1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по технологии для 1 класса на 2014 – 2015 учебный год разработана на основе основной образовательной программы начальной школы (2011 г.), примерной программы начального общего образования по технологии (2010 г.), авторской программы под редакцией Рагозиной Т.М. (2012 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2009 г.).
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения.
УМК
Роль и место дисциплины в образовательном процессе.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Литературное чтение» в первом классе изучается 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»
В соответствии с концептуальным положением системы программа учитывает опыт ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это опыт и городской жизни с развитой инфраструктурой, и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, доступных для городских и сельских школ.
Учебный предмет «Технология» начинает знакомство младших школьников с технологией как областью преобразовательной, творческой деятельности и решает следующие учебно-воспитательные задачи в 1-м классе:
развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера;
освоение первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию общественно и личностно-значимых объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности;
воспитание трудолюбия, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Главная же задача уроков технологии в 1-м классе – освоение детьми алгоритма деятельности; подготовка материалов и инструментов, необходимых для урока, организация рабочего места в зависимости от характера предстоящей работы, определение назначения изделия, анализ его конструкции, обсуждение технологии изготовления изделия, самостоятельное выполнение практической работы с помощью учебника, организованное завершение работы, обсуждение и анализ результатов.
Деятельный подход к процессу обучения обеспечивается формированием представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием УУД, способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки освоения конкретных технологических операций. Предмет является опорным в проектировании УУД. В нём все элементы учебной деятельности - целеполагание, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия, и т.д.- предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Основные виды учебной деятельности детей: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания; моделирование, конструктивно-технологических задач. Простейшее проектирование, практика работы на компьютере.
Особенность учебного предмета в связи с внедрением в учебно-образовательный процесс требований ФГОС второго поколения - практико-ориентированная направленность содержания, сформированность элементарных общетрудовых навыков, овладение УУД; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1.Основные содержательные линии.
Этот раздел состоит из подразделов: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности».
Этот раздел состоит из подразделов: «Технология изготовления изделий из природных материалов», «Технология изготовления изделий из искусственных материалов», «Технология изготовления изделий из утилизированных материалов», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач».
Этот раздел состоит из подразделов: «Конструирование. Сборка моделей из деталей конструктора», « Использование измерений для конструирования и решения практических задач», «Моделирование пособий для уроков чтения, окружающего мира, математики».
2.2. Содержание программы.
Раздел 1. Технология изготовления изделий из различных материалов. Элементы графической грамоты (33ч):
1.1. Природные материалы (5ч):
Растительные природные материалы, используемые на уроках: листья, семена растений, веточки, шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер.
Подготовка растительных материалов к работе: сбор листьев; промывка и сушка семян, хранение в бумажных конвертах, коробках.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы; кисточка для клея, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц. Основные технологические операции ручной обработки природного материала: резание ножницами, капельное склеивание деталей из листьев и семян, сушка, сборка объёмных деталей из природного материала при помощи пластилина.
Практические работы: изготовление по рисункам аппликаций, орнаментальных композиций, сказочных персонажей.
1.2. Пластичные материалы (6 ч).
Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе: делить брусок на глаз, разминать для повышения пластичности.
Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки пластилина: скатывание шарообразных форм, вытягивание, заглаживание, вдавливание.
Практические работы: лепка моделей предметов живой природы ( овощей, фруктов, животных), фишек для уроков математики по рисункам.
1.3. Бумага (13ч).
Виды бумаги: цветная для аппликации, для принтера, копирка, писчая. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, влагопроницаемость.
Экономное расходование при разметке деталей по шаблону, через копирку.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений- рисунок. Изготовление изделий по рисунку.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой (ТМ), ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги: отрывание, резание ножницами, многослойное складывание, гофрирование, сборка и скрепление деталей (клеевое), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление пригласительных билетов, конвертов, закладок, новогодних снежинок, открыток, аппликаций.
1.4. Текстильные материалы (9 ч.)
Виды тканей: растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина. Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке деталей прямоугольной формы.
Нитки: швейные и для вышивания «мулине».
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление вышитых салфеток, игольниц, аппликаций, украшений для одежды, декоративных композиций.
Раздел 2. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания рассматривается в ходе изучения раздела «Технология изготовления изделий из различных материалов. Элементы графической грамоты».
Трудовая деятельность в жизни человека.
Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Профессии моей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира.
Общее представление о технологическом процессе. Организация рабочего места, анализ устройства и назначения изделия.
Самообслуживание. Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с двумя отверстиями).
2.3. Планируемые результаты обучения.
