Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Болотнинского района Новосибирской области Корниловская средняя общеобразовательная школа имени И.А.Дасько
Принято решением методического объединения учителей естественно- математических наук Протокол от 30.08.2019г | Согласована зам. директора по УВР ___________________ 30.08.2019г. |
Рабочая программа
учебного предмета « Технология»
10-11 класс
| | Составитель Пирогов Сергей Владимирович преподаватель-организатор ОБЖ |
2019г
2 .Пояснительная записка
Планируемые результаты.
Основными задачами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
МКОУ Корниловская СОШ имеет свой пришкольный участок на котором выращиваются овощи для школьной столовой , поэтому в рабочую программу включен раздел сельскохозяйственный труд 4 часа в 10 классе.
Технология обучения.
Программа составлена в расчете на осуществление деятельностного подхода к обучению, соблюдение принципов проблемного обучения, использование ЭОР и ИКТ
Информация об используемом учебнике
Учебник «Технология» под редакцией В. Д. Симоненко 10-11 класс Вентана-Граф 2010 г. Цели и задачи изучения курса
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образа
3 . Основное содержание
Производство, труд и технологии
Технология как часть общечеловеческой культуры, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.
Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии).
Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства, 1 ч
Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «техника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.
Практическая работа. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.
3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества, 4 ч
Теоретические сведения. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Динамика развития промышленных технологий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.
Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных отходов.
Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в системе природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ресурсов различными производствами. Коэффициент использования материалов. Промышленная эксплуатация лесов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».
Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности их воздействия на экосистемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.
Практические работы. Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах.
4. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду, 2ч
Теоретические сведения. Природоохранные технологии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущность и виды безотходных технологий. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Комплекс мероприятий по сохранению лесных запасов, защите гидросферы, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка естественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения энергии волн и течений.
Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации.
Экологическое сознание и мораль в техногенном мире, 1 ч
Теоретические сведения. Экологически устойчивое развитие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации окружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Необходимость экономии ресурсов и энергии. Охрана окружающей среды.
Практические работы. Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии.
Перспективные направления развития современных технологий, 4 ч
Теоретические сведения. Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение: элекронно-ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка.
Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка; применение в порошковой металлургии. Технологии послойного прототипирования и их использование. Нанотехнологии: история открытия. Понятия нанотехнологии»., «наночастица», «наноматериал». Нанопродукты: технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологии.
Практическая работа. Посещение промышленного предприятия (ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания).
Новые принципы организации современного производства, 1 ч
Теоретические сведения. Пути развития индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства.
Практическая работа. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте (производственном участке).
Автоматизация технологических процессов, 1 ч
Теоретические сведения. Возрастание роли информационных технологий. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Автоматизация технологических процессов и изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП.
Практическая работа. Экскурсия на современное производственное предприятие.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность
Понятие творчества, 2ч
Теоретические сведения. Понятие творчества. Введение в психологию творческой деятельности. Понятие «творческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество. Процедуры технического творчества.
Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.
Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Практическая работа. Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.
Защита интеллектуальной собственности, 1 ч
Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки. Рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы. Разработка товарного знака своего (условного) предприятия. Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.
Методы решения творческих задач, 4 ч
Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.
Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.
Практические работы. Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.
12. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности, 1 ч
Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.
Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии.
Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.
14. Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности, 1ч
Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по коррекции проекта.
Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию.
Источники информации при проектировании, 1 ч
Теоретические сведения. Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, Интернет, E-mail, электронные справочники, электронные конференции, телекоммуникационные проекты. Поиск информации по теме проектирования.
Практические работы. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования. Формирование банка идей и предложений.
Создание банка идей продуктов труда, 2 ч
Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представление вариантов будущего изделия. Клаузура.
Практические работы. Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.
Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг, 1 ч
Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.
Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.
Правовые отношения на рынке товаров и услуг, 1 ч
Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателем и производителем (продавцом). Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Сертификация продукции.
