Аннотация к рабочей программе по предмету «Технология»
Настоящая рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся 3 класса МКОУ «Глушковская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Глушковская средняя общеобразовательная школа»;
Примерных программ по учебным предметам. В 2 ч., М.: «Просвещение» 2010 г;
Планируемых результатов начального общего образования;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020-2021 учебный год;
Учебно-методического комплекта для начальной школы «Школа России» издательства «Просвещение»:
Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева, Технология . 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций , М.: «Просвещение» 2019 г.
Е.А. Лутцева ,Т.П. Зуева, Технология . Рабочая тетрадь. 3 класс, М.: «Просвещение» 2019 г.
Авторской программы Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой «Технология» (УМК «Школа России»)
Цель изучения предмета "Технология" в 3 классе является – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Основные задачи учебного предмета:
стимулировать и развивать любознательность, интерес к технике, потребность познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формировать целостную картину мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности;
формировать мотивацию успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формировать первоначальные конструкторско-технологические знания и умения;
развивать знаково-символическое и пространственное мышление, творческое и репродуктивное воображение (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческое мышление;
развивать регулятивную структуру деятельности, включающую целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
познакомить с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение учебного предмета «Технология» в 3 классе отводится 1 час в неделю (34 часа за учебный год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
• отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
• проявлять интерес к историческим традициям России и своего края;
• испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
• принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
• опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся будет уметь:
• формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
• выявлять и формулировать учебную проблему;
• анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
• самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
• коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
• осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
• выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится с помощью учителя:
• искать и отбирать необходимую для решения учебной
задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
• открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
• преобразовывать информацию (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
• высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
• уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
• уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Обучающийся будет знать о:
• характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
• профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Обучающийся будет уметь:
• узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
• соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Обучающийся будет знать:
• названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
• последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
• линии чертежа (осевая и центровая);
• правила безопасной работы канцелярским ножом;
• косую строчку, её варианты, назначение;
• несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Обучающийся будет иметь представление о:
• композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
• традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях.
Обучающийся будет уметь (под контролем учителя):
• читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
• выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов с опорой на чертёж (эскиз);
• подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
• выполнять рицовку;
• оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и её вариантами;
• находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
• решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование.
Обучающийся будет знать:
• простейшие способы достижения прочности конструкций.
Обучающийся будет уметь:
• конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
• изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
• выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Практика работы на компьютере.
Обучающийся будет знать:
• названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
• основные правила безопасной работы на компьютере.
Обучающийся будет иметь общее представление о:
• назначении клавиатуры, приёмах пользования мышью.
Обучающийся будет уметь (с помощью учителя):
• включать и выключать компьютер;
• пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
• выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать, читать);
• работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD, DVD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий, закрытие материала и изъятие диска из компьютера.
Содержание учебного предмета.
Информационная мастерская - (3 часа)
Вспомним и обсудим! Знакомимся с компьютером. Компьютер - твой помощник. Проверим себя.
Мастерская скульптора- (6 часа)
Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Статуэтки. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?
Мастерская рукодельницы - (10 часов)
Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц. Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» История швейной машины. Секреты швейной машины. Футляры. Проверим себя. Наши проекты. Подвеска.
Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов - (11 часов)
Строительство и украшение дома. Объём и объёмные формы. Развёртка. Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из сложных развёрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Наша родная армия. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные техники из креповой бумаги.
Мастерская кукольника - (5 часов)
Что такое игрушка. Театральные куклы-марионетки. Игрушка из носка. Игрушка-неваляшка. Что узнали, чему научились.
Критерии оценивания работ по технологии
3 класс
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: обучающийся умеет самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; правильно работать ручными инструментами; изделие выполнено самостоятельно, аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета;
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся умеет самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; правильно работать ручными инструментами; изделие выполнено с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки в выполнении технологических операций.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; изделие выполнено со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются 4-6 ошибок в выполнении технологических операций.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся не умеет самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, неэкономно и нерационально выполняет разметку; допускает серьёзные нарушения ТБ при работе ручными инструментами; изделие выполнено со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно.
Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются:
• качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;
• степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);• уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации. Развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт обучающихся и иллюстративный материал, систему вопросов, советов и задач (рубрика «Советы мастера» в 1—2 классах, рубрика «Конструкторско-технологические задачи» в 3—4 классах), активизирующих познавательную поисковую, в том числе проектную, деятельность. На этой основе создаются условия для развития у обучающихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Тематический план с указанием количества часов
на освоение каждой темы.
