| РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа №40» 346505 Россия, г. Шахты Ростовская область пер. Фучика, 8а тел. 8(8636)26-11-49 e-mail:[email protected] |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Воробьёв С.В.
Приказ от 30.08.2018г. № 59/3
Педсовет протокол № 1 от 30.08.2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии_______________________________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования, класс
Основное общее образование, 8«Б» класс
(начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, класс)
Количество часов в неделю 1
Учитель Филатова Дарья Вадимовна
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе
Примерной программы «Технология» под редакцией В.Д.Симоненко,
А.Т. Тищенко; г. Москва, Вентана- Граф, 2011г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 8класса составлена на основе:
-- Фундаментального ядра содержания общего образования , Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования;
- Примерной учебной программы по технологии для основной школы, под редакцией М. В Рыжаков, А М. Кондаков – М.: Просвещение, 2011.; Авторы программы: А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко;
-Закона РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями),
- учебного плана ОУ;
-Приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.07.2011г. № 610 «Об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей )».
Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования
Цель обучения:
– освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
– овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
– развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
– воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
– получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
овладение способами деятельностей:
– умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
– способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
– умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;
освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.
Примерная программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии в 8 классах строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды . Учитывая интересы и склонности учащихся, возможности школы и местные условия содержание программы по технологии изучается в рамках направления «Технология. Обслуживающий труд» . Базовыми для программы являются разделы « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»; «Технологии исследовательской и опытнической деятельности», «Основы предпринимательства. Домашняя экономика». Содержание рабочей программы тесно связано с целью программы развития школы.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости). Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий. Основная часть учебного времени (70%) отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбирается такой объект, процесс или тема проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитывается посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественная или личная ценность. Тематическим расширением программы является ориентация на знакомство учащихся с православной христианской культурой и культурой казачества, дизайном быта, как неотъемлемой частью российской культурной традиции.
Определение места и роли учебного курса.
Базисный учебный план на этапе основного общего образования включает 245 учебных часов для обязательного изучения предмета "Технология". В том числе: в 8 классе – 34 часа + 1 час резерва, из расчета 1 час в неделю. Предмет "Технология" является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.
Результаты обучения общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения обучающиеся должны знать/ понимать:
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов для декоративного творчества; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений ;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
-профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
-функциональные и стоимостные характеристики предметов труда и технологий; составляющие себестоимости продукции; способы экономии сырья, энергии, труда; возможности реализации продукции;
-основные экономические понятия: реклама, цена, налога, доход и прибыль; предпринимательская деятельность; бюджет семьи;
-понятия о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда,
культуре труда, технологической дисциплине, этике общения на производстве;
Учащиеся должны уметь:
-рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
-составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
-выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
-выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
-находить и устранять допущенные дефекты;
-проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол МО Заместитель директора по УВР
учителей предметов технологии, искусства ____________ С.П. Дуванова
и ФК от 30.08.2018г. №1
30.08.2018г.
Руководитель МО
А.А. Заговалко _ ________
(Ф.И.О.)
Календарно-тематический план 8 «б» класс
№ урока/ | Дата | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности обучающихся | Вид контроля | Материально-техническое обеспечение | Домашнее задание |
| | Экономика семьи. | | | |
1 | 7.09 | Семья как экономическая ячейка. | знать: основы и задачи семейной экономики; уметь: определять задачи по экономии семейного бюджета; применять: для организации повседневной экономической жизни семьи. | Изучать основы и задачи семейной экономики | Опрос, | Учебник, презентация. | &1, пр.р |
2 | 14.09 | Предпринимательство в семье | знать: понятия предпринимательская деятельность, прибыль; уметь: проектировать возможную индивидуальную трудовую деятельность, применять: для организации повседневной экономической жизни семьи. | Проектировать возможную индивидуальную трудовую деятельность. | Опрос, | Учебник, | &2пр.р |
3 | 21.09 | Потребности семьи | знать: понятия потребности, потребительский портрет товара; уметь : анализировать качества товаров; применять: для организации повседневной экономической жизни семьи. | Усваивать и трактовать положения законодательства по правам потребителей. | Опрос, | Учебник, | &3пр.р |
4 | 28.09 | Информация о товарах. | знать: источники информации о товарах, назначение штрихкода; потребительские качества товаров; уметь: разрабатывать этикетку на товар; применять: для организации повседневной экономической жизни семьи. | Анализировать и проверять качество и потребительские свойства товаров | Опрос | Учебник, карточки | &4,5пр.р |
5 | 5.10 | Бюджет семьи. Сбережения и личный бюджет. | знать: понятия бюджет семьи, виды расходов , виды сбережений денежных средств;; уметь: рассчитывать платежи по коммунальным расходам, планировать расходы семьи. применять: для организации повседневной экономической жизни семьи. | Оценивать источники доходов семьи, минимизировать расходы в бюджете семьи, возможности сбережения финансов. Проектировать возможную индивидуальную трудовую деятельность | Опрос, | Учебник, презентация | &6,8 пр.р |
6 | 12.10 | Расходы на питание. | знать: о культуре питания, здоровом питании,; уметь: оценивать расходы семьи на питание ;применять: для организации повседневной экономической жизни семьи. | Планировать расходы семьи, минимизировать расходы в бюджете семьи. | Опрос, | Учебник, | &7пр.р |
| | Современное производство и профессиональное самоопределение 4ч. | |
7 8 9 10 | 19.10 26.10 2.11 16.11 | Сферы производства. Разделение труда Профессиональное образование и профессиональная карьера. Профессиональные интересы, склонности и способности | знать: сферы и отрасли современного производства; виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе; источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Уметь: проводить диагностику и самодиагностику профессиональной пригодности, определять профессиональные интересы, склонности и способности. | Исследовать деятельность производственного предприятия или предприятия сервиса. Анализировать структуру предприятия и профессиональное разделение труда. Разбираться в понятиях «профессия», «специальность», «квалификация». Знакомиться по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Анализировать предложения работодателей на региональном рынке труда. Искать информацию в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Проводить диагностику склонностей и качеств личности. Строить планы профессионального образования и трудоустройства | | Презентация, диогностика, тестирование | |
| | Технологии домашнего хозяйства 4ч. |
11 12 13 14 | 23.11 30.11 7.12 14.12 | Экология жилища Водоснабжение и канализация в доме Ремонт дверных и оконных блоков. Утепление дверей и окон. | знать: Характеристики основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах; понятие об экологии жилища. Современные системы фильтрации воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды. Система безопасности жилища. применять: для организации повседневной жизни семьи. Знать: из каких элементов состоит оконный блок, с помощью каких инструментов изготовляют вставки и бруски для ремонта оконных блоков, как укрепить угловые соединения. Из чего состоит дверной блок, что такое дверная коробка, как ремонтируют двери, укрепление петель.Знать: технологию обивки двери, технологию утепления окна. применять: для организации повседневной жизни семьи. | Знакомиться с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении. Ознакомиться с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде). Определять составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Определять расход и стоимость горячей и холодной воды за месяц. Выявлять дефекты блоков. Знакомиться с технологической последовательностью ремонта блоков и дверей. Знакомиться с технологией обивки двери, технологией утепления окна. | опрос | Видео, | &23 &24 &26 |
| | Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Художественные ремесла 7ч. |
15 | 21.12 | Вышивка древнейший вид рукоделия православной России | знать: историю развития вышивки, виды вышивки, используемой на Дону; уметь: анализировать особенности декоративного искусства народов России; применять: для изготовления декоративных изделий | Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства на базе этнографических музеев, историю развития вышивки. Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Находить информацию для изучения видов народных промыслов Донского региона. Организовывать рабочее место. Проводить сравнительный анализ технологических и эстетических возможностей различных материалов, применяемых в вышивке. | опрос | Презентация Инструменты, материалы, ИТК | & 10 |
16 | 28.12 | Разновидности швов глади . | знать: технологию вышивания двусторонней гладью, белой гладью художественной гладью, атласной гладью; уметь: выполнять образцы вышивки. применять: для изготовления декоративных изделий | Изучать различные виды техники вышивки. Выбирать инструменты и материалы. Выполнять образцы вышивки. | Опрос, контроль качества. | Инструменты, материалы, ИТК | &17 |