Практические работы. Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию.
Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план, 2 ч
Теоретические сведения. Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.
Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек на производство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Прогнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.
Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (услуги).
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность
Выбор объекта проектирования и требования к нему, 2 ч
Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.
Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства материалов.
Практические работы. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Выбор материалов для проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием морфологического анализа, ФСА и др.
Расчёт себестоимости изделия, 1ч
Теоретические сведения. Понятия стоимости, себестоимости и рыночной цены изделия. Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формула себестоимости. Расчёт себестоимости проектных работ. Формула прибыли. Статьи расходов проекта. Цена проекта. Оплата труда проектировщика.
Практическая работа. Предварительный расчёт материальных затрат на изготовление проектного изделия.
Документальное представление проектируемого продукта труда, 4 ч
Теоретические сведения. Стандартизация как необходимое условие промышленного проектирования. Проектная документация: технический рисунок, чертёж, сборочный чертёж, резюме по дизайну, проектная спецификация. Использование компьютера для выполнения чертежа проектируемого изделия.
Практические работы. Составление резюме и дизайн- спецификации проектируемого изделия. Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия.
Организация технологического процесса, 1 ч
Теоретические сведения. Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Маршрутные и операционные карты. Содержание и правила составления технологической карты.
Практическая работа. Выполнение технологической карты проектного изделия.
Выполнение операций по созданию продуктов труда, 4 ч
Теоретические сведения. Реализация технологического процесса изготовления деталей. Процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение правил безопасной работы. Промежуточный контроль этапов изготовления.
Практическая работа. Изготовление проектируемого объекта.
Анализ результатов проектной деятельности, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование.
Практическая работа. Апробация готового проектного изделия и его доработка, самооценка проекта.
П
; и дизайн- 1ение рабо-
сса, 1 (1) ч
процесс из- •рация. Тех- онные кар- тогической
югической
хин рабоче- ы организа- ещение ин- равила тех-
воего рабо- [. определе- сте.
югического [ изделия из l Промежу-
ктируемого
гва матери- сса. Крите- сти. Прове- а. Рецензи-
резентация проектов и результатов труда 2 ч
Теоретические сведения. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование технических средств в процессе презентации. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов.
Практическая работа. Организация и проведение презентации проектов.
Производство, труд и технологии
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда, 1 ч
Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.
Практические работы. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации груда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации.
Структура и составляющие современного производства, 3 ч
Теоретические сведения. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.
Практические работы. Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия: производственное предприятие, объединение, научно-производственное объединение. Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства.
Нормирование и оплата труда, 2 ч
Теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда.
Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повремённая и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.
Практические работы. Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.
Культура труда и профессиональная этика, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.
Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.
Практические работы. Расчёт эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.
П
ы производства, бенности разви- »ых комплексов, гвенное объеди- ■ние. Структура
^еры производ- гпюна (района) дприятие, объе- нение. Посеще- леление состав-
)ч
ирования труда, 1шш. устанавли-
а и её элементы: ш. повремённая «менение и спо- I в стимулирова-
гативных произ- ia оплаты труда
зя этика, 2 (2) ч
ьт^ры труда и её ia. Умение орга- ючей зоны и зо- еспечение охра- рудовой деятель-
Категории нрав- е о законах нрав- ика и её виды, вности трудовой изделия. Анализ организации, по
рофессиональное самоопределение и карьера
Этапы профессионального становления и карьера, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).
Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.
Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.
Рынок труда и профессий, 2 ч
Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.
Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий.
Центры профконсультационной помощи, 2 ч
Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.
Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.
Виды и формы получения профессионального образования, 1ч
Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства, 1 ч
Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.
Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.
