СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии ("Перспективная начальная школа") включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, тематическое планирование, требования к уровню подготовки  обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 1 класса»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по технологии для 1 класса на 2014 – 2015 учебный год разработана на основе основной образовательной программы начальной школы (2011 г.), примерной программы начального общего образования по технологии (2010 г.), авторской программы под редакцией Рагозиной Т.М. (2012 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2009 г.).

Структура документа


Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения.


УМК


Роль и место дисциплины в образовательном процессе.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Литературное чтение» в первом классе изучается 1 час в неделю.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»


В соответствии с концептуальным положением системы программа учитывает опыт ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это опыт и городской жизни с развитой инфраструктурой, и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, доступных для городских и сельских школ.

Учебный предмет «Технология» начинает знакомство младших школьников с технологией как областью преобразовательной, творческой деятельности и решает следующие учебно-воспитательные задачи в 1-м классе:

  • развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера;

  • освоение первоначальных представлений о мире профессий;

  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию общественно и личностно-значимых объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности;

  • воспитание трудолюбия, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Главная же задача уроков технологии в 1-м классе – освоение детьми алгоритма деятельности; подготовка материалов и инструментов, необходимых для урока, организация рабочего места в зависимости от характера предстоящей работы, определение назначения изделия, анализ его конструкции, обсуждение технологии изготовления изделия, самостоятельное выполнение практической работы с помощью учебника, организованное завершение работы, обсуждение и анализ результатов.

Деятельный подход к процессу обучения обеспечивается формированием представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием УУД, способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки освоения конкретных технологических операций. Предмет является опорным в проектировании УУД. В нём все элементы учебной деятельности - целеполагание, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия, и т.д.- предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Основные виды учебной деятельности детей: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания; моделирование, конструктивно-технологических задач. Простейшее проектирование, практика работы на компьютере.

Особенность учебного предмета в связи с внедрением в учебно-образовательный процесс требований ФГОС второго поколения - практико-ориентированная направленность содержания, сформированность элементарных общетрудовых навыков, овладение УУД; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2.1.Основные содержательные линии.


  • Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.

Этот раздел состоит из подразделов: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности».


  • Технология изготовления изделий из различных материалов.

Этот раздел состоит из подразделов: «Технология изготовления изделий из природных материалов», «Технология изготовления изделий из искусственных материалов», «Технология изготовления изделий из утилизированных материалов», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач».

  • Конструирование и моделирование.

Этот раздел состоит из подразделов: «Конструирование. Сборка моделей из деталей конструктора», « Использование измерений для конструирования и решения практических задач», «Моделирование пособий для уроков чтения, окружающего мира, математики».

2.2. Содержание программы.


Раздел 1. Технология изготовления изделий из различных материалов. Элементы графической грамоты (33ч):


1.1. Природные материалы (5ч):

  • Растительные природные материалы, используемые на уроках: листья, семена растений, веточки, шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер.

  • Подготовка растительных материалов к работе: сбор листьев; промывка и сушка семян, хранение в бумажных конвертах, коробках.

  • Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы; кисточка для клея, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц. Основные технологические операции ручной обработки природного материала: резание ножницами, капельное склеивание деталей из листьев и семян, сушка, сборка объёмных деталей из природного материала при помощи пластилина.

  • Практические работы: изготовление по рисункам аппликаций, орнаментальных композиций, сказочных персонажей.

1.2. Пластичные материалы (6 ч).

  • Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе: делить брусок на глаз, разминать для повышения пластичности.

  • Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.

  • Основные технологические операции ручной обработки пластилина: скатывание шарообразных форм, вытягивание, заглаживание, вдавливание.

  • Практические работы: лепка моделей предметов живой природы ( овощей, фруктов, животных), фишек для уроков математики по рисункам.


1.3. Бумага (13ч).

  • Виды бумаги: цветная для аппликации, для принтера, копирка, писчая. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, влагопроницаемость.

  • Экономное расходование при разметке деталей по шаблону, через копирку.

  • Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений- рисунок. Изготовление изделий по рисунку.

  • Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой (ТМ), ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.

  • Основные технологические операции ручной обработки бумаги: отрывание, резание ножницами, многослойное складывание, гофрирование, сборка и скрепление деталей (клеевое), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.

  • Практические работы: изготовление пригласительных билетов, конвертов, закладок, новогодних снежинок, открыток, аппликаций.


1.4. Текстильные материалы (9 ч.)

  • Виды тканей: растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина. Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке деталей прямоугольной формы.

  • Нитки: швейные и для вышивания «мулине».

  • Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.

  • Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», связывание ниток в пучок.

  • Практические работы: изготовление вышитых салфеток, игольниц, аппликаций, украшений для одежды, декоративных композиций.

