Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ряжская средняя школа № 1»
«Принято» МО учителей естественно-математического цикла Протокол №_________ от «___»_______20__ Руководитель МО Цыбакова Л.В. | | Утверждаю: Директор МОУ «Ряжская средняя школа № 1» ____________Елистратов А.В. Приказ №________ от «___»_______20__ |
Рабочая программа по технологии
(вариант для девочек)
11 класс
по 1 часу в неделю (34 ч в год)
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
учитель технологии
МОУ «Ряжская средняя школа № 1»
О.Н.Кочетова
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень) к учебнику Технология. Базовый уровень.10 – 11классы. Под ред. Симоненко В.Д., Очинин О.П, Матяш Н.В и др.- Вентана–Граф, 2019 г.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования и предназначен для учащихся непрофильного, или универсального уровня образования, готовит старшеклассников к активной профессиональной деятельности.
Специфика предмета.
Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объеме 68 часов, из расчета: в 10 классе - 34 часа в год (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа в год (1 час в неделю)
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии в 10 и 11 классе отводится не менее 68 часов, из расчета 1 ч. в неделю в каждом классе.
Планируемые результаты.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Цели изучения курса
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи предмета :
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;
сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;
ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;
ознакомить с отраслями современного производства и сферы услуг;
ведущими предприятия региона;
творческими методами решения технологических задач;
назначением и структурой маркетинговой деятельности на предприятиях;
основными функциями менеджмента на предприятии;
основными формами оплаты труда;
порядком найма и увольнения с работы;
содержанием труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий;
устойчивостью конъюнктуры по отдельным видам работ;
источниками информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;
путями получения профессионального образования и трудоустройства;
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Одна из важных задач – научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.
Знать:
понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;
понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,
чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск,
условия прибыльного производства;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей
кто может быть участником предпринимательской деятельности,
какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества;
выдвигать деловые идеи;
характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;
изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план;
находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;
распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;
решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;
уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания для:
повышения активности процесса и результатов своего труда;
поиска и применения различных источников информации;
соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;
составления резюме при трудоустройстве.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 11 КЛАСС
Профессиональное самоопределение и карьера – 21 час
(Подготовка к профессиональной деятельности)
Теоретические сведения.
Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения. Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг. Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.
Формы самопрезентации. Содержание резюме.
Практические работы.
Творческая проектная деятельность - 13 часов
В течение отведённого времени ученики выполняют проект по уточнению своих профессиональных намерений «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Планирование работы.
Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации.
Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта.
Проектная деятельность – 9 часов
Творческий проект. «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (или тема по свободному выбору)
Учебно-тематический план 11 класс
№ пп | Раздел темы | 11 класс, часов |
Профессиональное самоопределение и карьера - 21 час | теория | практика |
1 | Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства в профессиональной деятельности | 1 | |
2 | Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности | 1 | 1 |
3 | Нормирование труда | 1 | 1 |
4 | Оплата труда | 1 | 1 |
5 | Культура труда | 1 | |
6 | Научная организация труда Практическая работа | 0,5 | 0,5 |
7 | Профессиональное становление личности. Этапы становления. Профессиональная карьера | 1 | 1 |
8 | Сферы профессиональной Деятельности. Рынок труда и профессий | 1 | 3 |
9 | Виды профессионального образования | 1 | 1 |
10 | Профессиональный рост | 1 | |
11 | Трудоустройство | 1 | 1 |
12 | Самопрезентация | | 1 |
Технология проектной деятельности -13 часов |
13 | Проектная деятельность Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (проект по выбору) | 1 | |
14 | Исследовательский этап выполнения проекта | 1 | 1 |
15 | Технологический этап выполнения проекта | 1 | 2 |
16 | Оформление проекта | | 2 |
17 | Анализ проектной деятельности | 1 | 1 |
18 | Презентация результатов проектной деятельности | | 1 |
19 | Защита проектов | | 2 |
Итого | 14,5 | 19,5 |
Всего | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№ урока | Дата проведения | Разделы Тема урока | Кол-во часов | Ключевые понятия и термины | Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы | Тип урока | Д/з |