Планирование профессиональной карьеры, 2 ч
Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
39 Сельскохозяйственный труд 4ч
Посадка , выращивание и уборка овощей на пришкольном участке
4.Учебно- тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | № п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
| 10 класс | | | 11 класс | |
| ПРОИЗВОД СТВО,ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ | 16 | | ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 16 |
1 | Технология как часть общечеловеческой культуры | 2 | 20 | Выбор объекта проектирования и требования к нему | 2 |
2 | Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства | 1 | 21 | Расчёт себестоимости изделия | 1 |
3 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | 4 | 22 | Документальное представление проектируемого продукта труда | 4 |
4 | Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду | 2 | 23 | Организация технологического процесса | 1 |
5 | Экологическое сознание и мораль в техногенном мире | 1 | 24 | Выполнение операций по созданию продуктов труда | 4 |
6 | Перспективные направления развития современных технологий | 4 | 25 | Анализ результатов проектной деятельности | 2 |
7 | Новые принципы организации современного производства | 1 | 26 | Презентация проектов и результатов труда | 2 |
8 | Автоматизация технологических процессов | 1 | | ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ | 8 |
| ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 16 | 27 | Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда | 1 |
9 | Понятие творчества | 2 | 28 | Структура и составляющие современного производствапроизводства | 3 |
10 | Защита интеллектуальной собственности | 1 | 29 | Нормирование и оплата труда | 2 |
11 | Методы решения творческих задач | 4 | 30 | Культура труда и профессиональная этика | 2 |
12 | Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности | 1 | | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА | 10 |
14 | Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности | 1 | 31 | Этапы профессионального становления и карьера | 2 |
15 | Источники информации при проектировании | 1 | 32 | Рынок труда и профессий | 2 |
16 | Создание банка идей продуктов труда | 2 | 33 | Центры профконсультационной помощи | 1 |
17 | Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг | 1 | 34 | Виды и формы получения профессионального образования | 1 |
18 | Правовые отношения на рынке товаров и услуг | 1 | 35 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | 1 |
19 | Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план | 2 | 36 | Планирование профессиональной карьеры | 2 |
20 | Сельскохозяйственный труд | 4 | | | | |
| Итого | 36 | 37 | Итоговое занятие | 1 |
| | | | Итого | 34 |
5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ПОЛНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения технологии ученик должен
Знать/понимать
влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
Уметь
оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для
проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.
6.Список литературы.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. / Под ред. В. Д. Симоненко — М.: “Просвещение”, 2006.
Технология: Учебник для учащихся 10.класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2010.
Профильный курс “Машинопись и основы делопроизводства” (Технология, профильная подготовка). 9-11 классы / сост. Н. К. Лебедянцева. —Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
Монахов М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2010.
Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Информатика. Учебник для 10-го класса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.г.
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей ________________________ протокол № _____ от 30.08.2019 | Согласовано зам. директора по УВР _________________И.Н.Нигареева_ 30.08.2019г. | Утверждено Директором школы -------------------------- М.И. Митько приказ № от 30 августа2019 года |
Календарно – тематическое планирование
предмета «Технология»
среднего общего образования
| | Составитель Пирогов Сергей Владимирович учитель технологии | |
Календарно-тематическое планирование по технологии 10 класса.
| | | | | | |
| | | № п\п урока | Тема урока | №урока в разделе | Содержание уроков | Требования к уровню подготовки уч-ся | Дата проведения | | |
| | | По плану | Факт. | примечания | |
| | | | «Производство, труд и технологии» (16 ч.) | | |
| | | 1-2 | Технология как часть общечеловеческой культуры. | 1=2 | 1. Понятие «культура», виды культуры. Понятие« технологическая культура» и «технология». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий. 2.Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характер труда. Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения. | Знать/понимать: -что такое технология, ее взаимосвязь с общей культурой; -основные виды культуры; -понятие «технологическая культура»; -влияние технологий на общественное развитие; -три составляющие производственной технологии; | | | |
| | | 3 | Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства. | 3 | Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоемкость материального производства. | Знать/понимать: -взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства, -роль науки в развитии технологического прогресса; понятия «наукоемкость» производства | | | |
| | | 4 | .Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. | 4 | .Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Современная энергетика и ее воздействие на биосферу. Проблема захоронения радиоактивных отходов. | Знать/понимать: -взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов; -причины , приводящие к загрязнению окружающей среды; -что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра; | | | |
| | | 5 | Промышленные технологии и транспорт | 5 | Промышленные технологии и транспорт. Материалоемкость современных производств. Промышленная эксплуатация лесов. Проблема загрязнения отходами производства атмосферы. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра». |
| | | Знать/понимать: производственные технологические процессы приводящие к загрязнению окружающей среды, что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра; Уметь: -выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды | | | |
| | | 6-7 | Современные сельскохозяйственные технологии | 6-7 | . Современные сельскохозяйственные технологии и их негативное воздействие на биосферу. .Проведение мероприятий по озеленению или оценке загрязненности среды | Знать/понимать негативное воздействие на биосферу современных сельскохозяйственных технологий | | | |
| | | 8 | Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду | 8 | .Природоохранные технологии. Экологический мониторинг. Основные направления охраны среды. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Очистка естественных водоёмов. | Знать/понимать: - что такое экологический мониторинг; -сущность безотходных технологий ( производств ); -пути рационального использования земельных, минеральных и водных ресурсов; -какие существуют мероприятия по очистки водоемов ; | | | | |
| | | 9 | Понятие «альтернативные источники энергии». | 9 | Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов, геотермальных источников энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые уста-новки | - Знать/понимать: виды и возможности использования альтернативных источников энергии. Уметь: -выявлять источники и степень загрязненности окру жающей среды | | | |
| 10 | Экологическое сознание и мораль в техногенном мире | 10 | Экологически устойчивое разви-тие человечества. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания | Знать/ понимать: — почему воз-никла необходимость в новом экологическом сознании (морали); — сущность, характерные черты нового экологического сознания | | | |
| 11 | Основные виды промышленной обработки мате-риалов | 11 | . Основные виды промышленной обработки мате-риалов. Электро-технологии и их применение. | | Знать -виды современных электротехнологий, примеры их использования; | | | |
| 12 | Применение лучевых технологий: | 12 | .Применение лучевых технологий: лазерная и электронно-лучевая об-работка. Ультразвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая металлургия. Технология послойного прототи-пирования и их с-пользование. | | | | |
| Знать/понимать: -сущность и области применения лучевых и ультразвуковых технологий; -принцип плазменной обработки материалов, примеры использования; - метод прослойного протипирования и области его применения; |
| | | |
| 13 | Нанотехнологии. | 13 | сущность понятий « наноматериал» « наночастица» ; - перспективы использования нанотехнологий; | Знать Основные понятия« наноматериал» « наночастица» ; понимать: - перспективы использования нанотехнологий; |
| 14 | Информационные технологии, | 14 | . Информационные технологии, их роль в современной научно--технической революции. Волоконная оптика как новый шаг в развитии информационных технологий. Принцип действия и область применения волоконной оптики Возрастание роли информационных технологий в современном мире. Влияние автоматизации на характеристики производства | Знать:роль информационных технологий в технологическом развитии общества-- Волоконная оптика как новый шаг в развитии информационных технологий. Принцип действия и область применения волоконной оптики Возрастание роли информационных технологий в современном мире. Влияние автоматизации на характеристики производства |