Раздел 2. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания рассматривается в ходе изучения раздела «Технология изготовления изделий из различных материалов. Элементы графической грамоты».

  • Трудовая деятельность в жизни человека.

  • Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Профессии моей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира.

  • Общее представление о технологическом процессе. Организация рабочего места, анализ устройства и назначения изделия.

  • Самообслуживание. Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с двумя отверстиями).







2.3. Планируемые результаты обучения.

Метапредметные


Регулятивные УУД

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).


Познавательные УУД

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.


Коммуникативные УУД

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Предметные

Должны знать/понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;

  • содержание труда людей ближайшего окружения;

  • область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стеки, швейной иглы, булавки с колечком;

  • область применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, наперстка, пялец.   

Уметь в процессе самостоятельной и парной работы:

  • осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;

  • составлять словесный план собственной трудовой деятельности;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);

  • изготавливать изделия из доступных материалов (цветной , писчей бумаги, сухих листьев, веточек, семян растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;

  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;

  • создавать модели несложных объектов из природных материалов;

  • осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, вышивкой швом «вперед иголку», плетеным узором, природными материалами.   

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • применения информации при решении различных задач;

  • выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);

  • соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;

  • создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных, текстильных и пластичных материалов;

  • осуществления сотрудничества в совместной работе.

Личностные

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.




2.4. Для реализации программного содержания используются



Программа

Примерная основная образовательная програма образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С. Савинов). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с. – (Стандарты второго поколения).


Программа технологии Чуракова Н.А., Малаховская О.В «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2013 г. – Ч.2 : 337 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).


Учебник

Рагозина Т.М. Технология (Текст): 1 кл.: Учебник. / Т.М. Рагозина, А.А. Гринева / под ред. Р.Г. Чураковой. – 2-е изд. - М: Академкнига/ Учебник, 2013 г. – 80 с.: цв. ил.


Методическое пособие для учителя.

Рагозина Т.М. Технология (Текст): 1 кл.: Методическое пособие. / Т.М. Рагозина - М: Академкнига/ Учебник, 2012 г. – 96 с.





.










Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Тип урока

Вид контроля


Раздел 1.1. Пластилин (6 ч.)



1

1. Мир изделий. История появления пластилина. Правила работы с пластилином.

Вводный

текущий

2

2. Приемы работы с пластилином. «Рисование» жгутиком из пластилина.

Комбини-рованный

текущий

3

3. Лепка овощей и фруктов из пластилина.

Комбини-рованный

текущий

4

4. Лепка домашних животных.

Комбини-рованный

текущий

5

5. Фишки из цветной массы для моделирования.

Комбини-рованный

текущий

6

6. Аппликация из пластилина.

Комбини-рованный

текущий


Раздел 1.2. Природные материалы (5ч.)



7

1.Аппликация из засушенных листьев.

Комбини-рованный

текущий

8

2. Узоры из семян.

Комбини-рованный

текущий

9

3. Декоративная композиция из сухих и листьев и семян.

Комбини-рованный

текущий

10

4. Выполнение пейзажей из природных материалов.

Комбини-рованный

текущий

11

5. Баба-Яга в ступе.

Комбини-рованный

текущий


Раздел 1.3. Бумага (13 ч.)



12

1.Правила работы с бумагой.

Комбини-рованный

текущий

13

2. Аппликация из бумаги «Природа нашего края».

Комбини-рованный

текущий

14

3. Обрывные аппликации из бумаги.

Комбини-рованный

текущий

15

4. Пригласительный билет на елку.

Комбини-рованный

текущий

16

5. Пригласительный билет на елку.

Комбини-рованный

текущий

17

6. Конверт для пригласительного билета на елку.

Комбини-рованный

текущий

18

7. Гофрированные новогодние подвески.

Комбини-рованный

текущий

19

8. Новогодние снежинки.

Комбини-рованный

текущий

20

9. Мозаика из бумаги.

Комбини-рованный

текущий

21

10. Модели из бумаги.

Комбини-рованный

текущий

22

11. Плетение из полосок бумаги.

Комбини-рованный

текущий

23

12. Открытка в подарок маме.

Комбини-рованный

текущий

24

13. Модели городского транспорта.

Комбини-рованный

текущий


Раздел 1.4. Текстильные материалы (9 ч.)



25

1. Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение

Комбини-рованный

текущий

26

2. Аппликация из ткани.

Комбини-рованный

текущий

27

3. Аппликация из ткани


текущий

28

4. Игольница.

Комбини-рованный

текущий

29

5. Подвески из лоскутков ткани.

Комбини-рованный

текущий

30

6. Вышитая салфетка.

Комбини-рованный

текущий

33

7. Вышитая салфетка

Комбини-рованный

текущий

32

8. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями.

Комбини-рованный

текущий

33

9. Профессии моей семьи и ближайшего окружения.

Комбини-рованный

текущий










16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!