план | факт |
Профессиональное самоопределение и карьера – 21 час |
1 | | | Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства в профессиональной деятельности | 1 | Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. | Знать: определения понятий профессиональной деятельности; сущность понятий специализация и формы разделения труда Уметь: приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям | Урок усвоения новых знаний | §16 Стр. 135-139 |
2-3 | | | Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности Практическая работа №15 (стр.144) | 2 | Понятия сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона | Знать: определения понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»; сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера»; «структура производства»; перспективы экономического развития региона; отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Уметь: приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям | Комбинированный | §16 Стр 139-145. Док лад |
№ урока | Дата проведения | Разделы Тема урока | Кол-во часов | Ключевые понятия и термины | Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы | Тип урока | д/з |
4-5 | | | Нормирование труда | 2 | Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости. Методика установления и пересмотра норм. | Знать: определения понятий «норма труда», «норма времени», «норма выработки», «норма времени обслуживания», «норма численности», «норма управляемости»; методы установления норм. Уметь: выбирать методы установления норм в зависимости от вида работ | Урок усвоения новых знаний | §17 Стр. 146-150 |
6-7 | | | Оплата труда Практическая работа №16 (стр.152) | 2 | Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда | Знать: определение понятия «оплата труда»; сущность основных форм оплаты труда. Уметь: сопоставлять достоинства и недостатки различных форм оплаты труда; определять преимущественные области применения различных форм оплаты труда; выбирать предпочтительную форму оплаты труда в зависимости от вида предприятия, формы собственности | Комбинированный | §17 Стр. 150-154 |
№ урока | Дата проведения | Разделы Тема урока | Кол-во часов | Ключевые понятия и термины | Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы | Тип урока | Д/з |
8 | 21.10 | | Культура труда | 1 | Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг. | Знать: сущность понятий «эффективность деятельности организации», «технологическая дисциплина», «безопасность труда», «эстетика труда»; определения понятий «рентабельность», «эффект», «культура труда», «научная организация труда»; основные компоненты культуры труда; роль менеджмента в деятельности организаций; возможные варианты повышения качества то варов и услуг | Урок усвоения новых знаний | §18 Стр. 154-160 |
9 | 28.10 | | Научная организация труда Практическая работа №17 (стр.160) | 1 | Научная организация как основа культуры труда. Основные направления НОТ: разделение и кооперация труда, нормирование труда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда. Разработка проекта рабочего места в соответствии с требованиями НОТ | Знать: определения понятий «технологическая дисциплина», «рабочее место», «организация рабочего места», «техника безопасности», «производственный дизайн»; основные направления научной организации труда; «условия рациональной организации рабочего места. Уметь: использовать основные направления НОТ при организации собственной учебной деятельности; анализировать состояние своего рабочего места; разрабатывать проект своего рабочего места в соответствии с требованиями НОТ | Комбинированный | Конспект |
№ урока | Дата проведения | Разделы Тема урока | Кол-во часов | Ключевые понятия и термины | Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы | Тип урока | д/з |
10-11 | | | Профессиональное становление личности. Этапы становления. Профессиональная карьера Практическая работа №18 (стр.166) | 2 | Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона | Знать: определения понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»; сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера»; «структура производства»; перспективы экономического развития региона; отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Уметь: приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям | Комбинированный | §19 стр. 161-167. |
12-15 | | | Сферы профессиональной деятельности. Рынок труда и профессий Творческий проект «Интересная профессия» | 4 | Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Характеристика массовых профессий сферы производства и сервиса | Знать: определения понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»; сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера»; «структура производства»; перспективы экономического развития региона; отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Уметь: приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям | Комбинированный | §20 стр. 167-170 Подготов-ка проекта «Интерес-ная профессия» |
№ урока | Дата проведения | Разделы Тема урока | Кол-во часов | Ключевые понятия и термины | Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы | Тип урока | д/з |
16-17 | | | Виды профессионального образования Практическая работа №19 (стр.173) | 2 | Формы современной кооперации труда. Основные виды работ и профессий. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Функции работников вспомогательных подразделений. Роль образования в расширении профессиональной мобильности | Знать: сущность понятий «кооперация труда», «профессиональная специализация», «профессиональная мобильность»; формы современной кооперации труда. Уметь: анализировать требования к образовательному уровню и квалификации работников конкретной профессии | Комбинированный | §20 стр. 171-174 |