| | 15 | Новые принципы организации современного производства | 15 | Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства | Знать/понимать: - смысл понятий «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства; - сущность непрерывного (поточного) производства; - что представляют собой гибкие производственные системы; - в чем проявляется глобализация системы мирового хозяйства. | | | | |
| | 16 | Автоматизация технологических процессов. | 16 | Автоматизация производства на основе информационных технологий. Изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятие «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП). Составляющие АСУТП. | Знать/понимать: - сущность понятий «автомат» и «автоматизация производства» - гибкая и жёсткая автоматизация; - в чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП). | | | |
| «Технология проектирования и создание материальных объектов или услуг» «Творческая проектная деятельность» (16 ч.) |
17 | Понятие творчества. | 1 | . Понятие «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности. | Знать/понимать: - сущность понятий «творчество», «творческий процесс»; - виды творческой деятельности(художественное, научное, техническое творчество); - изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса; сущность и задачи ТРИЗ. Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения | | | | |
18 | Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. | 2 | Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) |
19 | Защита интеллектуальной собственности | 3 | Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Патент на изобретения. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и обслуживания. Разработка товарного знака условного предприятия. Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец. | Знать/понимать: - сущность понятия «интеллектуальная собственность»; Что может являться объектом интеллектуальной собственности; - понятие « авторское право»; - существующие формы защиты авторских прав; - что такое патент; Как осуществляется патентование изделия; - суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания. Структура патентной заявки | | | |
| | | | 20-21 | Методы активизации поиска решений творческих задач, генерация идей | 4-5 | . Методы активизации поиска решений творческих задач, генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой штурм). Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. | Знать/понимать: - сущность и особенность методов активизации поиска решения задач; -методы поиска оптимального варианта и их применение. - способы применения ассоциативных методов решения творческих задач. | | | | |
| | | | 22 | . Поиск оптимального варианта решения | 6 | . Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ(морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. .Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. | Знать Приемы, способы способствующие генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия. Уметь:- использовать методы решения творческих задач в практической деятельности |
| | | | 23 | . Ассоциативные методы решения задач. | 7 | . Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциация». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение | Знать/понимать - способы применения ассоциативных методов решения творческих задач. | | | |
| | | | 24 | Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности | 8 | Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учет требований при проектировании. Качества проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании.. | Знать/понимать: - требования к современному проектированию; - понятия «инновация», «проектное задание», «техническое задание» - какими качествами должен обладать проектировщик - значение эстетического фактора в проектировании - законы художественного конструирования | | | | |
| | | | 25 | Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности. | 9 | Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. .Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта. | Знать/понимать: - какие этапы включает в себя проектная деятельность - как осуществляется пошаговое планирование проектной деятельности - что включает понятие «алгоритм дизайна» Уметь: - планировать деятельность по учебному проектированию | | | |
| | | | 26 | Источники информации при проектировании | 10 | Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на различных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, интернет. Электронные справочники, электронные конференции. Поиск информации по теме проектирования | Знать/понимать: - роль информации в современном обществе; - что понимается под научным подходом к проектированию; - источники информации для дизайнера; Уметь:- находить и использовать различные источники информации при проектировании; воссоздавать исторический путь объекта проектирования. | | | | |
| | | | | 27-28 | Создание банка идей продуктов труда | 11-12 | 1. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование метода ТРИЗ). 2. Графическое представление вариантов будущего изделия. Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. | Знать/понимать: - что представляет собой банк идей при проектировании; - методы формирования банка идей; Уметь:- формировать банк идей для своего проектируемого изделия; - графически оформлять идеи проектируемого изделия; - делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа. | | | | |
| | | 29 | Рынок потребительских товаров и услуг. | 13 | Проектирование как отражение общественной действительности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности. | Знать/понимать: - взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования; - что такое «рынок потребительских товаров и услуг»; - методы исследования рынка потребительских товаров (услуг); | | | | |
