Уметь применять приобретенные знания и умения при изготовлении изделий из разных материалов | Познавательные: находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; | Окружающий мир | Уч, с.18-20 Интеграция ОПТ | | |
4 | Природа в художественно-практической деятельности человека | 1 | Проблема урока: какие свойства имеют известные материалы? Могут ли различные материалы иметь одинаковые свойства? Работа по учебнику. Практическое исследование по группам Обсуждение и обобщение | Знать когда деятельность человека сберегает природу, а когда приносит вред; Уметь наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения | | Уч, с.21,22; РТ, с.7 Интеграция Исс.Р. | | |
5 | Природа и техническая среда. | 1 | Проблема урока: Почему в каждой профессии используется свой набор инструментов? Какие технологические назначения имеют материалы и инструменты? Чем отличаются материалы от инструментов? Введение в проблему: беседа Обсуждение: беседа; работа по иллюстрациям учебника Практическая работа: рабочая тетрадь: инструменты-помощники. Каждому делу — свои инструменты. Разгадывание кроссворда «Инструменты» Профориентационная работа | Знать различные инструменты Уметь наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения и выводы | анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; | Ремес-ленни-ки прошлого и их инструменты | Уч, с.24-25, РТ, с. 10 | | |
6 | Природа и техническая среда. | 1 | Проблема урока: С чего каждый мастер начинает свою работу? Замысел как первый этап творческой деятельности человека. Введение в проблему: беседа Обсуждение: беседа; работа по иллюстрациям учебника и выполнение творческих заданий: обсуждение вариантов подарка | Знать о созидательной, творческой деятельности человека и природе, как источнике вдохновения Уметь наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения | | Опас-ные инструменты | Придумать изделия,план его изготовления /интеграция Исс. Р. | | |
7 | Дом и семья. Самообслуживание | 1 | Проблема урока: «Для чего природа нужна человеку? Как связаны жизнь человека и жизнь растений? Что необходимо растениям для их жизни? Беседа по вопросам проблемы. Групповые практические исследования: начало наблюдений за жизнью растений: что любят и чего не любят растения | Знать для чего природа нужна человеку; что она дает ему для жизни; как влияют основные природные факторы на рост и развитие растений Уметь поводить исследования и самостоятельные наблюдения | группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному); | Агротехника | Уч., с. 31,задание | | |
8 | Дом и семья. Самообслуживание. | 1 | Проблема урока: Что такое композиция? Чем отличается композиция от конструкции? Введение в проблему: рассматривание образцов изделий: аппликация, расписные изделия и обсуждение их конструкции. Работа по учебнику: рассматривание рисунков, их обсуждение Обобщение: понятие - композиция | Знать что такое композиция, ее отличие от конструкции Уметь наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения | | Однодеталь-ные и много-детальные изде-лия | Уч, с.32,33/ /интеграция Исс.Р. | | |
|
9 | | Материалы их свойства происхождение и использование человеком. ИКТ Компьютер и его назначение | 1 | Проблема урока: Что такое симметрия? Как симметричность проявляется в работах художников –мастеров. Введение в проблему: исследование Работа по учебнику: рассматривание рисунков, их обсуждение Практическое исследование и обсуждение личных наблюдений Практическая работа в рабочей тетради. 2 четверть-8 часов | Знать о симметрии и оси симметрии. | | Гармо-ния и хаос | Изгото-вить апплика-цию/ интеграция Исс.Р. | | |
10 | Материалы их свойства происхождения и использование человеком. | 1 | Проблема урока: Что такое технологический процесс и технологические операции? Введение в проблему: беседа Обсуждение: беседа; работа по иллюстрациям в учебнике Работа в рабочей тетради: практическая работа: размечаем быстро и экономно | Уметь подбирать изделия по заданным условиям | выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; | Технологичес-кая опера-ция Геометричес-кие фигуры | Уч, с. 40 , задание | | |
11 | | Инструменты и приспособления для обработки материалов. ИКТ Компьютерная мышь-ее назначение | 1 | Проблема урока: Какими способами размеченные детали можно отделить от заготовки? Почему в этой операции используются разные инструменты? Введение в проблему: практическое исследование, его обсуждение. Практическая работа: подбор изделий по заданным условиям | Уметь подбирать изделия по заданным условиям ; различать однодетальные и многодетальные изделия | выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями. | Деле-ние на части разны-ми способами | Принести небольшую игрушку многоде-тальную по конструк-ции | | |
12 | Общее представление о технологическом процессе. | 1 | Проблема урока: Какими способами можно соединить детали из разных материалов? От чего зависит способ соединения деталей? Введение в проблему: беседа по вопросам прошлого урока. Обсуждение принесенных в класс игрушек. Работа по учебнику: рассматривание иллюстраций в учебнике их обсуждение Работа в рабочей тетради. Практическая работа: собираем изделие | Знать что такое деталь; какое соединение деталей называют неподвижным; виды материалов, их свойства и названия; какое соединение деталей называют неподвижным; последовательность изготовления несложных изделий; Уметь различать однодетальные и многодетальные изделия | Регулятивные: выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы; соотнесения своих действий с поставленной целью; установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами; прогнозирование действий, необходимых для получения планируемых результатов; | Разные профессии, мастер своего дела. | Принести красивое изделие | | |
13 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги картона ткани.) | 1 | Проблема урока: Какими способами можно выполнить отделку изделия? Всегда ли отделка служит только для украшения? Введение в проблему: беседа о красоте, рассматривание различных предметов различного предназначения. Работа по учебнику: рассматривание иллюстраций, поиск ответов на вопросы. Практическая работа: украшаем изделие | Знать о некоторых профессиях; названия и назначение ручных инструментов и приспособлений; Уметь воспринимать красоту изделия; разрабатывать эскиз изделия. | Путе-шест-вие в прош-лое | Ус, с. 47, задание 3. | | |
14 | Технологические операции ручной обработки материалов(изготовление изделий из бумаги картона ткани.) | 1 | Проблема урока: Какие бывают линейки и кто их ближайшие родственники? Как устроена линейка? Как правильно пользоваться линейкой? О чем может рассказать чертеж? Введение в проблему: проверка знаний: вид линий; природа-художник, линии в природе; практическое наблюдение. Работа по учебнику: рассматривание иллюстраций, поиск ответов на вопросы Практическая работа в рабочей тетради: линейка-труженица. Чертежи и эскизы Игра «Угадай кто это?» | Знать Строение линейки, приемы проведения прямой линии по линейке, строить отрезок между двумя заданными точками, измерять отрезки, строить отрезки заданной длины. Уметь различать материалы и инструменты по их назначению; готовить место | материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся наиболее продуктивно осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы; самостоятельная организация своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте. | Виды линеек. Изобре-тение линей-ки | Придумать свой вариант рисунка | | |
15 | Технологические операции ручной обработки материалов(изготовление изделий из бумаги картона ткани.) | 1 | Проблема урока: Как читать чертеж? Работа по учебнику: задание с геометрическими фигурами. Обучение чтению чертежа: работа с учебником Рабочая тетрадь: практическая работа | Знать линии чертежа Уметь читать простейший чертеж | Геометричес-кие фигуры | РТ, с. 20 | | |
16 | Технологические операции ручной обработки материалов(изготовление изделий из бумаги картона ткани.) | 1 | Проблема урока: Как выполнить разметку прямоугольной детали с опорой на чертеж, если заготовка имеет хотя бы два прямых угла? Введение в проблему: разметка деталей-повторение Обучение разметке прямоугольника от двух прямых углов | Знать названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила работы с ними. Уметь различать материалы и инструменты по их назначению; готовить рабочее место | | | Уч, с. 55. | | |
| |
17 | | Технологические операции ручной обработки материалов(изготовление изделий из бумаги картона ткани.) | 1 | Проблема урока: Как выполнить разметку прямоугольной детали с опорой на чертеж, если заготовка имеет хотя бы один прямой угол? Введение в проблему: беседа Обучение разметке прямоугольника от одного прямого угла Практическая работа: рабочая тетрадь - размечаем детали с помощью линейки изготовление домино 3 четверть-9 часов | Уметь применять освоенные умения в жизненной ситуации | Регулятивные: необходимость организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно). формирование у детей умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; | Мастер своего дела. | РТ, с.21 | | |
