Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новобуринская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на МО Руководитель МО____________ «__________»2021 г | Рекомендовано к утверждению Зам по УВР______________ «_____________» 2021 г | Утверждено Директор _______________ «______________»2021г |
Рабочая программа
По технологии(мальчики) 8 класс
на 2021-2022 учебный год
Рабочую программу разработала: учитель технологии
Кудрова Найля Иркиновна
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
• овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;
умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Предметным результатом освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
в познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;
стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса;
подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;
в эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
в коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта;
• публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;
• разработка вариантов рекламных образцов.
Выпускник научится:
- называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
- называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
- объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
- проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научится:
- следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
- оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;
- прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов /параметров /ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
- в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность - качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
- проводить оценку и испытание полученного продукта;
- проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
- описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
- анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
- проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих:
- изготовлению материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;
- модификации материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
- давать характеристику и разрабатывать материальные продукты, включая их моделирование в информационной среде (конструкторе);
- встраиванию созданного информационного продукта в заданную оболочку;
- изготовлению информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
- проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:
- оптимизировать заданный способ (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
- обобщать прецеденты получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализировать потребительские свойства данных продуктов, запросы групп их потребителей, условия производства с выработкой (рисованием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разрабатывать инструкции, технологические карты для исполнителей, согласовывать их с заинтересованными субъектами;
- разрабатывать (комбинировать, изменять параметры и требования к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
- проводить и анализировать разработку и /или реализацию проектов, предполагающих:
планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
разработку плана продвижения продукта;
- проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
- модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией /заказом /потребностью /задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
- технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
- оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Выпускник научится:
- характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
- характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,
- разъясняет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
- характеризовать группы предприятий региона проживания,
- характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
- анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
- анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
- анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
- получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
- получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
- анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
8 класс
По завершении учебного года обучающийся научиться:
- называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами;
- характеризовать современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития;
- называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии транспорта;
- называть характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания,
- характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции её развития;
- перечислять и характеризовать виды технической и технологической документации
- характеризовать произвольно заданный материал в соответствии с задачей деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические, термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с использованием произвольно избранных источников информации),
- объяснять специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризует тенденции развития социальных технологий в 21 веке, характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий,
- разъяснять функции модели и принципы моделирования,
- создать модель, адекватную практической задаче,
- отбирать материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям,
- составлять рацион питания, адекватный ситуации,
- планировать продвижение продукта,
- регламентировать заданный процесс в заданной форме,
- проводить оценку и испытание полученного продукта,
- описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения,
- получать и проанализировать опыт лабораторного исследования продуктов питания,
- получать и проанализировать опыт разработки организационного проекта и решения логистических задач,
- получать и проанализировать опыт компьютерного моделирования / проведения виртуального эксперимента по избранной обучающимся характеристике транспортного средства,
- получать и проанализировать опыт выявления проблем транспортной логистики населённого пункта / трассы на основе самостоятельно спланированного наблюдения,
- получать и проанализировать опыт моделирования транспортных потоков,
- получать опыт анализа объявлений, предлагающих работу
- получать и проанализировать опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования,
- получать и проанализировать опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку,
- получать и проанализировать опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
8 КЛАСС
Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Основные теоретические сведения
Традиции, обряды, семейные праздники. Национальные орнаменты в элементах быта и одежде, художественно-прикладные изделия.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесла). Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Понятие о композиции.
Виды природных и искусственных материалов и их свойства для художественно-прикладных работ. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной и металлами в России.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов различными видами инструментов (два-три вида технологий по выбору учителя*). Разработка изделия с учетом прагматического назначения и эстетических свойств. Составление рабочей документации. Освоение приемов выполнения основных операций ручными инструментами.
Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и металлами.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.
Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.
Выбор и исследование материалов и заготовок с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления деталей. Выполнение подготовительных работ по созданию изделия.
Изготовление изделия с применением технологий ручной и механизированной обработки материалов. Отделка и презентация изделий.
Соблюдение правил безопасности труда.
Варианты объектов труда
Предметы хозяйственно бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения, бижутерия.
Технологии домашнего хозяйства.
Бюджет семьи
Основные теоретические сведения
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.
Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.
Подбор на основе анализа рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи.
Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Положения законодательства по правам потребителей.
Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов или услуг, примерная оценка доходности предприятия.
Современное производство и профессиональное образование
Сферы производства и разделение труда.
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
Основные теоретические сведения
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.
Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними.
Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.
Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта запорной аппаратуры.
Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.
Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения со сменными буксами. Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах со сменными буксами.
Технологии исследовательской и опытнической деятельности.
Основные теоретические сведения
Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений.
Методы поиска научно-технической информации. Применение ЭВМ для поиска информации и формирования базы данных.
Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД).
Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.
Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.
Примерные темы практических работ
Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации и создание баз данных с использованием ЭВМ.
Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися.