Метапредметные
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
Познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные
Должны знать/понимать:
роль трудовой деятельности в жизни человека;
содержание труда людей ближайшего окружения;
область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стеки, швейной иглы, булавки с колечком;
область применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, наперстка, пялец.
Уметь в процессе самостоятельной и парной работы:
осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;
составлять словесный план собственной трудовой деятельности;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);
изготавливать изделия из доступных материалов (цветной , писчей бумаги, сухих листьев, веточек, семян растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;
создавать модели несложных объектов из природных материалов;
осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, вышивкой швом «вперед иголку», плетеным узором, природными материалами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
применения информации при решении различных задач;
выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных, текстильных и пластичных материалов;
осуществления сотрудничества в совместной работе.
Личностные
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
2.4. Для реализации программного содержания используются
Программа | Примерная основная образовательная програма образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С. Савинов). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с. – (Стандарты второго поколения). Программа технологии Чуракова Н.А., Малаховская О.В «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2013 г. – Ч.2 : 337 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г). |
Учебник | Рагозина Т.М. Технология (Текст): 1 кл.: Учебник. / Т.М. Рагозина, А.А. Гринева / под ред. Р.Г. Чураковой. – 2-е изд. - М: Академкнига/ Учебник, 2013 г. – 80 с.: цв. ил. |
Методическое пособие для учителя. | Рагозина Т.М. Технология (Текст): 1 кл.: Методическое пособие. / Т.М. Рагозина - М: Академкнига/ Учебник, 2012 г. – 96 с. |
.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Вид контроля |
| Раздел 1.1. Пластилин (6 ч.) | | |
1 | 1. Мир изделий. История появления пластилина. Правила работы с пластилином. | Вводный | текущий |
2 | 2. Приемы работы с пластилином. «Рисование» жгутиком из пластилина. | Комбини-рованный | текущий |
3 | 3. Лепка овощей и фруктов из пластилина. | Комбини-рованный | текущий |
4 | 4. Лепка домашних животных. | Комбини-рованный | текущий |
5 | 5. Фишки из цветной массы для моделирования. | Комбини-рованный | текущий |
6 | 6. Аппликация из пластилина. | Комбини-рованный | текущий |
| Раздел 1.2. Природные материалы (5ч.) | | |
7 | 1.Аппликация из засушенных листьев. | Комбини-рованный | текущий |
8 | 2. Узоры из семян. | Комбини-рованный | текущий |
9 | 3. Декоративная композиция из сухих и листьев и семян. | Комбини-рованный | текущий |
10 | 4. Выполнение пейзажей из природных материалов. | Комбини-рованный | текущий |
11 | 5. Баба-Яга в ступе. | Комбини-рованный | текущий |
| Раздел 1.3. Бумага (13 ч.) | | |
12 | 1.Правила работы с бумагой. | Комбини-рованный | текущий |
13 | 2. Аппликация из бумаги «Природа нашего края». | Комбини-рованный | текущий |
14 | 3. Обрывные аппликации из бумаги. | Комбини-рованный | текущий |
15 | 4. Пригласительный билет на елку. | Комбини-рованный | текущий |
16 | 5. Пригласительный билет на елку. | Комбини-рованный | текущий |
17 | 6. Конверт для пригласительного билета на елку. | Комбини-рованный | текущий |
18 | 7. Гофрированные новогодние подвески. | Комбини-рованный | текущий |
19 | 8. Новогодние снежинки. | Комбини-рованный | текущий |
20 | 9. Мозаика из бумаги. | Комбини-рованный | текущий |
21 | 10. Модели из бумаги. | Комбини-рованный | текущий |
22 | 11. Плетение из полосок бумаги. | Комбини-рованный | текущий |
23 | 12. Открытка в подарок маме. | Комбини-рованный | текущий |
24 | 13. Модели городского транспорта. | Комбини-рованный | текущий |
| Раздел 1.4. Текстильные материалы (9 ч.) | | |
25 | 1. Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение | Комбини-рованный | текущий |
26 | 2. Аппликация из ткани. | Комбини-рованный | текущий |
27 | 3. Аппликация из ткани | | текущий |
28 | 4. Игольница. | Комбини-рованный | текущий |
29 | 5. Подвески из лоскутков ткани. | Комбини-рованный | текущий |
30 | 6. Вышитая салфетка. | Комбини-рованный | текущий |
33 | 7. Вышитая салфетка | Комбини-рованный | текущий |
32 | 8. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. | Комбини-рованный | текущий |
33 | 9. Профессии моей семьи и ближайшего окружения. | Комбини-рованный | текущий |
16