18 | Технологические операции ручной обработки материалов(изготовление изделий из бумаги картона ткани.) | 1 | Проблема урока: Для чего человек придумал угольник? Как проверить, является ли угол прямым? Знакомство с устройством угольника. Практическая работа: выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради: углы и угольники | Знать что такое треугольник; Уметь наблюдать, сравнивать, делать обобщения; проводить исследование | Геометрические фигуры. | РТ, с. 22. | | |
19 | Технологические операции ручной обработки материалов(изготовление изделий из бумаги картона ткани.) | 1 | Проблема урока: Чем различается разметка по линейке и угольнику? Знакомство с разметкой прямоугольника с помощью угольника. Практическая работа: задание в рабочей тетради: размечаем изделие с помощью угольника Оформление изделия | Знать алгоритм чтения чертежа. | Геометричес-кие фигуры. | Оформить открыт ку/ интеграция ОПТ | | |
20 | Графические изображения в технике и технологии. | 1 | Проблема урока: Чем круг отличается от шара? Как устроен циркуль и что он умеет? Беседа по проблеме. Обсуждение: работа по учебнику: рассматривание рисунков, работа по вопросам. Знакомство с устройством циркуля и его использованием. Практические упражнения: работа с циркулем; выполнение заданий в рабочей тетради: циркуль. Размечаем детали с помощью циркуля | Знать что такое циркуль, приемы работы с ним Уметь работать с опорой на инструкционную карту | Круг и шар. Устройство циркуля | РТ, с. 26 «Проверь себя» | | |
21 | | Графические изображения в технике и технологии. | 1 | Проблема урока: Из чего получают натуральные ткани? Как человек научился делать одежду? Беседа по проблеме. Обсуждение: работа по учебнику: рассматривание рисунков, работа по вопросам. Практическая работа: групповое исследование | Уметь проводить самостоятельные исследования; классифицировать свои наблюдения | приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, своих товарищей / | Путе-шест-вие в прош-лое: одежда наших предков | Уч, с.66, задание. Одежда наших предков- сообщение. | | |
22 | Графические изображения в технике и технологии. | 1 | Проблема урока: Какими физическими свойствами обладают натуральные ткани? Как устроена ткань? Групповая опытно -исследовательская работа: свойства натуральных тканей Работа по учебнику | Уметь проводить самостоятельные исследования; классифицировать свои наблюдения | К.Д. Ушинс-кий «Как рубаш-ка в поле вырос-ла» | Уч. с. 69-71. | | |
23 | Графические изображения в технике и технологии. | 1 | Проблема урока: Чем и почему различаются технологические операции по обработке ткани и бумаги? В чем особенность разметки на ткани? Беседа по вопросам проблемы. Обсуждение образца поделки из ткани - футляра Работа по учебнику: рассматривание и обсуждение иллюстраций Практическое исследование: работаем с тканью | Знать особенности работы с тканью Уметь выполнять различные стежки | проявлять заинтересованное отношение к деятельности результатам их работы. | Вырезание и выкраивание. | Одежда народов Севера- её особенности (сообщения)/ интеграция | | |
24 | Изделие и его конструкция. | 1 | Проблема урока: Как соединяются детали в изделиях из ткани? Как с древних времен украшают одежду? Какие существуют варианты отделки одежды на основе прямой строчки? Беседа по вопросам проблемы. Работа по учебнику: иллюстрации, вопросы к ним; Практическая работа: приемы выполнения перевивов; способы прокладывания строчки – изготовление несложной вышивки на уголке салфетки | Знать приемы выполнения перевивов. Уметь выполнять вышивку аккуратно, ровно | Познавательные: наблюдать связи человека с природой и предметным миром: конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; | Украшение вышив-кой одежды разных народов | Т, с. 29, «Проверь себя» | | |
25 | | Элементарные представления о конструкции | 1 | Проблема урока: Как окружающие предметы различаются по своей конструкции? От чего зависит выбор конструкции? Введение в проблему: рассматривание окружающих предметов и обсуждение их конструкции. Работа по учебнику: рассматривание рисунков, их обсуждение | Знать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка. Уметь наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения | Личностные: положительно относиться к учению, проявлять интерес к содержанию предмета технологии; принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;. | Замы-сел. Конст-рукция | Продол-жить наблюдения за растениями; подготовить сообщение о растениях/интеграция ОПТ | | |