| | | 30 | .Правовые отношения на рынке товаров и услуг | 14 | 1. Понятие «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателями и производителем (продавцами) 2. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод. Сертификация продукции. | Знать/понимать: - взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг; - виды и назначение нормативных актов, регулирующих отношения между покупателем и производителем (продавцами); - назначение и виды страховых услуг; - способы получения информации о товарах и услугах. Уметь:- читать торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод товаров. | | | |
| | | 31-32 | Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план. | 15-16- | 1. Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы. 2. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Составление бизнес-плана для проектируемого изделия. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта. Составление бизнес-плана для проектируемого изделия. | Знать/понимать: История возникновения маркетинга - сущность понятия маркетинг, реклама; - что такое бизнес-план; Цели и задачи бизнес-плана; Понятие рентабельности. Уметь:- составлять экономическое обоснование собственного проекта (или условного изделия); - рассчитывать рентабельность производства | | | |
| | | 33-36 | Сеьскохозяйственный труд | 4 | Посадка, выращивание и уборка овощей на пришкольном участке | | | | |
Календарно-тематическое планирование по технологии 11 класс | Номер и название темы | Кол-во часов | Содержание уроков | Требования к уровню подготовки уч-ся | Сроки | Примечания |
По плану | Фактически |
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность. 16 ч. |
1-2 | . Выбор объекта проектирования и требования к нему | 1-2 | 1. выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования. 2. выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием метода ТРИЗ. Выбор материала для изготовления проекта. | Уметь: - определять выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа; -формулировать требования к объекту проектирования; - делать выбор материала для проектируемого изделия; - делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа. | | | |
3 | Расчет себестоимости изделия | 3 | Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формулы себестоимости Расчет себестоимости проектных работ. Формула прибыли. Статьи расходов проекта. Цена проекта. | Знать/понимать: - из чего складывается себестоимость продукции; - отличие себестоимости от рыночной цены; - рассчитывать себестоимость проектируемого изделия; - делать предварительный расчет материальных затрат на изготовление проектного изделия | | | |
4 | . Стандартизация при проектировании. | 4 | . Стандартизация при проектировании. Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация. | Знать/понимать: - что такое стандартизация; -что входит в понятие «проектная документация»; | | | |
5 | . Использование компьютера для выполнения проектной документации. | 5 | Использование компьютера для выполнения проектной документации. | Знать/понимать Что представляют собой эскиз, чертеж, сборочный чертеж проектируемого изделия. : | | | |
6-7 | . Проектная документация | 6-7 | Проектная документация: технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж. Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия. | Уметь: - - выполнять проектную спецификацию проектируемого изделия; - выполнять эскиз проектируемого изделия; Выполнять чертежи проектируемого изделия | | | |
8 | Организация технологического процесса | 8 | Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Содержание и составление технологической карты. | Знать/понимать: - что входит в понятие «технологический процесс»; - что представляет собой технологическая операция, технологический переход проектируемого изделия. Уметь: - составлять технологическую карту проектируемого изделия. | | | |
. Реализация технологического процесса изготовления деталей. | 9-10 | . Реализация технологического процесса изготовления деталей. Соблюдение правил безопасной работы. Промежуточный контроль этапов изготовления | Уметь: - изготовить детали проектируемого изделия | | | |
| |
Процесс сборки изделия из деталей. | 11-12 | Процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение правил безопасной работы. Промежуточный контроль этапов сборки | Уметь: Собрать изготавливаемое иззделие | | | |
13-14 | Анализ результатов проектной деятельности | 13-14 | Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование | Уметь: - производить самооценку проекта согласно критериям оценки качества проектного изделия; проводить испытания изготовленного изделия; выполнять рецензирование продукта проектирования | | | |
15-16 | Презентация проектов и результатов труда | 15-16 | 1 .Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации .2 Использование в презентации технических средств. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов | Уметь: -проводить презентацию и защиту своего проекта; -анализировать качество выполнения проектов одноклассников и давать им оценку | | | |
Производство. Труд и технологии 8 ч. |