Тематическое планирование 8 класс
№п/п | Разделы и темы программы | Количество часов | Примечание |
| Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | 9 | |
1 | Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование | 4 | |
2 | Декоративно -прикладное творчество | 5 | |
| Технология ведения дома | 14 | |
1 | Бюджет семьи | 5 | |
2 | Современное производство и профессиональное образование | 5 | |
3 | Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации | 4 | |
| Электротехника | 5 | |
1 | Электротехнические работы | 5 | |
| Технологии исследовательской и опытнической деятельности | | |
1 | Исследовательская и созидательная деятельность | 7 | |
| Всего | 35 | |
приложение
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№п/п | №у рока | Дата проведения | Тема раздела ,урока | Кол-во час | Примечание |
План | Факт |
Теоретические знания |
1 | 1 | | | Вводное занятие | 1 | |
Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов( 9 час) |
1 | 1 | | | Конструкционные материалы: их получение, применение, утилизация | 1 | |
2 | 2 | | | Пластмассы: получение, применение, утилизация | 1 | |
3 | 3 | | | Традиционные виды декоративно-прикладного творчества в народных промыслов при работе с древесиной и металлами в России | 1 | |
4 | 4 | | | Технологии художественно-прикладной обработки материалов различными видами инструментов | 1 | |
5 | 5 | | | Разработка изделия с учетом прагматического назначения и эстетических свойств | 1 | |
6 | 6 | | | Освоение приемов выполнения основных операций ручными инструментами | 1 | |
7 | 7 | | | Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работе с древесиной и металлами | 1 | |
8 | 8 | | | Национальные орнаменты в элементах быта и одежде художественно-прикладные изделия | 1 | |
9 | 9 | | | Традиции, обряды, семейные праздники | 1 | |
Технологии домашнего хозяйства (14 час) |
10 | 1 | | | Семья как экономическая ячейка общества | 1 | |
11 | 2 | | | Семья и бизнес | 1 | |
12 | 3 | | | Бюджет семьи | 1 | |
13 | 4 | | | Потребности семьи | 1 | |
14 | 5 | | | Семейный бюджет | 1 | |
15 | 6 | | | Расходы на питания | 1 | |
16 | 7 | | | Накопления и сбережения | 1 | |
17 | 8 | | | Маркетинг в домашней экономике Реклама товара | 1 | |
18 | 9 | | | Трудовые отношения в семье | 1 | |
19 | 10 | | | Экономика приусадебного участка(дачного участка | 1 | |
20 | 11 | | | Информационные технологии в домашней экономике | 1 | |
21 | 12 | | | Коммуникации в домашнем хозяйстве | 1 | |
22 | 13 | | | Схемы горячего и холодного водоснабжения | 1 | |
23 | 14 | | | Система канализации в доме | 1 | |
Современное производство и профессиональное образование (5 час) |
24 | 1 | | | Профессия и карьера | 1 | |
25 | 3 | | | Технология индустриального производства | 1 | |
26 | 3 | | | Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности | 1 | |
27 | 4 | | | Профессиональная деятельность | 1 | |
28 | 5 | | | Технология управленческой деятельности | 1 | |
Технологии исследовательской и опытнической деятельности (7 час) |
29 | 1 | | | Творческие методы поиска новых решений | 1 | |
30 | 2 | | | Понятие о техническом задании | 1 | |
31 | 3 | | | Этапы проектирования и конструирования | 1 | |
32 | 4 | | | Поиск информации | 1 | |
33 | 5 | | | Методы определения себестоимости | 1 | |
34 | 6 | | | Экономическая оценка стоимости выполнения проекта | 1 | |
35 | 7 | | | Защита проекта | 1 | |
Контроль знаний учащихся 6-8 класса предусмотрен в форме
творческого проекта в конце года.
6 класс
№ п/п | Раздел | Творческий проект |
1 | Технология обработки древесины | Разработка проектов по теме деревообработка: Кухонный комплект для измельчения специй. полочка-вешалка |
2 | Технология обработки металлов | Разработка проектов по теме обработка металла: Струбцина ,флюгер, вешалка –крючок ,панно из проволоки |
3 | Культура дома | Разработка проектов по теме культура дома :дизайн комнаты |
7 класс
№ п/п | Раздел | Творческий проект |
1 | Технология обработки древесины | Разработка проектов по теме деревообработка: шкатулка скамейки кухонные и бытовые принадлежности |
2 | Электротехнические работы | Разработка проектов по теме электротехнические работы: модели из деталей конструктора создание плакатов по электробезопасности |
Характеристика КИМ по технологии
Для оценки уровня достижений учащихся используются методические пособия и тесты из интернета
№п/п | Вид контроля | Инструментарий для оценки уровня подготовки |
1 | Интерактивный тест по технологии | Учебный материал, представленный в этой работе, рассчитан на контроль знаний учеников, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Работа теста представлена таким образом, чтобы школьник мог последовательно отвечать на вопросы теста, приближаясь к финишу, где его ждёт сюрприз. Такая методика, напоминает ребёнку игру – квест, когда борьбу надо продолжать, выбирая возможные пути, или начать всё с начала. . |
2 | тест из интернета | Такой тип теста рассчитан не на подсчёт «верных» или «не верных» ответов. . Главное назначение теста помочь ученику понять, какие вопросы учебного материала он не усвоил. Отвечая на вопросы, он ещё раз актуализирует полученные знания, совершенствует свой багаж знаний, а возможно и узнаёт что- то новое |
3 | Образцы олимпиадных заданий для школьного этапа по технологии в 2013-2014г,Москва 2013г | Такой тип теста рассчитан не на подсчёт «верных» или «не верных» ответов. . Главное назначение теста помочь ученику понять, какие вопросы учебного материала он не усвоил. Отвечая на вопросы, он ещё раз актуализирует полученные знания, совершенствует свой багаж знаний, а возможно и узнаёт что- то новое |
19