17 | 11.01 | Технология выполнения вышивки «узелки» и «рококо» | знать: технологию вышивания швом «узелки» и «рококо»; уметь: выполнять образцы вышивки; применять: для изготовления декоративных изделий | Изучать различные виды техники вышивки. Выбирать инструменты и материалы, выполнять образцы вышивки. | Опрос, контроль качества. | Инструменты, материалы, ИТК | &16 |
18 | 18.01 | История применения шелковой ленты в декоративном творчестве в России и на Дону. | знать: историю развития вышивки шелковой лентой; уметь: определять соответствие композиционного решения функциональному назначению изделия; применять: для изготовления декоративных изделий | Изучать лучшие работы мастеров вышивки лентами, историю развития вышивки. Анализировать особенности декоративного искусства народов России и Донского региона. Находить информацию об использовании ленты в ДПИ. | Опрос | Презентация инструменты, материалы, ИТК | Отрабатывать навыки |
19 | 25.01 | Основные приемы вышивания лентами. | знать: основные приемы вышивания лентами; уметь: выбирать инструменты и материалы, выполнять образцы вышивки лентами; применять: для изготовления декоративных изделий. | Выбирать инструменты и материалы, выполнять образцы вышивки. | контроль качества | Инструменты, материалы, ИТК | Отрабатывать навыки |
20 | 1.02 | Освоение приемов выполнения различных швов шелковой лентой | знать: основные приемы вышивания лентами; уметь: выбирать инструменты и материалы, выполнять образцы вышивки лентами; применять: для изготовления декоративных изделий. | Выбирать инструменты и материалы, выполнять образцы различных швов шелковой лентой. | контроль качества | Книги, ИТК инструменты, материалы, | Отрабатывать навыки |
21 | 8.02 | Вышивка розы «паутинка» | знать: основные приемы вышивания лентами розы; уметь: выбирать инструменты и материалы, выполнять образцы вышивки лентами; применять: для изготовления декоративных изделий. | Выбирать инструменты и материалы, выполнять образцы вышивки розы. | контроль качества | ИТК, инструменты, материалы, | Отрабатывать навыки |
Электротехнические работы |
22 | 15.02 | Электрический ток и его использование | Знать: Что такое электрический ток, источник тока, электрогенератор, проводник, диэлектрик, изолятор, сила тока, использование электрической энергии | Оценивать допустимую суммарную мощность электроприборов, подключаемых к одной розетке и квартирной (домовой) сети. Знакомиться с устройством и принципом действия стиральной машины-автомата, электрического фена. Знакомиться со способом защиты электронных приборов от скачков напряжения* Определять расход и стоимость электроэнергии за месяц.* Знакомиться с устройством и принципом работы бытового электрического утюга с элементами автоматики* | Тест-опрос | Учебник, | &30 |
23 | 22.02 | Бытовые электронагревательные приборы | Знать: о работе эл/приборов, преимущества, назначение эл/ приборов, их характеристики | | | &44 |
24 | 1.03 | Электронагревательные элементы открытого типа Электронагревательные элементы закрытого типа | Знать: классы по назначению эл/приборов, требования к нагревательному элементу, проводниковые материалы | | | |
25 | 15.03 | Трубчатые электронагревательные элементы (ТЭН) Биметаллический терморегулятор | Знать: типы нагревательных элементов. Регулировку температуры нагрева, принцип работы | Тест-опрос | | |
26 | 5.04 | Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами | Знать:правила ТБ Уметь определять максимально допустимую мощность бытовой электросети. | | | &45 |
27 | 12.04 | Электроосветительные приборы. Лампа накаливания Регулировка освещённости | Знать: виды электрических ламп, отличия. Мощность накаливания, КПД ламп накаливания, расход электроэнергии, использование ламп накаливания. Регулировка освещенности | Тест-опрос | | &40-42 |
| | Технологии исследовательской и опытнической деятельности -7 |
28 29 30 | 19.04 26.04 3.05 | Понятие о творческой проектной деятельности Цель и задачи проектной деятельности. Этапы выполнения проекта: поисковый Технологический этап проектирования. | уметь: проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий; применять для: создания объекта труда | Знакомиться с примерами творческих проектов восьмиклассников. Определять и формулировать проблему. Определять цель и задачи проектной деятельности. Собирать и анализировать информационный материал. Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла | Оценка выполняемой работы | Интернет-ресурсы, источники информации | Обсуждение выбранной темы в семье |
31 32 33 | 10.05 17.05 24.05 | Реализация проекта | знать: назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов; виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; уметь: проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; рассчитывать стоимость изделия; проводить самоанализ; применять для создания объекта труда | Соблюдать технологическую последовательность выполнения работы. Последовательно выполнять изделие; соблюдать правила ТБ. Рассчитывать стоимость изделия; проводить самоанализ Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. | Оценка выполняемой работы | Инструменты, материалы, | Работа над проектом |
34 | 31.05 | Защита проекта | уметь: проводить презентацию изделия. | Защищать творческий проект Обосновывать целесообразность предлагаемого изделия; проводить презентацию изделия. | Оценка работы и проекта | | |