18 | | | Профессиональный рост | 1 | Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. Виды карьерного роста: по горизонтали, по вертикали | Знать: определение понятия «профессиональный рост»; возможные пути получения профессионального образования; виды карьерного роста. Уметь: приводить примеры различных путей получения профессионального образования; сопоставлять свои профессиональные планы с личностными склонностями и возможностями; обосновывать свой выбор вида карьеры | Комбинированный | Доклад Конспект |
№ урока | Дата проведения | Разделы Тема урока | Кол-во часов | Ключевые понятия и термины | Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы | Тип урока | Домашнее задание |
19-20 | | | Трудоустройство | 2 | Понятие резюме, принципы составления резюме | Знать принципы построения резюме | Комбинированный | §21 стр. 175-177 |
21 | | | Самопрезентация Практическая работа №20 (стр.180) | 1 | Формы самопрезентации. Содержание резюме | Знать: определения понятий «самопрезентация», «резюме»; формы самопрезентации; структуру и содержание резюме; виды резюме. Уметь: составлять резюме, используя различные его виды | Комби-ниро-ванный | §21 стр. 178-180 |
Творческий проект- 13 часов |
22 | | | Проектная деятельность Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (проект по выбору) | 1 | Проект как средство решения возникших проблем. Основные типы проектов. Этапы выполнения проекта. Осознание проблемы. Формулировка темы проекта. Обоснование типа проекта. Ознакомление с инновациями в данной области | Знать: сущность проектной деятельности; типы проектов; основные этапы выполнения проектов; содержание этапов выполнения проекта. Уметь: формулировать проблему проекта; обосновывать актуальность проблемы; формулировать тему проекта; обосновывать тип проекта | Комбинированный | Работа над проектом |
23-24 | | | Исследовательский этап выполнения проекта | 2 | Формулировка задач. Планирование работы по организации выполнения проекта. Сбор материала. Выявление и исследование основных параметров и ограничений. Разработка и оформление альтернативных идей проекта. Обоснование выбора базового варианта проекта | Уметь: формулировать задачи проекта; планировать проектную деятельность; определять источники информации, необходимые для решения проблемы проекта; выявлять и исследовать основные параметры и ограничения; разрабатывать и оформлять альтернативные идеи проекта; обосновывать выбор базового варианта проекта | Комбинированный | Работа над проектом |
25-27 | | | Технологический этап выполнения проекта | 3 | Особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов | Знать: особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов. Уметь: осуществлять самоконтроль своей деятельности при выполнении технологического этапа проекта; корректировать последовательность операций в соответствии с промежуточными результатами своей деятельности на технологическом этапе проекта | Комбинированный | Работа над проектом |
28-29 | | | Оформление проекта | 2 | Требования к оформлению пояснительной записки проектной работы | Знать: требования к оформлению пояснительной записки проектной работы. Уметь: оформлять пояснительную записку своего проекта | Комбинированный | Работа над проектом |
30-31 | | | Анализ проектной деятельности | 2 | Рефлексивно-оценочный этап выполнения проекта. Методы Оценки качества материального объекта или услуги. Критерии оценивания соблюдения технологического процесса при выполнении проекта. Анализ проделанной работы и выводы по результатам проекта. Критерии оценивания результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Анализ практической востребованности проекта | Знать: сущность понятий «оценка качества», «экспертная оценка»; критерии оценки качества материального объекта или услуги; критерии оценивания соблюдения технологического процесса; критерии оценки результатов проектной деятельности. Уметь:осуществлять анализ проделанной работы; оценивать качество результатов собственной проектной деятельности; делать выводы по результатам проекта; анализировать практическую востребованность проекта | Рефлексия | Индивидуальный устный опрос |
32 | | | Презентация результатов проектной деятельности | 1 | Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации. Подготовка презентации проекта | Знать: возможные формы презентации; особенности восприятия вербальной и визуальной информации; методы подачи информации при презентации. Уметь: определять цели презентации; выбирать форму презентации; использовать технические средства в процессе презентации; лаконично и аргументированно отвечать на вопросы оппонентов на защите проекта | Комбинированный | Работа над проектом |
33-34 | | | Защита проектов | 2 | Защита проектов, разработанных учащимися | Умение вести защиту своей работы, дискутировать в процессе представления проекта, аргументировать свою позицию | Защита проектов | |
Учебно-методический комплекс
Учебники
Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2019 г.
Учебник «Технология Профессиональный успех» 10-11 Под редакцией С.Н. Чистяковой М. – Просвещение 2015 г.
Методическая литература
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2015.-240 с.
Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2019.
Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2015.-224 с.