Наименование разделов | Количество часов | Проект |
Информационная мастерская | 3 | - |
Мастерская скульптора | 4 | - |
Мастерская рукодельницы | 10 | 2 |
Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов | 12 | 1 |
Мастерская кукольника | 5 | - |
Итого | 34 | 3 |
| | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы и темы уроков | Кол-во часов | № урока | Дата прохождения темы урока | Примечание |
| Раздел 1. Информационная мастерская – (3 ч). |
1. | ТБ. Вспомним и обсудим. Изготовление изделия из природного материала. | 1 | 1 | | |
2. | ТБ. Знакомимся с компьютером. | 1 | 2 | | |
3. | ТБ. Компьютер – твой помощник. Проверим себя. | 1 | 3 | | |
| Раздел 2. Мастерская скульптора - (4 ч). |
4. | ТБ. Как работает скульптор. Скульптура разных времен и народов. Изготовление скульптурных изделий из пластичных материалов. | 1 | 1 | | |
5. | ТБ. Статуэтки. Изготовление изделий в технике намазывания пластилина на пластиковую заготовку. | 1 | 2 | | |
6. | ТБ. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём. | 1 | 3 | | |
7. | Конструируем из фольги. Проверим себя. | 1 | 4 | | |
Раздел 3. Мастерская рукодельницы - (10 ч). |
8. | ТБ. Вышивка и вышивание. | 1 | 1 | | |
9. | ТБ. Строчка петельного стежка. Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и применением строчки петельного стежка. | 1 | 2 | | |
10. | ТБ. Строчка петельного стежка. Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и применением строчки петельного стежка. | 1 | 3 | | |
11. | ТБ. Пришивание пуговицы. Изготовление изделия с использованием пуговиц с дырочками. | 1 | 4 | | |
12. | ТБ. Наши проекты. Проект Подарок малышам «Волшебное дерево». | 1 | 5 | | |
13. | ТБ. История швейной машины. Изготовление изделия с использованием способа стяжки деталей. | 1 | 6 | | |
14 | ТБ. Секреты швейной машины. Изготовление изделия с использованием способа стяжки деталей. | 1 | 7 | | |
15. | ТБ. Футляры. Изготовление футляра с застежкой из бусины или пуговицы. | 1 | 8 | | |
16. | ТБ. Футляры. Изготовление футляра с застежкой из бусины или пуговицы. Проверим себя. | 1 | 9 | | |
17. | Наши проекты. Проект «Подвеска». | 1 | 10 | | |
| Раздел 4. Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов - (12 ч). |
18. | ТБ. Строительство и украшение дома. Изготовление макетов зданий из гофрокартона. | 1 | 1 | | |
19. | Объем и объемные формы. Развёртка. Изготовление изделия на основе развёртки. | 1 | 2 | | |
20. | ТБ. Подарочные упаковки. Изготовление коробок-упаковок из картона. | 1 | 3 | | |
21. | ТБ. Декорирование (украшение) готовых форм. | 1 | 4 | | |
22. | ТБ. Конструирование из сложных развёрток. Изготовление транспортных средств по чертежам. | 1 | 5 | | |
23. | ТБ. Конструирование из сложных развёрток. Изготовление транспортных средств по чертежам. | 1 | 6 | | |
24. | ТБ. Модели и конструкции. Виды и способы соединения деталей конструкции. | 1 | 7 | | |
25. | Наши проекты. Проект «Парад военной техники». Изготовление макетов и моделей техники из наборов «Конструктор» | 1 | 8 | | |
26. | ТБ. Наша родная армия. Изготовление поздравительной открытки по чертежам. | 1 | 9 | | |
27. | ТБ. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изготовление изделий с использованием художественной техники «квиллинг». | 1 | 10 | | |
28. | ТБ. Изонить. Изготовление изделий в художественной технике «изонить». | 1 | 11 | | |
29. | ТБ. Художественные техники из креповой бумаги. Проверим себя. | 1 | 12 | | |
| Раздел 3. Мастерская кукольника- (5 ч). |
30. | ТБ. Что такое игрушка. Изготовление игрушки из прищепки. | | | | |
31. | ТБ. Театральные куклы. Марионетки. Изготовление куклы-марионетки. | | | | |
32. | ТБ. Игрушка из носка. Изготовление изделий из предметов и материалов одежды. | | | | |
33. | ТБ. Игрушка-неваляшка. Изготовление куклы-неваляшки с использованием готовых форм. Проверим себя. | | | | |
34. | Что узнали. Чему научились. | | | | |
13