СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 5 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 5 класс»

Пояснительная записка


Адаптированная образовательная программа по предмету «Технология» разработана на основе:


 Примерной программы на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного (общего) образования по технологии, с учетом требований образовательного стандарта и ориентирована на работу по учебникам по редакцией В.Д. Симоненко (М.: Вента-Граф, 2018).

Программы реализуются: в 5-7 классах – в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год, и в 8 классах – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Эта программа является актуальной и учитывает интересы как девочек, так и мальчиков.

Данная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ предназначена для учащихся 5 - 8 классов, учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. Программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей направленности обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа составлена с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей обучающихся, материальных возможностей и востребованности. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания. При разработке адаптированной образовательной программы учитывались:

 требования ФГОС (ориентация на результат и реализация деятельностного подхода);

 специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.


Адаптированная образовательная программа составлена с учетом материальной базы образовательного учреждения, индивидуальных способностей и потребностей учащихся, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

Данная программа составлена с учетом ранее полученных учащимися при обучении технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

Характерной особенностью предмета «Технология» является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Подготовительный этап предусматривает подбор материалов по их технологическим свойствам, цвету, фактуре, выбор художественной отделки, способов обработки. При изготовлении изделий большое внимание уде6ляется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием сырья, утилизацией отходов.

Спектр видов деятельности и используемых материалов позволяет учащимся расширить политехнический кругозор, раскрыть свои индивидуальные способности, найти свою технику и материалы для дальнейшего обучения и осознанного выбора профессии.


Цели и задачи программы в условиях обучения детей с ОВЗ:

 формирование представлений о современном производстве и распространённых в нём технологиях;

 освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

 формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

 овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

 овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

 развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, сенсорных и моторных навыков, умений учебного труда;

 формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

 воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;.

 профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций:

 восполнение пробелов в знаниях;

 подготовка к усвоению и отработка наиболее сложных разделов программы;

 развитие высших психических функций и речи обучающихся.

Эта программа является актуальной и учитывает интересы как девочек, так и мальчиков. При этом 30% учебного времени отводится на теоретические и 70% - на практические занятия. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческих проектов.

Адаптированная образовательная программа составлена с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков подростком с ОВЗ, обеспечивает непрерывный контроль над становлением учебно-познавательной деятельности учащегося, постоянном стимулировании познавательной активности, постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний.

Приоритетными видами общей учебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» для подростков с ОВЗ на этапе общего образования являются:

поэтапное формирование умственных действий;

 безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;

 определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

 творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать свое решение; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

 приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

 умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, чертеж, схема, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии и словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

 оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;

 обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности

Адаптационная направленность уроков:

 создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой;

 формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности;

 включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития подростков;

 обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма;

 формирование навыков самоконтроля, самооценки;

 развитие монологической речи;

 развитие диалогической речи и культура общения;

 коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока;

 охрана психического, физического здоровья учащихся;

 развитие познавательной активности;

 организация восприятия с опорой на анализаторы;

 ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала;

 реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов психолого-педагогической диагностики;

 использование эффективных инновационных технологий;

 обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения;

 определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).

 контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.


Результаты обучения:

 овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

 умение оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства;

 формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.


Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:

в познавательной сфере:

 осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности технологической культуры и культуры труда;

 классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

 практическое освоение обучающимися основ проектно - исследовательской деятельности;

 распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

 оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

 развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

 овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

 формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

 овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.


в трудовой сфере:

 планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;

 овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

 выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

 выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

 контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

 документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда;


в мотивационной сфере:

 оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

 согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности;

 формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы;

 выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

 стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;


в эстетической сфере:

 овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

 рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

 умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;

 рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

 участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;


в коммуникативной сфере:

 практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

 установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

 сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

 адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний;


в физиолого-психологической сфере:

 развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

 соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований, при многократном повторении движений в процессе выполнения работ;

 сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Тематическое планирование


Наименование раздела

Кол-во час.

Практические

работы

1

Проектная деятельность

2ч.


2.

Оформление интерьера

4ч.


3.

Кулинария

16ч.


4.

Создание изделий из текстильных материалов

28ч.


5.

Художественные ремесла

18ч.



Итого:

68часов


Календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС


п/п


Тема урока

Кол-во час




Дата

план

факт

Проектная деятельность (1ч.)

1

Проектная деятельность на уроках технологии. ТБ

2



Оформление интерьера (4ч.)

2,3

Интерьер кухни-столовой

1



4

Бытовые электрические приборы

1



5

Творческий проект «Кухня моей мечты»

1




6

Защита проекта «Кухня моей мечты»

1



Кулинария (16ч.)

7

Санитария и гигиена на кухне

1



8

Физиология питания

1



9, 10

Бутерброды. Горячие напитки

2



11,12

Блюда из круп, бобовых, макаронных изделий

2



13,14

«Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий»

2



15

Блюда из сырых овощей и фруктов

1



16

Блюда из варёных овощей

1



17, 18

Практическая работа «Приготовление салатов из сырых и вареных овощей»

2



19

Блюда из яиц

1



20

Сервировка стола к завтраку

1



21,22

Практическая работа-проект «Воскресный завтрак для всей семьи»

2



Создание изделий из текстильных материалов (28ч.)

23, 24

Производство текстильных материалов.

2



25, 26

Свойства текстильных материалов. Практическая работа «Изучение свойств тканей из хлопка и льна»

2



27,


Конструирование швейных изделий.

1



28,


Построение чертежа швейного изделия

1



29, 30

Раскрой швейного изделия

2



31,32

Швейные ручные работы

2



33,34

Подготовка швейной машины к работе

2



35,36

Приемы работы на швейной машине

2



37,38

Швейные машинные работы. Влажно-тепловая обработка ткани

2



39,40

Выполнение проекта «Фартук для работы на кухне».

Технология изготовления швейного изделия

2



41,42

Обработка накладного кармана

2



43,44

Обработка нижнего и боковых срезов фартука

2



45,

46

47

Обработка верхнего среза

фартука притачным поясом. Подготовка защиты проекта

3




48

49

50

Защита проекта «Фартук для работы на кухне»

3



Художественные ремёсла (18ч.)


51-52

Декоративно-прикладное изделие для кухни

2



53

Основы композиции при создании предметов

декоративно-прикладного искусства

1



54

Орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте

1



55,56

Лоскутное шитьё. Технологии лоскутного шитья

2



57,58

Лоскутное шитье. Технологии лоскутного шитья.

2



59, 60

Лоскутное шитье. Обоснование проекта

2



61,62,

63,64

Выполнение проекта Практическая работа

«Стачивание деталей изделия»

4





65,66

Подготовка проекта к защите

2



67-68

Защита проекта

«Лоскутное изделие для кухни». Итоговый урок

2




Список литературы:

Литература для учащихся


  1. Синица Н. В., Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко.– М.: Вентана-Граф, 2015.

  2. Синица Н. В., Технология. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, Н.А. Буглаева.- М.: «Вентана-Граф», 2014, 2015г.г.


Литература для учителя:

  1. Журналы «Бурда»

  2. Журналы «Школа и производство» 2000 – 2014

  3. Логвинова О.Н. Рабочая программа по технологии (Технология ведения дома). 5 класс / М.: ВАКО, 2014

  4. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы, М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

  5. Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 классы / Тищенко А.Т., Синица Н. В. - М.: Вентана-Граф, 2014.

  6. Синица Н. В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: методическое пособие / Н. В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс