ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»
Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20
сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19
электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26
«Утверждаю» Директор школы
__________ /Курмышова О. А./ «______»____________2016 г. | | | | «Согласовано» Заместитель директора по содержанию _________/Гармаш В.Ю./ |
Рабочая программа
по технологии в 4 классе
учителя начальных классов
Пинаевой Валентины Николаевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 30.08.2016 г.
Москва
2016 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Технология» 4 класс создана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального образования;
Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2012год
Программы курса «Технология» под редакцией Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В, Фрейтаг И.П. М., «Просвещение», 2012 год;
Учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.
Цели и задачи данной программы
В результате обучения технологии реализуются следующие цели:
· овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;
· освоение продуктивной проектной деятельности;
·формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи:
· духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
· развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
· формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
· формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
· развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
· формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
· развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
· формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
· гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
· развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
· формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
· развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
· формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
·обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
· формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
· обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
· формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
· формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
· формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
· формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
· формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.
Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа «Технология» в 4 классе составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год)
Ценностные ориентиры
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Требования к уровню знаний и умений учащихся 4 класса к концу учебного года
В результате изучения технологии (труда) ученик должен
знать/понимать: | уметь: |
– роль трудовой деятельности в жизни человека; – распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); – влияние технической деятельности человека на окружающую среду и здоровье; – область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров); – основные источники информации; – назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации; | – выполнить инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; – осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами; – получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы, рисунки, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); – работать с текстом и изображением, представленными на компьютере; – соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; – создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов; – осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: – для поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач; – компьютерные программы – для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда; – соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; – создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; – осуществления сотрудничества в совместной работе. |
Учащиеся научатся:
• использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
• правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
• выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
• работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
• изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
• решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
• творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
• понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
• понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
В ходе изучения учебного предмета по учебникам ФГОС могут быть использованы следующие УУД:
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
• осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
• способность к самооценке;
• уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
• понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
• представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
• понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
• чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
• устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
• установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
• привычка к организованности, порядку, аккуратности;
• адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
• чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные. Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
• планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
• следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
• руководствоваться правилами при выполнении работы;
• устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
• осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
• прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
• анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
• анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
• использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
• самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;
• воплощать этот образ в материале;
• понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Календарно - тематическое планирование
Дата | N урока | Раздел | Тема | Часы |
| 1 | Человек и земля ( 20 часов) | Как работать с учебником | 1 |
| 2 | | Вагоностроительный завод | 1 |
| 3 | | Вагоностроительный завод | 1 |
| 4 | | Полезные ископаемые | 1 |
| 5 | | Полезные ископаемые | 1 |
| 6 | | Автомобильный завод | 1 |
| 7 | | Автомобильный завод | 1 |
| 8 | | Монетный двор | 1 |
| 9 | | Монетный двор | 1 |
| 10 | | Фаянсовый завод | 1 |
| 11 | | Фаянсовый завод | 1 |
| 12 | | Швейная фабрика | 1 |
| 13 | | Швейная фабрика | 1 |
| 14 | | Обувное производство | 1 |
| 15 | | Обувное производство | 1 |
| 16 | | Деревообрабатывающее производство | 1 |
| 17 | | Деревообрабатывающее производство | 1 |
| 18 | | Кондитерская фабрика | 1 |
| 19 | | Кондитерская фабрика | 1 |
| 20 | | Тепличное хозяйство | 1 |
| 21 | Человек и вода (4 часа) | Водоканал | 1 |
| 22 | | Порт | 1 |
| 23 | | Узелковое плетение | 1 |
| 24 | | Узелковое плетение | 1 |
| 25 | Человек и воздух (4 часа) | Самолетостроение. Ракетостроение | 1 |
| 26 | | Ракета-носитель | 1 |
| 27 | | Воздушный змей | 1 |
| 28 | | Воздушный змей | 1 |
| 29 | Человек и информация (6 часов) | Создание титульного листа | 1 |
| 30 | | Работа с таблицами | 1 |
| 31 | | Создание содержания книги | 1 |
| 32 | | Переплётные работы | 1 |
| 33 | | Переплётные работы | 1 |
| 34 | | Итоговый урок | 1 |
Материально-техническое обеспечение.
1. «Технология. 4 класс» (авт. Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова, Н.В. Шипилова, С.В.Анащенкова)
2. Компьютер, мультимедийный проектор.
3. Ресурсы Интернета
4. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
5. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
6. Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
7. http://www.nachalka.com/
8. http://www.zavuch.info/
9. Методический центр: http://numi.ru/
10. Инструменты для обработки различных материалов.
11. Коллекции «Виды бумаги и картона», «Виды ткани».
Формы подведения итогов:
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическое обеспечение для учителя | Учебно-методическое обеспечение для учеников |
Уроки технологии. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Роговцева Н.И.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: «Просвещение», 2013. | 1. Технология. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В.Добромыслова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: «Просвещение», 2013. |