17 | Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда | 1 | Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, ее цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда | Знать/ понимать: что такое профессиональная деятельность. Ее цели и функции; что является фактором успеха в профессиональной деятельности; понятие разделения, специализации и кооперации труда; существующие формы разделения труда; различие между понятиями профессии и специальности; понятие перемены труда | | | |
18 | . Производство как преобразовательная деятельность. | 2 | Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда ,(орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства. Их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. | Знать/ понимать: - понятие «отрасль»; - Знать/ понимать определение материальной и нематериальной сфер производства; | | | |
19-20 | Производственное предприятие и его структура | 3-4 | Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно – производственное объединение. Структура производственного предприятия. | - понятия «производственное предприятие». «производственное объединение», «научно – производственное объединение», «межотраслевой комплекс»; что такое составляющие производства; понятия «средства труда», «средства производства», «орудия производства»;что представляет собой производственный технологический процесс | | | |
21-22 | Нормирование и оплата труда | 5-6 | 1. система нормирования труда, ее назначение. Виды норм труда. Организации. Устанавливающие и контролирующие нормы труда. 2. система оплаты труда. Тарифная система и ее элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, примечание и способы расчета. Роль формы заработной платы в стимулировании труда | Знать/ понимать: - понятие «нормирование труда»; - виды норм труда; -понятие «тарифная система»; - что такое тарифная система, тарифная ставка | | | |
23-24 | Культура труда и профессиональная этика | 7-8 | 1. понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Умение организовывать свое рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности. 2. понятие «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и ее виды. | Знать/ понимать: - что входит в понятие «культура труда»; - что такое научная организация труда; - какими мерами обеспечивается безопасность труда; - понятие охраны труда; - что такое этика; -что означают понятия «мораль» и «нравственность»; - какие нормы поведения предписывает профессиональная этика; - виды профессиональной этики | | | |
Профессиональное самоопределение и карьера 10ч. |
25-26 | Этапы профессионального становления и карьера | 1-2 | . Этапы и результаты профессионального становления личности. Выбор профессии. Профессиональная обученость. Профессиональная компетентность. Профессиональное мастерство. 2. Понятия карьеры, должностного роста, призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование профессиональной карьеры | Знать/понимать: - основные этапы профессионального становления; - значение понятий «профессиональная обученность» и «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство»; -сущность понятий «профессиональная карьера», «должностной рост», «призвание»; - из чего складывается профессиональная подготовка Уметь: - планировать будущую профессиональную карьеру; - правильно оценивать собственные профессиональные данные | | | |
27-28 | Рынок труда и профессий | 3-4 | 1 . Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. 2.Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования | Знать/ понимать: - что такое рынок труда и профессий; - что понимается под конъюнктурой рынка труда и профессий; - способы изучения рынка труда и профессий; - источники информации о рынке труда и профессий. Уметь: - находить и анализировать информацию о ситуации на рынке труда и профессий | | | |
29 | Центры профконсультационной помощи | 5 | . Профконсультационная помощь: цели и задачи. Справочно-информационные, диагностические, медико-психологические, корректирующие, развивающие, формирующие центры профессиональной консультации. Методы и их работы. . посещение центра профконсультационной помощи | Знать/ понимать: - что такое профконсультационная помощь; - виды профессионального консультирования; - как и где можно получать профконсультационную помощь | | | |
30 | Виды и формы получения профессионального образования | 6 | Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг | Знать/ понимать: - в чем отличие общего и профессионального образования; - виды профессионального образования; формы получения профессионального образования; -что входит в понятие «рынок образовательных услуг». Уметь: - находить нужную информацию о рынке образовательных услуг | | | |
31 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | 7 | Формы самопрезентации. Автобиография как форма самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании. Правила самопрезентации при посещении организации | Знать/ понимать: - какие существуют виды самопрезентации; - сущность и назначение профессионального резюме и автобиографии; -правила поведения при собеседовании. Уметь: -составлять профессиональное резюме; - написать автобиографию | | | |
. | | | | |
32 | Планирование профессиональной карьеры | 1 | Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и учебного заведения | Знать/ понимать: - сущность и назначение автобиографии как формы самопрезентации. Уметь: - планировать свои действия по достижению намеченных жизненных целей | | | |
33 | Выявление интересов и способностей. Профессионально важных качеств. | 2 | | | |
34 | Итоговое занятие | 3 | Обобщение изученного материала. Подведение итогов | | | | |
29