Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 имени В.А. Джанибекова
Щелковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 13
им. В.А. Джанибекова ЩМР МО
_____________ О.В. Хлопкова
29 августа 2017 года
Рабочая программа по технологии
(базовый уровень)
2 «Б» класс
Составитель:
Реснянская Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
высшей категории
2017 год
Рабочая программа по технологии для 2 класса создана на основе:
– Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 13 имени В.А. Джанибекова;
– Авторской программы «Технология 1-4», Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П., являющейся составной частью Образовательной системы «Школа России». (С.В. Анащенкова, Г.В. Бельтюкова, М.А. Бантова и др. Сборник рабочих программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2011.)
Преподавание ведется по учебнику Технология, 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /. Е.А. Лутцевой, Т.П.Зуевой,– М.: Просвещение, 2015
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);
гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края;
характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
Учащийся будет уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать о:
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащийся научится с помощью учителя:
формулировать цель деятельности на уроке;
выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;
работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД:
Учащийся научится с помощью учителя:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняем ми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится с помощью учителя:
вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.
Личностные результаты
Учащийся научится с помощью учителя:
объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Художественная мастерская (11 ч)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
ОБЖ: Техника безопасности при работе с ножницами. Техника безопасности при работе с клеем.
Материальная культура как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
Мир профессий. Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - художественный образ».
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Учащиеся ориентируются в задании: анализируют информацию в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, учатся восприятию аудио- и видеоматериалов, в процессе общения с учителем и сверстниками. Организуют рабочего места. Рационально размещают на рабочем месте материалы и инструменты. Планируют ход практической работы. Учатся самоконтролю действий.
Выполняют задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного образа. Исследуют работу. Работают коллективно, группой, парами, индивидуально. Взаимопомогают в работе.
Учатся самообслуживанию в школе и дома, элементарному уходу за одеждой и обувью.
Чертежная мастерская (7 ч)
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
ОБЖ: Техника безопасности при работе с ножницами. Техника безопасности при работе с клеем.
Многообразие материалов.
Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная и металлизированная бумага, фантики; ткань, тесьма, веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга, птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный «бросовый» материал.
Формы организации и виды деятельности обучающихся.Учащиеся изучают новые свойства материалов:
разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезание, обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетание полосок, сгибание полоски;
наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по криволинейному контуру, присборивание;
рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска.
Приклеивают клеенку, поролон, фольгу, птичьи перья, вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки.
Знакомятся с технологическими приемами обработки материалов.
Выполняют разметку: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием.
Собирают и соединят детали: клеем, сшиванием, скручиванием, закручиванием ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток.
Выполняют отделку: налепные украшения, рамочка в технике мозаики из кусочков ткани, рамочки из тесьмы, украшение кружевом.
Изучают виды художественной техники. Аппликация. Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация из ткани на бумажной основе. Объемная аппликация из бумаги, природных материалов или ткани на бумажной или картонной основе. Комбинируют в одной работе разные материалы (коллаж).
Изучают виды художественного складывания. Складывают приемом гофрирования («гармошкой») деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединяют детали в одном изделии.
Оригами из бумажного квадрата по схеме. Учащиеся складывают квадратные льняные салфетки и сравнивают свойства бумаги и ткани.
Знакомятся с приемам безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, линейкой).
Работают с технической документацией (рисунок, схема, эскиз, простейший чертеж). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная). Знакомятся с условными знаками оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть.
Изготавливают плоскостные и объемные изделия по рисункам, эскизам, схемам, простейшим чертежам.
Конструкторская мастерская (11 ч)
Конструирование и моделирование
ОБЖ: Техника безопасности при работе с ножницами. Техника безопасности при работе с клеем.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Учащиеся выделяют детали изделия. Сравнивают виды соединения деталей. Конструируют и моделируют изделия из различных материалов по образцу и заданным условиям.
Выполняют плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм. Аппликация и мозаика из геометрических фигур. Выполняют объемное конструирование и моделирование из готовых форм. Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм. Более сложные художественные образы из готовых геометрических форм (в том числе из цилиндра и конуса).
Выполняют объемное конструирование и моделирование из бумаги.
Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.
Летающие модели. Моделируют из деталей конструктора.
Рукодельная мастерская (4)
ОБЖ: Техника безопасности при работе с ножницами. Техника безопасности при работе с клеем. Техника безопасности при работе с иголкой.
Плетение.
Формы организации и виды деятельности обучающихся.Учащиеся выполняют косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.
Выполняют прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).
Выполняют узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).
Шитье и вышивание.
Вышивают по криволинейному контуру швом «вперед иголку».
Пришивают пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по технологии во 2 «Б» классе на 2017-2018 учебный год (34 часа)
№ урока | Тема урока | Плановые сроки | Скорректи- рованные сроки |
Художественная мастерская. (11ч) |
1 | Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? | 04.09-08.09 | |
2 | Какова роль цвета в композиции? | 11.09-16.09 | |
3 | Какие бывают цветочные композиции? | 18.09-22.09 | |
4 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | 25.09-29.09 | |
5 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | 02.10-06.10 | |
6 | Можно ли сгибать картон? Как? | 09.10-13.10 | |
7 | Наши проекты. | 16.10-20.10 | |
8 | Как плоское превратить в объёмное? | 23.10-27.10 | |
9 | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя. | 06.11-10.11 | |
10 | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя. | 13.11-17.11 | |
Чертёжная мастерская. (7ч) |
11 | Что такое технологические операции и способы? | 20.11-24.11 | |
12 | Что такое линейка и что она умеет? | 27.11-01.12 | |
13 | Что такое чертёж и как его прочитать? | 04.12-08.12 | |
14 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | 11.12-15.12 | |
15 | Мастерская Деда мороза и Снегурочки. | 18.12-22.12 | |
16 | Можно ли без шаблона разметить круг? | 08.01-12.01 | |
17 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | 15.01-19.01 | |
Конструкторская мастерская. (11ч) |
18 | Какой секрет у подвижных игрушек? | 22.01-26.01 | |
19 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | 29.01-02.02 | |
20 | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. | 05.02-09.02 | |
21 | Что заставляет вращаться винт-пропеллер? | 12.02-16.02 | |
22 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | 19.02-23.02 | |
23 | День Защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | 26.02-02.03 | |
24 | Как машины помогают человеку? | 05.03-09.03 | |
25 | Поздравляем женщин и девочек. | 12.03-16.03 | |
26 | Что интересного в работе архитектора? | 19.03-23.03 | |
27 | Наши проекты | 02.04-06.04 | |
28 | Проверим себя. | 09.04-13.04 | |
Рукодельная мастерская. (4 ч) |
29 | Какие бывают ткани? | 16.04-20.04 | |
39 | Какие бывают нитки. Как они используются? | 23.04-27.04 | |
31 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | 30.04-04.05 | |
32 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 07.05-11.05 | |
33 | Проверим себя. | 14.05-18.05 | |
34 | Что узнали, чему научились. | 21.05-25.05 | |
| Итого: | 34 часа | |