26 | Конструирование и моделирование несложных обьектов | 1 | Проблема урока: Как человек покорил воздух и космос? Обсуждение промежуточных результатов самостоятельных опытов Беседа по вопросам проблемы Практическая работа: делаем модели – самолет. Профориентационная работа 4 четверть-8 часов | Знать что такое модель Уметь работать самостоятельно с помощь инструкционной карты. | с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного; ориентироваться в материале на страницах учебника; | | Дополнить таблицу в рабочей тетради с. 33, 34 | | |
27 | Конструирование и моделирование несложных обьектов. | 1 | Проблема урока: Что такое транспорт, транспортные средства? Зачем человек придумывает новые виды транспорта? Обсуждение промежуточных результатов самостоятельных опытов | Уметь поводить исследования и самостоятельные наблюдения | сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; | | РТ, с. 35, задание/ | | |
28 | . Конструирование и моделирование несложных обьектов. | 1 | Беседа по вопросам проблемы Практическая работа: от телеги до машины: конструирование транспорта. Профессия водитель. Профориентационная работа | Уметь поводить исследования и самостоятельные наблюдения | Регулятивные: с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке; | | Сообщения об инструментах, иллюстрации/ | | |
29 | Конструирование и моделирование несложных обьектов. | 1 | Проблема урока: Что такое макет и модель их отличие? Обсуждение промежуточных результатов самостоятельных опытов Беседа по вопросам проблемы Практическая работа: выполнение коллективного проекта «Улица моего горда»: делаем макеты- автомобиль | Знать названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила работы с ними Уметь классифицировать | учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. учиться готовить рабочее место, | Агротехничес-кие приемы | Найти информацию о растеях долгожителях/ | | |
30 | . Конструирование и моделирование несложных обьектов. | 1 | Проблема урока: Что такое макет и модель их отличие? Обсуждение промежуточных результатов самостоятельных опытов Беседа по вопросам проблемы Практическая работа: выполнение коллективного проекта «Улица моего горда»: делаем макеты- автомобиль | Знать названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила работы с ними Уметь различать материалы и инструменты по их назначению | Особенности различ-ных расте ний | РТ, с. 40, «Проверь себя» | | |
31 | . Конструирование и моделирование несложных обьектов. | 1 | Проблема урока: Что такое транспорт, транспортные средства? Зачем человек придумывает новые виды транспорта? Обсуждение промежуточных результатов самостоятельных опытов Беседа по вопросам проблемы Практическая работа: от телеги до машины: конструирование транспорта. Профессия водитель. Профориентационная работа | Знать виды транспорта; Уметь классифицировать виды транспорта | с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. Выполнять разметку деталей с помощью шаблона. | Путе-шест-вие в прош-лое: виды транс-порта. Метро | Уч, с. 101, заданиеРТ, с.41 | | |
32 | . Конструирование и моделирование несложных обьектов. | 1 | Проблема урока: Что такое макет и модель их отличие? Обсуждение промежуточных результатов самостоятельных опытов Беседа по вопросам проблемы Практическая работа: выполнение коллективного проекта «Улица моего горда»: делаем макеты- автомобиль | Уметь использовать приобретенные знания в жизни в групповой работе Знать отличие макета от модели | Учимся делать подарки | Дополнить макет автомобиля | | |
33 | Компьютер в учебном процессе .ИКТ | 1 | Проблема урока: Компьютер и его назначение .Беседа о назначении компьютера и его возможностях . | Знать назначение компьютера | С помощью учителя: — наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео); — наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; — выполнять предложенные на цифровых носителях задания | Воздушный транспорт | РТ,с.45 | | |
34 | .Компьютер в учебном процессе. ИКТ Возможности компьютера | 1 | Обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. | | | | | |
Распределение учебного времени в течение учебного года
Четверть | Количество недель в четверти | Количество часов в неделю | Количество часов в четверти | ИКТ | |
экскурсия | | | | |
I четверть | 9 | 1 | 9 | | 1 | | | | |
II четверть | 7 | 1 | 8 | 2 | | | | | |
III четверть | 10 | 1 | 9 | | | | | | |
IV четверть | 8 | 1 | 8 | 2 | | | | | |
Итого в год | 34 | | 34 | 4 | | | | | |